d9e5a92d

Михалковская Н. - Экономическая психология

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

ВВЕДЕНИЕ

Мировая экономика вступила в новую эпоху, которую характеризуют стремительность перемен, быстрое устаревание технологий, маркетинговых идей и проникновение Интернета во все сферы экономики.
Изменилось и отношение к человеку - ценятся менеджеры и сотрудники, которые в избытке наделены качествами, называемыми неосязаемыми активами (intangibles).
К этим качествам можно отнести предпринимательский дух, системное мышление, постоянное обучение, атмосферу творчества, нестандартность, командный дух, способность работать в условиях непрерывных изменений. Новая экономика - это экономика корпоративных знаний. Под этим следует понимать совокупный интеллект, квалификацию и изобретательность сотрудников, самые современные инструменты, свободу творчества и бизнеса, мгновенную реакцию на возникающие тенденции и культуру постоянного совершенствования.

В экономике знаний доминирует процесс образования, обучения, самообучения. Все чаще слышен термин самообучающаяся организация.

Упор делается на обучение искусству обучаться и развитие маркетингового и предпринимательского мышления. Компании стремятся раскрепостить инициативу, с тем чтобы все подразделения стали бы самоорганизующимися подразделениями, а сотрудники превратились бы в бизнесменов.
Важно выработать у сотрудников психологию владельца-бизнесмена. Новая экономика предполагает творческое, преобразовательное, эмоциональное мышление.
Практическое пособие по экономической психологии подготовлено с учетом трендов и мегатрендов новой экономики и бизнеса 21 века.
Первая тенденция. Главный источник прибавочной стоимости -люди с их знаниями и условия реализации их потенциала.
Общая экономическая безграмотность населения в нашей стране приводит ко многим проблемам, включая нерациональное использование ресурсов, политическую инертность, непонимание действий политиков и органов управления и т.д. Особый акцент методического пособия делается на концепцию обучающихся организаций, изучение через обучение других, развитие внутреннего локуса контроля.

Передавая экономические знания, студенты смогут глубже и полнее изучить экономику и связанные с ней дисциплины, поскольку самый эффективный способ изучения - это обучение других.
Вторая тенденция. Ориентация на удовлетворение потребителя (сервисная экономика).

Парадигма ведения бизнеса смещается от производства продукта к предоставлению услуг.
Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор в книге Экономика впечатлений (см. Гилмор Джеймс Х., Пайн Джозеф Б. Экономика впечатлений.
Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. - М.: Изд-во Вильямс, 2005) считают, что для успешного ведения бизнеса одних только товаров уже недостаточно. Потребители, уставшие от стандартизированной продукции, стремятся получить товар, созданный специально для них, да еще соответствующий их внутреннему миру.

В настоящее время зарождается новая экономика - экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя.
В рамках данной тенденции целесообразным является рассмотрение психологических аспектов потребительского поведения.
Третья тенденция. Воспроизводство материальных ресурсов будет ограничиваться, информационные ресурсы будут доминировать.
В рамках данной тенденции рассматривается электронный бизнес и электронная коммерция. Использование электронных форм коммуникаций позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса. Отпадает необходимость в торговых залах, функции которых уже выполняют интернет-магазины.

Снижаются затраты на рекламу и обслуживание и, как следствие, - цена на товар. Снижается время на оформление и выполнение заказа.

Создаются новые направления.
В рамках практических заданий студентам предлагается создать виртуальную организацию.
Особое внимание уделяется анализу проблем и принятию экономических решений. В методическом пособии подробно рассматриваются ловушки сознания, анализируются причины неудачных решений, кроющихся в особенностях нашего мышления.
Для более эффективного изучения курса Экономическая психология студентам рекомендуется использование метода карт памяти (Mind Maps).
Еще в 70-х годах Тони Бьюзен, озадаченный трудностями подготовки студентов к экзаменам, разработал концепцию ментальных карт. Отличительным свойством его методики является привлечение в процессе усвоения информации полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа.


С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам).
Карта ума представляет собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления (ДА или НЕТ) сквозь латеральное (двухмерное) мышление вперед к многомерному, неограниченному мышлению.
Этим и ряду других вопросов посвящено настоящее издание.
Учебное пособие имеет следующую структуру: в каждой теме содержится краткий обзор основных концепций и теорий экономического поведения, даются иллюстративные примеры, предлагаются групповые игры и упражнения, анализируются ситуации в рамках экономического поведения и психологические тесты.

Глава 1. Предметная область экономической психологии и экономического поведения

Экономическая психология - это наука, исследующая поведение людей в условиях экономических отношений (в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления).
Виды экономического поведения.
Дистрибутивное (распределительное) поведение соединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы и способы их перераспределения от одного пользователя к другому. Рынок в этом смысле можно понимать как бесконечный процесс редистрибуции огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами.

Фактически дистрибутивные модели - поведенческие проекции многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними и получения выгоды от их оборота.
Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.
Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Участники обменного поведения - это множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.
Потребительское поведение обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать и другие модели, входящие в их структуру:
1) монетарные;
2) инвестиционные;
3) редистрибутивные,
4) покупательские;
5) сбытовые;
6) коммерческие;
7) спекулятивные;
8) маркетинговые;
9) посреднические;
10) конъюнктурно-игровые;
11) предпринимательские;
12) ненормативные.
Экономическая теория объясняет закономерности построения экономических систем, в которых человек присутствует только номинально. В реальной экономической действительности именно человек принимает решения, от его воли, мыслей и действий зависит та или иная ситуация.

Т.е. человек - главное действующее лицо всех экономических процессов.
Экономическая психология выделилась как самостоятельная наука сравнительно недавно: западная (маркетинговая ветвь) - в начале ХХ века, отечественная (человеческий фактор в промышленности) - в конце 70-80-х годов прошлого века.
Экономическая психология является междисциплинарной наукой и использует в исследованиях методы других наук: наблюдение и самонаблюдение, анализ продуктов деятельности (и поведения), биографический метод, метод беседы, метод экспертных оценок, экспериментальные методы.
Методологические принципы экономической психологии.
1. Принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеисторическими. Психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общества.
2. Принцип субъективности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, а активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения. Человек вступает в экономические взаимодействия и экономические отношения с другими экономическими субъектами -индивидуальными и групповыми.

Основными признаками субъективности являются: активность субъекта, сознательность действий, избирательный характер действий.
3. Принцип диалектического единства сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства и согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением и его осознанием.
4. Принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и психологических явлений означает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения индивидуальных и групповых субъектов.
5. Принцип единства теории, эксперимента и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии, как с проведением эмпирических исследований, так и с практической психологической деятельностью в различных сферах экономической жизни. Согласно данному принципу, предполагается обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни и развития социума.
6. Принцип комплексности и междисциплинарности предполагает рассматривать во взаимной связи три типа экономической реальности:
- рынок (психология потребителя, психология ведения домашнего хозяйства и т.д.);
- бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна, этический аспект поведения в бизнесе и т.д.);
- отношения между обществом и гражданином (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики государства и т.д.).

ПРАКТИКУМ

Упражнение 1

Используя краткую инструкцию и иллюстративный пример, продолжите составление карты памяти потребительского поведения (рис.1). Экономическая психология - область научного знания, находящаяся на пересечении интересов психологии и экономики. Психология рассматривает вопросы, связанные с внутренним миром человека, его особенностями. Экономическая реальность создает условия, специфическую среду, в которой человек может проявить свои особенности.

Такими внешними проявлениями можно считать поведенческие реакции (поведение), деятельность (целенаправленные действия) и общение (речь).
Именно в процессе поведения, деятельности и общения внешний наблюдатель (или самонаблюдатель) может зафиксировать особенности внутреннего мира человека. В поведении, деятельности и речи (общении) проявляются особенности психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления. В поведении, деятельности и речи (общении) также проявляются особенности психических свойств человека: характера, темперамента и воли. Кроме того, в поведении, деятельности и речи (общении) проявляются особенности психических состояний человека: эмоциональные состояния, чувства, состояние внимательности -невнимательности, состояния ослабленного сознания (внушаемость), бессознательные установки, стереотипные реакции (рис.

3).
Поведение, деятельность и общение не могут существовать сами по себе, в вакууме - необходима арена, т.е. пространство, в котором они могли бы разворачиваться и существовать. В нашем случае, таким пространством становится экономическое пространство, экономическая реальность.

Под экономической реальностью стоит понимать те специфические условия, которые складываются в определенном географическом месте, в определенное историческое время. Поэтому, говоря об экономических условиях как среде для проявления личных особенностей человека, необходимо учитывать: мировые экономические тенденции, экономическую политику государства, исторические особенности социально-экономической системы разных регионов.

Особенности внешней среды формируют общественные стереотипы и общественные ценности.
В процессе социализации каждый человек приобретает личный опыт и убеждения, а также интериоризирует опыт и убеждения социума (семьи, школы, трудового коллектива, исторический опыт поколений). Часто такой опыт и убеждения осознаются, а иногда так и остаются неосознанными. Упражнение 2
Понаблюдайте за своим поведением, деятельностью и речью в разных экономических ситуациях (производство, распределение, обмен, потребление, владение, управление).
Проведите ту же процедуру со своими друзьями и родственниками. См. пример заполнения таблиц.
Заполните таблицы 1-6.

Таблица 1
Тема: Производство (отношение к работе)
Пример Поведение Деятельность Речь
+ С 15.00 до 17.00
- подвиг
- День прошел, и хорошо: до пенсии
осталось...
+ Стремление сделать работу максимально качественно (совершенству нет придела).
- Сделать работу плохо, что бы в следующий раз не поручали
+ Сделал дело
- гуляй смело
- Солдат -спит, служба -идет
Я 1
2
3
4
5
Другие 1
2
3
4
5

Тема: Распределение
Пример Поведение Деятельность Речь
+ Кто много работает, тот много
имеет
- Жизнь за чужой счет (халява)
+ Ведение статистики собственных расходов; планирование крупных трат - Взял все тихо и ушел - называется,
нашел
+ Кто не работает, тот не ест - Одним - все, другим - ничего...
Я 1
2
3
4
5
Другие 1
2
3
4
5


Таблица 3
Тема: Обмен
Пример Поведение Деятельность Речь
+ Мой дом = твой дом, мои вещи =
твои вещи
- В семейных отношениях: я зарабатываю больше, значит, мои желания должны удовлетворяться в первую очередь
+ Страхование чего-либо: снять
часть ответственности с себя, заменить ответственность деньгами - Покупка чего-либо в кредит: пользуюсь сейчас, плачу позже
+ От каждого по способности, каждому - по труду - Не в деньгах счастье
Я 1
2
3
4
5
Другие 1
2
3
4
5

Тема: Потребление
Пример Поведение Деятельность Речь
+ Попробовать все - А скидка есть? + Перед покупкой необходимо провести хотя бы небольшое маркетинговое исследование - Покупка ненужных вещей + Лучше купить дороже, но качественнее
- Надо экономить
Я 1
2
3
4
5
Другие 1
2
3
4
5


Таблица 5
Тема: Владение
Пример Поведение Деятельность Речь
+Неприкосновен-ность имущества - Стремление иметь самое лучшее. + Официальное оформление прав на что-либо (авторские права, недвижимое имущество, земля)
- Рейдерский захват
+ Все свое ношу с собой
- Это не мое, мне безразлично, что с ним произойдет
Я 1
2
3
4
5
Другие 1
2
3
4
5

Тема: Управление
Пример Поведение Деятельность Речь
+ С высокой должностью человек приобретает не столько права, сколько обязанности
- Девиантное экономическое поведение
+ Чем выше должность, тем более ответственные решения принимаются - Критика и сопротивление любым нововведениям, исходящим из вышестоящих инстанций + Я буду хорошим начальником
- Начальник всегда прав
Я 1
2
3
4
5
Другие 1
2
3
4
5

Упражнение 3

Цель: четко обозначить предмет исследования экономической психологии. Объектом исследования всех общественных наук, в том числе и экономики, психологии и социологии, является человек.

Какой аспект поведения, деятельности человека рассматривает каждая из этих наук? В чем различие экономического, психологического и социального человека?
Порядок работы (методика). Студенты работают в группах по 5-9 человек. Им предлагается решить задачу, в которой человек может проявить себя преимущественно с экономической, психологической и социальной позиции.

На решение задачи дается 5-7 минут, после чего каждая группа представляет свое решение задачи.
Оборудование (оснащение). Для работы понадобится секундомер или часы.

Текст задачи сложен для устного восприятия, поэтому необходимо заготовить несколько экземпляров для каждой группы студентов.
Инструкция. Необходимо прочитать текст задачи, обсудить возможные варианты ее решения в группе, подготовить групповое решение.
Случилась эта история много лет назад...
- Ну вот, - сказала Нина старшему брату Виктору. - Говорила тебе, что не нужно покупать мороженое! Как теперь мы доберемся до бабушки?

У нас осталось всего 30 рублей!!!
- Погоди, - возразил Виктор. Во-первых, это ты предложила купить мороженое.

Во-вторых, нам помогут знания, полученные в школе в экономическом кружке.
И он стал быстро чертить на бумаге схему маршрутов (рис. 4).



Деловая игра Ультиматум.
В данной игре отрабатываются поведенческие навыки экономического человека - независимость решений.
Инструкция.
В игре участвуют - ведущий и 2 игрока. Ведущий предлагает одному из них некоторую сумму денег, однако тот должен поделиться со вторым.

Если второй участник согласится на предложенную сумму Х, то первый получит общую сумму минус сумму Х. Если же второй не согласится, то первый ничего не получит. Второй участник знает об этом. Результат фиксируется на банке или записываются на доске.

Для интереса можно устроить соревнование в парах на результат.

Бланк фиксации результатов.

1 мужской состав
100 руб. 10 000 руб. 100 000 евро
1 игрок
2 игрок

2 женский состав
100 руб. 10 000 руб. 100 000 евро
1 игрок
2 игрок

3 смешанный состав
100 руб. 10 000 руб. 100 000 евро
1 игрок
2 игрок

Пояснение к игре.

Экономический человек по теории максимизации выгоды должен согласиться на любую, самую ничтожную сумму, так как реальная альтернатива - ноль выгоды. В реальности это не так, т.к. многие воспринимают такое предложение как оскорбление, унижение. Самое интересное, что у американцев наиболее частое соотношение оставляемой и предлагаемой доли составляет 7:3.

В России же, по результатам экспериментов, такое соотношение составляет 5:5. Соотечественники готовы отдать половину, опасаясь, что предложение будет отклонено.

В данной игре проявляется не просто зависимость, а обусловленность экономического решения уверенностью, что любые деньги надо поровну делить с тем, от кого зависит их получение.
Задания
1. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2. Какой тип поведения (рационально-экономический, психологический) доминирует у победителя лотереи?
Парень выигрывает в лотерее бесплатный билет на футбольный матч любимой команды. Он не хочет идти на этот матч в одиночестве и уговаривает друга приобрести аналогичный билет. Когда они уже собираются отправиться на матч, случается ужасная гроза. Победитель лотереи выглядывает из окна и говорит: В такую погоду меня может просто смыть с трибуны.

К черту этот матч. Лучше останемся дома.
А может быть (особенно если имеет экономическое образование), он говорит: Издержки, которые я понесу в результате грозы, значительно превышают ожидаемое мною наслаждение от матча. К черту этот матч. Лучше останемся дома. Как бы там ни было, но победитель лотереи отказывается от полученного приза.

А что же его друг? Да он просто в ярости!

Он требует немедленно отправиться на матч: Я не хочу терять деньги, которые заплатил за билет.
Мн.: Попурри, 2007.

Глава 2. Экономико-психологическая социализация и адаптация

Экономико-психологическая социализация определяет возможности достижения личности в сфере экономики и тесно связана со следующими компонентами поведения (рис. 5).



Содержание раздела