d9e5a92d

Методика. “Познавательная потребность”

Оценки по этим шкалам - числа в промежутке от 0 до 9. Следовательно, результат выражается суммой шести, однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракции (е+W) и противоречивости межличностного поведения (е-W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большого количества членов.

Проведение опроса.


При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно необходимо, как и для всех личностных опросников, соблюдать принцип добровольности.

Даже малейшее давление на тестируемого, чтобы он заполнил тест, значительно повышает возможность искажения результатов.
Длительность тестирования не ограничена. Большей валидности и надежности результатов способствует спокойная атмосфера.

Средний опрашиваемый отвечает на 54 утверждения в течении 15 минут.
Схожесть утверждений может вызвать у испытуемого впечатление, что в тесте скрыто что-то еще, что на первый взгляд, не очевидно, и возбудить в нем чувство угрозы. В таком случае возможен успокаивающий комментарий, заключающийся в пояснении соответствующей части инструкции.
Опросник можно предъявлять и индивидуально. В этом случае нет необходимости, чтобы экспериментатор присутствовал.

Тем не менее, наблюдение за индивидом в процессе тестирования может повысить его мотивацию и предоставить экспериментатору информацию о его отношении к тесту и ситуации тестирования.
Опросник межличностных отношений В. Шутца
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки.

1 2 3 4 5 6
обычно часто иногда по случаю редко никогда

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
3. Становлюсь членом различных групп.
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.
5. Когда предоставляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
11. Стараюсь быть среди людей.
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.
14. Легко подчиняюсь другим.
15. Стараюсь избегать одиночества.
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться.
Относится к

1 2 3 4 5 6
большинству людей многим людям некоторым нескольким пяти
человекам
никому

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.
19. Мое личное отношение к окружающим - холодное и безразличное.
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными.
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.
25. С другими веду себя холодно и безразлично.
26. Легко подчиняюсь другим.
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение распространяется.
Относится к

1 2 3 4 5 6
большинству людей многим людям некоторым нескольким 1-2
человекам
никому

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.
29. Мне нравится, когда другие люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах.
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по приятельски.
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.


40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

1 2 3 4 5 6
обычно часто иногда по случаю редко никогда

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.
42. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу.
54. В обществе руковожу ходом событий.
Ключи для обработки шкал опросника
межличностных отношений (ОМО)
Слева приводятся пункты шкал, справа - номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.
Таблица 1

CW
1. 1 2 3 4 2. 1 2 3 4 5 4. 1 2
3. 1 2 3 4 5 6. 1 2 3 8. 1 2
5. 1 2 3 4 5 10. 1 2 3 12. 1
7. 1 2 3 14. 1 2 3 17. 1 2 3
9. 1 2 3 18. 1 2 3 4 19. 3 4 5 6
11. 1 2 20. 1 2 3 4 21. 1
13. 1 22. 1 2 3 4 23. 1
15. 1 24. 1 2 27. 1
16. 1 26. 1 2 27. 1
Iw Ce AW
28. 1 2 30. 1 2 3 4 29. 1
31. 1 2 33. 1 2 3 4 5 32. 1 2
34. 1 2 36. 1 2 3 35. 5 6
37. 1 41. 1 2 3 4 5 38. 1 2 3
39. 1 44. 1 2 3 4 40. 5 6
42. 1 2 3 47. 1 2 3 4 5 43. 1
45. 1 2 3 50. 1 2 46. 4 5 6
48. 1 2 3 4 53. 1 2 3 4 49. 1
51. 1 2 3 54. 1 2 3 52. 5 6

а) Методика. "Познавательная потребность" (проведение анкеты).
Анкета предложена В.С. Юркевич и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, а также с родителями школьника должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:
Таблица 1

ВОПРОСЫ ВОЗМОЖНЫЕ
ОТВЕТЫ
БАЛЛ
1 Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (1-1,5 часа - для младших школьников, несколько часов для подростков) а) часто
б) иногда
в) очень редко
5
3
1
2 Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) получить, но самому найти ответ
б) когда как
в) получить готовый ответ
5
3
1
3 Много ли школьник читает дополнительной литературы? а) постоянно много
б) иногда много, иногда ничего
в) мало или совсем ничего
5
3
1
4 Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально
б) когда как
в) эмоции не выражены (по сравнению с другими учениками)
5
3
1
5 Часто ли ученик задает вопросы? а) часто
б) иногда
в) очень редко
5
3
1

Обработка полученных данных.
Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:
17-25 - потребность выражена сильно;
12-16 - потребность выражена умеренно;
меньше 12 баллов - потребность выражена слабо.
5.2 Констатирующее экспериментально-психологическое исследование.
Экспериментально практическое исследование предполагало проведение констатирующего исследования и формирующего. Нами выдвинута гипотеза о зависимости успешности овладения иностранным языком от уровня познавательной потребности.
Известно, что потребности являются исходными побуждениями к деятельности, они направляют и регулируют конкретную деятельность субъекта в предметной среде. Так как мы заняты учебной деятельностью, особый интерес для нас представляет познавательная потребность.

Учащимся необходима потребность во впечатлениях, которая составляет фундамент познавательной потребности. Часто в школе уроки проходят в традиционной форме (вопрос-ответ). Учащиеся читают, переводят тексты. Этот вид работы не вызывает особых эмоций у учащихся, так как учителя стараются не выходить за рамки учебника при обучении английскому языку.

Однако изучение английского языка предполагает изучение традиций, нравов, обычаев людей, так как язык - это отражение развития истории жизни общества. Потребность в знаниях английского языка (любознательности) выражается в интересе к данному предмету, склонности, склонности к его изучению.

Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер, которая перерастает в целенаправленную деятельность и приводит к значимым результатам.
М.Ф. Стронин считает, что цель учителя - развить интерес к предмету, который достигается успешнее при игровой ситуации.
Таким образом в начале педагогической практики мы провели анкету Познавательная потребность. Анкета заполнялась учителями английского языка на основе наблюдений на уроках и бесед с родителями школьников с целью определения интенсивности познавательной потребности.
Результаты анкеты Познавательная потребность на уроках английского языка представлены в таблице 1.
Таблица 1

Ф.И.О. м/ж год рождения 1 2 3 4 5 Итог
1. А.Е. ж 1983 5 5 5 3 3 21
2. Б.А. ж 1983 3 3 3 3 3 15
3. Ж.С. м 1983 3 3 3 3 3 15
4. Л.Р. м 1983 1 1 1 1 1 15
5. М.Г. м 1983 3 3 3 1 1 11
6. Н.С. м 1982 3 3 3 3 3 15
7. О.С. ж 1984 5 3 3 3 3 17
8. О.В. м 1984 1 1 3 1 1 7
9. Н.А. ж 1983 5 3 3 1 1 13
10. С.Т. ж 1983 3 3 3 3 3 15
Ф.И.О. м/ж год рождения 1 2 3 4 5 Итог
11. О.И. ж 1983 3 5 5 3 3 19
12. Ш.Ю. ж 1983 5 3 3 1 1 15
13. Ц.И. м 1983 1 1 1 1 3 7
14. Ю.А. ж 1983 5 3 3 5 3 19

Итак, интенсивность познавательной потребности определена следующим образом:
Таблица 2
Интенсивность познавательной потребности

Количество учащихся %
Высокий балл 3 21%
Средний балл 7 50%
Низкий балл 4 29%

Теперь, сравним данные успеваемости уроков английского языка учителя с результатами анкетирования.
Таблица 3
Результаты успеваемости уроков учителя

Ф.И.О. Средний балл
1. А.Е. 5
2. Б.А. 4
3. Ж.С. 3,5
4. Л.Р. 2
5. М.Г. 3
6. Н.С. 4
7. О.С. 4,5
8. О.В. 3
9. Н.А. 4
10. С.Т. 5
11. О.И. 4
12. Ш.Ю. 2
13. Ц.И. 4
14. Ю.А. 5

Двое учащихся - имеют низкий уровень развития познавательной потребности и неудовлетворительные оценки по английскому языку (средний балл - 2).
Двое учащихся имеют удовлетворительные оценки при низком уровне развития познавательной потребности.
Семеро учащихся имеют средний уровень развития познавательной потребности, при этом их средний балл успеваемости - 4, за исключением Ж.С. - 3,5 балла, О.С. - 4,5 балла.
Самые высокие результаты уровня развития познавательной потребности и высокая успеваемость (средний балл - 5) у троих человек.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о зависимости уровня познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей необходимо сравнить результаты диагностики по методике В. Шутца и Познавательной потребности.
Для проведения констатирующего эксперимента в 10 В классе мы использовали опросник В. Шутца, с целью выявить особенности межличностного поведения индивида. Тест проводился в группе из 14 человек, из них 8 девочек и 6 мальчиков.

Респонденты отвечали на 54 утверждения.
После подсчета результатов мы получили следующие данные:
Таблица 4
Результаты экспериментального исследования
потребностей межличностных отношений 10 класса.

Ф.И. год
рождения
м/ж Ie Cw Ae Iw Ce Aw
1. Апанаскевич Е. 1983 ж 6 1 8 4 5 9
2. Белоусова А. 1983 ж 4 1 4 6 8 5
3. Жук С. 1983 м 3 1 2 3 7 5
4. Мотаровский Г. 1983 м 4 5 3 4 7 6
5. Нерволь С. 1982 м 4 2 3 1 7 3
6. Овсянников С. 1984 м 4 4 6 4 6 4
7. Овсянникова С. 1984 ж 7 2 5 2 8 6
8. Панькова А. 1983 ж 6 1 5 4 5 5
9. Стасевич Т. 1983 ж 4 2 4 3 5 4
10. Онипко И. 1983 ж 4 3 8 1 5 7
11. Шаровина Ю. 1983 ж 7 4 6 9 7 7
12. Цой И. 1983 м 5 4 5 7 8 4
13. Юрченко А. 1983 ж 6 2 8 4 4 8
14. Ли Р. 1983 м 5 3 8 6 8 6

По результатам таблицы мы определяем высокий, средний и низкий показатель развития уровня межличностных потребностей и данные заносим в таблицу 5:
Таблица 5
Уровень развития межличностных потребностей

Ie Cw Ae Iw Ce Aw
Выс. 2 14% - - 4 28,6% 2 14% 8 57% 4 28%
Сред. 5 36% 1 7,2% 5 35,7% 2 14% 5 35% 6 44%
Низ. 7 50% 13 92,8% 5 35,7% 10 72% 1 8% 4 28%

Выражаем данные в процентном отношении и сравниваем результаты:
Итак, 13 испытуемых имеют низкие результаты по шкале Сw (потребность в контроле). Эта потребность определяется, как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу.

92% учащихся не имеют удовлетворительные отношения в направлении от других людей к индивиду - в диапазоне от всегда контролируют до никогда не контролируют. На эмоциональном уровне эта потребность определяется, как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность.

13 испытуемых избегают влияния и контроля со стороны других, так как поведение в области контроля затрагивает область силы, влияния, авторитета.
Анализируя данные таблицы 5, что 8 опрошенных имеют высокие результаты по шкале Се (потребность контроля), то есть 57% учащихся имеют удовлетворительные отношения в направлении от индивида к остальным людям в диапазоне от всегда контролируют поведение остальных людей вплоть до никогда не контролируют поведение других. В поведении учащегося эта потребность выражается в контроле и влиянии на остальных; они берут в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться.

Данный результат свидетельствует о значимости потребности контроля в общении со сверстником, в то время как 92% - это показатель отказа от необходимости быть контролируемым, а наоборот выражается в стремлении к власти, авторитету и контролю.
28% учащихся имеют высокий показатель по шкале Iw (потребность в аффекте). Эта потребность определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Взаимоотношения учащихся протекают в направлении от других людей к индивиду. По данным таблицы мы также видим, что 28% учащихся по шкале Iе (потребность в аффекте) имеют отношения от индивида к остальным людям.

Они стремятся принимать остальных, чтобы другие имели интерес к ним, принимали участие в их деятельности, активно стремятся принадлежать к различным социальным группам. То есть показатели по Iw, Iе свидетельствуют об установлении дружеских отношений и дифференциации между учащимися группы. Поведение соответствующее потребности включения, можно обрисовать понятием исключения или включения принадлежности и сотрудничества.

Включение подразумевает такие понятия как, взаимоотношения между людьми, внимание, индивидуальность и интерес. Потребность в аффекте ведет к эмоциональному сближению с партнерами и отличатся от включения тем, что не включает в себя сильных, эмоциональных привязанностей к отдельным людям.

Таким образом во время исследования мы разделили показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек и занесли данные в таблицу 5 и посчитали результаты в процентном отношении.
Таблица 6
Результаты исследования МО.
Мальчиков 10 В класса.

Ф.И.О. Включение Контроль Аффект
Ie Iw Cw Се Ае Aw
Ж.С. 3 3 1 7 2 5
М.Г. 4 4 5 7 3 6


Ф.И.О. Включение Контроль Аффект
Ie Iw Cw Се Ае Aw
Н.С. 4 1 2 7 3 3
О.С. 4 4 4 6 6 2
Ц.И. 5 7 4 8 5 4
Л.Р. 5 6 3 8 8 6

Как известно, статус и социальные роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. (1. с.264) Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям - контроль, включение, аффект для другого, отношений к самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни - включение, контроль, аффект для себя.
Так, Б.Г. Ананьев выделяет 15 групп отношений личности (1. с.264). Для нас интерес представляют отношения к отдельным людям, социальной группе (общественное, корпоративное сознание), к самому себе (к своей физической и психологической жизни, к своей личности).

Именно образование отношений к самому себе является наиболее поздним, во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям.
В ходе исследования мы выявили особенности потребностей включения, контроля и аффекта в направлении от индивида к остальным людям и от других людей к индивиду.
Таблица 7

Направленности В К А
Для другого 30% 100% 50%
Для себя 70% - 50%

Итак, исходя из полученных результатов, мы видим, что мальчики имеют высокий показатель - 100% по шкале контроля (для других) - Се. Они стремятся к авторитету в группе, контролируют и влияют на остальных в группе.

Это как правило связано с тем, что мальчики всегда стремятся занять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая бы обеспечивала им уважение, признание или доверие, поддержку, помощь и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения со сверстниками, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. таким образом мальчики в подростковом периоде хотят самоутвердиться, проявляя самостоятельность в силу твердого убеждения в правильности своего поведения.
Таблица 8
Результаты МО девочек 10 В класса.

Ф.И.О. Включение Контроль Аффект
Ie Iw Cw Се Ае Aw
А.Е. 6 4 1 5 8 9
Б.А. 4 6 1 8 4 5
О.С. 7 2 2 8 5 6
П.А. 6 4 1 5 5 5
С.Т. 4 3 2 5 4 4
О.И. 4 1 3 5 8 7
Ш.Ю. 7 9 4 7 6 7
Ю.А. 6 4 2 4 8 8

Таблица 9
Направленность межличностных потребностей

Направленности В(I) К(С) А(А)
Для другого 30% 3,75% 60%
Для себя 70% 62,5% 40%

Высокие показатели преобладают по шкале I и C - потребности во включении (70%), контроле (62,5%), которые протекают в направлении от других людей к индивиду. Потребность включения для себя на уровне эмоций среди девочек определяется, как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса, которое включает в себя интерес других людей к субъекту.

С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение девочек направленно на установление связей между людьми.

Для девочек характерно желание нравиться, привлекать внимание, интерес.
Потребность контроля для себя (62,5%) на эмоциональном уровне определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность, включает получение достаточного уважения со стороны других. Эта потребность затрагивает области влияния и авторитета.
Сравнивая показатели межличностных потребностей мальчиков и девочек, можно сказать, что для мальчиков характерна 100% потребность в контроле для другого. Для них характерно влияние на остальных учащихся в классе, они предпочитают брать в свои руки руководство и стремятся в свои руки руководство и стремятся решать, что и как будет делаться.
Показатели потребности включения, направленной от других людей к индивиду и у мальчиков и у девочек равные - 70%. Это свидетельствует о том, что учащиеся стремятся к участию в деятельности, стараются, чтобы другие хотели быть в их обществе.
Что касается потребности в аффекте, то она выше у девочек - 60%. Это связано с тем, что по своей природе девочки более синтементальны, чем мальчики.

Для них более характерно эмоциональное влечение, симпатия к окружающим, желание посекретничать. Для мальчиков же характерны отношения одного и группы и эмоциональная сторона.
Чтобы доказать предположение о зависимости уровня познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей мы сравнили результаты диагностики В. Шутца и познавательной потребности.
Таблица 10
Сравнение уровня развития познавательной потребности
и межличностных потребностей

Познание Ie Cw Ae Iw Ce Aw
3 2 0 4 2 8 4
7 5 1 5 2 5 6
4 7 13 5 10 1 4

Получаем данные результаты по шкале познавательная потребность и по шкалам межличностных потребностей учащихся 10 класса. Включение (I), контроль (С), аффект (А) и проследим зависимость познавательной потребности от удовлетворения межличностных потребностей.



Содержание раздела