d9e5a92d

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Божович удалось зафиксировать существование опосредствованных потребностей, имеющих сознательный характер. Ею было доказано, что в процессе развития мотивационно потребностной сферы происходит освобождение от диктата "натуральных" потребностей, у субъекта появляется возможность сознательного управления своими потребностями и стремлениями.

Совместно с Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной, Л.И.

Божович сделала предметом изучения мотивы учебной деятельности школьников. Л.И. Божович выделяет две большие категории учебных мотивов: к первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы); другая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе общественных отношений (то есть широкие социальные мотивы).

Было доказано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности. Анализируя проблему соотношения потребностей и мотивов, Л.И.

Божович пришла к выводу, что "побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит ее удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности" (5. с.19). Не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но и в одном и том же объекте могут воплощаться самые разнообразные взаимодействующие, а иногда и противоречащие друг другу потребности. С процессом культурно-исторического развития потребностей, - по мнению Л.И. Божович, - тесно связано развитие эмоций и чувств.

И это понятно, так как-то и другое - стороны одного и того же процесса. Субъект, у которого какая-либо нужда не получила отражения в переживании, не испытывает потребности и не стремится к ее удовлетворению. Таким образом, возникновение новообразований в ходе развития потребностей означает вместе с тем возникновение и новых функциональных структур в развитии эмоциональной жизни человека.

Так рождаются сложные, специфические человеческие чувства нравственные, эстетические, интеллектуальные и др. (5. с.19). Эти идеи обусловили две основные линии исследования эмоций и чувств в концепции Л.И. Божович.

Во-первых, изучение переживаний, отражающих удовлетворенность потребностей субъекта и соответствующих устойчивых функциональных структур эмоциональной сферы. Во-вторых, исследование области высших чувств, специфика которых, по мысли Л.И. Божович, состоит в том, что они "могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметами его потребности" (5. с.22). Это так называемые ненасыщаемые потребности.

Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым поискам и созданию предмета их удовлетворения. В отличие от элементарных потребностей они могут побуждать человека в силу не отрицательных, а положительных переживаний и приводить его не к приспособительской, а к созидательной, творческой деятельности" (5. с.20). Л.И.

Божович неоднократно отмечала, что для развития личности далеко не безразлично, какие именно потребности приобретут свойство самодвижения, станут ненасыщаемыми. Одно дело если позитивные переживания связаны у человека с потребностями в познании, творчестве, другое когда такое самодвижение приобретает потребность в пище и для возникновения позитивного переживания требуется все более изысканная и утонченная еда. На этом примере Л.И.

Божович подчеркивает, что указанный механизм потребностей может действовать по сути на основе почти любой из них, а не только высших, социально ценных.
Вместо того чтобы сделать предметом изучения развития самих потребностей и переход их в новое качество, что позволило бы понять и психологические механизмы возникновения активности самого сознания, потребности отнесли в раздел психофизиологических явлений, связанных лишь с нуждами организма, и по существу выбросили их за пределы исследований человеческой психологии.
Характерным для состояния рассматриваемого вопроса является отношение к этой проблеме Н.Ф. Добрынина. Он считает, что потребности вообще не должны быть предметом психологического исследования, так как органические потребности есть предмет социологии, а духовные предмет социальных наук.



Однако проблема потребностей и их связи с сознанием человека нравственными мотивами, сознательными целями и намерениями постоянно занимала некоторых отечественных психологов.
Первым выступил А.В. Веденов, который подчеркнул значение обсуждаемой проблемы.

Он резко критиковал психологов, связывающих проблему активности человеческого сознания с проблемой потребностей, и высказал мысль о том, что неправильно ставить в зависимость от потребностей все побудители человеческого поведения. А.В.

Веденов был бы прав, если рассматривать потребности как нечто первичное и неизменное, и к ним сводить все духовные потребности человека. Но вместо того, чтобы поставить и решить проблему развития потребностей и показать необходимость их перехода в новый вид побудителей человеческого поведения, он отказался признать связь между потребностями и сознательными побуждениями человека, противопоставляя, таким образом, сознание его аффективно-потребностной сфере.

Кроме того, сами потребности А.В. Веденов понимает очень ограниченно, полагая, что потребности человека, хотя и приобретают социальный характер, остаются в рамках чисто личных, эгоистических побуждений. А.В.

Веденов считает, что все природные задатки человека должны быть развиты воспитанием, тем не менее, его высокие духовные потребности считает врожденными, либо отрицает их как потребности, заменяя их разумом и сознанием" (5. стр.140).
На высказывания А.В. Веденова откликнулись Г.А. Фортунатов и А.В.

Петровский. Они утверждают, что наряду с узко личными потребностями у человека благодаря воспитанию формируются и такие потребности, которые, являясь потребностями общества, переживаются им как чувство долга.

Если же эти общественные потребности не удовлетворяются, у человека возникают отрицательные эмоции, так же как и при неудовлетворении личных потребностей.
Все эти положения являются правильными, но психологическую проблему развития потребностей они все же не решают. Вообще в психологии развитие потребностей, как правило, сводилось лишь к их количественному росту и к появлению так называемых духовных потребностей, психологический механизм возникновения которых по существу не раскрывался.

Такое понимание нашло свое отражение буквально во всех учебниках и учебных пособиях по психологии и педагогике.
Развитие потребностей А.Н. Леонтьев понимает как результат изменения и расширения объектов, с помощью которых они удовлетворяются. Для удовлетворения своих потребностей люди не только используют натуральные предметы, но и обрабатывают их и производят новые, а это изменяет содержание естественных потребностей людей и порождает у них новые потребности. Эти новые потребности, с точки зрения А.Н.

Леонтьева, не могут быть выведены из биологических потребностей или сведены к ним. Даже потребность в пище, удовлетворяемая посредством специально обработанных продуктов, - это уже другая, качественно новая потребность.

Тем более это относится к более сложным материальным и духовным потребностям.
Опираясь на высказанные положения, А.Н. Леонтьев отрицает принятое в психологии описание развитие потребностей в терминах "субъективных состояний": желания, впечатления "Эти состояния выражают лишь динамический аспект потребностей, но ничего не говорят об их содержании" (25. стр. 141). С точки зрения А.Н.

Леонтьева, развитие потребностей может быть описано только в терминах изменения их объектов, что и преобразует проблему потребностей в проблему мотивов деятельности.
Такой подход опредмечивания потребностей и возникновения новых через усвоение тех объектов, в которых они кристаллизируются, вызывает интерес, однако непонятно, в силу каких психологических механизмов человек начинает создавать новые предметы, потребности в которых ин еще не испытывает. Рождение новой потребности не совершается автоматически в процессе овладения соответствующими предметами.

Например, ребенок может хорошо научиться читать, может знать многие литературные произведения и не испытывать потребности ни в чтении, ни в обогащении своих знаний.
В своей работе Л.И. Божович наметила некоторые из путей развития потребностей. Во-первых, это путь развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми.

На разных возрастных этапах ребенок занимает разное место в жизни, это и определяет и разные требования, которые к нему предъявляет окружающая общественная среда. Это и порождает потребности, специфические для каждого возрастного этапа.

В изложенном исследовании развития мотивов учебной деятельности школьника было обнаружено, что за изменением мотивов скрываются сначала потребности, связанные с новой социальной позицией школьника, затем с позиции ребенка в коллективе сверстников, и, наконец, с позицией будущего члена общества. По-видимому, такой путь развития потребностей характерен не только для ребенка.

Потребности взрослого человека также претерпевают изменения в связи с изменениями, происходящими в его образе жизни в нем самом его опыте, знаниях, в уровне психического развития.
Во-вторых, отмечает Л.И. Божович, новые потребности возникают в процессе развития ребенка в связи с усвоением им новых форм поведения и деятельности, с овладением готовыми предметами.

Так, например, у многих детей, научившихся читать, возникает потребность в чтении, научившись быть аккуратными - потребность в аккуратности. Таким образом, путь развития потребностей, который был указан А.Н.

Леонтьевым, несомненно имеет место, только он не исчерпывает все направления развития потребностей и не раскрывает до конца его механизма.
В-третьих, помимо расширения круга потребностей и возникновения новых происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных ее форм к более сложным, качественно своеобразным. Этот путь особенно отчетливо обнаружился на развитии познавательных потребностей, происходящем в процессе учебной деятельности учащихся: от элементарных форм эпизодического учебного интереса до сложных форм в принципе неисчерпаемой потребности в теоретических знаниях.
И, наконец, последний путь развития потребностей, который можно было усмотреть в материалах исследования мотивов учебной деятельности школьников с точки зрения Л.И. Божович, - это путь развития структуры мотивационной сферы ребенка, то есть развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов.

Здесь имеет место изменение с возрастом и ведущих доминирующих потребностей, и своеобразной их иерархизацией (5. с. 135).
Итак, в результате исследований, Л.И. Божович пришла к следующим выводам относительно характера человеческих потребностей и их развития.

Она считает, что потребности человека различаются не только по своему содержанию и динамическим свойствам (сила, устойчивость), но и по своему строению: одни из них имеют прямой непосредственный характер, другие опосредованы целью или сознательно принятым намерением.
Строение потребностей определяет и способы, какими они побуждают человека к действию. В первом случае побуждение идет прямо от потребности к действию и связано с непосредственным желанием выполнить данной действие.

Наиболее отчетливо такого рода побуждения представлены в органических потребностях человека. Во втором случае, где идет речь об опосредованном строении потребностей, побуждение идет от сознательно поставленной цели и не только не совпадает с непосредственными желаниями человека, но может находиться к ним в антагонистическом отношении. Опосредованные побуждения возникают в тех случаях, когда какая-либо достаточно сильная и устойчивая потребность не может быть удовлетворена прямо, а предполагает промежуточные действия, выполнять которые у ребенка нет непосредственного желания.

Таким образом, побуждения, идущие от сознательно поставленной цели или принятого намерения, свидетельствуют о том, что цель стала звеном в удовлетворении непосредственной потребности человека и там самым сделала опосредованным способ ее удовлетворения. Характерной особенностью опосредованной потребности является то, что цель, поставленная человеком, будучи связана с возможностью удовлетворения его непосредственной потребности, приобретает способность побуждать деятельность, не имеющую своей собственной побудительной силой.
По мнению Л.И. Божович, это свидетельствует о том, что вместе с развитием ребенка потребности не только увеличиваются в своем числе, не только обогащаются и изменяются по своему содержанию, но и сами развиваются.

Подобно другим психическим процессам, они из непосредственных превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер.
Таким образом, возникновение опосредованных потребностей характеризует такой этап в развитии мотивационной сферы субъекта, который делает для него возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями.

Глава III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.


Классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в основу. Человеческие потребности весьма разнообразны и исторически изменчивы.

Объект исследования потребностей может замыкаться на человеке, группе, коллективе, обществе, государстве или совокупности всех людей.
Среди отечественных ученых в разработке теории мотивации достигли А.Н. Леонтьев, Б.Ф.

Ломов, Д.А. Леонтьев. Они исследовали проблемы потребностей на примере педагогической деятельности. Теория Л.С.

Выготского утверждает, что в психике человека имеются 2 параллельных уровня развития высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение, в первую очередь, низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем.

Л.С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
Как отмечает А.Н. Леонтьев "сфера человеческих потребностей обладает внутренним единством и их разделение на необходимые для поддержания жизни и духовные потребности относительно". (12. с.99).
Проблема системной взаимосвязи между потребностями различных типов одна из центральных и наиболее сложных в психологии мотивации.
А.Н. Леонтьев считает, что принципиально иной природой обладают те потребности, которые не сводимы ни к биологическим нуждам, ни к материальным условиям. Это те потребности, которые возникают из отношений между людьми как из межличностных непосредственных, так и из всех других уровней отношений, которые связывают индивида с обществом.

Таким образом, А.Н. Леонтьев выделяет:

  1. потребность в признании;
  2. потребность в уважении;
  3. потребность во власти;
  4. потребность в солидарности.

В эту же группу он включает:

  1. потребность в любви, дружбе, общении;
  2. морально-этические потребности;
  3. потребности в социально-значимой деятельности.

Все перечисленные потребности А.Н. Леонтьев определяет как
В свою очередь К. Обуховский выделяет следующие потребности:
Удовлетворение или неудовлетворение физиологических потребностей оказывает явное влияние на психические процессы и даже на личность в целом. Физиология располагает обширным материалом, доказывающим большое влияние удовлетворения отдельных физиологических потребностей на ход психических процессов человека.
В ходе естественного развития организма возникают механизмы, действие которых не связано непосредственно с механизмами саморегуляции, но относятся к другой сфере - сохранению вида. Специфические свойства человеческого мозга обуславливают то, что напряжение, связанное с действием этих механизмов, подобно напряжению, связанному с действием механизмов саморегуляции, должно быть правильно понято и должны быть изучены соответствующие формы действия, чтобы сексуальная потребность могла быть удовлетворена.
По мнению К. Обуховского у человека существует 3 специфические потребности:
Неудовлетворение, какой либо из этих потребностей приводит к тому, что ориентировка человека в окружающем мире становится неполной и не обеспечивает его правильного функционирования, то есть оптимального использования всех его способностей.
Центральным звеном в формировании личности с П.И. Божович является развитие мотивационной сферы человека, его потребностей.
П.И. Божович выделяет:
Потребности в познании, создающие неограниченные возможности для психического развития человека. Эти потребности специфичны только для человека. Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым исканиям, творчеству, к созданию предметов их удовлетворения.

Очень важным является то, какая именно из натуральных потребностей приобретает ненасыщаемый характер.
Такие потребности приводят к обогащению и усложнению мотивационной сферы учащихся.
Г.Н. Предвечный предлагает разделить все потребности на 2 основных типа:
Возможности удовлетворения элементарных и вторичных потребностей создают тот или иной уровень жизни, находящийся в шкале двух полярностей: нужда (недостаток в удовлетворении элементарных потребностей), роскошь (предельно возможный при данном уровне развития общества максимум в удовлетворении вторичных потребностей). С точки зрения Г.Н. Предвечного удовлетворение элементарных потребностей, в свою очередь, является базой, трамплином для возникновения вторичных необходимых потребностей, материальных и духовных (познание, обучение, образование), а также потребностей не необходимых (курение). Наряду с индивидуальными потребностями в обществе, отмечает Г.П.

Предвечный, возникают потребности групповые от малых групп до больших. Групповые потребности он разделяет на 2 вида:
1. Потребность группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях для своего функционирования.
2. Потребность большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.
В конечном итоге, видно, что Г.П. Предвечный при анализе потребностей исходит из единого положения, что система потребностей есть "производное от уровня развития и характера общественных отношений, воздействующих на людей через конкретную социальную среду, в которой находится каждая личность (12. с.79).
Обращаясь к понятию потребности, нельзя не согласиться с тем, что понятие используется в трех значениях:
как обозначение:
а) объекта внешней среды;
б) состояние психики (потребность-состояние);
в) фундаментальных свойств личности (потребность-свойство).
Исходя из такого понимания потребностей, С.Б. Каверин разделяет потребности на:
Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических С.Б. Каверин относит и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Социальные потребности "это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви". (17. с.184).

Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах потребность "для себя", противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности потребностями "для других". Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.

С точки зрения Каверина С.Б. идеальные потребности это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Каждая из перечисленных групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности:

  1. материальную;
  2. социально-политическую;
  3. духовную.

Прежде чем перейти к следующей классификации, хочется отметить, что С.Б. Каверин и Г.Н.

Предвечный рассматривали более узкий диапазон систем потребностей.
Мы остановимся еще на одной классификации потребностей, которая представлена в книге С.С. Корнеенкова "Психологические теории личности и ее потребностей".
С.С. Корнеенков считает, что:
- по генезису потребности можно разделить на
Потребности также делятся на:
По территориальному признаку:
По времени удовлетворения:
По социальному характеру:
Итак, приведенные выше характеристики отражают только часть человеческой личности. Рассмотрев данные концепции отечественных психологов, хочется отметить тот факт, что К. Обуховский дополнил классификацию потребностью сохранения не только индивида, но и вида правильного развития, то есть такого функционирования, когда индивид получает возможность использовать все свои способности.

На основе выше изученных классификаций, можно сказать, что развитие потребностей, в конечном итоге, исходят только от самого человека.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.


Проблемой классификации потребностей в зарубежной психологии занимались Ф. Герцберг, Д. МакКелланд, К. Левин, А. Маслоу, Дж. Уотсон, З. Фрейд, К. Хорни и другие.
В 20-30-е годы XX столетия становится распространенной теория личности и ее потребностей, выдвинутая Дж. Уотсоном, получившая название бихевиоризма. основной принцип бихевиоризма это формула: стимул-реакция. В Бихевиоризме составные элементы личности представлены тремя классами:

  1. физическая личность;
  2. социальная личность;
  3. духовная личность.

Каждая из составляющих имеет свое сознание и отвечает за его развитие. В соответствии со структурой личности рассматриваются и потребности.
Дж. Уотсон отмечает наиболее значимые:
Так, например, психологическую основу для реакции человека на "пряник" составляет его врожденная потребность иметь (жадность), на "кнут" базовая эмоция "страх". Таким образом, Д. Уотсон считает, играя на человеческих слабостях и развивая их, совершенствуя мотивы поведения, можно добиться полной власти над человеком.



Содержание раздела