d9e5a92d

Королева В. - Подготовка молодежи к выходу на рынок труда

Рыночная трансформация российской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры. На основе комплексного исследования, проведенного научной группой преподавателей кафедр педагогики и экономической теории Кемеровского государственного университета совместно с Модельным центром занятости, рынка труда города Кемерова и проблем занятости молодежи, были выявлены : -диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,
-причины незанятости безработной молодежи,
-конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки , ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,
-факторы успешной профессиональной карьеры,
-проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,
- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда. Как показало наше исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей професии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей.

Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но все же мы разделяем точку зрения исследователей, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений. В настоящеее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределениии с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессонального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки ). Для эффективного решения задач социального, профессионального, культурного самоопределения молодежи, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда нами был разработан и осуществлен проект Педагог-профконсультант, который включал программу подготовки специалиста по профессиональной ориентации и преподаванию основ экономики для общеобразовательных школ, начальных профессиональных учебных заведений, школ -интернатов, детских домов. Разработанная нами блочно-модульная, практико-ориентированная программа подготовки специалиста (Педагог-профконсультант. Преподаватель основ экономики ) к психолого-педагогической деятельности в области профессиональной ориентации и преподавания основ экономики предполагала овладение определенным комплексом знаний (психолого-педагогических, в области профессиональной ориентации, фундаментальных экономических и общеправовых заний ) и умений для реализации следующих функций деятельности: коммуникативной, управленческой, информационной, исследовательской и диагностической, обучающей, формирующей и развивающей.


В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. Проект Педагог-профконсудьтант был реализован в 1998-1999уч.году (очная форма обучения, 9 месяцев) в результете совместной деятельности кафедр педагогики и экономической теории Кемеровского государственного университета. Результатом подготовки было абсолютное трудоустройство специалистов в разных типах образовательных учреждений. Совместная научно-практическая деятельность ученых и практиков в рамках проекта Педагог-профконсультант способствовала формированию профессионального сотрудничества специалистов, участвующих в работе по профессональному самоопределению, социально-профессиональной адаптации и трудоустройству молодежи, а также координации действий на рынке труда и рынке образовательных услуг в организации подготовки специалистов (Педагог-профконсультант. Преподаватель основ экономики) на краткосрочный период через ситему проекта. Проблемы для обсуждения в рамках Школы. Механизмы принятия личностью жизненно важных решений (в ситуации незанятости и длительной безработицы). В нашем проекте прошли подготовку 25 человек (1-мужщина, 24-женщины) и только 3 человека имели высшее педагогическое образование.

Во время работы в Школе (совместно с коллегами) составить программу психолого-педагогического исследования процесса личностного роста взрослого человека в процессе его подготовки к работе в области профессиональной ориентации. Жизненное и профессиональное самоопределение личности в условиях реформирования российской экономики (психолого-педагогическая, этическая позиция профконсультатнта и экономическая реальность).
Ценностно -смысловой подход в профессиональной ориентации. Разработка модели подготовки специалистов для оказания квалифицированных психолого-профориентационных услуг в различных образовательных учреждениях (школе, реабилитационном центре, детском доме, интернате, колледже, ВУЗе)



Содержание раздела