d9e5a92d

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Правда, я иногда думаю, в какой степени это согласуется с нашими традициями? А может быть, можно и не учитывать традиции? Как ты думаешь, может, это традиционное разделение на начальников и подчиненных у нас само развеется?"
Главная цель контраргументации найти решение проблемы, а вовсе не переубедить оппонента. Поэтому показателем ее эффективности будет найденное решение, а не ощущение собственной силы и значимости.

Даже если найденное решение это то решение, которое было изначально нами выработано, психологически корректней построить обсуждение таким образом, чтобы оппонент чувствовал себя не убежденным, а дошедшим до этого решения практически самостоятельно.
Наиболее эффективны три техники контраргументации:
1) "перелицовка" аргументов партнера,
2) расчленение аргументов партнера;
3) встречное развертывание аргументации.
Их описание также можно найти в уже опубликованной работе (Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В., 1996, с. 31-41). б) "Техника" конфронтации Конфронтация это позиционная война. Первоначально конфронтация была описана Клодом Стейнером как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать (Steiner S. М., 1974).

Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Это сильное средство, и если адресат воздействия решается его; использовать, он должен быть последовательным и идти до конца.

Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.
Первая фаза конфронтации это Я-послание о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий.
Допустим, манипулятор (мужчина) специально нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы та испытала чувство неудобства и скорее согласилась выполнить его просьбу. Он придвигает свой стул вплотную к ee стулу и, приобнимая ее за плечи, говорит: "Дай мне, пожалуйста, это руководство, мне оно сегодня просто необходимо". Девушка-адресат отвечает ему Я-посланием: "Когда ко мне подсаживаются так близко, я чувствую тревогу и неудобство". Если манипулятор принимает это Я-послание адресата, приносит свои извинения и отсаживается, цель достигнута и конфронтация завершена.

Только в том случае, если он этот не делает или, сделав, затем вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе.
Вторая фаза конфронтации усиление Я-послания.
В данном примере девушка-адресат сделала это так. "Когда я говорю, что у меня возникают тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение. Обиду. Мне плохо, понимаешь?" Если инициатор воздействия принимает это Я-послание и прекращает свои поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация может считаться успешно завершенной.

Только в том случае, если он этого не делает, необходимо перейти к следующей фазе.
Третья фаза конфронтации выражение пожелания просьбы.
Например: "Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться".

Если просьба не выполняется, необходимо перейти к четвертой фазе.
Четвертая фаза конфронтации назначение санкций.
Пример: "Если ты еще раз похлопаешь меня по руке или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, немедленно уйду, а во-вторых, всякий раз буду отходить, как только ты ко мне подойдешь. Перестану с тобой общаться, и все". Мы видим, что санкция это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами.

Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования.

Только в том случае, если он продолжает свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе.
Пятая фаза конфронтации реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором.

Порвать отношения с ним, если нет другого выхода.
Мы видим, что конфронтация метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию. --------------------- Проблема влияния нуждается в глубоком и всестороннем исследовании. Нами пока сделаны лишь первые шаги на этом трудном и захватывающем пути. Практическое значение исследований в этом направлении диктуется тем, что современный человек по-настоящему страдает от неумения противостоять чужому влиянию психологически корректными способами.



Проблема имеет важнейшее теоретическое значение, поскольку влияние может рассматриваться как атрибут личности, как ее обязательная характеристика, проявляющаяся в любом межличностном взаимодействии.

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум Межличностные отношения. Методические рекомендации для заочников.

СПб , 1996.
ДоценкоЕ. Л. Психология манипуляции М., 1996.
СидоренкоЕ.В. Опыты реориентационного тренинга СПб., 1995.
AdlerA. The practice and theory of Individual Psychology.

London, 1924.
Dreikurs R. The four goals of the maladjusted child // Nervous Child 1947. Vol 6.
Jones E. E Ingratiation' A Social Psychological Analysis. New York, 1964.
Perls F., Hefferline R.E, Goldman P. Gestalt Therapy Excitement and Growth in the
Human Personality. New York, 1951.
Steiner С M Scripts people live. Toronto, 1974 .

К ПРОБЛЕМЕ ВЛИЯНИЯ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЛИЧНОСТИ


Накопление ала горестно.

Будда

Социальная практика последнего времени выявила ряд феноменов, труднообъяснимых в контексте традиционных обществоведческих дисциплин. Явление освоения массовым сознанием систем духовно-религиозного опыта представляет собой яркий пример реальности, ускользающей от релевантной экспликации методами наук о сознании.

Традиционно использующийся понятийный аппарат оказывается недостаточным для описания существа таких феноменов, как трансцендентный опыт, духовность, религиозная вера, богопознание.
Для осмысления их в собственно психологическом контексте выделим три группы явлений подобного типа. Первую группу составляет совокупность случаев обращения в религиозную веру или погружения в какую-либо иррациональную систему уже сложившихся взрослых людей.

Непростыми для объяснения представляются быстрота, глубина и устойчивость изменения вектора направленности личности, который в прочих разнообразных и нередко драматических коллизиях жизни данного субъекта сохранял завидное постоянство. Необходимо ясно представлять, почему по мощи трансформирующего воздействия на личность религия в частности и духовная практика вообще являются наиболее существенной силой из всех, которые встречаются человеку на протяжении онтогенеза.
Вторую группу явлений, представляющих трудность для аналитического дискурсивного постижения в традиционных психологических терминах, составляет обширная феноменология явлений, связанных людьми, с которые обрели статус духовных лидеров религиозных направлений и мастеров духовных школ. Далеко за рамки объяснительных возможностей существующих в официальной науке теорий выходит задача понимания механизмов проявляющихся у них способностей расширения пространственно-временных и энерго-информационных диапазонов взаимодействия с миром (наличие которых нередко вовсе отрицается рационально мыслящими исследователями), с одной стороны, и способности практического усвоения высших нравственных ценностей, с другой. Такие личности, очевидно, имеют совершенно особое влияние на массовое сознание в отличие, например, от лидеров социально-политического плана.

Систематическое изучение такого влияния позволит пролить свет на одну из наиболее мощных и по сей день скрытых от любопытного взора движущих сил социальной истории.
Третья группа фактов, вызывающих часто негативную реакцию внутри самого научного сообщества, объединяет проявления ярко выраженной тенденции к интеграции современного научного знания с комплексом знаний духовного, иррационального, оккультного плана. Проявившись в квантовой физике (Ф. Копра), наукоучении (П. Фейерабенд) и науках о пограничных состояниях сознания (С.

Гроф), эта тенденция набирает силу в ряде исследовательских направлений и интегральных научно-духовных течений (New Age). Данный феномен также требует адекватного осмысления уже как проблема эволюции (и даже выживания и адаптации к современному уровню гносеологических парадигм) собственно научного подхода к описанию реальности.
Нетрудно заметить, что каждое из описанных явлений содержит в качестве своего стержня определенное изменение, трансформацию, личности. Проблема состоит в том, ЧТО за воздействие происходит, что влияет на изменения личности, и КАК протекает данный процесс, каков его механизм?

Не являются ли изменения подобного рода ошибкой, иллюзией, галлюцинацией или же просто обманом со стороны, субъекта трансформации?
Современное состояние проблемы влияния духовно-религиозного опыта на личность определяется тем, что исследования феноменов подобного рода производятся преимущественно в жанре философско-богословских эссе (С Хоружий, В Позов). Психологический анализ феноменов такого класса сосредоточился на исследовании измененных состояний сознания, перинатального и трансперсонального опыта личности (Дж. Лилли).

Налицо дефицит разработки системных психологических механизмов воздействия на личность духовного (в том числе церковного) опыта.
Возможный подход к решению данной проблемы начинается с постановки следующих вопросов: КАКИЕ изменения происходят в личности в ходе освоения духовного и религиозного опыта? (результат); ЧТО вызывает эти изменения? (процесс), ЧТО меняется в ходе духовной практики? (субстрат), ЧЕМ личность становится в результате этого процесса? (цель) Рассмотрим вариант решения научной задачи такого плана, обозначив ряд проблем.
1. Человек пошел в церковь, начал изучать литературу по мировым духовным течениям, практиковать медитацию либо заниматься диетами, оздоровлением или творчеством. Вскоре даже не слишком внимательному взору окружающих, да и самому человеку, стали заметны некие изменения.

В чем они? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости анализа структуры духовной практики как таковой, ее смыслов и действующих активных сил. Выделим их:
а) психотехнология
б) догматика (мифология)
в) эталоны бытия (люди, тексты) На начальной стадии практикующий совершает особое сакральное действие. Его специфика в том, что первое время совершенно необязательно понимать его и даже верить в его действенность.

Важно многократное его воспроизведение (молитва, медитация, мантра, дыхание, движение, поза). Здесь происходит изменение в структуре психических состояний субъекта в плане освоения новых паттернов восприятия и переживания (прежде всего прорабатываются методы вхождения в трансовые состояния и способность к концентрации внимания)
Вторым планом идет ознакомление с понятийной системой данной духовной школы посредством чтения текстов, слушания лекций, проповедей, самоанализа. С этого момента происходит включение, встраивание данной системы в картину мира субъекта, систему его личностных смыслов, ценностей, схем мировосприятия и стратегий достижения практических результатов
Третий план разворачивается как усвоение канонических для системы эталонов поведения, общения, внешнего облика. Такое усвоение происходит прежде всего по механизму импринтинга (запечатления) при общении с живыми носителями традиции, видео- и аудиозаписями мастеров, иерархов, других адептов, а также при чтении особой литературы (например житий святых либо описаний решения мастером тех или иных ситуаций).
Таким образом, всю совокупность изменений личности можно подразделить на внутренние изменения изменения мироощущения, и на изменения внешние изменения социального выражения. А. Мироощущение 1. Духовная практика:
психические процессы
состояния
2. Догматика:
картина мира
личностные смыслы
ценности
стратегии
Б. Социальное выражение ("упаковка"):
деятельность
поведение
общение
облик
язык
3. Эталоны бытия:
отношение (к Богу, природе,
людям и к себе)
выбор (критерии и приоритеты) 2. Вопрос о том, ЧТО вызывает изменения в личности, открыт. Нередко исследователь, не имея собственного опыта, сходного по структуре с изучаемым, пытается понять опыт иного типа, примеривая его на себя, и попадает в ловушку проекции, в инобытийной реальности обнаруживая лишь собственную. То есть происходит "подтягивание" Тайны к себе, а не наоборот.

Это запускает классический механизм сведения, которое профанирует феномен до уровня наличного понимания данного исследователя. Более плодотворным может оказаться путь анализа феномена из его собственного контекста. Анализ показывает, что релевантной причиной изменения личности в контексте ее контакта с религиозной системой является приобретение духовного опыта особого типа.

В сущности духовный опыт может быть понят как результат надстраивания семантического пространства над пространством перцептуалъным. Причем семантика связана с ценностью, а перцепты с особым источником, выходящим за пределы его обнаружения сенсорными системами в обычных режимах их функционирования.
Духовный опыт религиозного плана представлен следующими психическими событиями:
изменением вероятности событий, проявляющемся в более частом возникновении редких событий;
появлением каузальных потоков (потоков причин и следствий), связанных с собственной активностью субъекта, т.е., например, исполнение испрошенного в молитве.
3. Ответ на вопрос, КАК происходит трансформация личности в ходе духовной практики, является наиболее дискуссионным и непроясненным, поскольку здесь имеет место столкновение различных исследовательских парадигм, отражающих различные, нередко конкурирующие традиции, в своей основе несовместимые друг с другом. Наша гипотеза состоит в том, что обращение к духовной практике включает особый когнитивный механизм, обеспечивающий познание духовных реальностей.

Данная модель опирается на представления о трехприродной сущности сознания (Иванов М. Д., Авдошина С. М, 1997).
Первая природа сознания психологическая. Психологическим эквивалентом сознания выступает интеллект как интегратор психических процессов субъекта (Лоскутов В.В., 1990).

Комплекс многочисленных исследований в русле общей и когнитивной психологии достаточно полно описывает структуру и свойства данного плана сознания.
Вторая природа сознания общественно-историческая. В этом смысле сознание социальный эквивалент интеллекта. Данный аспект сознания связан прежде всего с общественной практикой субъекта и с языком.

Комплекс социальных, философских, языковедческих дисциплин описывает такие свойства сознания.
Третья природа сознания поливибрационная (Ганзен В. А., Гостев А. А., 1995). Полевая форма сознания составляет "энергийный" его эквивалент.

Исследования в области субквантовой физики и единой теории материи приводят к мысли, что искомое энерго-информационное поле вселенной и есть в сущности поле сознания.
Наша гипотеза состоит в том, что взаимодействие человека с духовной реальностью является познавательным актом второго рода. Энергийная составляющая сознания представляет собой колебательный контур переменной частоты. Вибрации сознания вызывают резонанс в особых энергийных матрицах пространства, именуемых эгрегорами.

Эгрегор может быть понят как относительно целостное энергийное образевание, питаемое мыслеформами больших коллективов и отдельных людей. Это своего рода область тонкого мира, эквивалентная любой структуре и организации социально-психологического плана Земли (А. А. Тихомиров).

Энерго-информационные потоки могут мигрировать в поле индивидуального сознания, подключающегося к данному эгрегору. Существует представление, что информация такого плана воспринимается энергетической структурой человека, включающей в себя несколько разиокачественных энергообъемов (например, в восточной традиции это семь чакр и связывающая их система каналов). В дальнейшем на специальных психосоматических образованиях тотах (С. П. Семенов) происходит перекодировка информации с энерговибрационного языка на язык психических образов и переживаний.

Данная модель позволяет объяснить феномен внекультурного познания получение субъектом информации о мире и человеке без посредства культурных артефактов текстов, бесед и прочих способов эксплицитной передачи знания.
Применительно к религиозному познанию встает вопрос: что переводит сознание в данный режим функционирования. Очевидно, что запускающей системой такого плана является психотехника, лежащая в основе данной духовной практики.
Размышляя таким образом, мы получаем возможность объяснения еще одного загадочного факта "всплывания" в сознании субъекта системы канонических для данной практики смыслов. Такой опыт удостоверяется, например, в известном монашеском наставлении сиди в келий и келия тебя всему научит.

Оказывается, для познания всей системы мира необходимо и достаточно лишь особым образом долго и грамотно использовать эталонную психотехнику, погружаясь вовнутрь (древнее "познай самого себя"), причем в опыте субъекта духовной практики происходит верификация основных догматических, теоретических положений данной духовной системы.



Содержание раздела