d9e5a92d

Психология - Подросток

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали:
- представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево,
- стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями,
- здорово ли дерево, не опали его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.
В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику.

Приводимый далее пример [18, с.79] доказывает, как образы 11-летнего мальчика отражают актуальную для латентного возраста [8] проблематику.
Пример.
Райнер, 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и повышенную подверженность страхам.

Он постоянно цеплялся за мамину юбку и из-за своей сверхчувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками. В образе дерева у него явно отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Райнер говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство, оно символизирует для него также и эдипальные желания [8] по отношению к матери.

Райнер представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь исходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. Дереву от этого больно. Приходит крестьянин и прогоняет животных.

Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость [8] и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери.

Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца, помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения [8].
На вопрос: Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров? - Райнер говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда-нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические и омнипотентные установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, ...птицы успокоились, дерево тоже. Таким образом, на символическом уровне ребенок нашел разрешение актуальной для него проблемы.

После нескольких сеансов психотерапии его перестали беспокоить сильные страхи, через два месяца у него появились в школе друзья.

Мотив три дерева


Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн [18, с. 48] рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи.

В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие-то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных.

Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример кататимной семейной психотерапии [18, с. 48-49].
12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состояний, изобразила на своем рисунке яблоню (мой брат), сосну (мой папа) и ель (я). Представив эти деревья в ходе сеанса символдрамы, она попыталась сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего брата, и попробовала сорвать себе яблоко.

Но дерево сказало ей, что ему это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к сосне-дереву-отцу. От него она, среди прочего, узнала, что он и ель (она сама) уже всегда здесь стояли, в то время как яблоня появилась позже.

Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно.

В последующем также и в реальной жизни она стала находить лучшие возможности разрешения конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.


Мотив семья животных


Часто этот мотив возникает у детей спонтанно. Это увязано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось сильное и зрелое Я [6, 9], чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты.

Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах таким образом проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.

Происходящее в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных, как показывает приводимый пример [18, с. 81].
Пример.
Петер, 9 лет. Вытеснение агрессии проявляется у него в том, что он грызет ногти и заикается. В образе семья животных проявилось его эдипальное соперничество за мать [8]. Он представил себе косулю, с которой у него установился контакт и на которой он мог покататься.

И тогда косуля повезла меня к стаду, к вожаку всего стада. Вожак - это олень.

Он советуется с другими оленями и объявляет: Да, этого (Петера) мы примем в наше стадо. Спустя короткое время Петер представляет себе, как олень услышал вдруг зов другого, более молодого оленя. Они начинают биться в поединке за потомство, которое они получили тут от мамы.

Они ожесточенно сцепились своими рогами и продолжают некоторое время бороться друг с другом.
На вопрос психотерапевта: Что ты чувствуешь, когда смотришь на это?. - Петер говорит: Вообще-то, я бы не сказал, чтобы мне это нравилось! Тут все прямо трещит!

Мне прямо страшно, что у одного из оленей по-настоящему сломаются рога или что-то такое. А сейчас маленький олень, который только что пришел, он сейчас победил. А старый отходит.

А теперь тот, ну, в общем, тот, который победил, - он торжествует над всеми остальными ... А другой - тот нашел себе, наверное, какую-то другую ... а потом я возвращаюсь опять верхом на косуле обратно на луг...

Мотив получения во владение надела земли


В то время, как мотив представления семьи животных можно давать ребенку уже на ранних этапах психотерапии, мотивы получения во владение надела земли и представления себя на 10 лет старше рекомендуется предлагать лишь на последующих (продвинутых) стадиях психотерапии. Мотив получения во владение надела земли можно назвать иначе также мотивом собственного царства. Хотя этот мотив, по сравнению с мотивом семьи животных, возникает спонтанно не так уж часто, ему отводится важное значение по следующим причинам. у
Для ребенка в латентном возрасте [8] особенно важной становится проблема завладения, освоения, завоевания. Поэтому дети в этот период так любят игры, связанные с борьбой и соревнованием. В связи с этим при проведении этого мотива следует обратить особое внимание, может ли ребенок - и, если может, то в какой мере, - взять во владение участок земли, какие трудности у него при этом возникают.

Важно также, какие требования и притязания он при этом предъявляет.
Размежевание (дифференциация, отделение от других) собственного Я [6, 9], которое в этом возрасте еще недостаточно стабильно, проецируется ребенком в латентном возрасте [8] на окружающее пространство. Поэтому, с диагностической точки зрения, важно, есть ли размежевание собственного участка земли в образе, проведены ли границы надела, и если да, то как, например, при помощи столбиков, канавы, дерева, по берегу реки и т. п.).
Совершенно естественно, что большинство детей еще очень сильно зависят от своих родителей, обеспечивающих их жизненные потребности. Тем не менее, в своих нарциссических фантазиях ребенок уже в значительной степени стремится к самостоятельности.

При представлении надела земли в связи с этим можно проверить, в какой мере это действительно так, прежде всего в случаях детей нарушениями, зачастую особенно сильно привязанных к родителям. Следует обратить внимание, используется ли земля, возделывается ли почва, чтобы можно было самому обеспечить себя продуктами.
При работе с мотивом дом дети часто представляют свою дачу или дом, принадлежащий кому-то из знакомых (см. раздел 2.3.7.4. Обследование дома). Личность ребенка лучше символизирует строение, которое возникает, если в связи с мотивом собственного надела земли спросить, нет ли здесь какой-нибудь хижины или избушки, где можно было бы переночевать. При этом очень важно, какое строение представит тогда ребенок, например, фермерское хозяйство, крестьянскую избу, садовый домик или спрятанное в ветвях дерева гнездо- шалаш.

Последнее, возможно, символизирует скрытое стремление к автономии, в то время как фермерское хозяйство соответствует высокому уровню притязаний.
В латентном возрасте [8] дети, как правило, еще не могут полноценно решить, с кем им вместе быть или вместе жить. Поэтому важно узнать, кого ребенок пригласит в свое царство и в состоянии ли он уже переночевать в образе один вдали от родителей, захочет ли он пустить к себе своих родителей или других людей. Данный мотив содержит важный аспект развития внутренней и внешней самостоятельности ребенка. На собственном наделе земли дети часто представляют себя намного старше своих лет, иногда уже имеют свою семью.

Мотив получения во владение надела земли способствует позитивному становлению функций зрелого Я [6, 9].

Мотив представления себя на 10 лет старше.


Этот мотив дает представление о внутренних установках и ожиданиях ребенка относительно своего будущего. В связи с этим этому мотиву отводится также и важная роль в воспитательном аспекте психотерапии. Кроме того, односторонняя фиксация на прорабатывании конфликтов из прошлого и настоящего пациента может вызвать у ребенка чувство, что он болен.

Самооценке ребенка это пережить трудно, поэтому дети часто совершенно справедливо протестуют против такого залечивания. Подростку в этой связи можно предложит также представить собственную машину или мотоцикл.

Основные мотивы символдрамы для детей и подростков
2.3.7.1. Луг


Мотив луга имеет очень широкое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. д. Мотив луга можно использовать на следующем сеансе после, теста с цветком, деревом или тремя деревьями в качестве вхождения в метод, а также в начале каждого последующего сеанса сновидений на яву.
Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения.
Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере раститетности на лугу.
В норме это:
- летнее время года или поздняя весна
- день или утро,
- погода хорошая, на небе солнце
- богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов.
- луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом.
Если же на первом году жизни ребенок сталкивается с определенными проблемами (болезнь, физическое или психологическое отсутствие матери и пр.), a также в случае общего депрессивного или тревожного фона настроения, небо может быть серым и пасмурным, все вокруг может быть мрачным и угрюмым, может идти дождь или начаться буря. Осеннее или зимнее время года указывает на, возможно, еще более глубокую, прочнее укорененную базовою фрустрацию оральной потребности.

Зимний пейзаж может быть связан с xapaктерным для подросткового возраста механизмом защиты, по типу аскетического поведения.
В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя - об оптимистическом ожидании, а летняя - об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то [1].
Материнская символика луга может быть еще более акцентирована тем, что на нем пасутся коровы. Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Подростки представляют иногда бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль.

В этом может проявляться недостаточная дифференциация границ их собственного Я [6. 9] и иллюзорные ожидания относительно их будущей жизни.
Другая крайность - очень небольшая, задавленная со всех сторондавящим лесомполяна может свидетельствоватьо депрессивных тенденциях, подавленном состоянии, зажатости, закомплексованности.
Работа с мотивом луга, конечно же, не исчерпывается описанной выше диагностической стороной. Представление образа луга имеет сильный психотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагается делать на лугу все, что он хочет.

При этом пациенту задается вопрос: Что бы Вам хотелось сейчас сделать? У пациента могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т. д. Другими словами, психотерапевт занимает так называемую разрешительную, всё позволяющую позицию и в некоторой мере даже представляет пациенту ведение. Нередко пациент оказывается в растерянности, не зная, что ему делать на лугу.

В этом, как и в целом в символдраме, проявляются наиболее типичные для данного человека тенденции поведения, которые, как правило, свойственны ему также и в реальной жизни, хотя они не всегда им осознаются.
Если пациенту не приходит ничего в голову, что бы он мог сделать на лугу, то, наверное, и в обычной ситуации он не знает, что ему делать и что доставит ему радость. Такой человек не привык следовать собственным желаниям и импульсам. Он скорее склонен к пассивной установке и предпочитает получать указания и инструкции от других людей. Предоставление свободы может, таким образом, вызвать у него тягостное и беспомощное состояние, поставив его перед внутренней дилеммой.

Подобная пассивная установка может быть частью нарушения, которое характеризуется как невротическое развитие личности или невроз характера, коррекция которого очень сложна и трудоемка.
Мотив луга можно давать пациенту как один раз, так и на многих последующих сеансах. Он может оставаться также только коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы. Особые трудности для начинающих психотерапевтов связаны с проблемой, каким образом и как часто следует задавать во время сеанса уточняющие вопросы.

Как уже отмечалось, такие вопросы могут способствовать тому, чтобы образы переживались более ясно, более четко, в более ярких цветах, чтобы появлялись новые детали и образ в целом становился богаче.
С другой стороны, слишком много неумелых вопросов, не подходящих к сценарию и настроению, могут вызвать также негативный эффект, могут мешать или подавлять. Как показывает опыт, стиль и технику ведения символдрамы можно освоить только в ходе специальных обучающих семинаров. В таких семинарах участники разбиваются на пары или тройки и попеременно меняются ролями: один становится пациентом, другой психотерапевтом, получая от партнера обратную связь, -какое впечатление производит его стиль ведения.

Все это контролируется и анализируется преподавателем, который ведет семинар. В то же время своими впечатлениями делится вся группа (подробнее см.

Приложения).

Подъем в гору


Мотив горы особенно показан в случае
- проблем соперничества, закомплексованности и неуверенности в себе,
-проблем достижения,
-в случае депрессивной пассивности,
- проблем со своей половой идентификацией,
- в случае заикания.
Включает в себя четыре основные составляющие: рассматривание и точное описание горы издалека, подъем в гору, описание открывающейся с вершины горы панорамы, спуск с горы.

Рассматривание и точное описание горы издалека


При рассмотрении горы со стороны важно как можно подробнее описать ее форму, высоту (приблизительно сколько метров), что на ней растет и растет ли вообще что-нибудь, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т. д.
После этого задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту гору? С диагностической точки зрения, мы можем одновременно рассматривать каждый образ как с объектной, так и с субъектной позиции.

С объектной точки зрения, гора - это репрезентация наиболее важных для пациента объектов. Гора, например, может производить впечатление чего-то острого и зазубренного, но неприступного, или широкого, массивного и инертно лежащего, как чудовищная неподвижная масса, или чего-то возвышающегося, выдающегося, доминирующего (т. к. гора находится в просторной долине), но в то же время неприступного массивного и внушающего благоговение [1]. Если мы рассмотрим конфигурацию гор, то горы с острой вершиной связаны прежде всего с отцовско-мужским миром, а горы с округлой вершиной или такие, чей силуэт приблизительно напоминает лежащую или сидящую девушку, - с материнско-женским миром.

В этом отношении подъем на гору особенно важен в плане прорабатывания половой идентификации, самоутверждения себя в роли мужчины или женщины. Сигналом об особо сильной объектной зависимости можно считать случай, когда пациент представляет себя в центре горного массива, в котловине, окруженный со всех сторон кольцом гор.

С субъектной точки зрения, высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента.
Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент в Средней Европе описывает гору средней высоты (приблизительно 1000 м), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, на которую он мог бы, хотя, может быть, и с некоторым трудом, но подняться.
У невротических пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом, в некоторых случаях даже только кучей песка или грудой снега.
Наоборот, явно завышенный уровень притязаний и самооценки проявляется в очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками горе.
В невротических случаях гора может быть из папье-маше, из гладких скал, в некоторых случаях ровной и блестящей или зеркально-гладкой из мрамора, так что на нее даже невозможно подняться. Она может иметь также форму сахарной головы с крутыми неприступными стенами, что часто бывает у подростков и незрелых личностей.

Подъем в гору.


Для здорового пациента это, как правило, не составляет большого труда. Перед пациентом ставится задача, от осуществления которой он может в принципе отказаться.

Но это происходит все-таки крайне редко. Символическое значение подъема в гору связано с теми задачами, которые ставит перед нами жизнь.

Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже крайне высокие задачи, другие довольствуются средним уровнем и испытывают при этом меньше сложностей.
Люди, предъявляющие к себе высокие притязания, зачастую тщеславные люди, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело. Следует обращать внимание на своеобразие подъема, крутизну отдельных подъемов, необходимость карабкаться, возможно, с набором альпинистского снаряжения.

Или наоборот: если пациент находит удобный, прогулочный путь или преждевременно утомляется и должен часто отдыхать - это указывает на то, каким образом данный человек привык решать задачи или добиваться своих целей.
Особо усердным и всегда готовым к работе людям даже не нужно предлагать подняться в гору. Без каких-либо дополнительных указаний они сразу же начинают подниматься вверх. Это люди всегда готовые к преодолению трудностей и особенно настроенные на достижение результата.

Они представляют себе в образах такие условия для восхождения в гору, при которых им приходится привязывать себя канатом, карабкаться по вертикальным расщелинам и браться за другие трудные препятствия, чтобы достичь скалистой, труднодоступной вершины.
Более тяжелые невротические нарушения при восхождении могут проявляться в том, что тропа становится едва заметной, пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а спускается - в соответствии с давящим на него пессимистическим, угнетающим настроением - все ниже в темный лес. На пути пациента могут возникать лесные завалы, глубокие овраги, или пациент вдруг чего-то пугается в темном лесу и просит разрешения повернуть назад.

В то же время пациент может подвергаться погодным ненастьям: буре, ветру и холоду. Другим характерным признаком нарушения может быть избегание восхождения вообще.
Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой личности оказываются сразу же на вершине горы, сообщая психотерапевту, что они уже наверху, тем самым как бы перепрыгивая в своей фантазии через трудности подъема в гору.

Описание открывающейся с вершины горы панорамы


На вершине горы пациент находит место, откуда открывается панорама во все стороны. Это в определенной мере вознаграждение за затраченное в ходе восхождения напряжение. С вершины мир виден из совершенно иной, чем обычно, перспективы. Панорама открывает как бы новое измерение - кататимную панораму, образно говоря ландшафт души [1].

Человек отдален от земли, все уменьшено, но перед его глазами вдруг предстает ширь и даль, великолепный вид на все структуры этого ландшафта до самого горизонта.
В норме это будет панорама привычного ландшафта с полями, лесами, дорогами и людьми, занятыми каким-то делом. Вдали пациент может увидеть город с какими-то заводами и фабриками, реку или озеро, может быть, появится море, или на горизонте покажется черная гряда гор.

Как правило, человек оказывается на вершине горы совсем один. Как показали различные эксперименты с Кататимным переживанием образов [1], существуют определенные закономерные особенности в том, какой вид открывается в каждом из четырех направлений.
Поэтому пациента следует попросить описать, что он может разглядеть позади себя - там, откуда он пришел, впереди, справа и слева от себя.
В соответствии с культурно-лингвистическими механизмами символообразования:
- вид назад символизирует взгляд в прошлое,
- вперед - ожидание от будущего,
- направо - акцентирует когнитивную, рациональную, а также мужскую установку,
- вид налево - это область эмоционального и женского.
Особенно важным диагностическим критерием являются нарушения обозрения в каком-то из четырех направлений или со всех сторон. Это типичное сопротивление, вызванное тем, что именно в той части психики, обозрение символического представителя которой нарушено в кататимной панораме, у пациента существуют особо значимые проблемы и конфликты.
Признаки нарушения:
- затруднение обзора в одном или нескольких направлениях: облаками, туманом, другими горами, скалами, деревьями и т. п.
- степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.
В норме в открывающейся с вершины горы панораме будут присутствовать населенные пункты, дороги, возделываемые человеком поля и другие продукты человеческой деятельности.
Если же взору открываются только бесконечные леса, горы, степи и пустыни, то это говорит о социальной неадаптированности пациента. Примечательной закономерностью является преобразование ландшафта в ходе курса психотерапии.



Содержание раздела