d9e5a92d

Лодка

п.) что-то плохое. Мне кажется, что это животное просто очень голодное и его нужно как следует покормить. После этого психотерапевт либо предлагает подходящую для данного существа пищу, либо, еще лучше, обсуждает с пациентом, что можно было бы лучше всего предложить животному. Например, змее можно предложить блюдце молока, а льву - большую миску свеженарезанного мяса.

Психотерапевт продолжает далее примерно так: Представьте себе, пожалуйста, что я приготовил (в случае, если пациент представил себе, например, льва) большую миску свежего мяса, которая теперь стоит рядом с Вами. Покидайте льву мясо, кусочек за кусочком, и внимательно понаблюдайте, станет ли он есть и как он будет реагировать дальше. При этом важно как можно больше накормить и даже перекормить символическое существо.

Как правило, символическое существо начинают брать пищу сначала неохотно, но иногда и с большой жадностью. Попробовав первые куски пищи, символическое существо начинает есть все более охотно.

Психотерапевт должен так воздействовать на течение образов пациента, чтобы не просто кормить символическое существо, а, прежде всего, чтобы предложить ему избыток пищи, которой должно быть значительно больше, чем невротический пациент может представить себе в своей вызванной оральной фрустрацией зажатости. Важное значение имеет при этом момент наступления пресыщения, когда животное перекормят. Насколько это получается, зависит от характера предлагаемой пищи. Психотерапевту следует всякий раз подбирать именно ту пищу, которая подходит данному конкретному существу.

Однако что делать, если, например, появляется злая ведьма, которая питается маленькими мальчиками? В этом случае ей можно предложить торт или другие кондитерские изделия.
После того, как символическое существо становится по-настоящему сытым, оно, как правило, ложится отдохнуть. Его настроение и поведение коренным образом изменяется.

Символическое существо перестает казаться пациенту опасным, становится приветливым и доброжелательным. Пациент может теперь приблизиться к нему, прикоснуться и погладить его.

Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки некоторого страха. В этом и заключается упомянутый выше режиссерский принцип нежного поглаживания, объятия и примирения.

Лодка


В этом мотиве ребенок представляет появляющуюся на берегу пруда или озера лодку, на которой ему предлагается отправиться покататься.
Пример* 8-летний мальчик, Хайнц, страдал заиканием. Его родители работают учителями в школе, милые, но честолюбивые люди. Отец является для ребенка обожаемым, но недосягаемым идеалом, которому он постоянно сверхактивно подражает и с которым соревнуется.

Однако всякий раз это приводит к разочарованию, связанному с неспособностью быть таким же, как отец. Так было, например, во время занятий плаванием, которые отец посещал вместе с ним. Хайнц погружал время от времени голову под воду и совершал судорожные плавательные движения. Но он так и не мог держаться на воде.

В школе Хайнц все время стремился быть первым. Оценка хорошо была для него уже довольно плохой, удовлетворительно - настоящей катастрофой. В семье он был самым старшим, у него были еще две сестры.

После предложения мотива лодки в символдраме Хайнц сразу же представил себя в небольшой байдарке посреди Балтийского моря. Позади него сидел его умственно менее развитый товарищ. Некоторое время Хайнц мог наслаждаться чувством спокойного
Случай из практики X. Лёйнера [18, с. 27]. скольжения послушной ему лодки. Скоро, однако, разразилась гроза и буря. Он потерял весло, и его беспомощно понесло в море. Волны били и заливали лодку.

Байдарка плыла толчками, напоминая своими движениями его речь, когда он заикался. Но тогда в образе спонтанно появился отец, который стоял на мостике. который сразу же кинулся в воду и вытащил лодку на берег. Этот пример демонстрирует состояние, сравнимое с чувством брошенности в открытом море, страх перед карающими инстанциями (буря и гроза) и зависимость от отца (выступающего здесь в качестве ангела-хранителя. 2.3.7.8.

Пещера Мотив пещеры характеризуется тем, что он связан с подземным миром и с земными недрами, символизируя отверстие, ведущие к глубинным слоям бессознательного. Так же. как и в мотиве опушки леса, из пещеры часто спонтанно выходят символические существа. Они имеют преимущественно архаический характер. В целом можно сказать, что мотив пещеры воплощает женский генитальный аспект, символизируя утробу матери, матку и маточный зев.

Пещеру сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо. В этом смысле мотив пещеры похож по технике проведения на мотив опушки леса (см. раздел 2.3.7.6.



Наблюдение опушки леса}. Пример* 17-летний гимназист, родившийся и выросший в ГДР, заболевает, после переселения вместе со своей семьей в ФРГ, на фоне артистического пубертатного кризиса и подозрения на начинающуюся гебефренную шизофрению.

Неразговорчивый, замкнутый и с застывшим лицом он рассказывает, запинаясь, историю своей жизни. Он жалуется на резкие головные боли, органическую причину которых установить не удается. Будучи до переселения довольно хорошим учеником, в новой школе он оказывается полностью несостоятельным.

Симптомы появились за четыре месяца до обращения к психотерапевту, сразу же после переселения. В символдраме у пациента спонтанно появилась пещера у подножия горы. X. Лёйнер попросил пациента понаблюдать за входом в пещеру с некоторого расстояния.

Спустя некоторое время, оттуда вышел великан со свирепым лицом. Однако великан в нерешительности останавливается у входа в пещеру и знаком подзывает к себе пациента. Психотерапевт подбадривает при этом пациента и предлагает ему последовать за великаном.

Тот ведет его в пещеру и показывает ему там свои владения: ландшафт с рекой, с виноградниками, кладовыми и хлевом полным коров - почти что маленький роскошный рай. Психотерапевт советует пациенту спросить великана о причинах его ухода от мира.

Великан отвечает, что бежал сюда, потому что его сторонились и потешались над ним. На следующих трех сеансах символдрамы. длительностью по 50 минут, X. Лёйнер вновь дает пациенту тот же самый мотив, побуждая его вывести великана из пещеры обратно в мир людей. Сначала великан встречает крестьян на поле. Преодолев скованность сопротивления, великан все же готов помогать им в работе.

Входя в близлежащую деревню, он сначала в нерешительности останавливается. Психотерапевт просит пациента описать ему детали и побуждает великана войти в деревню. На следующих сеансах великан совершает более продолжительные прогулки по деревням и городам.

Всякий раз. когда появляются скованность, страх или боязнь, психотерапевт просит пациента описать эти состояния и дает подбадривающие указания. В ходе этих экскурсий рост великана в образе раз от разу уменьшается. Один раз, сжавшись до размеров ребенка, он даже улегся в детскую кроватку пациента в его прежней квартире. Психотерапевт дает ему возможность в ней отдохнуть.

С еще большей энергией и силой великан вскоре вновь появляется среди работающих крестьян.
На третьем сеансе пациент сообщает о примечательном синхронном преобразовании. В то время как прежде река была тесно зажата двумя скальными мысами, теперь они расступились. Вдоль ничем не стесненной реки протянулась широкая дорога, а рядом появилась гостиница.

Учитывая нарушения общения и учебной деятельности пациента, для психотерапевта было важным распространить этот процесс на более оптимальное поведение при общении. Великану, который тем временем сжался до размеров нормального человека, X. Лёйнер посоветовал устроиться на работу в гостинице. Там ему встречается много людей, которые приходят и уходят, а он им помогает.

В этой ситуации, которая воспринимается пациентом очень серьезно, великан завоевывает доверие людей. Живший прежде в уединении и никем не признанный великан становится человеком, который принимает на себя хотя и скромную, но все же уважаемую и социально нужную роль. После четвертого сеанса пациент сообщает, что головные боли почти совсем исчезли.

Психически он теперь не только производит впечатление более открытого, более разговорчивого и эмоционально более раскованного человека, но и впервые установил более близкие отношения со сверстниками в своем новом классе. Вскоре после этого он даже участвовал в крупных спортивных соревнованиях и опять стал приносить домой хорошие оценки. Комментарий.

Образ одинокого и изолировавшего себя от мира великана отражает аугистическую замкнутость и далекие от жизни ожидания пациента, связанные с омни-потентными желаниями всесилия и всемогущества (что, вероятно, и определило выбор великана), а также с отказом от столкновения с конкурентами. Примечательно, что за синхронным преобразованием в символдраме, выразившимся, например, в изменении берегов реки, внешнего облика и Поведения великана, вскоре следует непосредственное изменение реального поведения пациента.

Если в работе со взрослыми пациентами не рекомендуется заходить в пещеру, чтобы не спровоцировать развитие нежелательных реакций, например, приступа страха, в Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков по желанию ребенка можно также войти в пещеру, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины. Нередко при этом для пещеры характерно явно либидонозное заполнение, что позволяет прорабатывать различные проблемы, имеющие сексуальную природу.
Пример.
17-летняя девушка, с явно выраженными сексуальными страхами, не могла побороть себя, чтобы вступить в желаемую ею интимную близость с другом. В символдраме она представила себе пещеру с нависающими над входом ветвями и кустарником, так что в нее даже невозможно было заглянуть.

Потом появилось углубление, и она вошла в пещеру. Внутри было влажно, сырые листья лежали под ногами. Пещера была примерно такого же размера, как и сама девушка.

Ее охватил страх, что тут могут быть противные маленькие животные. В завершение она представила, что в ее пещеру хочет проникнуть противная, толстая, желтая, слизкая гусеница.

Психотерапевт предложил ее покормить, а также усилил конфронтацию, настояв на том, чтобы внимательно рассмотреть гусеницу. В конце концов пациентке удалось погладить гусеницу, благодаря чему произошло примирение с образом. Сразу же образ гусеницы преобразился.

Она стала милая, изящная, мягкая, с черными волосками. Таким образом. фаллический сексуальный аспект преобразовался скорее в нежно-либидонозное начало. Пациентке было очень приятно такое преобразование.

После этого сеанса девушка впервые без страха смогла пойти на интимную близость со своим другом 3.1. Первый контакт с ребенком

Что делать, когда ребенок приходит на прием к психотерапевту?


Дети, как правило, направляются к психотерапевту учителями или врачами либо приводятся одним из родителей, обычно мамой. При первой встрече обычно в присутствии ребенка коротко обсуждается его симптоматика, а также проговариваются ожидания родителей и ребенка от психотерапии.

Каждому курсу символдрамы предшествует длящееся около часа обследование, в ходе которого используются различные тестовые методики.
Случай из практики X. Лёйнера [18, с. 28]. Часто матери испытывают, в связи с заболеванием ребенка, чувство вины. Поэтому очень важно уже при первой встрече объяснить родителям, что расстройства у ребенка являются следствием внутренних психических процессов, протекающих, как правило, бессознательно.

Для коррекции этих процессов как раз и нужна помощь специалиста-психотерапевта. 3.1.2. Сбор анамнеза Причина многих невротических нарушений - ранние переживания расставания с матерью в первые годы жизни. Исследование, проведенное X. Шэфером [30, с. 28-32], показало, что более 50% детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет с различными невротическими нарушениями, ставшими причиной обращения к психотерапевту, пережили в первые пять лет жизни травматическое расставание с матерью в течение нескольких дней или недель (пребывание в больнице без матери, болезнь матери сразу после рождения, депрессия матери и т. д.).

Поэтому при сборе анамнеза в беседе с матерью особенно важно выяснить, не было ли в первые годы жизни ребенка длительных расставаний с матерью и как ребенок на них реагировал, в какой мере был возможен симбиоз между ребенком и матерью, какую роль играл отец в воспитании и уходе за ребенком в первые годы жизни. насколько помогала бабушка и помогала ли вообще и т. д. Вопросы при этом можно сформулировать примерно так: 1. Расставался ли когда-нибудь с Вами Ваш ребенок в первые недели или месяцы после рождения? Когда произошло первое длительное расставание и насколько?

С кем был в это время ребенок? 2. Как Вы себя чувствовали после рождения ребенка, не болели ли Вы?

3. Были ли у Вас до рождения Вашего ребенка другие беременности, аборты, выкидыши?
Последний вопрос очень важен, так как воспоминания и переживания о потерянном ребенке могут переноситься на следующего ребенка. Связанные с этим страхи могут влиять как на течение беременности, так и на последующее развитие ребенка.

4. Какое участие принимал отец в уходе за ребенком и его воспитании? Примерно в трети случаев невротических нарушений детского возраста [20, с. 31] наблюдается отсутствие опыта общения ребенка с отцом в первые годы жизни (ранний развод родителей, смерть отца и пр.).
И, наконец, очень важен вопрос: 5. Берете ли Вы еще ребенка время от времени в свою постель?

Техника проведения психотерапии

Предварительные условия.


Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах.

В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено. шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.

Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.
Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта 1) большей активности, жизненности и бодрости чувств; 2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует; 3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок; 4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу [18, с. 242].

Сидя или лежа?


Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать на растерзание психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Как объяснить ребенку действия психотерапевта?


Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную игру полета фантазии с закрытыми глазами. Обычно ребенок отвечает: Нет.

Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы.

Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты. Пример* Терапевт: Давай проведем с тобой интересный тест. Когда я тебе скажу, ты закроешь глаза, так минут на десять.

Пациент: Угу. Т. И я тебе тогда скажу, что тебе нужно будет представить, а ты мне тогда скажешь, как это выглядит.

Хорошо? П. Да.

Т. Давай попробуем? Я только хотел бы записать это на магнитофон, чтобы мы могли это потом послушать, хорошо? П. Да.

Т. Ты согласен? П. Ладно.

Он уже включен? Т. Уже включен. Я тебе скажу, когда начать.

П. Я должен что-то представить? Я уже вижу сардельку. Т. Да, если хочешь, пожалуйста. Но сначала я хотел бы тебе сказать, что тебе нужно представить, а ты будешь оставаться с закрытыми глазами, пока я тебе не скажу, что ты снова можешь их открыть, примерно минут через десять. - Усаживайся теперь поудобнее.

Ноги можно просто протянуть, руки положи магнитофонная запись начала сеанса КПО психотерапевта Понтера Хорна с 9-летним мальчиком [18, с. 56] поудобнее. - Закрой глаза. Представь, что ты совершенно расслабился. Приятная усталость во всем теле. - Все, что происходит вокруг, перестает тебя интересовать, и ты слышишь только то. что говорю тебе я, и ты сам полностью расслабился.

Во всем теле приятная усталость. - Твое дыхание совершенно спокойное и ровное, руки и ноги становятся приятно тяжелыми и теплыми. - Ты становишься все спокойнее и представляешь теперь себе, что ты на лугу. - И если ты что-то представишь, опиши мне, как это выглядит. П. Тут, всё такое, тут такой ручеек, и рядом люди, они тут отдыхают и где-то тут поставили палатки. Мы знаем этих людей, они как раз готовят еду, а теперь они нас приглашают ... 3.2.4.

Обязательно ли закрывать глаза? Много споров вызывает вопрос, насколько важно закрывать глаза во время сеанса символдрамы. Проведенные исследования [18, с. 60] показали, что только 44% детей не испытывают при этом особых трудностей.

25% детей открывают глаза по нескольку раз во время сеанса, а потом опять их закрывают; у 10% детей наблюдается судорожное напряжение, 13% периодически открывают глаза, а 8% вообще остаются с открытыми глазами. Существует определенная корреляция между ночными страхами и боязнью темноты у ребенка, с одной стороны, и трудностью закрыть глаза во время сеанса символдрамы, с другой.

Опыт проведения Кататимно-имагинативной психотерапии с детьми показывает, что имагинативная продуктивность у ребенка не обязательно нарушается при открытых глазах.

Расслабление и двигательная гиперактивность.


То же самое относится и трудностям расслабления у детей. Лишь 17% детей могут быстро и глубоко расслабиться во время сеанса, 64% остаются на всем протяжении сеанса беспокойными, вплоть до крайнего возбуждения. При этом не следует забывать, что именно двигательная гиперактивность и трудности концентрации внимания являются одной из наиболее частых причин обращения к психотерапевту.

Однако так же, как и в случае с открытыми глазами, моторное беспокойство не обязательно негативно сказывается на имагинативном процессе у детей. Оно скорее отражает характерное для данного возраста стремление выразить себя через двигательную активность и переживание на целостном уровне. В то же время, степень двигательной активности следует учитывать как один из диагностических критериев. Для подростков и взрослых пациентов характерно, что чем ярче они представляют образы, тем глубже происходит расслабление: более глубокое расслабление углубляет переживание образов - в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности - и усиливает регрессивное погружение, с ярким эмоционально окрашенным переживанием.

В результате такого кругового процесса за 20 минут представления образов пациенту, даже если он недостаточно хорошо расслабился во время предшествующей стадии индукции релаксации, удается так глубоко расслабиться, как этого бывает трудно добиться даже на высшей ступени аутотренинга. По окончании сеанса пациенту часто еще требуется некоторое время, чтобы после того, как он откроет глаза, опять вернуться в реальность.

Складывается впечатление, будто бы он возвращается из далекого далека.

Голос и интонации психотерапевта


В работе с детьми еще в большей степени, чем в работе со взрослыми, необходимо индивидуально настраиваться на каждого пациента. Голос и интонации психотерапевта должны быть не столько нейтрально-размеренными и равномерными, как этого требуют условия объективности психодиагностики, а в большей степени соответствовать эмоциональному настрою ребенка. Например, работая с ребенком с серьезным голосом и сдержанными манерами поведения, психотерапевт тоже должен вести себя более сдержанно, а работая с приветливо-открытым и радостным ребенком, соответственно, быть более открытым и веселым.

Есть только два эмоциональных тона, которым психотерапевт следовать не должен: страх и ярость {агрессивные импульсы в целом).

Предварительная беседа и последующее обсуждение.


Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто-нибудь заболел, приехали гости и т. п.) Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят рисунок, который психотерапевт задал ^м нарисовать после представления предшествующего мотива.

Обсуждая его, психотерапевт способствует оживлению рисунка, если он, например, спрашивает: А что происходит здесь?; Куда смотрит этот?; Что бы дереву хотелось больше всего сделать? - и т. п. Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно представление образов. По окончании процедуры представления образов проис-хо-дит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том. что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что - продуктом чистой фантазии.

Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление.

Работа с рисунком


Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика проведения психодиагностики - на основе рисунка пережитого пациентом образа.

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа.

Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее воздействие. Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания представления образа.

Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога - создать оптимальные возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента.

Для этого необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги, а также в выборе средств для рисования.



Содержание раздела