d9e5a92d

Блатнер А. - К вопросу о полезности философии развития

Другим выражением отчуждения является неспособность моих пациентов найти удовлетворительные ответы на два ключевых вопроса: (1) Кому (или чему) я причастен? и (2) Что мне делать, чтобы прожить жизнь осмысленно? Я согласен с Виктором Франклом, выдающимся экзистенциальным психотерапевтом и одним из основателей гуманистической психологии, подчеркивавшим, что любой целостный психотерапевтический процесс с необходимостью предполагает поиск смысла.
Отчуждение обусловлено множеством культурно-исторических обстоятельств, но одно из них имеет непосредственное отношение к теме настоящей статьи - в чрезвычайно мобильном и мультикультурном современном обществе не существует больше консенсуса относительно культурных мифов, отвечающих на мировоззренческие вопросы о принадлежности человека и его судьбе. Все это, как мне кажется, свидетельствует о потребности в реконструкции смыслообразующей работающей философии, философии, которую обычные люди могли бы практически применять в своей повседневной жизни.

Такая философия должна быть облечена в общедоступные слова и образы, использовать метафоры, побуждающие к зрелости и самостоятельности, а не к инфатильной зависимости.

Преимущества философии развития

Идея развития предлагает философию, потенциально содержащую в себе новую мифо-теологию. Я выбрал пять ключевых положений, которые, по моему мнению, могут существенно помочь человеку адаптироваться к нашему меняющемуся миру.
Первое. Категории сознания придается более высокий онтологический статус - Физикалистская доктрина Хартшорна или ее переинтерпретация Гриффином (1976) - пан-экспериентализм.

Мировоззренческое следствие этого учения таково: человек может углубить свою связь с Богом, развивая собственного сознание, в противоположность требованию внешнего ритуала или особых посредников для восстановления связи с Ним.
Второе. Творчество также признается основополагающей метафизической категорией, а не просто счастливой умственной способностью.



Это предполагает, что Бог вовлечен в непрерывный творческий процесс, и что расширение сознания людей в указанном смысле достигается не простым изучением древних книг или совершенствованием ритуалов, но развитием их способности к творчеству.
Третье положение философии развития заключается в том, что природа творчества проявляется в каждом конкретном случае. Оно призывает брать на себя личную ответственность, а не ждать, когда Бог - родитель устроит все к лучшему.

Другими словами, теология отходит от понятия Бога-перводвигателя, от кукловодческой модели, отдавая предпочтение децентрализованному представлению о сотрудничестве и взаимопомощи в ходе творческого роста.
Четвертое. Изменяется понимание отношения часть- целое. Оно осмысливается не авторитарно-иерархически, по типу ребенок-родитель или вассал-суверен, а органически. С точки зрения органической философии , наше отношение к Богу подобно отношению клетки к целостности живого существа.

Речь идет, конечно, о более глубокой связи, которая призывает нас гармонически применять нашу способность к творчеству на благо целого.
И, наконец, пятое положение, которое я как психотерапевт нахожу необычайно важным для современных людей: философия развития по-новому ставит проблему теодиции, а для моих пациентов она имеет, увы, не только теоретическое значение. Здесь чувство заброшенности - плач Иова, - достигает своей кульминации. Мои пациенты оказываются чрезвачайно восприимчивыми к идее, что Бог вовсе не является всемогущим в общепринятом смысле, но человек может достичь силы и мудрости, устанавливая глубоко личностную психологическую связь с Ним. /.../

Адам Блатнер


Биографическая справка. А. Блатнер, род. в 1937 г. - доктор медицины, психотерапевт, автор всемирно известных книг по психодраме: Отреагирование в действии (1973), Основы психодрамы (1983), Искусство игры (1988) и др. А. Блатнер закончил университет Беркли по специальности культурные аспекты религии, затем изучал медицину в университете Сан-Франциско.

После окончания работал в медицинском центре Стэнфордского университета, детским и семейным психиатром в Лос-Анджелесе, детским психотерапевтом на базе ВВС США в Англии. С 1972 года открыл собственную частную практику. В настоящее время живет и работает в Джорджтауне, Техас, США. кандидат философских наук, доцент Ростовского государственного университета. Сфера научных интересов - инновационные процессы в культуре второй половины ХХ в., история психотерапии, диалектика самосознания.

В настоящее время работает над докторской диссертацией на тему Диалектика субъективности в психотерапии.



Содержание раздела