d9e5a92d

Коммуникации в Сети: основные закономерности

И в некоторых ситуациях благодетельной лжи, или социально дозволенной лжи, можно обнаружить, что человеком движут не только нравственные, но и аморальные побуждения, последние из которых лишь маскируются под добродетель.
В тех случаях, когда объект обмана и объект доброго дела совпадают, необходимо учитывать случаи, которые связаны с сильными стрессами, и в которых имеет место не добродетельная ложь, а самообман. Это связано с защитной реакцией организма: в ситуациях неожиданной утраты близкого человека, его травматизации или болезни окружающие могут сообщать ложную информацию не потому, что хотят облегчить положение других людей, вовлеченных в стресс, а лишь потому, что не способны сами принять истинное положение вещей.

Таким образом, ложь, формально выглядящая как обманное сообщение (Ты обязательно поправишься и выздоровеешь) на деле защитная реакция психики, которая не может быть определена как обманное действие.
Следует также отметить еще один вид обмана, на который указывает Виктор Знаков. Этот обман, особенно характерный у детей, не приносит никому вреда, а лгущему приносит некоторую пользу. Например, ребенок разбил вазу и сказал, что это сделала собака, так как знает, что родители ее не накажут.

Ему польза и собаке вреда никакого.[10] Еще более изящный пример подобной лжи приводит С. Спилберг в своем кинофильме Список Шиндлера, когда мальчик обманывает нацистов, показывая на человека, который уже убит и называя его тем человеком, которого они разыскивают. Феномен добродетельного обмана, особенно в том смысле, в каком его видит Виктор Знаков, выделяя русский тип понимания лжи и называя его субъективно-нравственным, еще требует своего изучения у российского ученого-исследователя, которого волнуют проблемы психологии лжи и обмана.

Глава 2. Пребывание и коммуникации в Интернете: основные закономерности.
2.1. Коммуникации в Сети: основные закономерности.


Глобальные компьютерные сети, появившиеся в 60-х годах, существенно видоизменили совместную деятельность и общение между людьми. Уже в 70-е годы зарубежными специалистами по общественным наукам был выполнен значительный объем исследований в области коммуникативной деятельности, опосредствованной компьютером. [2] В России первые исследования деятельности пользователей глобальных сетей начались в 1990-х годах в связи с распространением глобальных компьютерных сетей и подключением отечественных пользователей к Интернету. Исследователи исходили из того, что компьютерные сети представляют собой новый этап в развитии внешних средств интеллектуальной деятельности, познания и общения.

Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания, потребностно-мотивационная регуляция деятельности [2]. Таким образом, за последние годы в мире полностью сформировался новый тип социального сообщества пользователи Сети. Становление и формирование такого сообщества обусловлено самыми разнообразными факторами: социальными, экономическими, техническими, политическими и психологическими. В результате сложилась и развивается популяция пользователей: как сложное динамическое единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и настроения. [3]
Это сообщество привлекает внимание представителей самых разных наук, в том числе представителей социологической и психологической науки. В настоящее время Интернету как новому информационно-коммуникативному феномену, и его сообществу, которое порождает в виртуальной среде, в киберпространстве совершенно иные, уникальные формы коммуникативных актов, с особенной и свойственной только им сложной социально-психологической структурой и свойствами, уделяется самое пристальное внимание. Серьезно изучаются самые разнообразные аспекты присутствия личности в виртуальном мире: правовые, моральные, психологические, философские, социальные, лингвистические, и многие другие. Выделяются целые области дисциплин, которые изучают исключительно феномены, порожденные виртуальным сообществом: например, патопсихология киберпространства, психодиагностика и виртуальная психотерапия.

Рассматриваются как возможности, так и формы участия профессиональных сообществ в виртуальном мире: например, формируются нормы и правила виртуальных консультаций, или проблематика проведения интерактивных опросов и диагностических исследований.


Виртуальная среда обитания, первоначально не предполагавшаяся как общедоступная, но, став таковой, она или ассимилировала все основные невиртуальные свойства и качества мира, или реплицировала все основные составляющие этого мира изначально: в Интернете можно встретить агрессивность и аддикцию, нравственные и безнравственные поступки, преступления, войны, заболевания, эпидемии. В Интернете есть свои доктора и свои харизматы, преступники и надзиратели, группы и отдельные личности. В Интернете есть любовь и дружба, конкуренция и партнерство, независимость и подчиненность.

На сегодняшний день трудно назвать любое нечто, присущее реальному миру, что не было бы, в той или иной форме, воплощено в мире виртуальном.
Однако, в силу средовых особенностей киберпространства, это нечто имеет свои, неповторимые и уникальные черты, свою особенную природу, свой своеобразный набор качеств. При изучении общения в Интернете подчеркивается, что за внешним сходством коммуникативного акта это, как правило, общение между двумя людьми, или общение между несколькими людьми, можно обнаружить более глубокий пласт черт, присущих именно общению в Интернете, и только ему.

Это физическая непредставленность: в виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира (Kelly, 1997). [11] Это отсутствие невербальных форм общения, исчезновение в связи с физической непредставленностью целого ряда психологических барьеров, в Интернете, в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу, теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью (Reid, 1994), [11] и некоторые другие особенности.
В силу того, что времяпровождению в Интернете, взаимодействию с новыми системами представления информации (интерфейсы, навигация, поиск, визуальное представление) и коммуникативным актам в виртуальном мире присуще свои особенные черты и свойства, не наблюдаемые именно в таких сочетаниях и проявлениях в обычном, реальном мире, возникает закономерный вопрос: влияют ли это особенные свойства и черты, присущие сообществу пользователей сети Интернета, на феноменологию лжи и обмана, свойственную миру реальному и характерную как для отдельной личности, так и для сообщества в целом? Имеет ли обманное действие в виртуальном мире какую-то свою, особенную, уникальную природу? Отличается ли оно от обманного действия, которое наблюдаемо в реальном мире, и если отличается, то как именно? И если эти отличия существуют, то каков их характер, и какие отличительные признаки присущи, с одной стороны, только виртуальному обману, и какие, с другой, только обману реальному?

И настоящая работа призвана исследовать эти явления, сравнить их природу, и обнаружить возможные сходства и различия в их проявлениях: как в количественном, так и в качественном аспектах.
Однако, прежде чем приступить к исследованию обманного действия в Интернете и, путем сравнительного анализа с подобными действиями в реальном мире, делать заключения относительно возможных различий и сходств обмана и лжи в разных сообществах, необходимо определить: каким закономерностям поддаются формы общения в Сети и какими свойствами они обладают. Этому будет посвящена Глава 2 данного исследования. Общение в Интернете: основные закономерности.
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Коммуникативная деятельность в Интернете довольно разнообразна. Кроме общения посредством электронной почты, когда сообщения к адресату приходят через некоторое время после отправки, Интернет предоставляет пользователям возможность общаться в режиме реального времени (чат): для этого существуют специальные виртуальные комнаты и каналы. Здесь пользователю предоставляется возможность общаться в реальном времени как с большим количеством людей, так и настраиваться на разговор с отдельным человеком. Интересным представляется мнение М. Бэнкса, автора Руководства по выживанию в киберпространстве, который считает, что в основном люди пользуются Интернетом для того, чтобы иметь возможность общаться.

Если бы мы могли учесть все, что происходит в Интернете, общение возобладало бы, пишет М. Бэнкс (Бэнкс, 1998). Автор считает, что основная притягательная ила общения в реальном времени в Интернете состоит в анонимности. [18]
Различными исследователями Интернета было высказано предположение, что общению в Сети присущи некоторые своеобразные особенности. Эти предположения в дальнейшем были подтверждены многочисленными исследованиями, которые включали в себя опросы пользователей сети различной выборки (географической принадлежности, возраста, социального положения, образования), наблюдение за действиями пользователей, анализ текстов переписки, беседы с пользователями различных интернет-приложений, обслуживающих общение.

Помимо этого анализировалась структура виртуальности в целом, ее языки, соотношение тех или иных социальных групп (пользователи, профессионалы, субкультурные группы хакеры, квакеры, кардеры, и т.д.), средовые условия, экономическая составляющая и многие другие исследования.
На основании значительного количества проведенных исследований были получены несколько важных составляющих, характеризующих особенности общения в Интернете, а именно: анонимность и физическая непредставленность, связанные со спецификой сетевого общения, которое полностью опосредовано компьютером.
Анонимность и физическая непредставленность.
Несмотря на то, что иногда имеется возможность получить некоторые сведения анкетного характера, фотографию собеседника, или даже услышать его голос через специальные аудиальные устройства, которые тесно интегрированы в персональный компьютер, этого недостаточно для реального и более менее адекватного восприятия личности. Так как общение полностью опосредовано компьютером, в Интернете практически полностью редуцированы невербальные компоненты общения, и речь идет только о письменной форме общения. Люди, впервые сталкивающиеся с этой темой, в частности студент-психолог, пишущий курсовую по этой теме, задаются вопросом: Как же Вы понимаете эмоции человека, с которым Вы разговариваете? [16]
Исследователи интернет-общения часто разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Однако, независимо от того, насколько интерактивно это общение, опосредованность и анонимность этого общения сохраняется, так как форма общения остается прежней.
Анонимность и физическая непредставленность собеседников друг перед другом приводит к ряду важных следствий, а именно: это своеобразное протекание процессов межличностного восприятия; снижение психологического и социального риска в процессе общения; а также выбор идентичности по своему усмотрению.

Своеобразное протекание процессов межличностного восприятия.


В интернет-общении отсутствуют не только невербальные средства самовыражения, но и эмоциональные компоненты, поэтому люди, коммуницирующие друг с другом, имеют возможность выражать свои эмоции исключительно в знаковой форме. Вероятно, в этом кроется природа так называемых смайликов, то есть специальных значков для обозначения различных эмоций.

Невозможность явным образом выразить свои эмоции, и в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, вынуждают пользователей Сети переходить на знаковые формы эмоционального самовыражения, которые, по всей видимости, являются аналоговыми формами естественных форм самовыражения жестов, мимики и пантомимики, голосовых интонаций и т.п.
Другим интересным следствием физической непредставленности и анонимности является добровольность и желательность контактов. В силу того, что собеседник (-и) достаточно абстрактен и не представлен в явной форме, пользователь добровольно завязывает контакты или легко уходит от них, а также может прервать их в любой момент, когда ему этого захочется.

В виртуальном сообществе гораздо легче завязывать контакты и гораздо легче разрывать их, не предполагая объяснений. И это, в некотором роде, создает благоприятную среду общения и возможности знакомства для тех лиц, общение которых в естественном мире затруднены в силу тех или иных обстоятельств.
У связи эмоций и сетевой коммуникации есть еще один важный аспект. В некотором смысле сетевое общение может быть продуктивнее реального.

Получая электронное письмо, человеку не требуется отвечать на него немедленно. Он может его прочитать, обстоятельно продумать и ответить по существу.

В реальном общении реакции ситуативны, так как в силу определенных закономерностей общения люди вынуждены реагировать на любое обращение, посыл. При удаленном же общении появляется интервал времени, в котором можно успеть сосредоточиться.

Как говорил С. Н. Ениколопов, выигрыш получают люди, у которых немного заторможенное мышление, которые не очень быстро реагируют на события. [16] И в этой ситуации сетевое общение становится для них более привлекательным, чем реальное, в котором самопрезентация осложнена.
В Интернете исчезает такое понятие, как индивидуальные границы и личностное пространство. В силу того, что любой из собеседников и географически очень далекий, или очень близкий, субъективно воспринимается равноудаленно и на значительном расстоянии (в силу опять же опосредованности общения через компьютер). Дистантность и пространственная отчужденность собеседников, надежно покрытая анонимностью общения, дает новые возможности для общения людям, которые в обычной жизни не могли адекватно коммуницировать в силу своей кажущейся непривлекательности, имеющихся недостатков, болезненных состояний, дефектов речи, возраста. Важно также отметить, что большое значение имеет не только личная непредставленность, но и анонимность выбора собеседника, что порой затруднительно в реальной жизни, когда люди ограничивают свои социальные контакты в силу стереотипов или социальных установок.

То есть в Интернете, в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу, теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью (Reid, 1994). [11] Как сказала одна из собеседниц (работник банка, 42 года, замужем, взрослый сын) автору данной работы, в реальной жизни я бы не рискнула даже заговорить с 17-летним подростком, который младше, чем мой сын. А в Интернете я свободно общаюсь с таким парнем, и это здорово!
Во многих случаях сложно узнать половую принадлежность, к которой относится собеседник. Это можно сделать лишь по анкетным данным, предложенным фотографиям, имени, подробностям биографии, а также особенностям языковых паттернов (я сказала, я ушел, и так далее).

Следует также обращать внимание на то, что, собеседник, в силу каких-либо мотивов, может предоставлять о себе искаженные сведения, подчиняясь роли, которую он избрал для самопрезентации, либо одной из множества ролей, которые он легко может менять по своему усмотрению.
Снижение психологического и социального риска в процессе общения.
Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в Сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения аффективная раскрепощенность, ненормативность, агрессивный характер коммуникации и оценочных суждений, а также некоторая безответственность участников общения. Человек в Сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск его разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Также зачастую пользователи презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
Выбор идентичности по своему усмотрению.
Еще одно важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации, которое, возможно, очень тесно связано с феноменологией обманного действия, это возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира (Kelly, 1997) [11].

Kelly также приводит поговорку: В Интернете никто не знает, что вы собака. [11] Анонимность общения в Сети обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.
Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые виртуальные личности, описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом.

Это может быть или литературный персонаж (Папа Карло, Остап Бендер, Винни-Пух), или животное (Коза, Собака, Овчарка), либо социальный статус (Эмигрант, Магнат, Сержант), или даже термин бытовой техники (Холодильник). Однако преобладают имена собственные, и производные от них клички: Олег, Таня, Танюша, Танечка, Танька, и т.п. Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер, или быть связана с самоопределением. Отмечается существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное Я представляется подростку размытым.

При этом создаваемые виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений (Kelly, 1997). [11]
С точки зрения обманного действия феномен конструирования виртуальных личностей интересен тем, что он фактически предъявляет миру ложную информацию, где некий субъект общения вводит всех остальных участников общения в заблуждение о том, кто он есть и кем он является на самом деле. Он не просто умалчивает о своих недостатках (то есть обманывает, как сказал бы Знаков), а именно искажает истину, то есть лжет, причем можно утверждать, что это всегда делается абсолютно преднамеренно, где неочевидно, какой является ложь на самом деле: инструментальной или целевой, во благо или злонамеренной, нормативной или ненормативной, доброкачественной (по Эриху Фромму) или же злокачественной?

И на некоторые из этих вопросов нам сможет помочь как практическое изучение обманного действия в интернет-сообществе на примере полученного материала, позволяющего провести сравнительный анализ сходств и отличий в виртуальной и реальной лжи, так и дать оценку обманным действиям с позиций той классификации, которая была предложена в 1 главе настоящей работы.

Глава 3 Изучение особенностей феномена обманного действия у пользователей сети Интернет
3.1. Программа исследования


Методическая задача настоящего исследования, которая состоит в подборе адекватного целям исследования методического материала для его проведения, была изначально усложнена тем, что для выполнения поставленной задачи настоящего исследования существующие методики, способные тем или иным образом оценить обманное действие и склонность к его совершению, представляются слишком поверхностными и явно недостаточными для настоящего исследования (шкала лжи в MMPI, шкала лжи в личностном опроснике Айзенка). Поэтому для выполнения поставленных задач автором данной работы предложена новая методика, позволяющая на определенном этапе эмпирического исследования более точно определять природу каждого отдельного обманного действия, и дающая возможность его классифицировать по тому или иному ряду полученных критериев.

Таким образом, в настоящей работе предложен новый методический инструментарий, способный выполнить поставленную задачу настоящей работы.
Помимо этого важно подчеркнуть, что план и процедура исследований должны осуществляться таким образом, чтобы представлять интерес для испытуемых (которые могут отказаться выполнять или неинтересное для них задание, или если это задание слишком личного характера).
Гипотеза исследования
В соответствии с основными предположениями, можно сформулировать гипотезу исследования следующим образом: среди пользователей сети Интернет и при сравнении их с другими людьми, не принадлежащими с сетевому сообществу, нет таких различий между невиртуальным и виртуальным обманными действиями, которые могли бы придать последним агностическую и неверифицируемую природу, но имеются такие, которые опосредованы специфическими условиями пребывания в сети Интернет и, в силу этого, имеют определенные различия в характере обманного действия, причем эти различия имеют принципиально познаваемый характер и поддаются верификации.
Методика исследования
В связи с указанной выше психологической спецификой пребывания в виртуальном мире (анонимность пользователя, его физическая непредставленность, выбор идентичности по своему усмотрению) возникли известные сложности, связанные с подбором адекватных целям исследования методик. Цель исследования состоит в том, чтобы сравнить некоторые качественные признаки виртуального и реального обманных актов и, таким образом, подтвердить (или опровергнуть, в зависимости от полученных результатов) гипотезу исследования.

Однако в этом случае необходимо получить достоверные данные, которые позволят провести такой сравнительный анализ. Поэтому для получения достоверных результатов необходим подбор ряда методик, которые, во-первых, позволили бы получить необходимый сравнительный материал, во-вторых, были бы интересны испытуемым (для того, чтобы они не отказывались участвовать в исследовании, или не отказались бы в процессе исследования) и, в-третьих, достаточно компактны.

Использование шкалы лжи


В силу того, что исследованию было необходимо получить от испытуемых материал, который позволил бы изучить природу обманного действия на конкретных примерах, на начальном этапе эксперимента было решено использовать простой, понятный, и в то же время удовлетворительно информативный тест стандартную выборку шкалы лжи личностного опросника Айзенка.



Содержание раздела