d9e5a92d

ЩЕДРЫЙ МИША

Как-то сообщила: Бабушка, я Ире отдала кукольное одеяло насовсем. У меня два, а у нее ни одного. Смотрела во все глаза.

Ждала похвалы. Отдала? Вот и хорошо, - бабушка отвела со лба темную челку, заглянула внучке в глаза. - Не жалко? - Немножко, - призналась Алена. Не жалей, дружок, ты молодец.

Нужно было как-то включить Алену и во внутрисемейные дарения. Но не подаришь же бабушке игрушечную плиту, а маме или папе - игрушечный холодильник! Дольками шоколада Алена уже делилась автоматически, но это не приносило ей достаточного удовлетворения.

Как-то мама - не совсем случайно - принесла Алене набор красивых платочков. Шесть штук - один другого привлекательнее. Что за прелесть! - сказала бабушка.

Алена немедленно отозвалась: Бабушка, мы поделимся. Тебе два, маме два и мне два. Выбирай, какие хочешь? Потом у Алены появился набор для вышивания, и она с готовностью выручала маму или бабушку мотком ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона.

А из своей богатейшей коллекции лоскутков отдавала на отделку или на починку весьма ценные экспонаты. Про металлический рубль никто не вспоминал почти целый год, до самого 8 Марта. Накануне этого дня Алена посетила со своей восьмилетней подругой магазин Галантерея, расположенный в соседнем доме.

Наутро маме были преподнесены серьги со сверкающими стеклянными бриллиантами величиной по меньшей мере в пять каратов. Мама их носила с большим удовольствием, снимала только идя на службу и в другие официальные места - исключительно по необходимости. Когда Алена пришла в школу, она оказалась одной из тех, кто первым готов поделиться ручкой, ластиком, тетрадкой.

Она больше не была жадиной. У ее тезки, другой Алены, своя, другая история. До школы ей с деньгами совсем не приходилось иметь дела. В магазин Алену не посылали, лакомства тоже покупали родители.

Когда потребовалось отнести в школу два рубля на завтраки, мелких денег в доме не оказалось, и Алене вручили пять рублей. Сказали, чтобы остальные она не потеряла.

Алена деньги не потеряла. Однако и не вернула.

Она пришла нагруженная покупками. Чего только не было в ее портфеле и карманах курточки! Значки, брелок, точилка-рыбка, точилка-пистолет, точилка-ракета, несколько сказочных диафильмов, хотя проектора дома не было. В ее кошелечке поблескивала одинокая трехкопеечная монетка.

Аленку не ругали. С нею провели беседу. Сказали; Нельзя покупать все подряд только потому, что у тебя есть деньги. Заметили, что она купила ненужные вещи, целых три точилки, а кому-нибудь не достанется ни одной и придется за точилкой ехать в центр города.

Наконец, объяснили, что три рубля, которые она так бестолково растратила, мама получает за целый день работы и что теперь придется несколько дней экономить. Алена печально кивала и на вопрос: Поняла? ответила утвердительно.

Но, к огорчению родителей, в следующий раз повторилось почти то же. Оставшийся рубль Алена до дому не донесла - без спроса купила пломбир и выпила виноградный сок. Ее собрались было поругать, но Алена сказала: Мороженое и сок - не лишнее.

Тогда снова принялись объяснять: Не годится покупать самой себе лакомства без спроса. Эти деньги были предназначены для всех. Алена опять заверила, что поняла.

Но в ней обнаружился упорный бес мотовства. Назавтра после истории с мороженым девочку в первый раз послали в булочную.

Алена выложила на стол заказанную буханку и батон и в добавление - пять целлофановых пакетов с леденцами. Вставал вопрос: изолировать транжирку от денег или, наоборот, приучать к бережливости, заставляя преодолевать соблазны.

Выбрали второй вариант. Ее стали часто посылать в магазин, иногда специально давали больше денег, чем требовалось.

Время от времени Алена впадала в грех. Истратила два рубля на аляповатую, никому не нужную статуэтку. Тогда решили прибегнуть к наглядной агитации. Отменили поход в кукольный театр.

Объяснили, что билеты пришлось продать. Урока хватило ненадолго. Когда же месяца через два случился рецидив, мама поставила опыт, который вдруг дал результат.

Зашла к ним соседка и предложила: Не хотите ли купить красивую сумку? Маме сумка очень понравилась.

Но... Мне придется отказаться, - сказала она грустно. - В связи с некоторыми обстоятельствами, - мама мельком взглянула на Алену. - - Мы вышли из бюджета.

Когда соседка ушла, Алена со слезами бросилась к матери: Мамочка, я больше не буду, прости! Мария Федоровна была даже расстроена неожиданной суровостью примененного средства и в то же время радостно и растроганно думала о дочери: Вот какое у нее сердце...

У них все постепенно наладилось. Но не будь родители бдительны и терпеливы, наклонность к безответственному мотовству могла бы перейти в закоренелую привычку и заглушить в натуре ребенка лучшее.



Родители двоих, а тем более троих, четверых детей, как правило, лучше знают своих ребят, их сугубо индивидуальные черты. Это и понятно: у таких родителей есть возможность сравнивать поведение детей в ситуациях близких. Им легче отличить врожденные задатки от благоприобретенных. А это вопрос далеко не праздный.

Первые требуют от воспитателя особенного внимания, настойчивости, терпения. К тому же в семье, где к старшему ребенку был найден правильный подход, родители обретают в его лице неоценимого помощника для воспитания младших. Не в смысле качания колясочки и приглядывания - в этом смысле можно даже с большим основанием сказать, что младший помогает воспитывать старшего. Но сейчас речь идет о прямом воспитательном влиянии старшего ребенка, уже получившего в семье положительный нравственный заряд.

Это влияние по-своему может быть более сильным, чем непосредственно родительское, и, естественно, без специальной педагогической заданности нейтрализовать даже врожденные недостатки младшего. О Светлане, которой теперь уже четырнадцать, ее мама отозвалась так: У нее просто счастливая натура.

Все хорошее, как губка впитывает, а к плохому какая-то непроницаемость. С нею всегда было легко.

Однако, судя по рассказу матери, родители не полагались целиком на благосклонную природу. Со своей стороны делали все, чтобы укрепить в девочке добрые задатки. И хотя до восьми лет девочка росла единственным ребенком, ей глубоко чуждо было и капризное хочу!, и требовательное мне!

С раннего детства была приучена даже блюдце клубники разделить на всех. Но это не значит, что в семье был принят какой-то пайковый стиль. Нередко мама или папа отказывались для нее от фруктов или лакомств, но девочка принимала это не как должное, а как проявление любви.

И ей не мешали этому подражать. Не в пример некоторым родителям, эти не мешали ребенку активно постигать науку любви и доброты. Когда девочка протягивала маме специально сбереженный от детсадовского обеда любимый мамой банан, мама не пугалась, не усматривала в такой ситуации ничего противоестественного, не скармливала в обязательном порядке дефицитный фрукт ребенку. Она позволяла дочке побаловать маму, как сама баловала дочку.

Разумеется, мать пыталась поделиться, но если девочка энергично отказывалась, мама ела банан, радуясь ее и своей радостью. Родился сын, и через какое-то время стало ясно, что не со всеми детьми все получается так легко и ладно.

Сережа еще совсем маленьким выказывал нетерпеливую требовательность и, несмотря на самую благоприятную обстановку в семье, все же довольно часто произносил коротко и резко: Мне! Сейчас Сереже шесть.

Он, в общем, неплохой мальчик. Научился немного сдерживать свои желания, чаще стал делиться, реже тянуть себе все, что хочется. Мать считает: Тут Светино слово и Светин пример сыграли решающую роль. Без нее нам бы трудно пришлось.

Ну а бывает сочетание обратное, когда именно старший ребенок наделен не лучшими чертами характера. От родителей в любом случае потребуется обостренное сознание ответственности, большое напряжение ума и воли и непременно единство. Из коротких письменных ответов участников конференций, которые были даны на вопрос: Как вы воспитываете в детях бережливость и щедрость?, приведу некоторые, наиболее типичные или, напротив, оригинальные.

Но прежде хочу заметить, что большинство родителей стараются связать в сознании детей понятие бережливости с уважением к человеческому труду. Беречь не потому, что это свое, и не для того лишь, чтобы больше себе осталось, - беречь и деньги и вещи, свои и не свои, потому что и то и другое получается в результате труда и оттого требует уважения.

Стремимся внушить детям, что деньги - это не просто монеты или бумажки, на которые можно что-то купить, но и результат большого труда. Обращаем внимание ребенка на то, что деньги добываются трудом, а потому должны расходоваться бережно. Учу экономить. Пока мала, с деньгами не сталкивается.

Но внушаю: Начала тетрадь - доведи до конца, Уходишь из квартиры - погаси свет. Все это стоит труда. Некоторые родители указывают на сложность проблемы: Нужно прививать бережливость, но чрезмерные усилия могут привести к фетишизации вещей и денег. Умение ограничивать свои потребности воспитываю личным примером.

При покупках отказываю себе в приобретении вещей, без которых можно обойтись. Что ж, правильно при условии, если родители сумеют свое поведение сделать для ребенка действительно примером и не допустят, чтобы в нем развилась привычка эксплуатировать их скромность. Если сын хочет приобрести что-то новое в свой уголок, выясняем, насколько необходима ему эта вещь. И со своей стороны что-то советуем, предлагаем.

Считаем, что детей нужно ограничивать в их потребностях, заставлять разбираться, что нужно им в первую очередь, а что потом. В одной анкете мать двоих детей признается в такой педагогической хитрости: Если просят даже лакомство, иногда не покупаю, хотя могла бы. Скажу: После зарплаты.

По правде сказать, поначалу что-то будто неприятно задело в этом признании. Эта ссылка на день зарплаты, как если бы действительно до зарплаты не было возможности купить ребенку конфеты.

Но тут следует без ненужного ханжества признать - в воспитании нам не обойтись без определенной дипломатии. Отрицать этот факт - значит впадать в фальшивое прекраснодушие и ничуть не помочь делу. В особенности нам не обойтись без некоторой доли дипломатии в вопросах, связанных с воспитанием у детей навыков самоограничения. Восьмилетнему лакомке невозможно объяснить все, как на духу, а именно, что деньги на конфеты и сегодня нашлись бы, но мама из воспитательных соображений хочет купить их через два дня, после зарплаты.

В глазах восьмилетнего после такого объяснения мама выйдет просто скупой. А между тем, коль зашла речь о конфетах, вспомним высказывание русского педагога П. Ф. Лесгафта: Сегодня конфеты, потом конфеты с ромом, потом ром с конфетами, потом чистый ром.

Во избежание недоразумений поясню: разумеется, опасны не конфеты, опасны конфеты всегда. Во множестве родительских анкет выражена тревога по поводу неумеренной родительской щедрости, порождающей в детях отнюдь не щедрость, а эгоизм и жадность. Волнует излишняя щедрость родителей.

С малых лет образуется привычка получать от родителей дорогие вещи, отсюда эгоизм и желание иметь как можно больше дорогих вещей. Свои собственные ошибки вижу в безотказном трачении денег на игрушки, часто лишние. Решительно не одобряю, когда у пятиклассников или даже шестиклассников появляются свои часы, а в седьмом - уже и мопед, и магнитофон.

Да еще если и учатся слабо. Эти мнения совпадают с мнением В. А, Сухомлинского, высказанным им в письмах к писателю Николаю Атарову. Многие беды, - писал В. А. Сухомлинский, - имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, нельзя, надо. И в другом письме: Требовательность мы связываем с культурой желаний.

Я считаю исключительно важным научить человека управлять своими желаниями, сдерживать и ограничивать свои желания. Полностью разделяя приведенные мнения, я хотела бы предостеречь против слишком прямолинейного и нетерпимого их восприятия. Скажем, высказывание о часах, мопедах и магнитофонах, на мой взгляд, нуждается в комментарии.

Понятие, что есть роскошь, с течением времени меняется. Пять-шесть десятилетий назад в деревне собственные сапоги для двенадцатилетнего мальца были роскошью, лет тридцать назад счастливчиком считался обладатель велосипеда, среди девочекстаршеклассниц считанные единицы носили на руке как драгоценное украшение часики.

А кто из нас мог мечтать о своей отдельной комнате! Ручные часы на руке пятиклассника - что это сегодня безмерная роскошь? Я этого не нахожу. Пятиклассник, по крайней мере по идее, тоже человек трудящийся, весьма даже занятый, ему нужно знать время и не всегда удобно обращаться за этим к прохожим.

Да и мопед, если бы были безопасные, свободные от городского транспорта дорожки, чем плох для подростка? Живем-то мы в век техники, и вовсе не худо мальчишкам с детства быть на ты с мотором. А магнитофон - так с его помощью можно воспроизвести прозвучавший по радио прекрасный концерт, или оставить себе на память голос друга, или песню, что пела нам мать. Ведь вот никто почему-то не признает недопустимой роскошью пианино.

Может быть, потому, что пианино часто становится для ребенка не источником радости и удовольствия, а орудием систематической пытки? И если сегодня стали доступны и часы, и мопеды, и магнитофоны, нет надобности искусственно задерживать их в графе роскошь и баловство. Дело ведь не в самих вещах, а в том, какую роль они играют в жизни человека, если можно так выразиться, количественно и качественно.

Количественно означает, какую часть времени и внимания он им отдает; качественно - то, что его с ними связывает: тщеславие, сибаритство или живые, здоровые потребности тела, души и ума. Известно ведь, что и полные собрания классиков могут служить владельцам не бесценным содержанием своих страниц, а внушительными корешками, выглядывающими из-за стекол полированных стеллажей. А на собственной яхте, которая стала у нас символом капиталистических сверхизлишеств, можно устраивать сладкую жизнь, а можно совершить в одиночестве кругосветное путешествие, утверждая тем самым безграничность человеческой силы и мужества. И здесь надо прежде всего обратить внимание, какие побуждения скрываются за желанием приобрести вещь, а также какие внутрисемейные отношения за ее приобретением.

Не идет ли это в ущерб более насущным потребностям других членов семьи? Живо ли в детях чувство признательности за те блага, какие они получают от родителей?

И очень важно, как дети выражают свои желания. Согласитесь: удовлетворить желание - это одно, удовлетворить требование - уже нечто иное.

ЩЕДРЫЙ МИША


Мишу всегда окружали ребята. Пожалуй, он был самой популярной личностью весь учебный год в пятом классе и в начале шестого... Миша не отличался физической силой и не блистал способностями.

А любили его за то, что компанейский был Мишка парень. Карманы у него всегда полны были конфетами Золотой ключик, которые он раздавал направо и налево. У Миши без отдачи брали тетрадки и школьные авторучки.

Бывало и так: Ребята, - скажет Мишка, - давайте после четвертого в кино. Ну, деньги на незапланированные мероприятия не у всех найдутся, а Мишка всегда готов выручить - вывернет карманы, около рубля обязательно наскребет. Билет на дневной сеанс - 20 копеек, на пятерых неимущих хватит.

Отдадут - хорошо, не отдадут - Мишка не вспомнит. Душа-парень, - говорили про Мишу.

Одного не понимали - не водил Миша ребят к себе в дом. Объяснял нехотя: Мамка моя на порядке помешана.

Пошли лучше в парк, у меня на тир найдется. Не то чтобы ребята льнули к Мише из корысти - вовсе нет. Просто очень подкупала эта его щедрость, сближала, даже как-то пьянила.

Жмотов сильно не любили, и многим хотелось Мише подражать, но редко удавалось. По правде говоря, не из чего было. А откуда у него такие по школьным масштабам солидные средства, не очень задумывались. Само собой составилось представление, что у Миши дома всего много.

А зимой в шестом классе случилась у Миши неприятность - сломал ногу. И тогда ребята махнули рукой на страсть его мамы к порядку и целой компанией явились навестить больного.

Здорово тогда все удивились, потому что увидели неожиданно очень скромную обстановку, много скромнее, чем у большинства из них. Оказалось, живут они втроем - с мамой и маленькой сестренкой. Нелегко живут.

Мама много работает, после работы - за дочкой в детский сад. Мише поручено покупать для дома продукты, а он часть денег тратит на конфеты себе и приятелям, а при случае - на билеты, на мороженое и тир для всех.

Не утаивает он ничего, не присваивает, а просто тратит, потому что добрый. Когда разобрались, взглянули ребята на Мишу уже другими глазами, поняли, что зарабатывал он у товарищей популярность на деньги, которые доставались его матери нелегким трудом. Широко угощал одноклассников, а забывал о сестренке. Тогда-то и померкла его популярность.

Когда Миша через три недели вернулся в школу, уже не было желающих угоститься его ирисками. Обошлись без принципиальных разговоров, но Миша все понял. Этот уже давний эпизод из школьной жизни рассказал мне один знакомый, когда речь зашла о детской скупости и о детской щедрости.

Щедрость щедрости рознь, - заметил он. Да, бывает такая детская щедрость, в которой проявляется не доброта, а безответственность и эгоизм. Вдумчивые родители, не склонные умиляться любым, настоящим или видимым достоинствам своих детей, отдают себе в этом отчет. Молодая женщина, мать двоих детей, так об этом говорила на родительской конференции: Мы ставим перед собой цель воспитать детей нежадными, чуткими, готовыми в трудную минуту разделить с товарищами все, что у них есть.

Но иногда щедрость у детей объясняется неумением, а то и нежеланием оценить родительский труд. Казалось бы, ребенка, который постоянно дарит приятелям свои игрушки, можно назвать щедрым, а на самом деле он просто не видит связи между трудом родителей и игрушкой. Другая мать добавила: Мои дети нежадные, могут поделиться с товарищами и деньгами, если тем они будут нужны.

А дочь в этом смысле пришлось все же приструнить. Покупала на сдачу шоколадки себе и подругам.

По идее все правильно. Быть может, правильно было и в практическом воплощении идеи. Только вот споткнулась я о слово приструнить и попыталась представить себе, как это приструнивание происходило.

Хорошо, если в тактичной форме. К сожалению, родительский такт в таких случаях присутствует далеко не всегда.

Недавно знакомая поделилась со мной воспоминанием о своем детстве, призналась: С мамой у меня не получилось близости. Наверное, и сама я была хороша, но и мама во многом виновата.

Позволяла она себе и суровые наказания. Но больше всего я переживала унижение перед подругами.

Водился за мной грех - любила угощать. Как-то мама застала дома целый девичий хоровод за чаепитием. А время нелегкое, послевоенное.

Мама как вошла - так с порога в крик: Ты что здесь расхозяйничалась! Какое имеешь право!

Девчонки поскорее разошлись, а меня всю ночь трясло - не от наказания, а от стыда. Можно ведь было объяснить, наказать даже, только достоинство не топтать при товарищах. Вроде бы и комментировать неловко, настолько здесь все ясно и не требует доказательств. Но давайте обернемся на себя и постараемся припомнить, не было ли у нас чего-нибудь похожего.

Пусть не такой грубой сцены, но все же, эпизода, в котором мы были так же вполне нравы и так же глубоко виноваты, как та справедливо разгневанная мама. Еще один человек рассказал похожую и непохожую историю из своего детства, Его родители тоже не прошли мимо детского небезобидного мотовства. Отреагировали серьезно. Но отнюдь не оскорбительно.

На далекую Чукотку пришла к ним сказочная посылка с мандаринами. Сто сияющих солнышек, каждое завернуто отдельно в папиросную бумагу. Приходили ребята со всего поселка. Он всех угощал.

Это было здорово! Вечером, когда пришли родители и принесли из детского сада маленькую сестренку, на дне ящика оставалось только несколько мандаринок. Мама невольно вскрикнула: Неужели ты все съел?! - Нет, ребят угощал... Она ничего не сказала, только посмотрела как-то долго и задумчиво.

А говорил с ним отец, когда мама и Сашенька легли спать: Думал, раз друзей угощал, а не сам съел, значит добрый? Что ж, побыл часок в героях.

А ведь знал, что эти мандарины сестренке после болезни больше лекарств нужны! Стыдно мне, брат, за тебя сегодня.

И мальчишка понял: родителей больше всего огорчило даже не то, что не осталось драгоценных мандаринов, а его безответственность, его благодетельствование, одаривание не за свой счет. А вот еще сценка. В буфете паренек лет шестнадцати, явно школьник, потчует свою столь же юную спутницу шампанским, шоколадом, пирожными. Девочка сначала смущается, а потом входит в роль и принимает все новые и новые проявления щедрости поклонника как должное.

Можно бросить справедливый упрек родителям: зачем они снабдили мальчика ни с чем не сообразными деньгами? И с еще большей суровостью можно было бы спросить: почему не позаботились снабдить его необходимыми представлениями, которые мешают порядочному человеку самоутверждаться за чужой счет? Социолог Виктор Переведенцев в статье Затянувшееся детство, анализируя повесть М. Глушко Ночной патруль, останавливается на характерном эпизоде. Герой повести Сергей Шлыков еще не заработал своим трудом ни рубля.

По дороге к отцу юноша обедает в вагоне-ресторане. Расплатившись, шикарно роняет: Сдачи не надо! Ребячество? Положим.

К ребячеству принято относиться снисходительно. Но отчего это ребячество все чаще проявляется в недетском возрасте? Отчего так распространилось прежде многим даже неведомое словечко инфантилизм? И хоть в переводе это слово та же ребячливость, но значение его иное, куда менее безобидное.

Ребячливость ненормальная, затянувшаяся, превратившаяся в черту характера. Что это? Действительно общественное явление или надуманная проблема? Социологи и писатели спорят.

А между тем ряды нравственных недорослей отнюдь не редеют. Они, фактически отсутствуя, присутствуют на школьных уроках, вполне уверенно чувствуют себя в кафе-компаниях, время от времени обнаруживают свою опасную ребячливость в диких выходках. Впрочем, вовсе не обязательны такие внешние приметы. К тому же многие, хоть и с запозданием, берутся за ум - защищают дипломы, а кое-кто и диссертации.

Но в числе этих бывших недорослей немало таких, которые только кажутся взрослыми. Сколько дипломированных и недипломированных взрослых детей до старости живут за широкой спиной своих начальников, руководителей, пап, мам и жен?

Не только и не обязательно в материальном смысле. Прежде всего в смысле моральной ответственности за самих себя, за свое дело, за свое поведение, за своих близких, за своих детей... Но не слишком ли далеко мы ушли в своих рассуждениях от пятиклассника Миши, который зарабатывал себе популярность ирисками Золотой ключик?

Думается, не слишком. Нынешний инфантилизм -- явление сложное, и я не берусь проанализировать полностью его природу и происхождение.

Но несомненно одно: недостаток чувства ответственности - один из основных его ингредиентов.



Содержание раздела