d9e5a92d

Отклонения в физическом развитии

Сопоставление среднего показателя привлекательности с показателем самооценки продемонстрировало, что в соответствии с предположением для девушек привлекательность является достаточно значимой, в то время как у юношей она не влияет на самооценку.
В исследовании Лернера, Орлоса и Кнаппа (1976) юноши и девушки должны были оценивать части своего тела как с точки зрения физической привлекательности, так и с точки зрения физической эффективности. Предпринятая в этом исследовании оценка установок была также направлена на выявление соотношений между этими установками для обоих полов. Известно, например, что наиболее привлекательным для юношей выступает мезоморфный тип телосложения, который одновременно является и наиболее эффективным.

В то же время восприятие женского телосложения отличается иным свойством: наиболее привлекательное не отождествляется с наиболее эффективным.
Но до этого времени никто не ставил своей задачей выяснить соотношение критериев привлекательности и эффективности в оценке своего тела девушками. Это и стало еще одной целью исследования, в котором участвовали 124 юноши и 218 девушек в возрасте 19 лет. Каждому из них предлагалось оценить, с одной стороны, эффективность, а с другой привлекательность различных частей своего тела.

Кроме того, с помощью специального краткого опросника измерялась самооценка испытуемых.
Как показали результаты данного исследования, у девушек ^-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Гипотеза об ориентации Я-концешщи женщин на межличностные отношения, а мужчин на собственную физическую эффективность находит в этих данных убедительное подтверждение.
Коэффициент корреляции оценки эффективности частей тела и Я-концепции составил у юношей 0,58; при этом коэффициент корреляции оценки привлекательности и ^-концепции был у них 0,50. У девушек эти коэффициенты составили соответственно 0,37 и 0,52.
Наиболее важными для самооценки частями тела у девушек оказались: лицо, талия, грудь, рот и зубы, причем они являются значимыми только в плане привлекательности. Для самооценки юношей в свою очередь наиболее значимыми с точки зрения эффективности оказались: рост, телосложение, бедра, рот и ширина плеч.
В то же время не следует забывать, что эти половые различия отражают лишь контрастные характеристики в общей ролевой ориентации юношей и девушек. Из данных, полученных в этом исследовании, нельзя сделать вывод, чтс для мужчин вовсе не важна привлекательность, а для женщиЕ эффективность.

Но установленные количественные соотношения с большой отчетливостью показывают, что у мужчин эффек тивность и привлекательность коррелируют гораздо сильнее чем у женщин.
До сих пор остается неясной правомерность утверждения, что анатомия человека это его судьба . Является ли межличностная ориентация в самооценке женщин и индивидуальная ориентация в самооценке мужчин неизбежным следствием их половых морфологических различий или эта дифференциация обусловлена исключительно воспитательным фактором механизмами социального подкрепления, производного от бытующих стереотипов? Чтобы ответить на этот вопрос, у нас сегодня недостает данных, подтверждающих или опровергающих каждую из этих точек зрения. ствием их половых морфологических различий или эта дифференциация обусловлена исключительно воспитательным фактором механизмами социального подкрепления, производного от бытующих стереотипов?

Чтобы ответить на этот вопрос, у нас сегодня недостает данных, подтверждающих или опровергающих каждую из этих точек зрения.

  • 1 Данное высказывание принадлежит 3. Фрейду, который оправдывал подчиненное положение женщины в обществе ее психоструктурой.

Предметом исследования, проведенного Мусой и Роучем (1973), также стала взаимосвязь Я-концепции и оценки своей внешности в юношеском возрасте. В исследовании участвовали 119 юношей и 83 девушки старшеклассники, живущие в одном из промьппленных городов США. Испытуемые должны были сравнить свою внешность с внешностью сверстников.

Кроме того, им предлагалось выявить шесть факторов личностной регуляции: уверенность в себе, чувство собственной ценности, личной свободы, ощущение принадлежности к определенной группе, аутисткческие тенденции и невротические симптомы. Значение по шкале чувство собственной ценности интерпретировалось в ходе эксперимента как общий показатель состояния .^концепции.
В результате этого исследования выяснилось, что 41,5 % юношей и 43,4 % девушек оценивали свою внешность наравне с внешностью сверстников. 34,7 % юношей дали своей внешности более высокую оценку, в то же время среди девушек это сделали лишь 27,7 %. При этом девушки свою внешность оценивали ниже внешности сверстников чаще (28,9 %), чем юноши (23,7 %). Юноши в целом были больше удовлетворены своей внешностью (43,7 %), чем девушки (12,2 %).



Девушек, имевших претензии к своей внешности, в основном не удовлетворяли волосы, вес, одежда и фигура. Юношам же не нравились в собственной внешности (в порядке убывающей значимости) одежда, лицо, волосы и вес. Как юноши, так и девушки, давшие своей внешности оценку выше или равную внешности своих сверстников, отличались более высоким показателем чувства собственной ценности.

У тех же, кто оценивал свою внешность ниже внешности сверстников, этот показатель был низким.
Впервые эти различия появляются в подростковый период. Поэтому изменения во внешнем облике, которые начинаются на этой стадии развития, потенциально являются для девочек более болезненными, чем для мальчиков, так как внешность является для них более значимой.

Девочка сталкивается с противоречивой ситуацией, которая может иметь неблагоприятные последствия для формирования ее Я-концепции в целом.
Пубертатный период всегда рассматривался как поворотный пункт в индивидуальном развитии. Однако удивительно мало внимания получили в исследованиях психологические последствия такого важного для девочек события этого периода, как начало менструаций. Если развитию мальчиков в подростковом возрасте посвящена довольно подробная монография Оффера (1974), то никаких сравнимых по систематичности источников по развитию девочек не существует .
Ближе всех к осмыслению начала менструаций как нормального кризиса развития подошел Кестенберг (1961). Он описывает первую менструацию как главный момент в жизни девочки-подростка, рассматривает его позитивные аспекты, характеризует период, предшествующий началу менструаций, как время смятения и потери равновесия. В эту пору девочке стоит большого труда привести в порядок и выразить свои мысли.

Однако затем ситуация резко меняется: мышление девочки становится лучше организованным, она меньше испытывает коммуникативные трудности. Характерная для домен-струального периода неуверенность, связанная с половой самоидентификацией и образом тела, уступает место принятию своей женственности и соответствующей перестройке образа своего физического Я.
Результаты опроса девочек до и после начала менструаций в целом подтверждают положение Кестенберга. Девочки, у которых менструации уже начались, рассказывают, что они почувствовали себя более женственными и даже стали задумываться над своей будущей ролью жены и матери. Естественным последствием начала менструаций для чек является принятие своего тела как женского и общая тификация себя как женщины.

Одновременно происходит четкое осознание различий между женским и мужским телом.

  • 1 В советской литературе эта проблематика рассматривалась в ряде работ. См., например: Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: 1978; Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка подросток девушка. М.: 1981; Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: 1980.

Хервая менструация, которую девочка переживает в возрасте дненадцдти-тринадцати лет, происходит на фоне общей перестройки организма, начавшейся задолго до этого. Период активного роста и появления вторичных половых признаков начинается двумя годами раньше.
Но несмотря на то, что фактическая перестройка организма н направлении развития женственности уже идет до начала менструаций и продолжается затем еще долгое время, судя по сему, именно это событие служит подлинным переломным моментом для проявления и организации всех биологических и психологических изменений, происходящих в юности. До этох ч о момента девочка, по-видимому, не отдает себе отчета в тех пубертатных изменениях, которые происходят в ее организме.
По мере взросления ребенка осознание им связанных с полом ролевых различий становится все более отчетливым и собственная роль в этом плане постепенно приобретает статус важного фактора поведения. Это, в частности, отражается в детских рисунках: чем старше ребенок, тем больше дифференцируются в его рисунках мужские и женские фигуры.
Дрейер и др. (1971) анализировали рисунки подростков с целью изучения развития образа тела на всем протяжении пубертатного периода. Сравнение рисунков детей, находящихся в начале пубертата, и рисунков детей, прошедших пубертат, показало, что в изображении мужских и женских фигур появляются ярко выраженные различия.

Это согласуется и с клиническими данными относительно большей половой дифференциации образа тела у девочек с началом менструаций.
Методологическая сложность при проведении такого рода исследований связана с различением пубертатной и собственно возрастной перестройки, поскольку изменения в образе тела возникают как вследствие физиологических процессов, так и вследствие социального взросления индивида. Как бы то ни было, девочки, у которых уже начались менструации, с большим удовлетворением воспринимают свою женскую роль, чем в доменструальный период.

Этот факт свидетельствует о том, что первая менструация является переломным моментом в развитии самЬсознания девочек.
Однако в научных исследованиях психологическое значение начала менструаций фактически игнорируется. Как правило, это событие рассматривается не как важнейший кризис на пути взросления, сопровождаемый огромными эмоциональными сдвигами, а как чисто гигиенический вопрос: девочек-подростков просто учат регулярно следить за собой, чтобы избежать неловких ситуаций.

В психологической литературе в клинических, теоретических и экспериментальных работах эта проблема почти не освещается.

Отклонения в физическом развитии


Как правило, в детстве и на пороге подросткового возраста образ тела меняется постепенно. Незаметные изменения внешности и размеров тела легко включаются в те представления о физическом Я, которые имеются у ребенка.

С наступлением ранней юности эти изменения приобретают стремительный характер, требующий радикальной перестройки образа тела.
Процесс роста не всегда обладает внутренней гармоничностью. Развитие половых признаков зачастую отстает от общего физического развития. Это имеет определенные психологические последствия, связанные с трудностями личностной адаптации, которые являются тем более сильными, чем явственнее выступает диспропорция в развитии.

Например, мальчики, у которых запаздывает половое созревание, склонны воспринимать это как недостаток мужественности. Такие явления усиливают психологическую неуравновешенность, характерную для юношеского возраста, повышают тревожность и способствуют возникновению чувства неадекватности.
Отставание в половом созревании создает препятствия для гармоничного развития личности не столько само по себе как физиологическое явление, но прежде всего в силу своих социальных последствий. Подростки часто отрицательно реагируют на тех сверстников, у которых наблюдается явная задержка полового развития по сравнению с основной массой детей данной возрастной группы. Вообще наличие у индивида физических отклонений или недостатков существенно влияет на то, как воспринимают его и как общаются с ним сверстники.

Статус такого индивида в группе подростков может быть низким.
Нередко он подвергается остракизму, не пользуется популярностью у лиц противоположного пола, часто наталкивается на презрительное или враждебное к себе отношение.
Соперничая за статус в группе сверстников или за внимание противоположного пола, подростки не задумываясь унижают соперников, указывая на их явные или мнимые недостатки. Следует иметь в виду, что реакция индивида на собственные физические отклонения является прежде всего отражением тех социальных реакций, которые он получает. Этот механизм особенно актуален в ранней юности, когда в групповом взаимодействии вырабатываются представления подростка о собственном статусе; поэтому ценность, которую он имеет в глазах сверстников, кажется ему совершенно неоспоримой.

Кроме того, средства массовой информации прямо или косвенно создают некий идеал, обратной стороной которого является неприятие физических недостатков.
Таким образом, развитие у подростков представления о своем теле определяется, во-первых, сознаванием своего спонтанного физического развития, во-вторых, реакциями сверстников на те или иные особенности его тела, нередко явно преувеличенными, и, в-третьих, идентификацией со стандартами телосложения и внешности, закрепленными в культуре.
Исследования, посвященные формированию образа тела у подростков с физическими отклонениями, показывают, что все испытуемые могут быть отнесены к одному из трех типов. К первому типу относятся дети, наблюдающиеся в педиатрических клиниках в связи с очевидными отклонениями в половом развитии гормональными нарушениями, необходимостью хирургического вмешательства и т.д. В эту группу входят мальчики с увеличенными грудными железами; полные мальчики с женоподобной фигурой; подростки с патологически низким ростом, а также не прошедшие пубертат к шестнадцати годам.

У многих детей, входящих в эту группу, наблюдаются признаки нарушения поведенческой адаптации; у других эти признаки выявляются в ходе клинической беседы.
Ко второму типу относятся подростки, у которых отсутствует явная патология но которые тем не менее испытывают очевидные сомнения в собственной половой адекватности. Нарушения в формировании образа тела наблюдаются у этих детей на фоне проблем эмоционального порядка от незначительных отклонений в регуляции поведения или тревожности, связанной с учебными ситуациями, до отчетливых невротических реакций.

У некоторых из них психологические проблемы, относящиеся к образу тела, оказываются вытесненными в подсознание и выявляются лишь в ходе длительной психотерапии.
К третьему типу принадлежат подростки, у которых физиче-ский дефект служит основой для рационализации какого-то более принципиального личностного дефекта, связанного с социальной неполноценностью.
У подростка, испытавшего в детстве недостаток в прочных, здоровых отношениях с родителями или страдавшего длительными заболеваниями, нередко отсутствует внутренняя основа, необходимая для правильного развития Я-концепции Когда такой подросток сталкивается с проблемой интеграцш изменений, происходящих в структуре его тела в пубертатньи период, он, по сравнению со своими сверстниками, испытыва ет большую тревожность, даже если физиологические процессы протекают у него в рамках нормы. Чем менее успешной была адаптация в детстве, тем менее успешной будет она и в подростковом возрасте.

Далее минимальные отклонения в росте и изменении формы тела могут стать для таких детей источником серьезных психологических затруднений.
Врожденные или возникшие в детстве физические отклонения в юности приобретают новое значение. Ниже мы проиллюстрируем это на нескольких примерах из психотерапевтической практики. Во всех этих случаях низкая оценка своего физического Я приводила к нарушениям в поведении и плохой успеваемости в школе.

Но чуткость и отзывчивость, проявленные учителями, вмешательство профессиональных психотерапевтов позволили повысить у этих детей самооценку, что привело к нормализации их поведения.
Шеетнададтилетний Б. обратился к врачу с жалобами на постоянный кашель. В ходе обследования выяснилось, что у мальчи* увеличены грудные железы. Тогда он признался, что жалобы кашель были лишь предлогом для обращения к врачу, а на само! деле его тревожит недостаточная мужественность его тела. Поел этого он был направлен к психологу.

Как было установлено, Е казалось, что он постепенно превращается в женщину. Он заброси уроки, часами изучал свое тело, чтобы выяснить, происходят ли нем какие-нибудь дальнейшие роковые изменения. В результате ег успеваемость в школе катастрофически снизилась. Он отказывалс участвовать в любой деятельности, в которой могли бы отчетливо обнаружиться особенности его тела, стал избегать близких контактов со сверстниками.

Однако при этом он пытался по-своему доказать свою мужественность, нарушая дисциплину в школе, не подчиняясь учителям, обижая младших. Хирургическое вмешательство и курс психотерапии позволили Б. восстановить прежний уровень успеваемости и нормальное поведение.
Д* попал на консультацию к психологу в возрасте четырнадцати лет. Он постоянно демонстративно нарушал дисциплину на уроках, пытаясь всеми средствами привлечь к себе внимание. Классный руководитель охарактеризовал его как нетерпеливого, нервного,
высокомерного, доминантного, склонного вступать в пререкания учащегося, которому не слишком симпатизируют одноклассники, так как с ним трудно иметь дело. Несмотря на то, что его коэффициент интеллекта был очень высок, учился он гораздо ниже своих возможностей. Физически был явно недостаточно развит: его рост соответствовал среднему росту десятилетнего мальчика, по всем признакам он только еще находился на пороге пубертата. Эта задержка в физическом развитии и была, по мнению психолога, основной причиной отклонения в его поведении, ибо, несмотря на то, что вначале он отрицал свое беспокойство по поводу низкого роста и общей физической незрелости организма, на последующих сеансах психотерапии выяснилось, что эти факторы вызывают у него сильнейшее чувство собственной неадекватности наряду с чувством отверженности.

Курс психотерапии и лечение препаратами, содержащими андрогены, которые должны были стимулировать половое созревание и процесс роста организма, позволили полностью снять негативные социальные последствия задержки физического развития и восстановить необходимый уровень успеваемости в школе.
В. отличался полнотой с девятилетнего возраста, но это не вызывало у него какого-либо внешне выраженного беспокойства. Однако в возрасте пятнадцати лет он заявил, что убежден в своем коренпом физическом отличии от других мальчиков в классе.

Соответствующее тестирование показало, что он считает сверстников зрелыми людьми, обладающими необходимой мужественностью, а себя человеком вялым и неразвитым. Его внешность вызывала у него серьезное беспокойство; он отказывался раздеваться на уроках физкультуры и стал часто пропускать занятия в школе. Как выяснилось, никто из товарищей по классу или учителей не обращал внимания на его полноту и не позволял себе шуток по этому поводу.

Причиной возникших у него психологических затруднений стала его собственная интерпретация своей внешности и того факта, что он не в состоянии достичь идеала, воплощенного в телосложении его товарищей. Эту установку удалось переломить в результате курса психотерапии и консультации с диетологом.

В возрасте семнадцати лет он, по мнению психотерапевта и учителей, производил впечатление вполне зрелого, адекватно реагирующего юноши с хорошей личностной регуляцией.
Как убедительно показывают приведенные выше примеры, оценка индивидом своей физической зрелости может существенно влиять на характер его личностной и социальной адаптации.
В исследовании Джонса и Бейли (1950), направленном на выявление и сопоставление ряда личностных переменных у большой группы подростков, была установлена такая картина: мальчики, отстающие в физическом развитии, по сравнению со сверстниками, которые физически развивались в ускоренном темпе, получали более низкие оценки по таким переменным, как физическая привлекательность, опрятность, деловитость, но более высокие по показателям коммуникабельности и социальной активности (порой явно инфантильной, продиктованной чисто детским желанием привлечь к себе внимание).
На основе этих данных можно сделать вывод, что отношение взрослых и сверстников к подростку, их принятие подростка и способ взаимодействия с ним во многом обусловлены уровнем его физической зрелости. Иными словами, социально-психологическая среда, в которой оказываются поздно развивающиеся дети, и тот опыт, который они получают от взаимодействия с этой средой, существенным образом отличаются от среды и опыта их рано развивающихся сверстников. Этим объясняются и различия в поведении этих двух групп подростков в социальных ситуациях.

Можно предположить, что такого рода различия существуют не только во внешне выраженном поведении, но и в интрапсихических, скрытых от посторонних глаз, проявлениях, которыми это поведение обусловлено.
Это предположение косвенно подтверждается данными, относящимися к долговременным последствиям степени физического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте. Джонс (1957) установил, что различия в физической зрелости, наблюдающиеся у подростков, практически стираются к тридцати годам. Тем не менее бывшие акселераты, вступившие в пору зрелости, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от своих сверстников, у которых в юности наблюдалось позднее физическое созревание.

Эти психологические различия среди взрослых во многом аналогичны различиям, которые существуют среди подростков. Те, кто в свое время испытал раннее физическое созревание, демонстрировали в исследовании высокие показатели по шкалам социализации, доминирования, ответственности и самоконтроля; у тех же, кто в юности отличался замедленным темпом физического развития, существенно более высокими оказались показатели по шкалам гибкости и подчинения.
Из этих данных Джоне делает вывод, что у акселератов формируется тип личности, более благоприятный с точки зрения важнейших социальных переменных. Мужчины оказываются более успешными в профессиональной сфере, у них лучше развит самоконтроль, они в большей степени склонны и способны принимать на себя социальную ответственность.

Те, кто в юности развивался поздно, в дальнейшей жизни могут проявлять себя как люди более зависимые, вспыльчивые, ранимые и изнеженные. Хотя они и обладают повышенной интуицией, их профессиональная деятельность не всегда успешна.

Это свидетельствует о том, что социально-психологическая атмосфера, которая окружает человека в юности, может иметь далеко идущие последствия, касающиеся его типа личности и характера поведения.
Массен и Джонс (1957) изучали взаимосвязь Я-концепции, мотивации и межличностных установок у 33 мальчиков-подростков. На основе полученных данных был сделан вывод, что если у мальчика физическое развитие протекает
замедленно, то он в большей степени открыт негативным влияниям социально-психологической среды, оказывающей существенное формирующее воздействие на его личность. Он уступает своим сверстникам в спорте, к нему обычно относятся свысока, как к маленькому*. Все это может привести к формированию негативной Я-концепции, к появлению чувства отверженности, к привычке быть зависимым от социального окружения и к попыткам бунтовать против родителей.

По мнению авторов этого исследования, мальчики, которые созревают в замедленном темпе, в юности чаще отличаются неадаптивностью, они более чувствительны к собственным переживаниям и способны с большей готовностью принимать свой внутренний мир таким, каков он есть.
С другой стороны, мальчики-акселераты с гораздо большей вероятностью извлекают из окружающей их социально-психологической среды индивидуальный опыт, необходимый для правильной личностной регуляции.
По сравнению с тем влиянием, которое оказывает в юности позднее развитие на Я-концепцию мужчин, степень физического развития женщин в тот же период имеет относительно небольшое значение для их образа Я. Возможно, это обусловлено тем, что идеал мужского тела, закрепленный в культуре, высокий, стройный атлет может быть отнесен к различным возрастам, а раннее физическое созревание девочки не дает ей в социальном плане никаких преимуществ.



Содержание раздела