d9e5a92d

Закон РСФСР от 24 декабря 1990


Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являются собственностью РСФСР.

Государственное имущество (части 1 и 3 настоящей статьи) может передаваться в управление Союза ССР для выполнения функций, добровольно делегированных ему РСФСР".

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", закрепивший в ст. 1, что:

"1. На территории РСФСР отношения собственности на землю, другие природные ресурсы, средства производства, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Запрещаются и признаются недействительными все действия государственных органов власти и управления, участников экономических отношений и других лиц, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам Российской Федерации и входящих в нее республик.

2. Отношения собственности, не предусмотренные настоящим Законом, регулируются Гражданским кодексом РСФСР и иными законодательными актами РСФСР, а также законодательными актами республик, входящих в РСФСР, и актами местных Советов народных депутатов, изданных в пределах их полномочий.

3. Общесоюзное законодательство о собственности применяется на территории РСФСР в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР".

4. Имущественные и личные неимущественные права авторов открытий, изобретений, рационализаторских предложений гарантируются и защищаются законом. Отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программных средств для электронно-вычислительной техники и других объектов интеллектуальной собственности регулируются авторским правом и иными актами гражданского законодательства, а также межправительственными соглашениями".

Ст. 2 установила основания возникновения права собственности в этом Законе:

"1. Право собственности в РСФСР возникает в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РСФСР. Право собственности в РСФСР признается и охраняется законом.

В РСФСР гарантируется стабильность отношений собственности и обеспечиваются условия их развития и защиты.

2. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

3. Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организации)".

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности, установил организационно-правовые формы предприятий, действующих на территории РСФСР, и особенности их деятельности, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательства, определил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в РСФСР [38].

Наконец, Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 было утверждено "Положение об акционерных обществах", которое впервые за десятилетия подробно раскрывало суть акционерных обществ, порядок их создания и деятельности [38].



Названные пять документов, имеющие, на наш взгляд, историческое значение, открывают обширный перечень правовых актов 90-х гг.6, определивших перспективы существования и реформирования радикально обновленной России. В основе этого процесса лежали новые взгляды на собственность [3]7.

На наш взгляд, необходимо отметить, что, раскрывая цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике, А. Д. Радыгин с полным правом пишет: "Цель реформы собственности (более узко – приватизации) как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы." [39].

Именно в ходе процесса трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Не вызывает сомнений необходимость приватизации и для формирования новых социальных слоев, которые не заинтересованы в коммунистическом реванше. Очень хорошая и лаконичная формулировка ключевой задачи приватизации в переходных экономиках дана А. Шлейфером.

Он утверждает, что приватизация "ведет к постоянному перераспределению контроля от бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности, потому что она устанавливает первоначальные права частной собственности" [39]. Характерно, что в ходе раннеперестроечных и последующих преобразований уже сама постановка вопроса о допустимости иных, кроме "общенародной", форм собственности являлась одним из наиболее важных индикаторов реального продвижения и глубины реформ.

Естественно, что появлению тех иди иных законодательных актов и тем более конкретных новых форм собственности предшествовал относительно длительный процесс постепенного снятия табу и ограничений коммунистической идеологии. При этом использование в качестве реформаторских рекомендаций таких понятий, как "право частной собственности" и "приватизация" оставалось для периода 1985-1989 гг. не только непопулярным, но и потенциально опасным для его авторов делом.

В конце 80-х – начале 90-х гг. еще продолжали действовать нормативные акты, принятые в 20-е гг. После ликвидации в начале 60-х гг. промысловой кооперации так или иначе функционировали только потребительские кооперативы, которые не имеет смысла рассматривать как какую-либо альтернативную госсектору форму.

И хотя уже в 1987 г. было образовано около 14 тыс. "новых" производственных, торговых и сервисных кооперативов с числом занятых более 200 тыс. чел., только с принятием 26 мая 1988 г. Закона СССР "О кооперации в СССР" начался относительно кратковременный бум кооперативного сектора. В 1990 г. в СССР действовало уже 245 тыс. таких кооперативов, совокупная доля которых в ВНП составляла 6,1%. Вместе с тем, эта цифра – 245 тыс. – составляла лишь 59% от общего числа зарегистрированных кооперативов [39].

Этот закон явился правовым нововведением, которое дало заметный толчок развитию негосударственного сектора экономики, а в правовом плане, по крайней мере, формально поставило кооперативы (иными словами, групповую собственность) в один ряд с государственными предприятиями и ввело регистрационный принцип их создания.

Однако ожидаемого в то время социально-экономического эффекта – насыщения рынка товарами и услугами, экономии материальных ресурсов, вовлечения в производство личных средств населения, развития вторичной занятости, стимулирующей конкуренцию госсектору – эта форма, как и легализация индивидуальной трудовой деятельности, не принесла.

Также, на наш взгляд, необходимо отметить, что Закон СССР "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 г. и поправки к Конституции СССР от 14 марта 1990 г. (ст.ст. 10-13) фактически признали право частной собственности, допуская наличие в собственности граждан и негосударственных юридических лиц средств производства, ценных бумаг и иных материальных и нематериальных объектов и прав, приносящих доход. По крайней мере, декларативно все три легальные формы собственности – собственность граждан, коллективная (включая акционерную) и государственная – были объявлены равными с точки зрения гражданского права и возможностей юридической защиты.

Союзный закон о собственности стал фактически первым актом, допускающим возможность инкорпорирования и приватизации. В ст. 10 предусматривались такие методы "образования и приумножения коллективной собственности", как аренда госпредприятий работниками с правом последующего выкупа и преобразование госпредприятий в акционерные общества.

Тем не менее, в силу отсутствия конкретных легальных технических процедур такие методы носили экспериментальный и единичный характер. Затем два документа: постановление Совета Министров СССР №590 от 19 июня 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР №601 от 25 декабря 1990 г. "Об акционерных обществах" – детализировали нормы функционирования АО и товариществ с ограниченной ответственностью.

Интересные записи



Содержание раздела