d9e5a92d

Управление пакетами акций


Это также предполагает проведение экспертизы учредительных документов с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства к акционерным обществам.

Ключевым моментом при отработке Концепции развития ликвидного рынка акций является формирование необходимых пакетов акций для выполнения той или иной задачи в процессе вывода ценных бумаг на внутренний и внешний фондовые рынки.

Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры

Первым этапом является консолидация пакета акций, целью которой является сохранение контроля над управлением корпорацией и привлечение денежных средств для финансирования проектов. В этой связи возможны следующие варианты:

  • затратный (скупка акций);
  • требующий незначительных затрат (коммандитное товарищество).

Основные характеристики данной организационно-правовой формы следующие:

  • товарищество состоит из полных товарищей и вкладчиков;
  • полные товарищи (юридические лица) организуют товарищество и управляют всеми делами и активами товарищества;
  • вкладчики могут вносить свои вклады как деньгами, так и другим имуществом (например, акциями);
  • вкладчики получают доход по своим вкладам и не принимают участия в управлении делами и активами товарищества;
  • вкладчики могут получить назад свои вклады по окончании финансового года. Форма возврата вклада определяется по соглашению с полными товарищами в соответствии с условиями договора: путем возврата акций или оговоренных денежных средств;






































Рис. 16. Этапы эмиссионной политики корпорации

  • в случае внесения вкладов акциями право голоса по ним переходит к товариществу. Оно может заложить данные акции или продать их;
  • доход по вкладам может выплачиваться периодически (например, один раз в квартал);
  • размер вклада не фигурирует в регистрационных документах, а содержится только во внутренних документах товарищества;
  • вкладчики могут вносить свои вклады в течение неограниченного периода времени;
  • количество вкладчиков не ограничено.

Особенностью коммандитного товарищества является то, что с использованием этого инструмента возможно наиболее безболезненно и эффективно перераспределить определенный пакет акций корпорации.

В дальнейшем корпорация осуществляет операции на вторичном рынке в рамках согласованной политики с целью воздействия на курсовую стоимость акций, обращающихся на вторичном рынке, для максимизации прибыли от операций с собственными ценными бумагами (купля / продажа) и создания благоприятных условий размещения дополнительных пакетов акций.

Купля / продажа ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках в целях его стабилизации и регулирования включает в том числе и консолидацию крупных пакетов акций для их последующего размещения среди инвесторов.

Возможными альтернативами продажи акций являются предоставление акций в залог с получением кредита для последующего эффективного управления денежными ресурсами и поручение брокерским конторам осуществлять сделки с ценными бумагами корпорации на вторичном рынке в качестве уполномоченного дилера. В последнем случае предоставляемые услуги включают:

1. Вхождение в листинг Российской Торговой Системы (РТС).

2. Осуществление операций купли-продажи акций корпорации.

3. Проведение согласованной политики по регулированию курсовой стоимости акций.

4. Содействие в консолидации крупных пакетов для последующей его продажи российским и иностранным инвесторам.

Введение акций корпорации в листинг РТС делает их более известными на российском фондовом рынке, так как листинг РТС включает в себя всех эмитентов с развитым рынком акций.

Начало торгов в РТС в рамках второго этапа помимо создания ликвидного рынка акций решит задачу повышения котировок в преддверии размещения пятипроцентного пакета (из государственной доли или скупленного у населения за собственные средства). В ходе этого этапа инвестиционная компания может выкупить пакеты крупных держателей акций по заключенным ранее договорам-поручениям, когда рыночная цена достигнет предела, определенного поручителями в указанных договорах.

Информационное обеспечение и создание условий для выпусков АДР

В настоящее время одним из основных требований рынка к корпорациям-эмитентам является информационная открытость и доступность.



В частности, необходимы ежеквартальные публикации в специализированных изданиях финансовой отчетности и производственных показателей корпорации, новостей корпорации. Упоминания о производственной и инвестиционной деятельности должны регулярно печататься в ведущих центральных периодических изданиях. При этом появляется необходимость создавать требуемый имидж корпорации для инвесторов, а также корректировать неблагоприятную конъюнктуру, что приносит средне- и долгосрочные выгоды эмитенту и акционерам в виде повышения курсовой стоимости данных ценных бумаг.

Для инвесторов также необходима подготовка информационного (аналитического) обзора корпорации, соответствующего международным стандартам с целью широкого распространения среди операторов фондового рынка, заинтересованных российских и зарубежных финансовых и инвестиционных институтов.

Воздействие на общественное восприятие корпорации может быть эффективным только при регулярном взаимодействии со СМИ. В этой связи необходимо разработать примерный план мероприятий, например:


Проведение пресс-конференций

2 раза в год

Проведение брифингов по текущим вопросам

1 раз в квартал

Выпуск и распространение пресс-релизов

1 раза в месяц

Выступление на радио и телевидении

6 раз в год

Выпуск и распространение информационного бюллетеня

1 раз в квартал

Интервью представителей высшего руководства корпорации

не реже 3 раз в год


Информационное обеспечение инвесторов и проведение маркетинговых мероприятий проводится с целью максимального информирования потенциальных инвесторов о ближайших планах корпорации, ее инвестиционных программах, а также для создания благоприятного имиджа корпорации и ее руководства.

Программа информационного обеспечения инвесторов и маркетинговые мероприятия включают:

  • проведение специальных мероприятий – презентаций среди институциональных инвесторов в России и за рубежом;
  • взаимодействие со средствами массовой информации на регулярной основе.

Проведение специальных мероприятий – презентаций, приуроченных либо к определенным событиям (размещение нового выпуска акций), либо к маркетинговой политике корпорации, в целом является исключительно важным и действенным инструментом повышения привлекательности корпорации-эмитента и авторитета ее руководства в глазах потенциальных инвесторов. В этой связи одним из важнейших этапов является подготовка информационного обзора корпорации с целью информирования инвесторов о финансовом состоянии корпорации и перспективах ее развития.

Информационный обзор включает в себя следующее:

  • общая информация о корпорации (история, месторасположение...);
  • характеристика производственной деятельности и производственный потенциал (в том числе сравнение с конкурентами);
  • структура управления (в том числе информация о высшем руководстве);
  • структура акционерного капитала;
  • финансовая отчетность и анализ финансового положения;
  • стратегия развития корпорации;
  • стратегия привлечения капитала (новые эмиссии, облигационные займы, и пр.);
  • финансовый прогноз.

Для обеспечения инвесторов необходимой финансовой информацией в соответствии с международными стандартами проводится финансовый аудит и приведение финансовой отчетности в соответствие с международным стандартами. Результаты работы аудиторской компании используются для:

  • подготовки информационного меморандума, который будет представлен российским и международным инвесторам;
  • пакета документов, необходимых для выпуска депозитарных расписок или получения листинга на международных фондовых рынках.

В этой связи необходимо обеспечить:

  • подготовку информационных материалов:
  • годовые, квартальные отчеты о деятельности корпорации;
  • пресс-релизы, информационные бюллетени, анонсы и обзоры;
  • мониторинг прессы по вопросам, касающимся интересов корпорации;
  • отслеживание материалов по корпорации, появляющихся как в российской, так и в зарубежной прессе, их анализ;
  • начало работ по составлению информационного обзора с учетом сроков получения и подтверждения финансовой информации;
  • заключение договора с авторитетной рекламной фирмой по разработке и реализации долгосрочной рекламно-информационной программы;
  • обязательное планирование ряда презентаций в Лондоне (Нью-Йорке) для тщательно отобранной аудитории крупнейших институциональных инвесторов, имеющих интерес к России. В координации с западными банками, отобранными корпорацией и представляющими ее интересы на международных рынках, финансовый консультант может обеспечить организацию такого рода мероприятий;
  • заключение договора с международной аудиторской фирмой, входящей в "большую шестерку".
Продвижение акций на международные рынки

После проведения необходимой информационной подготовки корпорация может переходить к продвижению акций на зарубежные рынки. Наиболее распространенными и приемлемыми в настоящее время являются Американские Депозитарные Расписки (АДР) как основной способ, с помощью которого неамериканские эмитенты могут получить доступ на американский рынок акций. Зарубежная компания, стремящаяся получить листинг на биржах США, должна осуществить это через процесс листинга АДР.

Интересные записи



Содержание раздела