d9e5a92d

ПРИОБРЕТЕНИЕ АКТИВОВ


9. Внести изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения при осуществлении лицензируемой и лицензионной деятельности.

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ЭКСПЕРТИЗА)
В СССР общий срок согласования документации не превышал трех месяцев, а в органах госнадзора - 15-30 дней, причем экспертиза осуществлялась бесплатно. Это было вполне естественно в условиях господства государственной собственности и наличия заранее принимаемых государственных решений для самого факта начала инвестиционной деятельности. К тому же государственной экспертизе предшествовал длительный период согласований для выработки принципиального решения о начале строительства и открытии нового предприятия.
За 90-е годы ситуация с согласованием и экспертизой документации на новое предприятие существенно усложнилась. Гибкости предпринимательских решений о вхождении на рынок противостоит громоздкая процедура согласований и получения разрешений. Нередко основной целью деятельности соответствующих инстанций является не столько реализация официально объявленных функций, а вымогание взяток или произвольное ограничение доступа на рынок.
В 90-е годы принят ряд законов Российской Федерации, которые устанавливают проведение обязательной специализированной экспертизы проектов (или их отдельных разделов) многими федеральными органами исполнительной власти (или их региональными подразделениями). Речь, в частности, идет о Госкомэкологии, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Министерстве труда, Министерстве природных ресурсов, Министерстве здравоохранения, Госгортехнадзора.
Каждый орган специализированной экспертизы, в который должен обращаться инвестор (предприниматель), устанавливает свои собственные условия и правила проведения экспертизы. Законодательными актами регулируются только вопросы экологической экспертизы, промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, архитектурная деятельность. Однако и в этих случаях соответствующие законодательные акты, как правило, не являются актами исключительно прямого действия и предполагают наличие ведомственных инструкций.
Всего необходимо 10-15 согласований, на которые уходит до одного года. Причем внесение изменений в соответствии с рекомендациями экспертных организаций предполагает повторное рассмотрение проектов. Суммарные затраты на согласования в некоторых случаях превышают стоимость разработки проектной документации.
Выросло (даже по сравнению с советским периодом) число согласующих инстанций, фактически не существует ограничений на срок согласования и на сумму оплаты услуг экспертов. В результате согласование проектов, предполагающих инвестиции в недвижимость, занимает примерно один год.
Дополнительной проблемой является конфликт интересов, возникающий тогда, когда контролирующие инстанции непосредственно связаны с отдельными предпринимательскими организациями, находящимися в сфере их контроля. Особенно наглядным это оказывается в тех случаях, когда по лицензии государственных органов экспертизу осуществляют специализированные коммерческие организации (это характерно, в частности, для Госгортехнадзора). К тому же данные организации имеют право затребовать всю документацию по проекту, что может сделать нового предпринимателя полностью открытым для конкурентов.
Для снижения издержек инвесторов на согласование и экспертизу до приемлемого уровня необходимо упорядочение этой деятельности.
1. Ввести принцип ";одного окна";: инвестор подает документы в территориальное управление единой экспертно-согласующей инстанции, каковая сама готовит за нормативно установленное вознаграждение все документы по согласованию, занимается перепиской и получением согласований (заключений) со всеми специализированными согласующими (экспертными) органами.
2. Ограничить общий срок согласования (включая проведение всех необходимых по закону экспертиз) шестью месяцами.
3. Утвердить право инвестора на возмещение по суду ущерба, понесенного вследствие нарушения законного порядка проведения экспертизы (например, невыдачи заключения в установленный срок).


4. Ввести отсылочные нормы на уголовный кодекс для усиления ответственности согласующих органов, их руководителей и экспертов за незаконное согласование в сочетании с принципом ";молчание - знак согласования"; (отсутствие мотивирован-
ного заключения в течение определенного срока приравнивается к согласованию,
за что согласующий орган, его должностные лица и эксперты несут ответственность).
5. Вменить в обязанность опубликовать в установленном законом объеме информацию о проекте, принятом на экспертизу (для обеспечения прав граждан, а также возможностей для конкурентных предложений по использованию не принадлежащих инвестору ресурсов, использование которых планируется проектом).
Поскольку многие процедуры экспертизы вводились законами РФ, предлагается утвердить новый порядок также законом, иначе инвесторы столкнутся с риском оказаться втянутыми в судебные процессы, в ходе которых оппоненты будут ссылаться на неотмененные нормативные акты буль-
шей юридической силы.

ПРОБЛЕМА СРОКОВ РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ
Стандартный срок регистрации ООО, ЗАО составляет не менее месяца, а ОАО - не менее полутора месяцев. Зачастую именно сроки рассмотрения, а не затраченные средства являются самым значимым для предпринимателя барьером. Между тем, несмотря на значительную для государства прибыль, получаемую от регистрационной деятельности, ее организация крайне неэффективна - два дня в неделю при явно недостаточном количестве сотрудников. Зачастую сдача документов занимает у клиентов несколько часов.

Очереди в налоговые инспекции нередко занимают с вечера предшествующего дня. Устранение этой ";технической"; проблемы путем увеличения количества сотрудников и оптимизации рабочего дня способно не только увеличить доходы государства, но и существенно облегчить бизнес предпринимателям.

ПРИОБРЕТЕНИЕ АКТИВОВ (ИЗДЕРЖКИ ПРИОБРЕТЕНИЯ-ПРОДАЖИ СОБСТВЕННОСТИ)
Общая для данного раздела проблема могла бы быть решена уравниванием в правах частных и государственных нотариусов. Одновременное усиление ответственности (вплоть до уголовной) за нарушение законодательства также снизит издержки по заключению сделок.
Регистрация сделок с недвижимостью в настоящее время длительный процесс, связанный с хождением по нескольким инстанциям. Издержки значительны, особенно для малого бизнеса.
Необходимо введение уже упоминавшегося принципа ";одного окна";. Регистрация сделок должна производиться в едином центре регистрации прав на недвижимость (к примеру, на базе БТИ) в нормативно ограниченные сроки за нормативно ограниченную плату.
Как вариант возможно создание таких центров на базе частных нотариальных (юридических) контор, которые наделяются правом истребования документации в БТИ и иных учреждениях от имени клиента. Заверенная нотариусом сделка им же и регистрируется, с уведомлением государственного органа, регистрирующего право на недвижимость по установленной законом форме.
Особые проблемы открытия нового бизнеса связаны с неурегулированностью земельных отношений. Отсутствие ясных отношений собственности на землю расширяет возможности для вымогания взяток на предоставление земельных участков (под строительство и пр.).
Предлагается повысить максимальные ставки налога на землю. Это сделает для местных властей продажу предпочтительнее аренды (учитывая, что аренда сопряжена для предпринимателя с бьльшими издержками и рисками, чем владение на правах собственности).
Существенный ";дерегулирующий"; эффект может иметь принятие прорыночного Земельного Кодекса и соответствующих поправок к закону об ипотеке, согласующихся с Конституцией и с семнадцатой главой ГК.
Широко распространены нарушения прав акционеров (от отказа или уклонения реестродержателя от регистрации сделок и внесения новых акционеров в реестр, до отказа допуска акционера к участию в управлении обществом, к информации о деятельности общества; есть даже случаи вычеркивания акционера из реестра).
Для защиты прав акционеров необходимо законодательно утвердить ответственность за нарушение прав акционеров (отказ внесения в реестр и т. д.), введя напрямую нормы об ответственности в закон, либо дав в законе точные ссылки на статьи УК и КОАП; поправками к закону ";Об акционерных обществах"; предусмотреть ответственность за отказ внести в реестр
акционеров (пункт 1 статьи 45), неопубликование предусмотренной законом информации об открытых акционерных обществах и иные нарушения прав акционеров. Необходимо введение аналогичных мер и в закон ";О рынке ценных бумаг";.
Установить, что договор заверенный нотариусом и им же отправленный держателю реестра, лишает последнего права отказаться вносить запись в реестр. В этом случае только сама запись (договор), а не отказ от ее внесения может быть оспорена в суде. Вся ответственность за законность процедуры заключения договора ложится на участников сделки и нотариуса.

Отказ должен преследоваться в установленном самим законом об АО порядке, согласно которому невнесение в реестр - уголовно наказуемо.



Содержание раздела