d9e5a92d

Тема 5. Умозаключение

План:
5.1. Общая характеристика умозаключения.
5.2. Дедуктивные умозаключения.
5.3. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.
5.1. Общая характеристика умозаключения
При изучении данной темы необходимо прежде всего уяснить общую характеристику умозаключения, а затем изучить конкретные его виды.
Большую часть знаний о предметах и явлениях окружающего мира человек получает из уже имеющейся у него информации. При этом он идет по пути выведения нового знания из уже имеющегося. Опосредованно, используя разные виды умозаключений, мы получаем новое знание.

Поэтому полученное таким путем знание принято называть выводным, или опосредованным.
Под умозаключением понимают форму мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится с необходимостью или вероятностью новое суждение.
Умозаключение состоит из трех основных компонентов:
1) посылки — исходного суждения, из которого выводят новое знание;
2) вывода — логического перехода от посылок к заключению;
3) заключения — нового суждения, полученного выводным путем из посылок.


Чтобы из посылок можно было получить вывод, необходимо наличие содержательной связи между исходными суждениями. Если такой связи нет, то новое знание получить невозможно.
Иногда пытаются использовать квазисвязи между посылками, но тогда мы уже имеем дело не с умозаключением, а с софизмом. Пример такого софизма (Не путать с умозаключением!):
Ты имеешь все, что не потерял.
Ты не потерял рога.
Ты имеешь рога.
Для получения истинного выводного знания необходимо соблюдение трех правил:
1) наличие содержательной связи между посылками;
2) должны быть истинными исходные суждения;
3) соблюдение правила вывода.
По характеру связи между знанием различной степени общности, выраженным в посылках и заключении, различают три вида умозаключений:
1) дедуктивные (переход осуществляется от общего знания к частному знанию);
1) индуктивные (переход от частного знания к общему);
2) умозаключения по аналогии (переход от частного знания к частному знанию).
5.2. Дедуктивные умозаключения
В логике существует два подхода к определению дедукции.
В традиционной (аристотелевской) логике под дедукцией понимают переход от общего знания к частному.
В символической логике дедукция — это умозаключение, дающее истинное суждение.
Далее мы будем использовать этот термин в традиционном толковании.
Дедуктивные умозаключения в зависимости от количества исходных посылок делятся на непосредственные и опосредованные.
Умозаключение, полученное посредством преобразования одного суждения, называется непосредственным.
Если же в нем две или больше посылки, то это опосредованное умозаключение.
В формальной логике выделяют следующие виды непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату.
Превращение — это логическая операция, посредством которой суждение преобразуют в суждение, противоположное по качеству, с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения. Например: «Петров является учащимся». («Петров не является не учащимся»). S есть P (S не есть не-P).
Превращать можно любое суждение. Общеутвердительное суждение превращается в общеотрицательное («Все студенты нашей группы являются гражданами РФ. Следовательно, ни один студент нашей группы не является не гражданином РФ»), общеотрицательное в общеутвердительное («Все волки не являются травоядными животными. Следовательно, все волки являются нетравоядными животными»), частноутвердительное в частноотрицательное («Некоторые государства являются унитарными.

Следовательно, некоторые государства не являются неунитарными»), а частноотрицательное превращается в частноутвердительное («Некоторые животные не являются кошками. Следовательно, некоторые животные являются не кошками»).
Обращение — это логическая операция, посредством которой происходит преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом нового суж-дения,а предикат— субъектом. Например: «Все выпускники юридического факультета ВолГУ изучали логику. Следовательно, некоторые изучавшие логику — выпускники юридического факультета ВолГУ».
В процессе операции обращения необходимо подчиняться следующему правилу: Термин, не распределенный в посылке, не должен быть распределен в заключении. (Распределенный термин — это термин, взятый в полном объеме).
Если в процессе обращения количественная характеристика остается такой же, то это обращение называю простым (чистым). Например: «Некоторые студенты нашей группы — отличники. Следовательно, некоторые отличники — студенты нашей группы».
В тех случаях, когда количественная характеристика в результате логической операции меняется, то такое обращение называется обращением с ограничением. Например: «Все россияне имеют право на социальную защиту. Следовательно, некоторые имеющие право на социальную защиту — россияне».
Общеутвердительное суждение, в котором субъект распределен, а предикат не распределен, обращается в частноутвердительное, т. е. с ограничением (см. пример выше).
Общеотрицательное суждение обращается в общеотрицательное. Например: «Все депутаты Государственной Думы не могут быть подвергнуты административному наказанию. Следовательно, ни один, подвергнувшийся административному наказанию, не может быть депутатом Государственной Думы».
Частноутвердительное обращается в частноутвердительное. Например: «Некоторые студенты нашей группы проживают в Центральном районе г. Волгограда. Следовательно, некоторые проживающие в Центральном районе г. Волгограда отличники — студенты нашей группы».
Частноотрицательное суждение не обращается.
Противопоставление предикату — это логическая операция, посредством которой происходит преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату,а предикатом— субъект исходного суждения. Пример противопоставления предикату суждения: «Все студенты нашей группы любят посещать занятия по логике. Следовательно, ни один человек, не любящий посещать занятия по логике, не является студентом нашей группы».
Необходимо помнить, что противопоставление предикату является результатом превращения и обращения, т. е. данная логическая операция состоит из двух этапов. Сначала из суждения выводят заключение путем превращения, затем из этого заключения делают вывод путем обращения. В итоге мы получаем умозаключение противопоставления предикату.
Путем противопоставления предикату общеутвердительное суждение преобразуется в общеотрицательное (см. пример выше).
Общеотрицательное суждение путем противопоставления предикату преобразуется в частноутвердительное. Например: «Ни один студент нашего курса не имеет двойного гражданства. Следовательно, некоторые имеющие недвойное гражданство — студенты нашего курса».
Частноотрицательное суждение преобразуется в частноутвердительное. Например: «Некоторые студенты не являются совершеннолетними. Следовательно, некоторые несовершеннолетние являются студентами».
Частноутвердительное суждение посредством противопо-тавления предикату не преобразуется.
Можно строить умозаключения по логическому квадрату, устанавливая следование истинности или ложности одного суждения из истинности или ложности другого суждения (см. рис. 10).
Выводы из отношений контрадикторности:
Ан^Ол; Ал^Ои; Ои^Ал; Ол^Ан; Еи^Іл; Ел^Іи; Іи^Ел; Іл^Еи. Например: Если суждение «Все киты — млекопитающие» (А) истинно, то суждение «Все киты — не млекопитающие» (О) будет ложным (Аи^Ол).
Выводы из отношений контрарности: Аи^Ел; Ал^Е?; Еи^Ал; Ел^А?
Выводы из отношений субконтрарности: Іл^Ои; Іи^О?; Ол^Іи; Ои^І?
Выводы из отношений подчинения: Аи^1и; Еи^Ои; 1и^А?; Ои^Е?; 1л^Ал; Ол^Ел; Ал ^ 1?; Ел^О?
Основным видом опосредованного умозаключения (в нем следствие получают из двух и более посылок) является категорический силлогизм, который представляет собой вид дедуктивного умозаключения, в котором из двух посылок, имеющих общий для них термин, необходимо следует заключение. Простой категорический силлогизм состоит из трех категорических суждений: из двух посылок и заключения.
Понятия, входящие в состав силлогизма, называют терминами силлогизма.
Их всего три: меньший (S), больший (P) и средний (M).
• Все студенты нашей группы (M) сдали экзамен по философии (P).
Петров (S) — студент нашей группы (M).
Петров (S) сдал экзамен по философии (P).
• Все М есть Р.
S есть M.
Sесть P.
Меньший термин силлогизма — это понятие, которое в заключении является субъектом; больший — это понятие, которое в заключении является предикатом; средний — это термин, связывающий две посылки, и отсутствующий в заключении.
Посылка, в которую входит меньший термин, называется меньшей посылкой; посылка, в которую входит больший термин, называется большей посылкой.
В формальной логике сформулирована аксиома силлогизма, которая гласит: Все, что утверждается (отрицается) относительно всех предметов данного класса (рода), утверждается (отрицается) относительно каждого предмета этого класса (рода). Другими словами: Все, что мы утверждаем обо всех студентах данной группы (см. пример), также относится и к каждому из них.
Для того чтобы из истинных посылок всегда можно было получить истинное заключение, необходимо соблюдать общие правила категорического силлогизма, три из которых относятся к терминам и четыре — к посылкам.
1-е правило терминов. В каждом силлогизме должно быть только три термина. При нарушении этого правила возникает ошибка учетверения термина.

Часто на его нарушении строятся софизмы. Например:
Движение вечно.
Хождение в ВолГУ — движение.
Хождение в ВолГУ вечно.
2- е правило терминов. Средний термин должен бытъ распределен хотя бы в одной из посылок. Если средний термин не распределен ни в одной из посылок, то связь между крайними терминами остается неопределенной. Например:
Некоторые учащиеся (М-) — неуспевающие (Р).
Все студенты (S) — учащиеся (М-).
Все студенты S — неуспевающие (Р).
Здесь средний термин не распределен, поэтому заключение является ложным.
3- е правило терминов. Термин, не распределенный в посылке, не может бытъ распределен и в заключении. При нарушении этого правила в заключении говорится больше, чем в посылках. Например:
Все нотариусы (М) имеют юридическое образование (Р-).
Адвокаты (S) — это не нотариусы(М).
Адвокаты (S) не имеют юридического образования (Р+).
Больший термин (Р) не распределен в посылке, но он распределен в заключении. Поэтому заключение здесь ложное.
Ошибка, связанная с нарушением правила распределенности крайних терминов, называется незаконным расширением меньшего (или большего) термина.
Следующие четыре правила относятся к посылкам.
4- е правило (посылок). Хотя бы одна из посылок должна бытъ утвердителъным суждением, посколъку из двух отрицателъ-ных посылок заключение с необходимостъю не следует. Средний термин не может установить определенного отношения между крайними терминами, так как они исключаются из него. Например:
Обезьяны — не пресмыкающиеся.
Змеи — не обезьяны.
?
5- е правило (посылок). Если одна из посылок — отрица-телъное суждение, то и суждение должно бытъ отрицателъным. Например:
Все студенты — учащиеся.
Этот человек — не учащийся.
Этот человек — не студент.
6-е и 7-е правила (посылок) являются производными, вытекающими из рассмотренных 4-го и 5-го.
6- е правило. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. Из двух частных посылок заключения с необходимостью не следует. Например:
Некоторые виды обезьян обитают в Африке.
В Красную книгу занесены некоторые виды обезьян.
?
7- е правило. Если одна из посылок — частное суждение, то и заключение должно быть частным.
Все волки — хищные животные.
Это животное — волк.
Это животное является хищным.
В зависимости от положения среднего термина в посылках различают четыре вида категорических силлогизмов, которые в традиционной логике принято называть фигурами силлогизма. В посылках простого категорического силлогизма средний термин может занимать место субъекта или предиката.
В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке.
Правила 1-й фигуры.
1) Большая посылка — общее суждение.
2) Меньшая посылка — утвердительное суждение.
1-я фигура — наиболее типичная форма дедуктивного умозаключения.
Все студенты (М) нашей группы пришли на лекцию (Р).
Сидоров (S) — студент нашей группы (М).
Сидоров (S) пришел на лекцию (Р).
Правила 2-й фигуры.
1) Большая посылка — общее суждение.
2) Одна из посылок — отрицательное суждение.
Все гадюки (Р) — пресмыкающиеся (М).
Это животное (S) не является пресмыкающимся (М).
Это животное (S) не является гадюкой (Р).
Правила 3-й фигуры.
1) Меньшая посылка — утвердительное суждение.
2) Заключение — частное суждение.
Пшеница (М) — растение (5).
Пшеница (М) — злак (Р).
Некоторые растения (S — злаки (Р).
4-я фигура общеутвердительных заключений не дает.
Все дельфины (Р) — млекопитающие (М).
Ни одно млекопитающее (М) не есть рыба (5).
Ни одна рыба (5) не есть дельфин (Р).

М
р
Рис. 11. Фигуры силлогизма

2


3

4

р

М
М

Р
Р
М

5.3. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии
Индуктивные умозаключения— это такая форма мышления, посредством которой на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям данного класса; вывод в индуктивном заключении, как правило, носит вероятностный характер. Лишь в полной индукции, когда повторяющийся признак можно выявить у каждого явления данного класса, вывод о принадлежности признака данному классу является необходимым. Например:
Железо проводит электричество.
Алюминий проводит электричество.
Медь проводит электричество.
Все металлы проводят электричество.
В популярной индукции вывод о принадлежности признака всему классу делается на основе нахождения его лишь у части явлений данного класса.
Научной индукцией называют умозаключения, в посылках которых, наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений данного класса, содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.
Разновидностью научной индукции являются бэконовско-миллевские методы индукции (исследования причинной связи).
Умозаключения по аналогии — это вывод о принадлежности единичному предмету определенного признака, основанный на сходстве этого предмета в существенных признаках с другим единичным предметом.
А имеет признаки ABCD...
В имеет признаки ABC...
Вероятно, что В имеет признаки D.
Существуют два вида аналогий: аналогия предметов и аналогия отношений.
Аналогия предметов — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, события или явления, а переносимым признаком — свойства этих предметов.
Аналогия отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.
По другому критерию аналогию можно разделить на следующие три вида: строгая, нестрогая и ложная. Строгая аналогия применяется в научных исследованиях, в математических доказательствах. Она достаточно близка по своим признакам к дедуктивным умозаключениям.
Для повышения степени вероятности заключений по нестрогой аналогии следует придерживаться следующих правил:
1) число общих признаков должно быть возможно большим и разнородным;
2) общие признаки должны быть существенными;
3) количество и значительность пунктов различия должны быть небольшими;
4) зависимость между сходными и переносимыми признаками.
При нарушении указанных выше правил аналогия становится ложной. Иногда их нарушают сознательно с целью выдать ложное заключение за истинное. Таким способом создается софизм, например:
Чем больше делаешь добра, тем лучше.
Принимать лекарство от болезни — добро.
Чем больше принимаешь лекарств, тем лучше.
Три вида аналогии в зависимости от характера выводного знания, т. е. по степени достоверности заключения, могут быть истинными, быть истинными с определенной степенью вероятности или ложными. Несомненно, что вероятностные заключения тем ценнее, чем они ближе к истине.
Факты из истории развития науки и техники свидетельствуют о том, что значение аналогии в процессе познания неуклонно возрастает. Моделирование космических аппаратов в ракетостроении, самолетов в аэродинамике, водных сооружений в гидростроительстве, человеческого мышления в кибернетике, моделирование в генной инженерии и т. д. показывают возрастающую роль умозаключения по аналогии.
Практические задания
Упражнение 1. Построить непосредственные умозаключения — превращение, обращение и противопоставление предикату суждений:
Пример.
Всякое государство является политической организацией.
Следовательно:
а) ни одно государство не является неполитической организацией (превращение);
б) ни одна неполитическая организация не является государством (обращение);
в) ни одна неполитическая организация не является государством (противопоставление предикату).
Задания.
1. Все распространенные предложения имеют второстепенные члены.
2. Всякий кулик свое болото хвалит.
3. Ни одна медуза не является одноклеточной.
4. Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл.
Упражнение 2. Проанализируйте и укажите правильность рассуждений, представив их в форме категорического силлогизма:
а) Существуют математики, обладающие способностью к быстрому и точному счету: поскольку все программисты математики, значит, они обладают способностью к быстрому и точному счету.
б) Ни один человек, не имеющий среднего образования, не принимается в вуз: ни один человек, не окончивший среднее учебное заведение, не имеет среднего образования, следовательно, ни один человек, не окончивший среднего учебного заведения, не принимается в вуз.
в) Учитывая, что многие птицы относятся к водоплавающим, а также тот факт, что большинство птиц улетает зимой в южные страны, можно заключить, что часть водоплавающих также улетает зимой в южные страны.
Упражнение 3. Проанализируйте, определите логическую форму и укажите правильность умозаключений:
а) Если прямая касается окружности, то радиус, проведенный в точку касания, перпендикулярен к ней. Таким образом, радиус окружности не перпендикулярен к этой прямой, поскольку она не касается окружности.
б) Произведение не может быть художественным, если оно не правдиво. Поскольку это произведение художественно, следовательно, оно правдиво.
в) Если в мире есть справедливость, то злые люди не могут быть счастливы. Если мир есть создание злого гения, то злые люди могут бьпъ счастливы. Значит, если в мире есть справедливость, то мир не может бытъ созданием злого гения.
Упражнение 4. Проанализируйте, выявите логическую форму и укажите правильность рассуждений:
а) Халиф Омар I заявил библиотекарям Александрийской библиотеки, просившим его не сжигать книги: «Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни. Если же они расходятся с ним, то они вредны. Но они должны или бытъ согласны, или расходиться с Кораном.

Итак, в любом случае, или они излишни, или вредны».
б) Тот факт, что Иванов не приобретает знаний, бесспорно,. следует из того, что он не читает хороших книг: ведь давно известно, что кто читает хорошие книги, тот приобретает знания.
в) Нельзя не сделать вывода о том, что Иванов читает хорошие книги: ведь, очевидно, что он поумнел, а давно всем известно, что если кто-нибудь читает хорошие книги, то он умнеет.
Упражнение 5. В следующих умозаключениях покажите, к какому типу они принадлежат. Охарактеризуйте встречающиеся ошибки:
а) Если подсудимый невиновен, то его оправдают. Подсудимый виновен, значит, его не оправдают.
б) Если урок труден, то ученики плохо его усваивают. Тот факт, что урок действительно труден, следует из того, что они плохо его усвоили.
в) Если б он был умен, то он увидел бы свою ошибку. А если бы он был искренен, то признался бы в ней. Однако прошлое его поведение показывает, что он или не умен, или неискренен, а может быть, и то и другое.

Таким образом, следует ожидать, что он или не увидит ошибки, или не признается в ней.
Упражнение 6. Прокомментируйте с точки зрения логики:
а) Один критик высказал суждение о какой-то книге, прочитав всего на всего одну ее страницу. Когда это ему поставили в упрек, то он ответил: «Если я желаю определить вкус пива в бочке, неужели для этого я должен выпить всю бочку. Одной рюмки вполне достаточно, чтобы произвести оценку».
б) Во время бунта плебеев в Древнем Риме сенатор Мене-ний Агриппа умиротворял их таким образом. «Каждый из вас, — говорил он, — знает, что в организме человека существуют разные части, причем каждая из них выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека, голова думает, руки работают. Государство — это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей роли: патриции — это мозг государства, плебеи — это его руки. Что было бы с человеческим организмом, если бы отдельные части его взбунтовались и отказались играть предназначенную для них роль? Если бы руки отказались работать, голова — думать, тогда человек был бы обречен на гибель.

То же самое случится и с государством, если его граждане, подобно Вам, будут отказываться выполнять то, что является их естественной обязанностью. А посему, заботясь о Вас, неразумные, призываю прекратить бунт!»
Упражнение 7.
Осел, нагруженный мешками с солью, переходя через реку, оступился и упал в воду. Соль растворилась, и он освободился от груза. В следующий раз он был нагружен мешками с сеном, и, переходя через ту же реку, нарочно упал в воду, в надежде освободиться от груза.

Сено намокло и груз вместе с ослом утонул.
Если предположить такую возможность, то какие умозаключения совершались в уме осла?
Упражнение 8. Опираясь на логику, решите, какие из следующих умозаключений являются правильными:
а) Если он был в Западной Европе, он видел Лондон или Париж; он не видел ни Лондона, ни Парижа; значит, он не был в Западной Европе.
б) Если бы не было Солнца, пришлось бы постоянно сидеть при свечах; мы не сидим при свечах; следовательно, Солнце существует.
в) Глина — это жидкость или газ. Но глина не газ. Значит, глина — жидкость.
г) Поскольку свет имеет энергию, а энергия эквивалентна массе и все массы притягиваются, свет тоже притягивается.
д) Некоторые птицы не летают. Некоторые птицы — вороны. Значит, некоторые вороны не летают.
Контрольные вопросы
1. Что такое умозаключение? На какие виды делятся умозаключения?
2. Как определить индукцию?
3. Какие умозаключения называются непосредственными?
4. В чем сущность операций превращения, обращения, противопоставления предикату?
5. Как строятся умозаключения по логическому квадрату? Какова зависимость истинности или ложности одного суждения от истинности или ложности другого, если эти суждения находятся в отношениях: противоречия, противоположности, частичной совместимости, подчинения?
6. Что такое простой категорический силлогизм и каков его состав?
7. Назовите общие правила категорического силлогизма и логические ошибки, связанные с их нарушением.
8. Что такое фигуры и модусы силлогизма? Какие особые правила имеют 1-я, 2-я и 3-я фигуры? Охарактеризуйте значение этих фигур в познании.
9. Чем неполная индукция отличается от полной?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1998. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л.

Краткий словарь по логике. М., 1991.
Ивин А.А. Логика. М., 2000.
Ивлев Ю.В. Логика. М., 1998.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2000.
Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994.



Содержание раздела