d9e5a92d

Компоненты самоотношения организованы в иерархическую систему.

самоотношение. В отличие от первых двух собственно психологических, Пантилеев С.Р. предложил использовать логико-гносеологическое разграничение понятий смысл Я и самоотношение, а именно, рассматривать их как концептуальное и феноменологическое, как сущность и явление. Тогда самоотношение может быть определено (понято) как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла Я для самого субъекта.

При этом специфика переживания смысла Я производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме. Кроме того, отсюда следует и то, что смысл Я может выражаться в не всегда адекватном ему самоотношении [Л.

223].
Самоотношение есть личностное образование, а потому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и его деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих видов деятельности и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысляет собственное Я, наделяет его личностным смыслом.
Существует глубокое и содержательное различение двух подсистем самоотношения: самооценочной и эмоционально-ценностной, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Выделение этих двух подсистем в составе самоотношения связано с конфликтной природой смысла Я, с несовпадением смыслообразующих и только побуждающих мотивов.

Иерархия этих мотивов и определенная социальная позиция субъекта и обуславливают, в конечном счете, ту конкретную обобщенную форму, в которой смысл Я оказывается презентированным (представленным) индивиду. При этом строение каждой из двух систем самоотношения также оказывается иерархическим.

Но это разные иерархии. В их основе лежат различные принципы организации компонентов самоотношения в систему.
В большинстве случаев эти иерархии не совпадают (и иногда даже противоречивы), но и тогда их организация в целостную систему подчиняется принципу смысловой интеграции, в соответствии с которым смысловые отношения занимают более высокое место в иерархии и, в конечном счете, определяют обобщенное и устойчивое отношение субъекта к самому себе. Результаты проведенного анализа можно сформулировать в трех тесно связанных между собой положениях.
1. Самоотношение не сводимо к системе самооценок, а обладает более широким содержанием, связанным с выражением субъекту смысла Я, который образуется через отношение (столкновение) особенностей и качеств индивида с мотивами ведущих видов деятельности и ценностями значимого социального окружения, которые заданы конкретной социальной ситуацией развития личности.
2. В составе самоотношения можно выделить две совместно функционирующие подсистемы: собственно самооценочную подсистему и подсистему эмоциональноценностного самоотношения. Компоненты этих подсистем находятся в отношениях взаимного превращения.

Тем не менее, выражение их содержания для субъекта может осуществляться в различных языках - самооценок и эмоциональных отношений - что делает соответствующие содержания феноменологически различимыми.
3. Основным принципом строения самоотношения как эмоционально-оценочной системы является принцип смысловой интеграции, в соответствии с которым компоненты самоотношения организованы в иерархическую систему. Причем эта иерархия является динамической и обусловлена конкретной социальной позицией субъекта, социальной ситуацией его развития и соответствующей иерархией видов деятельности, за которыми стоят те или иные смыслообразующие и побуждающие мотивы.

Смысловые отношения занимают более высокое место в иерархии и определяют содержание обобщенного и устойчивого (для данной социальной ситуации развития) отношения субъекта к самому себе.
Приходим к выводу, что самоотношение является сложной системой и представляет собой личностное образование, которое может быть понято как непосредственно феноменологическое выражение (представленность) личностного смысла Я для самого субъекта. Кроме того, самоотношение представлено субъекту (личности) в специфическом языке, основу алфавита которого составляют следующие единицы, полученные Пантелеевым С.Р. [Л. 223] путем эмпирического обобщения частных аспектов
самоотношения: чувство осознанности Я; самоуверенность; саморуководство; отраженное самоотношение; самоценность; самопринятие; самопривязанность; самообвинение; внутренняя конфликтность. В целом, психологи в составе самоотношения выделяют две следующие подсистемы:


а) собственно самооценочную и
б) эмоционально-ценностного самоотношения.
Основным принципом строения самоотношения как эмоционально-оценочной системы является принцип смысловой интеграции. Компоненты самоотношения организованы в иерархическую систему. Изменения в структуре, содержании и уровне обобщенного самоотношения могут происходить только под воздействием факторов, затрагивающих его смысловой (ядерный) слой.

Значимое содержание обобщенного самоотношения и соответствующая чувственная модальность его выражения могут быть различны для индивидов с различным содержанием ведущих мотивов и ценностей. Таким образом, в психологии самоотношение является сложной системой и представляет собой личностное образование, которое может быть понято как непосредственно феноменологическое выражение (представленность) личностного смысла Я для самого субъекта. Кроме анализа самоотношения, несомненный интерес для синтеза интеллектуальных систем представляет понятие мотивации и её влияние на успешность деятельности.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА

УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация представляет для нас интерес как ведущий фактор регуляции активности интеллектуальной системы, в психологии - личности, её поведения и деятельности, что взаимосвязано с рассмотренным выше самоотношением. Прежде всего, попробуем сформулировать само понятие мотивации и мотива.
В определениях мотива у современных психологов имеются некоторые расхождения [Л. 106, 153, 223, 259, 265, 272, 273, 291, 431-437]. Одни учёные под мотивом понимают психическое явление, которое становится побуждением к действию [Л.

437], другие -осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности [Л. 431].
Автор психологической концепции деятельности А. Н. Леонтьев считает, что мотив -это то, что, отражаясь в сознании человека, служит побуждением к деятельности и направляет её на удовлетворение определённой потребности. И при этом в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности.

А. Н. Леонтьев полагает, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но и в том и в другом случае за ним всегда стоит потребность, и он всегда отвечает той или иной потребности [Л. 431, с. 55].

Вслед за Реаном А. А., под мотивом мы будем понимать побуждение личности (интеллектуальной системы) к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности. Исходя из этого, будем считать, что в качестве мотива могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности, за которыми, так или иначе, стоят разнообразные потребности личности. Согласно современным психологическим представлениям о мотивации (В. К. Вилюнас, В. И. Ковалёв, Е. С. Кузьмин, К. К. Платонов), мы рассматриваем мотивационную сферу личности как совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности [Л.

431, с. 5-6].
Для примера, рассмотрим широко распространенную учебную деятельность, которая есть и у людей, и в некотором смысле, должна быть у интеллектуальных систем. Как известно, успешность учебной деятельности человека зависит от многих социальнопсихологических и социально-педагогических факторов, кроме того, на успешность учебной деятельности очевидное влияние оказывает сила мотивации и её структура.

Согласно закону Йеркса-Додсона, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности, но такая связь сохраняется лишь до определённого предела: если после достижения определённого оптимального уровня сила мотивации продолжает расти, то эффективность деятельности человека начинает падать.
Кроме того, мотивы бывают не только сильные и слабые, но и также внутренние и внешние. В последнем случае речь идёт об отношении мотива к содержанию деятельности.

Если определённая деятельность значима для личности сама по себе, то мы имеем дело с внутренней мотивацией. В этом случае, когда значимы другие потребности (зарплата, подъём по служебной лестнице), то говорят о внешней мотивации.

Нас интересуют именно внутренние мотивы. Деление мотивов на внутренние и внешние очень важно, так как, например, на познавательную мотивацию не распространяется закон Йеркса-Додсона, а это означает, что нарастание силы познавательной мотивации после оптимального уровня не приводит к снижению результативности учебной деятельности.
Однако каким бы значимым не было деление мотивов на внешний и внутренний, оно, тем не менее, является недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы защиты, избегания). Принято считать, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Во многих случаях, по мнению многих учёных, вообще не имеет смысла дифференцировать мотивы по критерию внутренние - внешние.

Гораздо более продуктивен подход, основанный на выделении позитивных по своей сути и негативных мотивов [Л. 431, с. 58].
Очень часто в психологической литературе, говоря об учебной деятельности и её успешности, имеют в виду, прежде всего, влияние интеллектуального уровня личности. Однако А. А. Реан, протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов, пришёл к выводу, что нет значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по гуманитарному блоку дисциплин [Л. 432].

Этот факт подтвердился и в исследовании В. А. Якунина и Н. И. Мешкова [Л. 433], которые выявили, что сильные и слабые студенты всё-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности.

У сильных студентов отмечается внутренняя мотивация, так как у них есть потребность в освоении профессии на высоком уровне, они нацелены на получение знаний и умений для будущей профессиональной деятельности. У слабых студентов мотивы чаще всего внешние, а именно: избежать исключения, не лишиться стипендии и так далее.
Результаты, полученные в некоторых исследованиях по педагогической психологии, позволяют предполагать, что высокая позитивная мотивация может играть роль регулирующего фактора при недостаточно высоких специальных способностях или при сравнительно малом запасе знаний, умений и навыков у студентов; но интересен тот факт, что обратной связи у данного явления нет, то есть, никакой высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию или же её отсутствие, и, следовательно, не может привести к высокой успешности учебной деятельности. Например, при выполнении дипломной работы, высокая положительная мотивация к этой деятельности может компенсировать недостаточный уровень профессиональных знаний.

Студенты, заинтересованные в конечном результате, изучают большее количество источников и проводят эксперимент на более высоком уровне с использованием современных методик, чем те, кто, имеет большой запас знаний, но низкую мотивацию к данной деятельности.
Таким образом, от силы и структуры мотивации в значительной мере зависят и учебная активность учащихся и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у студентов и учащихся требуемых знаний, умений и навыков.
Кроме того, по мнению психологов, одним из основных факторов достижения успеха является характер мотивации. Деятельность результативнее в случае усвоения образца поведения достижение успеха. Человек может действовать, смутно осознавая свои цели и желания, но тогда его действия едва ли будут целенаправленными. Действия плодотворны в том случае, если цель осознается: для чего, почему и каким образом действовать?

Цель - это образ желаемого результата, итога предпринимаемых усилий. Многие исследователи полагают, что результат, итог деятельности программируется человеком еще до начала действий [Л. 434, с.227].

Результат сначала идеален, существует как представление о цели.
Психический образ цели - это стимул, пусковой механизм активности.
Предпринимая действия с самоориентацией на достижение положительного результата, человек предрекает успех в итоге больше, чем, если бы его воображение было задето образом неудачного результата. Таким образом, можно сделать следующий вывод: для успеха в какой либо деятельности требуется создать положительный образ результата.

Психологи советуют избегать пессимистических мыслей, а также поддерживать в себе уверенность в благополучном завершении дела. Это - так называемая надситуативная активность личности.

В исследованиях Ф. Хоппе (успех и неуспех) были выявлены интересные факты: после серии успехов испытуемый ставит перед собой более сложную цель, повышает уровень притязаний, в то время как ряд неуспехов ведет к постановке более легкой цели, к снижению уровня притязаний [Л. 435, 436].
Какова же вероятность достижения успеха, например, для студентов или аспирантов? Какие факторы, детерминирующие успех, можно выделить по отношению к данной группе испытуемых.

На наш взгляд, содержательная интерпретация фактора успеха, который приводит субъекта к максимально положительному результату, весьма различна: основным фактором достижения успеха, бесспорно, являются знания, приобретенные субъектом в процессе обучения, важнейшим компонентом успеха является наличие способностей, опыта и умения применять их в той или иной ситуации, наличие благоприятных условий социальной среды, это может быть простое стечение обстоятельств. Например, студент, выучивший 5 билетов из 50, может вытащить один из 5-ти счастливых билетов и блестяще ответить на экзамене.

В этом случае успех достигается при относительно пассивном поведении за счет благоприятного стечения обстоятельств.
Отметим также, что одним из элементов успеха является поиск и включение в процессе достижения цели недостающего элемента, например, идеи или технологии (при написании дипломной или диссертационной работы). Кроме того, наличие цели и убежденности в необходимости ее достижения - один из факторов достижения успеха.

Студент, имеющий хорошую подготовку и имеющий отличные способности, но поступивший в какое-либо учебное заведение по настоянию родителей, имеет меньше шансов на успех, чем тот, кто сознательно поставил себе цель овладеть данной профессией.
Таким образом, успех в учебной деятельности зависит от совокупности факторов; наличие или отсутствие каких-либо из них влияет на конечный результат и определяет вероятность успеха. Эти результаты психологов пока напрямую сложно приложить к области создания интеллектуальных систем, но в перспективе, это обязательно понадобится.

Для себя сделаем вывод, что при обучении самообучаемых интеллектуальных систем очень важную роль играет мотивация такого обучения. Рассмотрим более подробно анализ влияния психологических мотивов на научную область, которая исследует синтез интеллектуальных систем, в том числе и, в перспективе, в целях создания систем искусственного интеллекта.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА СИНТЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Анализ влияния психологических аспектов самоотношения и мотивации деятельности при разработке систем искусственного интеллекта показал, что самоотношение является важным основополагающим термином для моделирования действительно интеллектуальных систем. Кроме того, для обучения интеллектуальных систем очень важную роль играет мотивация деятельности.
Любая система, претендующая на звание интеллектуальной, должна иметь некоторую подсистему самоотношения (самоописания, самоанализа и т.п.) для выявления, фиксации своей мотивации деятельности, для формулирования своих целей и определения задач для их достижения. Если система не выделяет себя как нечто активное самостоятельное, то такая система не имеет своих целей и не может развиваться, а, следовательно, не может считаться интеллектуальной.
Моделирование самоотношения в СИИ представляется целесообразным реализовать на основе, изложенного более подробно ниже, миварного подхода к накоплению и обработке данных. Исходные данные для такого моделирования могут быть в различных форматах, но их надо обрабатывать в едином структурированном (миварном) пространстве унифицированного представления данных и правил.
Кроме того, понятия самоотношения и мотивации играют важную роль при разработке теоретических основ адаптивного синтеза конфигураций интеллектуальных многопроцессорных систем (ИМС). Использование психологических аспектов самоотношения является перспективным направлением в разработке систем искусственного интеллекта [Л.

427-430].

ПРОБЛЕМА АДАПТИВНОГО СИНТЕЗА ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ


Обзор и анализ литературы, различных информационных материалов показал, что основные результаты и проблемы создания информационно-вычислительных конфигураций (ИВК), или другими словами: многопроцессорных вычислительных систем (МВС), к классу которых относятся и высокопроизводительные вычислительные комплексы (ВВК), отражены в работах Ершова А.П., Головкина Б. А., Каляева А.В., Корнеева В.В., Шпаковского Г.И., Амамии М., Танаки Ю., Ковалика Я.К., Коуги П.М., Терберга К. Дж. и др. [Л. 5-12, 16, 18, 20-22, 25-26, 30-40, 48, 54-57, 62-64, 72-75, 86, 88-90, 93-96, 105, 108-116, 118, 125-132, 135138, 143-152, 154, 156-167, 189, 195-199, 203-212, 214, 224-228, 236-245, 248-253, 261-264, 274-279, 285-287, 294, 298-300, 310-313, 317-318, 328, 331, 333, 337, 343-344, 346-347, 357, 369-371, 384-386, 391, 393-395, 404-406].
История развития вычислительных средств и современная практика показывает, что всегда существовала и существует потребность во все более и более интеллектуальных и производительных вычислительных системах и компьютерах. Таким образом, проблема создания интеллектуальных систем и высокопроизводительных вычислительных комплексов является в настоящее время актуальной. Рассмотрим более подробно проблему создания системы адаптивного синтеза информационно-вычислительных конфигураций (САС ИВК), прежде всего в интересах повышения пиковой производительности ВВК
Повышение производительности ВВК в основном достигалось в результате эволюции технологий производства компьютеров [Л. 21, 34-35, 43, 64, 72-74, 146-152, 204-206, 245, 307, 412]. Наряду с этим имели место попытки использовать несколько процессоров в одной вычислительной системе в расчете на то, что будет достигнуто соответствующее увеличение производительности. Первой такой попыткой, осуществленной в начале 70-х годов, является ILLIAC IV.

Отметим, что под параллельным компьютером понимают ЭВМ, состоящую из множества связанных определенным образом вычислительных блоков, которые способны функционировать совместно и одновременно выполнять множество арифметико-логических операций, принадлежащих одной задаче [Л. 10, 20, 148, 331].
В настоящее время существует много параллельных компьютеров (МВС и ВВК), моделей и проектов их реализации, которые описывают Бабаян Б.А., Барский А.Б., Белецкий В.Н., Бурцев В.С., Николаи Дж., Корнеев В.В., Дунаев В., Каляев А.В., Каратанов В.В., Левин В.К., Митрофанов В.В., Эйсымонт Л.К. и др. [Л. 21-22, 25, 34-35, 89-90, 93, 115-116, 126-131, 147-149, 209, 214, 369, 371, 404-405, 412]. По самым оптимистическим прогнозам тактовые частоты современных и перспективных СБИС могут быть увеличены в обозримом будущем до 5 ГГц.

В то же время, исходя из анализа информационных материалов [Л. 115116, 126-131, 135, 311, 318, 328, 331, 333, 384-386, 369, 371, 391, 393-394, 404-406, 410, 412], следует, что достигнутая степень интеграции, позволяет строить параллельные системы, в которых число процессоров может достигать десятков тысяч.
Таким образом, в области повышения производительности вычислительных систем резерв технологических решений ограничивается одним порядком, а освоение массового параллелизма и новых архитектурных решений содержит резерв повышения производительности на несколько порядков. Однако увеличение степени параллелизма вызывает увеличение числа логических схем, что сопровождается увеличением физических размеров, в результате чего возрастают задержки сигналов на межсоединениях.

Этот фактор приводит либо к снижению тактовой частоты, либо к созданию дополнительных логических ступеней и, в результате, к потере производительности. Рост числа логических схем также приводит к росту потребляемой энергии и отводимого тепла.
Кроме того, следует подчеркнуть, что более высокочастотные логические схемы при прочих равных условиях потребляют большую мощность на один вентиль [Л. 115-116].

В результате возникает теплофизический барьер, обусловленный двумя факторами: высокой удельной плотностью теплового потока, что требует применения сложных средств отвода тепла, и высокой общей мощностью системы, что вызывает необходимость использования сложной системы энергообеспечения и специальных помещений.
Другим фактором, влияющим на архитектуру высокопроизводительных вычислительных систем, является взаимозависимость архитектуры и алгоритмов задач. Этот фактор часто приводит к необходимости создания проблемно-ориентированных систем, при этом может быть достигнута максимальная реальная (фактическая, а не пиковая) производительность для данного класса задач.
В настоящее время синтез конфигураций новых поколений ЭВМ приобретает особую актуальность, что обусловлено постоянно возрастающими потребностями решения различных уникальных, сложных и специальных задач (ССЗ) (рис. 1.6.1).
Кроме того, актуальность создания именно адаптивных ЭВМ обусловлена необходимостью постоянной модернизации компьютеров в условиях непрерывности их функционирования. Современные ЭВМ могут содержать тысячи вычислительных блоков, одновременная замена которых требует больших финансовых и временных затрат.
Создание адаптивных ЭВМ позволит изменить процесс проектирования многопроцессорных вычислительных систем, а также обеспечит возможность наращивания и проведения поэтапной модернизации модулей многопроцессорных вычислительных систем в условиях эксплуатации.
В настоящее время, в области создания суперЭВМ возникло противоречие, которое состоит в том, что для любой задачи наиболее эффективными являются специализированные устройства, но их производство оказалось в новых условиях экономически нецелесообразным [Л. 43, 93, 112-116, 148, 154, 156, 206, 209, 245, 371, 391, 404-405].

Поэтому, теперь многопроцессорные вычислительные системы, суперЭВМ и высокопроизводительные вычислительные комплексы собирают из множества унифицированных модулей, производимых различными фирмами (рис. 1.6.2).

Более того, появилась возможность самостоятельной сборки суперЭВМ, а один из таких высокопроизводительных вычислительных комплексов уже вошел в 2001 году в TOP-500.
Отметим, что в данной работе термины конфигурации компьютерных систем (ККС) и информационно-вычислительные конфигурации (ИВК) являются синонимами, т.е. могут употребляться вместо друг друга.
Актуальность проблемы адаптивного синтеза информационно-вычислительных конфигураций обусловлена изменением принципов создания ВВК, что выявило новые научные противоречия и проблемы, определило необходимость нетрадиционных подходов к их решению.Это требует разработки новых теоретических основ создания многопроцессорных вычислительных систем и высокопроизводительных вычислительных комплексов, и адаптивный синтез конфигураций компьютерных систем является одним из наиболее перспективных направлений исследований (рис. 1.6.3).



Содержание раздела