d9e5a92d

Доронин И. - НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ КАПИТАЛА

С 17 июня 2004 года вступил в силу новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Он разрабатывался в течение нескольких лет и вызывал горячие споры по поводу необходимости и своевременности валютной либерализации.

Теперь, когда определены новые правила валютных операций, появилась возможность оценить складывающуюся ситуацию и спрогнозировать возможные последствия.
Значение нового закона состоит не только в том, что он отражает новые реалии в финансовом положении страны, но и побуждает к преобразованиям на финансовом рынке. Положения нового закона затрагивают интересы всех участников российского финансового рынка.
Начнем с физических лиц. Они пользовались достаточно широкой свободой в проведении валютных операций и до принятия нового закона. Новый закон расширил их возможности, предоставив, в частности, право открывать счета в банках, расположенных в странах — членах ОЭСР и ФАТФ без предварительного разрешения Центрального банка России. Приведет ли это к массовому переводу средств за границу?

Полагаю, что вряд ли. Уровень процента по депозитам в западных банках значительно ниже по сравнению с процентом, который начисляют российские банки по валютным вкладам в стране. В США она колеблется вокруг 1%, в странах евро — около 2%. Кроме того, держать за рубежом вклады — накладно, принимая во внимание расходы по открытию счета, расходы по переводу валюты, расходы по конверсии из рублей в валюту при переводе за границу и из валюты в рубли при переводе средств обратно.

В плане надежности, возможно, есть смысл, но и в России можно найти достаточно надежные банки. Главное же значение либерализации состоит в том, что у российского гражданина появился выбор, где держать сбережения.

Сама возможность воспользоваться выбором, очевидно, будет побуждать отечественные банки более внимательно относиться к своему бизнесу и запросам своих клиентов.
Для российских компаний либерализация коснулась норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке. В настоящее время он составляет 30%, а в июле 2005 г. будет снижена до 25%. Снижение норматива регистрирует лишь факт изменений на рынке. Он утратил экономическое значение, которое имел в прошлом. Раньше он выступал инструментом принуждения.

Теперь компании сами стремятся продавать экспортную выручку. Причем в размерах, превышающих норматив.

Рубли для них стали интереснее валюты. Сохранение норматива можно рассматривать лишь элемент страховки от непредвиденных обстоятельств.
Далее, по новому закону промышленные компании получили право при получении кредита сроком более двух лет у резидента ОЭСР и ФАТФ оставлять за границей часть своей экспортной выручки, которая идет на погашение займа. Раньше такое право предоставлялось по индивидуальным разрешениям Центрального Банка России (например, «Газпрому», нефтяным компаниям, компаниям рыбной отрасли и и.д.).

Теперь такое право получили все компании.
И, наконец, с 2005 г. компании получат право открывать счета за границей, не спрашивая разрешения Центрального банка России. В этом отношении напрашивается определенная аналогия с правами физических лиц. На наш взгляд, ожидать того, что компании бросятся открывать счета за границей труд- но. Компаниям нужны рубли для расчетов с отечественными контрагентами, уплаты налогов государству, для расчетов по заработной плате и т.д. Исключение, возможно, составят те, которые имеют интерес за границей и стремятся расширить свой зарубежный бизнес.



Во всяком случае, право выбора для компаний заставит отечественные банки почувствовать давление мировой конкуренции.
Наибольшее значение для развития российского финансового рынка будут иметь временные положения закона о валютном регулировании и валютном контроле, срок действия которых ограничен 1 января 2007 г. Они касаются операций с краткосрочными капиталами между резидентами и нерезидентами, и могут вводиться для «предотвращения существенного сокращения золото-валютных резервов», «резких колебаний» курса рубля, а также в целях поддержания устойчивости платежного баланса страны. В таких ситуациях Центральный банк России по согласованию с правительством может потребовать от банков проведения операций через специальные счета и с условием резервирования до 20% от суммы сделки при ввозе валюты и до 100% при вывозе.

Максимальный срок резервирования и в том и другом случае составляет 1 год. Ограничения распространяются на сделки с ценными бумагами, небанковские операции кредитных операций, расчеты при приобретении резидентами у нерезидентов долей в уставном капитале.
По информации Центрального банка России, введенные по закону «обременения» касаются:
— операций по приобретению нерезидентами государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ). Для покупки этих ценных бумаг нерезиденты обязаны зарезервировать 20% суммы, предназначенной на их покупку на срок до 1 года.

Такое «обременение» с учетом уровня доходности на рынке государственных ценных бумаг и других расходов, связанных с конверсионными операциями, лишает экономического смысла приобретение государственных ценных бумаг нерезидентами. До 1 января 2007 г. (даты отмены всех ограничений) правительству и Центральному банку предстоит решить задачу создания устойчивого и ликвидного рынка государственных ценных бумаг.
— операций по приобретению нерезидентами корпоративных облигаций, ценных бумаг субъектов Федерации, векселей, предоставлению нерезидентами кредитов и займов резидентам. По этим операциям должно быть зарезервировано 3% суммы сделки сроком на 1 год.

Ограничение носит не запретительный, а ограничительный характер. В первую очередь оно направлено на то, чтобы ограничить заимствования российских компаний и банков на мировом кредитном рынке.
За последние 2-3 года, воспользовавшись проводимой западными странами политикой «дешевых» денег, российские компании и банки активно заимствовали за границей. Выгодность таких операций из-за заметной разницы в уровне процентных ставок за границей и в стране была очевидна.

Повышение номинального курса рубля к доллару сделала стоимость заимствований для российских заемщиков по отдельным видам операциям практически нулевой. Объем внешних заимствований с каждым годом все больше превышал объем внутренних. Соответственно росла внешняя частная задолженность, которая по итогам 2003 г. составила 45% объема экспорта. Возрастали курсовые риски, поскольку росли обязательства банков (пассивы) в иностранной валюте, а требования банков (активы) в рублях.

Такая политика вызывала серьезное беспокойство у Министерства финансов и Центрального банка России, у которых не было возможности сдерживать внешние заимствования компаний и банков.
Ограничение притока капиталов из-за границы призвано восстановить баланс спроса и предложения на рублевые денежные ресурсы в стране, усилить конкуренцию банков за привлечение средств отечественных клиентов, заставить банки уделять больше внимания проблемам собственной ликвидности и финансовой стабильности, политике кредитования отечественного сектора экономики. Спрос на рублевые средства должен стимулировать предложение в виде новых создания финансовых продуктов, новых условий и нового качества обслуживания.

Все это говорит о том, что банкам и финансовому рынку в целом предстоит достаточно сложный период адаптации к новым условиям.



Содержание раздела