d9e5a92d

Оценка технико-экономического уровня производства и его результата

При этом единичные показатели по нормативным параметрам (qнi ) рассчитываются как отношение величины параметра анализируемого нововведения к значению этого параметра, установленного нормами и стандартами: qнi = (Значение параметра анализируемого нововведения) / (Значение параметра, установленное нормами и стандартами)
Групповой показатель по нормативным параметрам (Yн) находится как произведение единичны] показателей:
m
Yн = qнi , i = 1,
где m - число параметров, участвующих в оценке.
Этот показатель, так же, как и единичные, может быть равен только двум значениям - единице, в том случае, если нововведение полностью соответствует всем стандартам, и нулю, если хотя бы по одному из единичных показателей выявлено несоответствие этим стандартам.
По величине технического параметра оценивается, насколько свойства нововведения удовлетворяют потребительские ожидания. Единичный показатель по техническим параметрам (qтi)рассчитывается как отношение значения технического параметра анализируемого нововведения к значению технического параметра, ожидаемого потребителем:
qтi = (значения технического параметра анализируемого нововведения) / (значение технического параметра, ожидаемого потребителем)
Таким способом можно провести расчеты по всем техническим параметрам, получив полный набор показателей, характеризующих отклонение свойств анализируемого нововведения от требований потребителя. Групповой показатель по техническим параметрам (Yт), характеризующий степень соответствия данного нововведения существующей потребности по всему набору технических параметров рассчитывается следующим образом:
m
Yт = qтi aтi , i = 1,
где aтi - вес i - го технического параметра в общем наборе.
Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Но единичные и групповые показатели отражают степень удовлетворения потребности, а не оценивают конкурентоспособность нововведения. Для этого нужно сопоставить групповые показатели для анализируемого нововведения и аналогичного ему у конкурента и выяснить, какой из них больше соответствует потребности:
К = Yт1 / Yт2 ,
где К - показатель конкурентоспособности нововведения по отношению к конкуренту по техническим параметрам;
Yт1 и Yт2 - групповые показатели по техническим параметрам для нововведения и его конкурента.
Для определения конкурентоспособности по экономическим параметрам (Yэ) сравниваются цены потребления анализируемого нововведения и аналогичного ему у конкурента.
На основе групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности:
Кин = Yн Yт / Yэ .
При Кин 1, анализируемое нововведение уступает конкуренту, если Кин 1, то оно превосходит его по конкурентоспособности.
Об охраноспособности нововведения свидетельствует наличие правоохранного документа на него, позволяющего пресекать недобросовестные действия со стороны конкурентов по копированию данного нововведения, а значит и получению дохода от его реализации. На сегодняшний день действует ряд нормативных и законодательных актов, позволяющих защитить нововведение от их недобросовестного использования. Наиболее главным из них является Патентный закон РФ, принятый в 1992 году.

Законом регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, являющихся объектами промышленной собственности.
При этом к изобретению относят: устройство, вещество, способ, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, применение указанных объектов по новому назначению. Полезная модель - конструктивное выполнение средств производства, предметов потребления, их составных частей.

Промышленный образец - художественно- конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Документом, удостоверяющим приоритет, авторство, исключительное право использования объекта промышленной собственности является для: изобретения - патент (действует в течение двадцати лет); полезной модели - свидетельство (действует в течение пяти лет); промышленного образца - патент (действует в течение десяти лет).
Определение потребности в затратах на осуществление инновационного проекта и прогноз доходов от реализации его результатов позволят определить величину экономического эффекта. Возможными методами определения потребности в затратах могут быть: метод Т.Райта, прямого калькулирования, аналогии, по удельным технико-экономическим показателям, метод НИР-мультипликатора.



Характеристика указанных методов и алгоритм расчёта затрат в соответствии с ними представлены в табл. 7.
Прогнозов доходов от реализации инновационного проекта прежде всего связан с оценкой объёма сбыта, которая выполняется исходя из представлений о потребности рынка в данном нововведении, доли рынка, занимаемой конкурентами на текущий момент и динамики рынка.
Важным моментом также является установление цены на нововведение. Теория ценообразования различает несколько методов установления цены: по аналогии, исходя из нормы рентабельности, в соответствии с целями и задачами предприятия и другие. Тем не менее очевидно, что предприятие в долгосрочном плане не будет реализовывать нововведение, если:
Ц СН + ПРН,
где Ц - цена нововведения;
СН - величина затрат на разработку и внедрение нововведения;
ПРН - норма прибыли, достаточная для данного предприятия.
Таким образом, рассчитанный нижний предел цены и объём сбыта нововведения позволяют предварительно оценить величину доходов от реализации инновационного проекта.
Нет сомнений, что наиболее конкурентоспособный инновационный проект, с правовой охраной его результатов и более высокой величиной доходов от их реализации является наиболее коммерчески успешным по сравнению с другими проектами. Но для окончательного заключения предлагается оценить портфель инновационных проектов предприятия с помощью ABC - анализа.
Таблица 7 - Методы определения потребности в затратах на осуществление инноваций

п/п Название метода Характеристика метода Алгоритм расчёта в соответствии с методом Условные обозначения
1 2 3 4 5
1 Метод Т.Райта Позволяет рассчитать общую величину затрат производства при освоении нововведения. Sn = а / (1-b)*(х к 1-b-1) Sn=( хкb * Sфн )/(1-b) *(х к 1-b-1) Sфн - функционально-необходимые затраты на производство нововведения;
а - затраты на выпуск первой единицы продуктового нововведения;
Хк порядковый номер нововведения, которым заканчивается процесс освоения;
Ь - показатель степени освоения;
2 Прямое калькулирование Предполагает расчёт себестоимости по ' статьям калькуляции.
3 Оценка себестоимости по коэффициентам аналогии Осуществляется подбор прототипа нововведения и укрупнённое сравнение его важнейших характеристик с предполагаемыми параметрами нововведения. Sn = Sa * к1 * к2 * кЗ * к4 Sn - себестоимость нововведения;
Sa себестоимость прототипа нововведения;
к1 коэффициент увеличения сложности;
к2 - коэффициент увеличения уровня унификации; кЗ - коэффициент увеличения материалоёмкости;
к4 - коэффициент изменения технологической оснащённости;

Продолжение табл. 7

1 2 3 4 5
4 Определение затрат по удельным технико-экономическим показателям Метод основан на предположении, что себестоимость нововведения изменяется пропорционально изменению основного технико экономического параметра. Sn = с * Sy Sy - удельные затраты на единицу главного параметра прототипа нововведения;
с - значение главного параметра нововведения;
5 Определение себестоимости на основе предположения о структурной аналогии затрат Определяется удельный вес доминирующей статьи затрат в калькуляции прототипа нововведения и умножается на величину затрат по доминирующей статье нововведения. Sn =(100/Кd)* Sdn Sdn - предполагаемые затраты по доминирующей статье для нововведения;
Кd - удельный вес доминирующей статьи затрат в калькуляции прототипа нововведения;
6 НИР - мультипликатор Позволяет определить потребность в инвестициях I = Sr / НИР-мультипликатор I - потребность в инвестициях;
Sr - сумма, потраченная на разработку нововведения.

Данный анализ основан на делении определённой совокупности объектов на группы по удельному весу каждой из них, определённому по тому или иному выбранному показателю. Число групп может быть любым, но наибольшее распространение получило деление на три группы:
A - незначительное количество объектов с высоким уровнем удельного веса;
B - среднее количество объектов со средним уровнем удельного веса;
C - большое число объектов с незначительной величиной удельного веса.
Если в качестве оценочного показателя использовать выручку или прибыль от реализации инновационных проектов предприятия, то последовательность ABC - анализа будет следующей:

  1. По каждому нововведению и традиционно выпускаемому на предприятии изделию(оказываемой услуге) определяется доля выручки или прибыли в общей сумме выручки или прибыли предприятия.
  2. По уменьшению доли выручки или прибыли определяются нововведения и традиционно выпускаемые изделия (оказываемые услуги), доля выручки или прибыли которых в совокупности не мене 75 % от общей (группа A), не менее

20 % (группа B), не менее 5 % (группа C).
Наиболее перспективными инновационными проектами будут считаться те, которые войдут в группу A.
Второе направление экспертизы инновационного проекта - оценка его инвестиционной привлекательности. Она связана с определением эффективности инвестиций, вложенных в проект и включает в себя ряд методов:

  • метод расчёта чистого приведённого эффекта (NPV);
  • метод расчёта индекса рентабельности инвестиций (PI);
  • метод расчёта внутренней нормы рентабельности инвестиций (IRR);
  • метод расчёта срока окупаемости инвестиций (PP) .

Нет необходимости останавливаться на указанных методах более подробно в силу их достаточной изученности и практического применения.
Заключительное направление экспертизы - финансовая оценка проекта. Она основывается на трёх формах отчётности, называемых в литературе базовыми формами финансовой оценки: отчёт о прибыли; отчёт о движении денежных средств; балансовый отчёт. Отчёт о прибыли характеризует эффективность текущего состояния проекта, устанавливает отношения между доходами и расходами. Отчёт о движении денежных средств описывает источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов проекта.

Итогом финансовой оценки должно стать составлMние балансового отчёта. На основании балансового отчёта рассчитываются показатели финансового состояния предприятия, позволяющие оценить его способность осуществлять данный инновационный проект: показатели ликвидности, привлечения заёмных средств, оборачиваемости капитала, прибыльности.

Не следует останавливаться на них более подробно в силу их достаточной известности.
Таким образом, экспертиза инновационных проектов предприятия, различных по содержанию и по степени влияния на результаты деятельности предприятия, позволит определить наиболее перспективный из них, а, следовательно, и определить направление экономической диагностики инновационной деятельности предприятия. По мнению автора, диагностика именно перспективных проектов или, иначе, направлений, инновационной деятельности предприятия позволит ещё с большей эффективностью реализовать их.

Оценка технико-экономического уровня производства и его результата


В случае, если на предприятии осуществляется один инновационный проект, требующий дополняющих нововведений (например, разработка и освоение новой продукции, требуют, как правило, обновления технологии производства, внедрения организационно-управленческих нововведений) и успешность данного проекта не вызывает сомнений, то, для того, чтобы определить, какое из дополняющих нововведений приоритетней с точки зрения реализации основного проекта следует оценить технико-экономический уровень производства и его результата.
Под технико-экономическим уровнем производства понимается состояние (уровень развития) элементов производственной системы, определяющее готовность (восприимчивость) её к преобразованию на основе инноваций и эффективность их функционирования. Процедура оценки данного уровня состоит из четырёх блоков, соответствующих основным составляющим производственного процесса и его результату. Оцениваются: сырьё, материалы, полуфабрикаты и т. д.; технология и организация производства; труд; продукция. Примерный перечень оценочных показателей представлен в табл.

8. Результаты оценки сравниваются с эталонным уровнем, что позволяет выявить резервы его повышения. В качестве эталонных можно использовать параметры лучших предприятий отрасли, соблюдая при этом такие условия сопоставимости, как идентичность структуры производства и номенклатуры основных видов продукции.
Выявленные резервы предопределяют приоритетное направление в осуществлении дополняющих нововведений с точки зрения, как отмечалось выше, реализации основного инновационного проекта.
Направление экономической диагностики в данной ситуации будет определяться решением об осуществлении наиболее необходимого дополняющего нововведения. Иначе говоря, реализация самого дополняющего нововведения и будет подвергнута диагностики.
Таблица 8 - Показатели технико-экономического уровня производства

Направления оценки
Сырьё, материалы, полуфабрикаты
и т. д.
Технология и организация производства Труд Продукция
Оценочные показатели
Коэффициент выполнения задания по МТО
Уровень брака поступивших материальных ресурсов
Коэффициент выполнения задания по МТО с учётом качества поступивших материальных ресурсов
Экономия (перерасход) материальных затрат
Уровень расхода материальных затрат
Материалоёмкость
Материалоотдача
Удельный вес активной части ОПФ
Коэффициент выбытия
Коэффициент ликвидации
Коэффициент износа
Коэффициент годности
Средний возраст оборудования
Фондоёмкость
Фондоотдача
Фондорентабель-ность
Уровень специализации
Уровень кооперации
Уровень обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Профессионально-квалификационный уровень персонала
Коэффициент оборота по приёму
Коэффициент оборота по выбытию
Коэффициент текучести
Коэффициент замещения
Коэффициент использования рабочего времени
Производительность труда
Коэффициент фондовооружённости труда
Конкурентоспособность
Уровень качества
Ресурсоёмкость
Степень удовлетворения потребности

Прогнозирование развития науки и техники и анализ соответствия проекта инновационной стратегии предприятия


Для определения направления экономической диагностики в ситуации, когда на предприятии осуществляется несколько инновационных проектов, не имеющих в данный момент времени коммерческого успеха, но стратегически важных для предприятия, авторы предлагают: во-первых, спрогнозировать развитие науки и техники; во-вторых, проанализировать соответствие проектов инновационной стратегии предприятия, выработанной в соответствии с результатами указанного прогнозирования и определить наиболее перспективный из проектов.
Прогнозирование развития науки и техники, по мнению авторов, следует начинать с определения технологического уклада общества. Технологическим укладом называют глобальную совокупность взаимосвязанных технологий, адекватных друг другу по уровню технического оснащения и технологической ориентации и охватывающих все технологии в цепочке от добычи природного сырья до изготовления конечного продукта, потребляемого населением. Технологические уклады стали определяться лишь в последнюю четверть века и изучены за период, охватывающий XVIII, XIX столетия и первые 80 лет XX века. За это время сменилось четыре технологических уклада.

В 80-е годы XX века сформировался новый, пятый, который существует и сегодня. Его основу составляют электронная и радиотехническая промышленность, программные продукты, телекоммуникационные средства связи, газовая промышленность, информатизация общества. В недрах пятого технологического уклада уже зародился очередной, шестой технологический уклад, основой которого будут биотехнология, генная инжинирия, аэрокосмическая технология и техника, новые отрасли химии. Понятно, что инновационные проекты именно этих направлений будут наиболее перспективны в будущем.

Так или иначе, предприятию для того чтобы определить перспективы развития отрасли, в которой оно функционирует, понадобится анализ патентной информации и хронологии появления крупных нововведений в отрасли. Это подтверждает идея, выдвинутая учёным Нью-Йоркского университета Д. Сахалом, о пифагорейской трактовке инноваций.

Её отличительной особенностью является предположение о том, что появление инновации предсказуемо путём подсчёта числа связанных с ним событий. Такими событиями могут быть: число статей, опубликованных в данной области (устанавливается по различного рода указателям из научных и технических журналов); численность квалифицированного персонала, занимающегося НИОКР и т. д. Предпочтение же отдаётся патентной статистике и хронологии крупных нововведений, несмотря на недостатки в применении данных показателей, такие как:

  • перечень запатентованных изобретений представляет собой не более, чем перечень потенциально осуществимых технических проектов; он не содержит никакой информации относительно собственно инновации, т.е. относительно того, пригодно ли новое устройство для производства и коммерческого применения;
  • не все изобретения патентоспособные и патентуются;
  • создание нововведения - непрерывный процесс, который нелегко поддается хронологическому упорядочению;
  • не возможно отличить радикальные нововведения от второстепенных.

Определив перспективы развития отрасли, оценивается соответствие осуществляемых долгосрочных проектов инновационной стратегии предприятия, выработанной с учётом таких перспектив. Наиболее соответствующий стратегии проект и определит направление экономической диагностики инновационной деятельности предприятия в данной ситуации.

При этом различают следующие типы инновационных стратегий: наступательную, оборонительную, лидирующую и имитационную.

Список литературы.


1. Анисимов Ю.П., Шипилов Ю.А., Ткаченко И.А. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие.

Воронеж: ВВИП, 1997.
2. Анисимов Ю.П., Шипилов Ю.А., Ткаченко И.А. Менеджмент инноваций: Методические указания к внеаудиторным занятиям по курсу Инновационный менеджмент для студентов спец. 521500 Менеджмент всех форм обучения.

Воронеж: ВГТУ, 1997.
3. Организация и управление нововведениями: Учеб. пособие / Под ред. Ю.П.

Анисимова, С.Н. Каруна, Ю.А.

Шипилова Воронеж: ВПИ, 1993.
4. Анисимов Ю.П. Организация ускоренного усвоения новых изделий в условиях становления рыночных отношений.

Воронеж: ВГТУ, 1995.
5. Барютин Л.С. Управление техническими нововведениями в промышленности. Л.: Изд-во Ленингр.

Ун-та., 1986.
6. В.П Буров, В.В Галь, А.П Казаков, В.А Морошкин. Бизнес план инновационного проекта.

Методика составления: методическое пособие, / М.: ЦИПКК АП, 1997.
7. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятиях: Сокр. пер. со словац. М.: Экономика, 1989.
8. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций.

СПб.: Издательский дом Бизнес пресса, 1998.
9. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели.

СПб.: Наука, 1997.
10. Ковалёв В.В. Финансовый анализ.

М.: Финансы и статистика, 1995.
11. Кутейников А.А.

Технологические нововведения в экономике США. М.: Наука, 1990.
12. Лебедева Е.А., Недотко П.А. Внедрение изобретений в промышленности США: роль мелкого исследовательского бизнеса / Отв. ред. д-р экон. наук А.В. Аникин.

М.: Наука, 1984.
13. Медынский В.Г., Шадшукова Л.Г.

Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие. М.: ИНФРА М, 1997.
14. Методические рекомендации по оценке эффективности иннвестиционных проектов и их отбору для финансирования: Официальное издание / Под ред. А.Г.

Шахназарова. М., 1994.
15. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление.

М.: Внешторгиздат, 1993.
16. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку.

М.: РИЦЛО Мегаполис - контакт. 1993.
17. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ.

М.: Экономика, 1989.
18. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / С.В.

Валдайцев, О.В. Мотовилов, Н.Н.

Молчанов и др.; Под ред. С.В.

Валдайцева. СПб.: Изд-во С. Петербург. ун-та, 1995.
19. Устинов В.А.

Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции: Учеб. пособие. М.: ГАУ, 1995.
20. Peter F. Drucker Innovation and Entrepreneurship: practice and principles: Pan Books, 1986.
21. Innovation and management: International Cjmparisons.

Berlin, New York: Walteer de Ciruyter, 1998.

Приложение

Контрольные вопросы


1. Инновационный менеджмент: причины возникновения, основные черты.
2. Функции инновационного менеджмента.
3. Подходы к определению сущности нововведения (инновации). Отличия между Uововведением и открытием, изобретением.
4. Классификация инноваций.
5. Диффузионная и внутриорганизационная модели инновационного процесса.
6. Жизненный цикл нововведения.
7. Виды стратегий инновационной деятельности.
8. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности.
9. Особенности малого предпринимательства в инновационной сфере.
10. Организация малого инновационного предпринимательства на основе венчурного финансирования.
11. Организация малого инновационного предпринимательства на базе программно целевого финансирования.
12. Стратегии маркетинга при организации инновационной деятельности предприятия.
13. Критерии сегментации рынка новых товаров.
14. Пути совершенствования инновационного маркетинга.
15. Особенности, сущность и классификации экономической диагностики инновационной деятельности предприятия.

Подходы и методы диагностики.
16. Характеристика этапов процесса экономической диагностики инновационной деятельности предприятия.
17. Комплекс показателей, используемых в экономической диагностике инновационной деятельности предприятия.
18. Критерии инновационной деятельности предприятия, используемые в диагностике.
19. Оценка конкурентоспособности нововведения.
20. Правовая охрана инноваций.
21. Методы определения потребности в затратах на реализацию нововведений.
22. АВС анализ инноваций.
23. Оценка инвестиционной привлекательности и финансовой состоятельности инновационного проекта.
24. Оценка технико экономического уровня производства и его результата и выбор приоритетного дополняющего нововведения.
25. Подходы к прогнозированию развития науки и техники, анализ соответствия проектов инновационной стратегии предприятия.
Ситуации
Ситуация 1.
На предприятии за истекший год внедрено 73 рационализаторских предложения. Экономический эффект от внедрения составил 500 тыс. р. Можно ли считать рацпредложения инновациями для предприятия?
Ситуация 2.
По лицензионному соглашению предприятием закуплена прогрессивная, с точки зрения науки и техники, технология производства. В результате её применения материальные затраты сократились в двое, увеличилась прибыль по сравнению с предшествующим периодом, повысился технико экономический уровень предприятия.

Является ли данная технология инновацией для предприятия?
Ситуация 3.
В результате реорганизации, научно производственное объединение разделилось на 20 самостоятельных структурных образований, имеющих статус юридического лица. Экономический эффект от реорганизации был очевиден.

Считается ли данное разделение для предприятия инновацией?
Ситуация 4.
В течении года предприятием было подано 12 заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. По итогам экспертизы было получено только 7 патентов и авторских свидетельств.

Можно ли считать изобретения, полезные модели и промышленные образцы, на которые были получены правоохранные документы, инновациями для предприятия?
Ситуация 5.
По государственному заказу предприятие производит принципиально новую модель радиотелефона. Конструкторско-технологическая документация на производство была передана предприятию Федеральным научно исследовательским центром.

Является ли данная модель радиотелефона инновацией для предприятия?
Ситуация 6.
На предприятии впервые была использована аккордная форма оплаты труда работников. Считается ли это инновацией для предприятия?
Ситуация 7.
По рекомендации службы маркетинга предприятие выпускает на рынок традиционную продукцию в новой упаковке. Можно ли отнести данную продукцию к инновации?
Ситуация 8.
В реализации инновационного проекта участвовало несколько организаций. На заключительной, производственной стадии был получен принципиально новый продукт.

Является ли данный продукт инновацией для предприятия - изготовителя?
Ситуация 9.
Маркетинговые исследования позволили предприятию выйти с традиционной продукцией на новый рынок сбыта. Считается ли это инновацией для предприятия?
Ситуация 10.
Зарубежный заказчик предприятия изготовителя потребовал модифицировать конструкцию выпускаемой машины, согласно представленным им техническим чертежам. В результате модифицированная модель машины была получена.

Можно ли считать её инновацией для предприятия - изготовителя?



Содержание раздела