d9e5a92d

К определению экономической эффективности инноваций

Вторую группу договоров составляют договора страхования между Фондом и страховыми компаниями, заключаемыми в пользу доверителя - истинного страхователя (по договору выгодоприобретателя).
В отсутствие адекватных и осуществляемых на практике законов и нормативных актов, создающих приемлемые условия для страхователей, Фонд, как поверенное лицо граждан и предприятий в вопросах страхования, выполняет регулирующие функции на страховом рынке, что в полной мере отвечает интересам общества.
Практическую деятельность по обеспечению программы Доверие к страхованию в части обеспечении консультационной и информационной поддержки, судебной защиты участников программы, оказании услуг по разработке инвестиционных предложений от страхователей, содействия в привлечении прямых инвестиций и др. осуществляют упомянутые выше Экспертный совет, специализированные организации и профессиональные объединения. Отношения их с любыми другими участниками программы и между собой строятся на договорной основе.
Наличие Фонда защиты прав страхователей, специализированных организаций и профессиональных объединений обеспечивает соблюдение законных интересов всех участников программы Доверие к страхованию.
Санкцией Фонда в отношении страховых компаний, нарушивших эти правила, будет публичное лишение их статуса участника программы Доверие к страхованию, что приведет к трудностям при продаже страхового продукта. Понятно, что со временем рыночные реалии вынудят ненадежные как иностранные, так и российские страховые компании либо соблюдать законные требования страхователя, либо из-за отсутствия доверия со стороны последних уйти с российского рынка.
Сокращение числа ненадежных страховых компаний, наносящих ущерб интересам страхователей и страховому делу в целом, с одной стороны, и укрепление позиций страховых компаний, имеющих репутацию надежных партнеров, с другой, как результат реализации программы, позволит в перспективе создать резервные финансовые фонды за счет добровольных отчислений страховыми компаниями участниками для:
проведения комплекса мероприятий по предупреждению страховых случаев и обеспечению сохранности застрахованного имущества доверителя Фонда;
осуществления выплат (части выплат) по доказательным претензиям в тех случаях, когда страховая компания участник программы испытывает финансовые трудности, возникшие по независящим от компании причинам;
организации адвокатской защиты при рассмотрении дел, возникших в связи с оспариванием гражданским или юридическим лицом доверителем Фонда, законности действий страховой компании по существу страхования.
Казалось бы проект, выгодный всем. Однако, его реализация активно тормозится. Почему Ранее уже говорилось о том, что часто рассмотренные выше причины сопротивления инновациям.

С программой Доверие к страхованию та же ситуация.
Рассмотрим причины. Причина А. Неправильное понимание ситуации.
Сами страховые организации утверждают, что развитие рынка страхования сдерживается из-за отсутствия в стране средств на эти цели. В то же время проведенные Фондом защиты прав страхователей исследования показали, что главной причиной отказа от страхования предприятий является не отсутствие средств, а отсутствие доверия к страховым компаниям.


Это же подтверждают и данные опросов москвичей, проведенные исследовательской компанией КОМКОН и помещенные в фактически оплаченном страховщиками приложении Страхование к газете Известия от 26 сентября 2000 года (с.13, 15). Только 18,5 % опрощенных в качестве причины отказа от страхования указали отсутствие денег.

31,8 % заявили об отсутствии необходимости, а 32 % - выразили недоверие к страховым компаниям.
Основания для этого есть. Страхование очень сложный продукт, работа с которым требует специальных знаний.

Такие знания есть у страховых компаний, но нет у потенциальных страхователей. Последние оценивают страховой рынок, как рынок продавца.

И не хотят оказаться лохами. Ведь они прекрасно понимают, как трудно предприниматели отдают деньги.
Все относительно крупные страховые компании объединены в различные профессиональные объединения, наиболее значимым из которых является Всероссийский союз страховщиков (ВСС). ВСС не безуспешно лоббирует интересы страховщиков в коридорах власти.

И хотя все настойчиво говорят о рынке, рыночных отношениях, но по привычке, и страховщики в числе первых, считают более эффективным аппелировать к власти, а не рынку.
Причина Б, которая была сформулирована как боязнь ущемления личных интересов.
Крупнейшие российские страховые компании считают, что их участие в одной программе вместе с более мелкими поднимает рейтинг последних и умалит достоинство первых. Отношение к программе не в последнюю очередь определяется раздражением страховых компаний по поводу появления на рынке новых неизвестного ранее участника, который как бы пытаются установить какие-то новые правила игры и резко расширить границы страхового рынка. Поэтому они выдергивают элементы программы и пытаются их внедрить отдельно под своим контролем.

Например, в г. Тамбове учреждается скопированный Фонд защиты прав страхователей. Действо абсолютно бессмысленное, так как главное в оригинальной идее Фонда не собственно Фонд, а программа Доверие к страхованию, гарантирующая безвозмездную и профессиональную защиту законных интересов страхователя. Для этого нужны такие специалисты, которых в г. Тамбове просто не может быть.

Не в обиду будет сказано для жителей города. Такие специалисты сосредоточены в Москве, и они привлечены к участию в Программе.
Тем не менее, несмотря на такое отчаянное сопротивление, авторы программы Доверие к страхованию утверждают: в самое ближайшее время страховаться в России будет не менее надежно, чем в так называемых развитых странах.
ПРЕДСКАЗЫВАТЬ БУДУЩЕЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО ОСОБЕННО
ПО ОТНОШЕНИЮ К БУДУЩЕМУ
(китайская поговорка)

Глава 5. К определению экономической эффективности инноваций

Общее замечание к определению эффективности инноваций


От методов отбора, оценки и реализации инноваций зависит успех или неудача всего дела. Причем, неважно, коммерческого или нет.

Грубо говоря, успех или неудача это и есть оценка эффективности инновации.
Эффективность инновации зависит как от состоятельности, жизненности идеи, положенной в ее основу, так и от организации ее реализации. Одна и та же идея может быть реализована с разной степенью успеха.

Быть успешной и принести желанную отдачу. Или потерпеть неудачу. Да и в случае успеха, его уровень может быть разным, с разной степенью вознаграждения.

Следовательно, при оценке инновационного проекта следует исходить из конкретно исторических условий. Это во-первых.
Во-вторых, любой инновационный проект представляет собой не только расход, но и приход денежных средств. Поэтому любой инновационный проект, с финансовой точки зрения, представляет собой, как теперь говорят, чистые денежные потоки (net cash flow) за каждый период времени.
В-третьих, каждому известно, что деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра. Поэтому при определении эффективности инновации используется такой общеизвестный прием как дисконтирование.

То есть, чтобы учесть разноценность денег сегодняшних и завтрашних, в расчетах целесообразности вложения средств, следует умножать будущие доходы на коэффициенты. Коэффициенты дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования обратно пропорционален темпу изменения стоимости денег, обычно принимаемого на уровне среднего процента по банковским кредитам, возведенному в степень, равную номеру года с момента начала инвестирования. Только не надо забывать, что обратно пропорционален темпу изменения стоимости денег, то есть, как правило, роста, а не прироста изменения стоимости денег.[1]
Например, при ставке процента по банковским кредитам на уровне 10 %, коэффициент дисконтирования для третьего года составит 0,7513. А при ставке на уровне 110 %, что имело место в истории новой России, коэффициент дисконтирования составит для того же третьего года всего 0,1080.

Что делает практически бессмысленным заниматься инновациями, если нет возможности реализовать результаты за иностранную валюту, и, прежде всего, за доллары США.
И не стоит забывать сделать поправку на риск. Чем выше риск, тем выше должна быть награда.
ДОЛЛАР, ОН И АФРИКЕ ДОЛЛАР
(Народная мудрость)
1] Кд (коэффициент дисконтирования) = 1/(1+k)r , где: k темп изменения ценности денег, r порядковый номер года с начала инвестирования.

Замечания относительно оценки инновационного проекта


Роль оценки инновации высока на стадии отбора потенциального объекта инновации, идеи. Но только этим дело не ограничивается.

Практически все время, пока идет работа над инновацией, она подвергается оценке. В любой момент работа может быть прекращена или, наоборот, может быть принято решение о форсировании работ и соответствующем дополнительном ресурсном обеспечении.
В условиях директивной экономики было множество показателей определения эффективности различных мероприятий: новой техники, капитальных вложений в производственную сферу, капитальных вложений в непроизводственную сферу, материальных ресурсов и т.д. Но в любом случае, и это важно, речь шла о народнохозяйственной эффективности.
Грамотный специалист довольно легко мог рассчитать нужную эффективность, что имело определенное значение. Прежде всего, появлялась возможность выполнения планового задания. Кроме того, в зависимости от утвержденного эффекта устанавливались надбавки за ГЗК, производились отчисления в фонды экономического стимулирования (см.

2.2).
Другое дело, что эффект этот был идеальным, а не реальным. Правда, реальным было вознаграждение, но таким незначительным, что и говорить не о чем.

Сейчас же, прежде всего, интересует коммерческая эффективность.
Реальный же экономический эффект возможен в условиях реального предложения продукта на рынок и признание его потребителем путем покупки (оплаты). Следует отметить, что, несмотря на большое количество различных рекомендаций по определению окупаемости, довольно сложно сделать реальный расчет, особенно в случаях инновации, имеющей в своей основе изобретательство.

Судить об экономических параметрах инновации, направленной на создание нового продукта, который будет удовлетворять будущий спрос, можно только весьма приблизительно. На практике, возможны отклонения в ту или иную сторону. И весьма значительные.

Проект может оказаться и убыточным, и более прибыльным, чем предполагалось вначале.
Например, создатели первого персонального компьютера вовсе не предполагали, что эта инновация перевернет мир. Сейчас на ее базе создана огромная динамично развивающаяся отрасль. И таких примеров немало.

С другой стороны, примеров финансовой несостоятельности инновационных проектов более чем достаточно.
Создать новый продукт, который привел бы к успеху хотя бы отдаленно напоминающему историю с созданием персонального компьютера, непросто. Одной из особенностей инновационного процесса является наличие элементов неопределенности в достижении запланированных результатов, риска.
Инновационные риски оцениваются, как правило, как очень высокие. Значительная часть рациональных финансовых организаций, включая банки, не осуществляют инвестиции в инновации.

Основными источниками инвестиций в инновационной области являются специализированные финансовые организации. В России таких организаций практически нет.

Но энтузиасты есть.
Учитывая изложенное выше, можно утверждать, что расчет эффективности, окупаемости или прибыльности инвестиционного проекта продукт весьма идеальный. Он, несомненно, нужен в бизнес плане или технико-экономическом обосновании, но, внимание (крамола!), главным образом для того, чтобы как можно точнее просчитать затраты, помечтать о доходах и увлечь инвестора.
Сам революционный инноватор уверен в успехе. Его трудно сбить каким либо расчетом. Для себя он делает, особенно на начальной стадии, некие расчеты, но весьма приближенные.

Это даже не расчеты, а прикидки. В дальнейшем жизнь заставляет считать все более детально. Но если говорить честно, то достоверность этих расчетов зачастую невелика. Это поле деятельности для грамотного специалиста.

Он сделает такой расчет, что любой банк поверит. Только денег не даст. Потому что традиционные банки, а российские особенно, оценивает все с другой точки зрения.

Долговременные и рискованные проекты, если нет хорошего залога, их не интересуют.
С инновациями менее революционного характера проще. Вообще, чем менее революционна инновация, тем более надежно можно просчитать ее экономику. Довольно легко и точно можно просчитать экономику инновации, направленной на снижение издержек производства уже выпускаемого продукта или выпуск продукции улучшенного качества.

Вообще, отправная точка таких инноваций элементарный расчет.
Ввод в производственный процесс новой печатной машины в одном издательском комплексе удалось просчитать с точностью, близкой к 100 %. Но все было предельно ясно: сложившийся круг заказчиков (потребителей), цены на расходные материалы (краску, бумагу, пластины) выраженные в так называемых у.е. (условных единицах, они же доллары США). По сложившейся традиции в этих же единицах устанавливаются цены на конечную продукцию. Стоимость электроэнергии и воды меняется незначительно. Зарплата составляет считанные проценты в выручке.

То есть, не существенно, в пределах обычной погрешности.
Говоря о неоклассических моделях, которые собственно и позволяют использовать математическое моделирование и графический анализ применительно к экономическим вопросам, Э.Долан и Д.Линдсей ядовито заметили,: неоклассические модели могут помочь нам понять факторы, которые определяют равновесную цену на мексиканские тортильи, но они мало применимы для объяснения причин внезапного появления латиноамериканских супермаркетов как конкурентов маленьких лавочек, когда то продававших тортильи.[2] Эти слова можно смело отнести к любой попытке точно, через расчет определить экономическую эффективность внедрения практически любой революционной инновации.
Здесь следует напомнить, что мы говорим об инновациях в широком смысле, хотя поневоле и сбиваемся на инновации научно технические. Поэтому ввод новой печатной машины, о чем шла речь выше, кстати, существенно более высокого научно технического уровня по сравнению с уже используемыми, как представляется, вполне допустимо отнести к инновациям.

К тому же ввод машины позволил выпускать продукцию более высокого качества и в более сжатые сроки. Конечно, можно назвать этот ввод и инвестиционным проектом, так как данная инновация, как и вообще подавляющее большинство инноваций, сопряжена с инвестициями. Но очевидно, что в большинстве инновационных проектов не обойтись без инвестиций.

А инвестиции без инновационной составляющей мало продуктивны. Поэтому представляется недостаточно обоснованным сложившееся разделение финансового анализа, необходимого для отбора инновационных проектов и оценки инвестиционных проектов.
Обычно в качестве наиболее существенных отличий указывается на большую надежность инвестиционных проектов по сравнению с инновационными, возможность прекращение инновационных проектов без серьезных финансовых потерь .[3]
Иногда можно услышать, что в расчеты инновационного проекта включаются затраты на НИОКР, а вот, де, инвестиционного необязательно. Но, кстати, и установка нового оборудования, и строительство требуют неких изысканий и в их цене заложены затраты на те же НИОКР, некоторые из которых, помнится, называют проектно изыскательскими. Не поэтому ли методы расчета инновационных и инвестиционных проектов совпадают
Все это напоминает положение в физике, где несколько теорий относительно того, что происходит во Вселенной вступают в противоречие друг с другом и имеющимися фактами. По словам выдающегося физика современности С.Хокинга, мы продвигаемся вперед, создавая частные теории, описывающие какую-то ограниченную область событий, и либо пренебрегаем остальными эффектами, либо приближенно заменяем их некоторыми числами.[4] Конечно, физики уверены, что со временем им удастся создать единую, непротиворечивую теорию, в которую все частные теории будут входить в качестве приближений и которую не нужно будет подгонять под эксперимент подбором значений входящих в нее произвольных величин.[5]
В практике деловой жизни все противоречия разрешаются через рынок и стремление к выгоде (не обязательно частной, не обязательно прямо выраженной в деньгах). При этом реальный предприниматель мало задумывается существуют ли противоречия между финансовым анализом для инновационного и инвестиционного проектов. Он считает так, как считает понятным и правильным для себя исходя из сложившихся условий хозяйствования.

Если же нужно обращаться за кредитом в банк или привлечь какого-то инвестора, он просто вгоняет свои расчеты в требуемую форму. Логика его действий проста.

Он полагает, что здравый смысл един на всех.
В любом случае необходимо помнить, что предварительная оценка издержек является исходным пунктом для каждой инновации. Но ее нельзя абсолютизировать. Иначе ни о какой серьезной инновации не стоит и помышлять.

Если рассматривать (очень грубо) эффективность как отношение выручки к затратам, то сразу же становится видно, что в этом отношении помимо знаменателя (затрат) есть еще и числитель. Результирующая часть.

Что мы хотим получить с этого гуся.
ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ НАМЕРЕНИЯХ ВОСПОСЛЕДСТВОВАТЬ МОЖЕТ РАЗНОЕ
(Мишель Монтень)
[2] Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. СПб: Изд во Ао Санкт Петербургский оркестр, 1994, с. 324.
[3] См., например, Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, с.191.
[4] Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр / Пер. с англ. СПб:, Амфора, 2000, с. 214.
[5] Там же.

Весьма важный вопрос


Ранее были перечислены вопросы, которые задают себе инноваторы. Однако не было сделан акцент на один, весьма важный в условиях рыночной экономики вопрос: кто будет потребителем Ответить на этот вопрос необходимо как можно более подробно.

По возможности, потенциальных потребителей следует классифицировать по относительно однородным группам в соответствии с общими идентифицируемыми характеристиками.
Например, на основе сегментов рынка. Так, потенциальными потребителями программы Доверие к страхованию являются:
- предприятия и организации, владельцы и/или руководители которых понимают необходимость страхования, но воспринимают рынок страховых услуг как рынок продавца и поэтому не верят, что при наступлении страхового случая их интересы будут учтены должным образом;
- физические лица, избегающие страховщиков по той же причине, что и бизнес;
страховые компании, считающие, что за счет демонстрации своей открытости и готовности учитывать интересы потребителя смогут значительно увеличить масштабы своей деятельности.
По технологии зонного нагнетания в качестве потенциальных потребителей можно рассматривать:
- в сфере дорожного строительства: машиностроительные предприятия, выпускающие технику для строительства дорог, региональные администрации, вплоть до районного уровня, заинтересованные в строительстве недорогих из местных материалов, главным образом связных грунтов.[6]
И так далее по сферам применения технологии.
Это примеры ответа на вопрос: Кто. Очень желательно ответить также на вопрос: В каком объеме. То есть постараться определить в прогнозируемый период времени (часто на 3 5 лет) какой объем роста будет получен по внедряемому продукту или услуге. Определить долю своего продукта (услуги) на этом рынке.

Например, разработчики программы Доверие к страхованию считают, что ее внедрение способно увеличить объем рынка страховых услуг как минимум вдвое. А это 5 6 млрд. долларов в год.
Проблема эффективности инновации связана не только с потенциалом идеи, которая в них заложена. Существует целый ряд факторов (организационных, экономических, психологических и т.д.), оказывающих существенное влияние на успех инновации.
В России много людей, занимающихся изобретательской деятельностью. С большой степенью уверенности можно утверждать, что хотя бы часть из них при удачном стечении обстоятельств могут принести хорошие деньги инноваторам.

Однако не приносят. Почему Ниже приводятся некоторые из традиционных причин.
Во-первых, изобретатели не смогли заинтересовать проектом потенциальных партнеров, кто примет участие в реализации или, грубо говоря, будет проталкивать проект. Таких примеров более чем достаточно.
Стоит засветиться в качестве потенциального инвестора, как начнут поступать предложения об участии в инновационных проектах с небольшой, просто смешной суммы в 15 тыс. рублей до нескольких миллионов долларов США. Если ваши ресурсы ограничены и вы уже увязли в проектах или имеете неудачный опыт совместной работы с изобретателями, вы с вероятностью превышающей 90 % откажите. Проще вложить деньги в более надежные проекты.

Издательство, например.
Во-вторых, могла существенно измениться экономическая ситуация в стране. Так, например, финансовый кризис 17 августа 1998 года, стал благом для обрабатывающей промышленности России. В то же время, он сделал экономически нецелесообразным (с точки зрения текущего момента) занятие инновационной деятельностью.

Например, оказался под угрозой срыва выпуск на рынок принципиального нового вида ручного инструмента мини-нагнетатель. Причины:
- упали доходы населения, что резко сократило рынок;
- промышленные предприятия получили возможность увеличить объем продаж выпускаемых ими старых продуктов, что привело к снижению интереса к освоению новой продукции, сделало их менее сговорчивыми в определении затрат, относимых на новый продукт.
В-третьих, инноваторы не смогли организационно правильно решить вопрос с потенциальным потребителем (заказчиком) и т.д.
С причинами можно варьировать. Важно их знать, иметь в виду.

Но еще важнее находить такие пути внедрения инновации, которые делали бы ее эффективной. Очевидно, что тот, кто не хочет чего-то делать, ищет причины, которые объясняли бы почему это сделать невозможно.

А тот, кто стремиться к успеху своего начинания ищет возможности для его достижения.
Например, по проекту мини нагнетатель была разработана упрощенная конструкция. Мини - нагнетатель превратился в так называемую насадку на низкооборотную дрель.

Эта насадка способна выполнять ту же работу, что и мини нагнетатель, но ее цена будет примерно в 3-4 раза ниже.
Можно также предложить организационное решение, способное сделать проект более привлекательным с финансовой точки зрения.
Вот как предполагается, например, добиться окупаемости проекта по организации производства топливных брикетов из угольной мелочи на основе внедрения ресурсосберегающей технологии брикетирования угля без использования связующего на базе мобильных установок Русские качели (технология зонного нагнетания).



Содержание раздела