d9e5a92d

Факторы, влияющие на успех инноваций

Несмотря на последующие научные успехи, отставание становилось все очевиднее. СССР и страны Восточной Европы перешли к копированию разработок американской фирмы IBM, что имело следствием дальнейшее отставание.

В результате отставание стало столь значительным, что начались разговоры об отставании навсегда.
Следящее развитие техники стало нормой в гражданском машиностроении. Всякий раз отчитываясь (неважно, перед вышестоящими инстанциями или перед обществом) о создании новых видов техники, отечественные капитаны промышленности, руководители разных ведомств обязательно указывают: аналог такой-то иностранной модели.

Это неудивительно. В мире давно появились свои лидеры и авторитеты, которые задают тон в соответствующем секторе экономике.

Но эти лидеры не являются российскими компаниями.
Это видно на примере высокотехнологичных отраслей, например, информатики, телекоммуникаций. Такая же точно картина в традиционных индустриальных отраслях.
В СССР предпринимались неоднократные попытки активизировать научно-технический прогресс через повышение материальной заинтересованности его участников. В соответствии с существовавшей тогда практикой решения по всем существенным вопросам хозяйственной жизни принимались через постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

В качестве механизма увязки интересов участников внедрения достижений научно-технического прогресса с его результатами использовался хозяйственный расчет в том виде, в котором он понимался на соответствующем этапе развития советской системы. Следует оговориться, что в любом случае речь шла о гражданском секторе, то есть без предприятий и организаций оборонного комплекса (ВПК), составляющего весомую долю советской экономики и поглощавшего львиную долю ресурсов.
Первая такая попытка использовать хозрасчет для ускорения НТП была предпринята еще в 1961 году. Хотя постановление Совета Министров СССР и называлось О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет, механизм, заложенный в него, был чисто затратным.

Следующий шажок был сделан в 1967 году. Этот и последующие шажки не оказали существенного влияния на ускорение научно-технического прогресса, особенно в части его влияния на улучшение условий жизни населения.

Именно в эти годы наметилось отставание развития советской экономики от экономики индустриальных стран Запада.
Это неудивительно. Советская экономика работала на цифру плана соответствующего уровня, а еще больше на отдельную строчку продукции, выделяемой в отчете Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР.

Например, по Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения такой продукцией являлись экскаваторы одноковшовые. Вот за динамикой их производства в штуках и был установлен особый контроль.


В результате счет шел на десятки тысяч и по штукам мы были впереди планеты всей. То есть, по Й.Штумпетеру имел место экономический рост (увеличение одной и той же продукции), а экономическое развитие (появление чего-то нового) отставало.
Чтобы обеспечить дальнейший экономический рост (под которым понималось наращивание производства в рублях и штуках), выдумывались проекты века вроде переброски вод рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, в Среднюю Азию.
В 1979 году была предпринята попытка некой коммерциализации научно-технической деятельности в гражданских отраслях промышленности через внедрение так называемой хозрасчетной системы организации работ по новой технике. Идея заключалась в использовании программно-целевого метода в организации работ по новой технике и их финансировании, а также стимулировании участников в зависимости от полученных результатов.

Под результатами понимался полученный, а на самом деле расчетный, экономический эффект и присвоение изделию Государственного знака качества (ГЗК). Соответственно основными источниками стимулирования (образования специальных фондов стимулирования) являлись отчисления доли от экономического эффекта и специальной надбавки за ГЗК.
Но божеством был план. Так как предприятия стремились избежать трудностей, связанных с освоением новой техники, использовались директивные методы. Детализировались задания по новой технике, увеличивалось число утверждаемых сверху показателей. Так промышленным министерствам на последнюю советскую 12-ю пятилетку были установлено 14 заданий и показателей по развитию науки и техники, включая такие, как, например, задания: по снятию с производства устаревшей продукции, вводу в действие электронно-вычислительной техники, по продаже советских лицензий за границу и закупке иностранных лицензий и образцов.

В свою очередь министерства устанавливали предприятиям еще более широкий круг показателей.
Вскоре оказалось, что как план не детализируй, но директивные методы уже не срабатывают. А совсем пусть и условной (хозрасчетной) коммерциализации в одной только сфере научно-технического прогресса явно недостаточно.

Начались эксперименты по внедрению в экономике так называемого полного хозрасчета, главным идеологом которого стал академик Л.Абалкин. Затем появились уже чисто коммерческие предприятия, вначале замаскированные под кооперативы, а потом и вовсе сбросившие маску. И хозрасчет не выдержал конкуренции с коммерческим расчетом. [26]
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА
(В.Черномырдин)
[22] Ястремский И. Особенности современного этапа развития экономики и новые требования к хозяйственному механизму. Экономика Советской Украины, 1985, 10, с.75.
[23] Апокин И.А. Развитие вычислительной техники и систем на ее основе.

Новости искусственного интеллекта, 1994, 1, с. 26-29.
[24] S. E. Goodman. Computing and the Development of the Soviet Economy.- Soviet Economy in a Time of Change. Washington: Government Printing Office, 1979, p. 524553.

Holland. Soviet Computing, 1969: A Leap into the Third Generation - Datamation, 1969, v. 15, No.

9, p. 5560.
[25] Пржялковский В.В., Прохоров Н.Л., Филинов Е.Н. Кого и зачем вводят в заблуждение.

PC Week/RE, 2000, 30, с. 26.
[26] Представляется, что не выдержал конкуренции хозрасчет полный или внешний, как своеобразный эрзац заменитель нормального коммерческого расчета. Внутренний же хозрасчет, как показывает практика, вполне применим при организации управления коммерческим предприятием в условиях рыночной экономики.

Внутренний хозрасчет означает оценку деятельности структурного подразделения предприятия с точки зрения окупаемости затрат, связанных с его деятельностью и соответствующее материальное поощрение в зависимости от полученных результатов.

Глава 3. Факторы, влияющие на успех инноваций

Осознание предела


Р.Фостер в книге Обновление производства: атакующие выигрывают приводит ответ мирового рекордсмена по прыжкам в высоту Сергея Бубки, только что (дело происходит в Париже в 1985 году) взявшего высоту 6 метров, на вопрос, надеется ли он прыгнуть когда-нибудь на 7 метров. Бубка ответил: Нет, прежде чем будет взята эта высота, потребуется еще одна техническая революция.[1] Вот эти 6 или 6 с копейками метров и есть предел для прыжков в высоту на имеющейся базе.
Это в мире спорта. Что же говорить об обычной деловой жизни Если в условиях директивной экономики чувство предела развивать не обязательно решат соответствующие государственные органы, то условиях рыночной экономики отсутствие чувство предела может привести к краху компании, банкротству.

Без осознания предела легко оказаться в числе неудачников. А проспать предел проще простого.

Даже такая нацеленная на инновации фирма как IBM, увлеченная новой технологией компоновки полупроводников для серий 4300 и 308Х, упустила появление первых персональных компьютеров.
Менеджеры Hewlett Packard отвергли предложение о приобретении прав на первый персональный компьютер, заявив, что компания не заинтересована в подобной продукции.[2]
Понятно, что те менеджеры, которые осознают предел и/или способны предложить его преодоление ценятся очень высоко.
Практический пример предела дорожное машиностроение. Как представляется, в дорожном машиностроении давно ощущается предел. Практически все ныне применяемые методы строительства дорог были придуманы сотни лет назад.

Дорожное строительство развивалось главным образом путем последовательного усовершенствования технической базы. В мире давно появились свои лидеры и авторитеты, которые задают тон в дорожном машиностроении.

Это всем известные: Caterpillar, Komatzu, Liebherr, Wirtgen, Ingersoll-Rand и некоторые другие.
Фирмы-лидеры тратят достаточно много денег на исследования, направленные на усовершенствование конструкций машин и соответствующие своему времени технические примочки. Например, для сегодняшнего дня характерно массовое внедрение микропроцессорной техники.

Вчера хитом была гидравлика и т.д.
В тоже время, очевидно, что в настоящее время ведущие производители дорожной техники поделили мировой рынок и не заинтересованы в кардинальных изменениях. Остальные производители, в том числе российские машиностроители следуют у них в фарватере, заранее обрекая себя на отставание.
Машины становятся все лучше, а способы, которые реализуются этими машинами, остаются старыми. Например, уплотнение достигается путем укатки и трамбования.

Эти способы имеют органические недостатки, которые на протяжении веков не позволяли получать предельно плотную структуру уплотняемых материалов.
Причина понятна - традиционные уплотняющие машины (каток и трамбовка) при работе опираются на тот же материал, который они и уплотняют. При этом известно, что наибольшее уплотнение дорожно-строительного материала достигается при создании в уплотняемой структуре напряжений, равных пределу прочности этого материала.

По достижении такого состояния при традиционных способах укатки и трамбования, соответствующая уплотняющая машина должна просесть, то есть погрузится в уплотняемый материал.
По этой причине при использовании общепринятых технологий уплотнения стараются достигать контактного давления между уплотняющей машиной и уплотняемым материалом равным 0,95-0,98 от предела прочности последнего, то есть заранее закладывается недоуплотнение на некоторое, пусть и небольшое, количество процентов. Однако, это то самое недоуплотнение, которое не позволяет придать, например, связным грунтам, преимущественно используемым при строительстве российских дорог, необходимую плотность структуры, и, соответственно, избежать морозного пучения дорожного полотна.
Несмотря на то, что проблема известна, радикальных и эффективных путей преодоления этого технологического кризиса не предложено. Для того, чтобы избавиться от органических недостатков традиционных способов необходимо отказаться от самих способов, заменив другими принципиально новыми и более совершенными. Естественный вопрос - где их взять
Желательного эффекта можно достигнуть оторвав уплотняющую машину от уплотняемой полосы и создав условия для такого движения частиц уплотняемого дорожно-строительного материала, чтобы последний самоуплотнялся до предела своей прочности.
Проблема заключается в нахождении эффекта с нужными для соответствующей технологии свойствами. Такой эффект, применимый к дорожному строительству, был обнаружен российским инженером Н.Королевым в 1977 году и получил название эффекта текучего клина.
Его суть заключается в самоорганизации предельно плотной структуры движущимися частицами среды в заданной зоне, имеющей клинообразную форму. Отсюда и название эффекта.
Кроме того, предлагаемая технология предполагает замену операций укладки, распределения и уплотнения единым процессом, названным зонным нагнетанием.
Процесс осуществляется путем непрерывного нагнетания соответствующих сыпучих материалов и образованием упорядоченных по толщине слоев требуемой (предельной) плотности и необходимого профиля за один проход машины.
То есть, при сооружении дороги в процессе поступательного движения уплотняющей машины на основание - земляное полотно, последовательно нагнетаются последующие составляющие дорожной одежды: грунт, песок щебень, бетонная и/или асфальтобетонная смесь. Воспроизводимый в процессе нагнетания эффект текучего клина позволяет получать предельное уплотнение любых дорожно-строительных материалов, соответствующее пределу их прочности, без каких либо дополнительных операций.

Одна уплотняющая машина, реализующая новую технологию, способна заменить ныне применяемые распределители, укладчики, профилировщики и катки.
Затраты на создание и испытание в российских условиях опытных образцов машин для строительства дорожных покрытий шириной 0,8-1,2 м оцениваются в 800 тысяч рублей, шириной 7 м - 2800 тысяч рублей (в ценах 1998 года). Что вполне сравнимо со стоимостью дорожной техники ведущих мировых производителей, и, в принципе, копейки по сравнению с бюджетом их исследовательских центров.
Созданная на основе технологии зонного нагнетания дорожная техника позволила бы российским предприятиям сделать качественный рывок и практически обесценить завоевания мирового дорожного машиностроения. Конечно, на европейский рынок российскую технику сейчас не пустят под любыми предлогами, но создание техники нового поколения позволило бы существенно сократить импорт техники из-за рубежа и активизировать экспорт в страны, свободные от диктата западных компаний.

Такие, как Китай, Индия, Иран и некоторые другие, достоинство которых заключается также, что немаловажно, и в их платежеспособности.
Как справедливо отметил тот же Р.Фостер: Если достигнут предел, то как ни старайся, продвижение вперед невозможно. По мере приближения к пределу, издержки, связанные с дальнейшим продвижением, резко возрастают. Для большинства компаний проблема состоит в том, что они не видят этого предела.[3]
Именно способность определять приближение предела и соответственно реагировать на них выделяют стратегически мыслящих руководителей инноваторов.
Переход же к новой технологии обесценит многие достижения мирового дорожного машиностроения и дает шанс отечественным производителям начать соревнование с нуля. Произойдет так называемый разрыв. Подобное случалось в других отраслях промышленности. И не раз.

Почему-то чаще других вспоминается история с Дредноутом.
В 1906 1907 годах, английские корабелы, используя последние (на тот период) достижения науки и техники, создали новый тип линейного корабля, своей мощью превосходившего в несколько раз любые корабли старых конструкций. То есть произошел качественный скачок. Новый корабль назвали Дредноут, то есть Бесстрашный. Со спуском его на воду все линейные корабли стали делиться на дредноуты и додредноуты.

Сила флота любой значительной в военном и техническом отношении страны стала исчисляться числом дредноутов, а весь додредноутный флот обесценился.
Правда в этой истории есть одна забавная подробность - самым крупным додредноутным флотом обладала Великобритания и англичане обесценили прежде всего свои собственные накопления и состязание между великими державами началось с новой точки отсчета. От чего немало выиграла находившаяся на подъеме Германская империя.[4]
SUNS CERTI DENIQUE FINES ВСЕМУ НАКОНЕЦ ЕСТЬ ПРЕДЕЛ
(Латинская мудрость)
[1] Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987, с.34.
[2] Как из яблока сделать Макинтош. http://mental.newmail.ru/doc4_01.htm
[3] Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987, с.36.
[4] Шацило К.Ф. Россия перед Первой Мировой войной.

М.: Изд-во Наука, 1974, с. 33 35.

Ориентация на практическое признание


Идея только тогда становится инновацией, когда основанное на этой идее решение стремиться к общественному признанию через использование в практической деятельности людей. Все очень понятно с идеями, имеющими коммерческую направленность. Рынок принял инновацию, проголосовал деньгами значит все в порядке. Сложнее продвинуть идею, не имеющую выраженной коммерческой направленности.

Или изначально некоммерческую, или такую, где коммерческий смысл запрятан довольно глубоко.
Но в любом случае, инновации направлены или на удовлетворение потребности имеющегося рынка, или на создание нового рынка.
Чтобы избежать негативных последствий возможных ошибок, крупные компании пользуются сочетанием нескольких направлений развития. Во-первых, за основу своей деятельности принимают гарантированную стабильность с опорой на маркетинговое направление.

Для этого выделяют значительные средства на улучшение продукта, максимально возможное использование потенциала, заложенного в его идее.
Во-вторых, внимательно следят за появлением инноваций в соответствующих сферах развития. Честь разработки, а также часто и практической апробации новой идеи предоставляется физическим лицам и малым предприятиям инноваторам.
Понятно, что решиться на инновацию в случае А проще, чем в случае Б. Очевидно, что внедрение любого нового продукта существенного облегчается, если у него уже имеется аналог, конечно, менее совершенный. Главное найти соответствующее решение и ресурсы, необходимые для проведения необходимых исследований и разработок (НИОКР) и начало серийного производства нового продукта.
Великолепно описана ситуация с инновацией по варианту А легендарным Ли Якоккой в связи с созданием не менее легендарного автомобиля Мустанг компании Форд.[5]
Руководство компании с удивлением обнаружило, что имеется интерес к двухместной модели, которая, в принципе, не считалась особенно удачной. Но рынок сигнализировал об изменении предпочтений.

Проведенные исследования показали, что ожидается повышение спроса среди молодежи, что является следствием резкого (на 50 %) увеличения возрастной группы от 20 до 24 лет. В тоже время на долю возрастной группы от 18 до 34 лет приходилась по крайней мере половина прогнозируемого на десятилетие (речь идет о 60-х годах) прироста продаж автомобилей.
Одновременно ожидался прирост числа студентов к концу десятилетия вдвое. При этом было известно, что люди с высшим образованием чаще покупают автомобили.
Плюс исследования показали, что люди старших возрастов стали предпочитать более броские и роскошные модели.
В результате, был выявлен рынок на новый тип автомобиля, отличительными чертами которого являются: элегантный внешний вид, высокие эксплуатационные качества. В принципе, ничего особенного.

Практически стандартный набор пожеланий.
Дополнительные исследования конкретизировали требуемую модель. Новый автомобиль должен быть маленьким, но не слишком. Все-таки он должен быть четырехместным.

Спортивного стиля. Удлиненный капот (создает впечатление мощи и технического совершенства) и укороченная крыша кузова. Простой в управлении. Маневренный.

Автомобиль, который можно использовать практически во всех случаях жизни.
Были установлены конкретные ограничения по весу и цене.
Такой автомобиль был создан. И он превзошел все ожидания с коммерческой точки зрения.[6]
Маркетинговый вариант инновации очень четко отработан в крупных корпорациях. Однако, крупные корпорации часто проигрывают в изобретательстве.

Огромное количество принципиальных новшеств было освоено отдельными инноваторами и малыми фирмами, включая такие известные, ставшие сейчас обыденными продукты и услуги, как: застежка молния, катализационный крекинг нефти, сборный железобетон, экспресс почты и многое другое.
Обычно схема в таких случаях следующая. У изобретателя родилась идея нового продукта. Как всякий индивидуалист, а выше уже отмечалось, что изобретатели большие индивидуалисты, чем другие люди, он полностью уверен в успехе своего изобретения с содержательной стороны и с коммерческой. Но вот беда.

У такого изобретателя зачастую нет достаточных средств для реализации своей идеи и он должен обращаться к тем, кто такими средствами обладает. На Западе система финансирования таких проектов отработана. Это так называемое венчурное финансирование.

В России же сложнее. О проблемах внедрения инноваций варианта Б речь пойдет позже.
Следует отметить, что далеко не во всех случаях проблема заключается только в финансировании. Но финансовое обеспечение необходимо для реализации практически любого проекта.
МЫСЛИ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО
(Экологический лозунг)
[5] Кстати, А.Хейли так отзывается об этой машине в романе Колеса: самая потрясающая модель, родившаяся на заводах Дейтройта и предопределившая тенденцию автомобилестроения на целый период. Хейли А. Колеса.

М.: Издательство АСТ, 2000, с.235. Эту книгу, а также Записки менеджера Л.Якокки, можно рекомендовать всем, кто интересуется управлением в крупной компании, в т.ч. управлением инновациями.
[6] Якокка Л. Карьера менеджера: Пер.с англ. М.: Прогресс, 1990, с.86 103.
2000 Коновалов Владимир Михайлович
(Разрешается свободное копирование для некоммерческого использования)

Инновационный климат


Отношение общества, прежде всего в виде отношения государства, к инновациям носит в значительной мере утилитарный характер. Это вполне закономерно, если вернуться к определению инновации как результату трансформации идей в решение, направленное на общественное признание через использование в практической деятельности людей. Инновация, какой бы революционной не была, утилитарна по определению.

Умение западного общества искать во всем практическую пользу и обеспечило ему превосходство над другими обществами через рост производительности труда и уровня жизни населения.
Прежде всего, необходимо учитывать особенности инновационной деятельности, а именно:
Потребность в дополнительных затратах, зачастую весьма значительных, которые носят инвестиционный характер и могут окупиться лишь в будущем. Причем, по каждой отдельно взятой инновации эти затраты весьма имеют индивидуальны их объем, скорость возврата зависят от многих объективных и субъективных обстоятельств.
Затраты на инновацию и эффект от ее внедрения не совпадают по времени и, довольно часто, по месту. Главное несовпадение все же несовпадение по времени.

Так, высокие затраты, осуществленные в течение, например, всего периода до серийного производства какого-то нового продукта не возмещаются сразу же после начала его продажи, а лишь по прошествии определенного времени. Деньги сегодня, это понимает каждый, стоят дороже, чем деньги завтра.

При расчетах окупаемости инновации фактор времени учитывается путем использования особого приема дисконтирования.
Эта, вторая, особенность разрушает единство между текущими и перспективными интересами хозяйствующего субъекта и негативно влияет на желание заниматься инновационной деятельностью. Если, конечно, общество не научилось устранять это противоречие через корректировку законодательства.
Наличие элементов неопределенности в достижении запланированных результатов, риска. Из мировой практики известно, что значительные затраты труда и средств имеют чисто поисковый характер и не находят выхода в виде продукта (услуги), реализация которого возмещает все понесенные затраты и приносит прибыль.
Риск неотъемлемая и неизбежная черта инновации. Часть средств, авансированных на создание и внедрение инноваций, пропадает безвозвратно, оказывается бросовыми.



Содержание раздела