d9e5a92d

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ
1. Образовательные результаты Стабилизация или рост образовательных результатов. Экспертная оценка; объективные данные о количественных и качественных успехах.
2. Удовлетворенность всех субъектов развития. Степень удовлетворенности. Опросы; анализ поля конфликтов; методики А.А.Лутошкина, Л.М.Фридмана и др.
3.Повышение эффективности социальной интеграции учащихся.
  1. уровень личной тревожности;
  2. типичные способы реагирования в конфликтных ситуациях;
  3. самоотношение.
  1. опросник личной тревожности Ч.Спилбергера;
  2. опросник К.Томаса в модификации Н.В.Гришиной;
  3. опросник самоотношения С.В.Столина
4. Способность к самоопределению. Направленность выбора в социо-культурных ситуациях, способ самоопределения. "Неоконченное предложение", "Акт добровольцев", "День уроков по выбору", "Час творчества" и др., методика В.К.Зарецкого и Р.Г.Каменского.
5. Культурное развитие учащихся. Общекультурная осведомленность, креативность тесты на общекультурную осведомленность, методика диагностики уровня творческой активности М.И.Рожкова и др.
6.Критерий интеллектуального развития учащихся. Критичность, владение навыками мышления, личностно-смысловое отношение к изучаемому материалу Контрольно-диагностические задания по методике Е.Д.Божович.
7. Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса. Рост психолого-педагогической компетентности педагогов; включение в опытническую и исследовательскую деятельность. Результаты аттестации, школьного конкурса педагогического мастерства, конкретные научно-методические разработки.
8. "Углубление" развития. Наличие тенденции развития всех подсистем педагогической системы школы. Целевая экспертиза планов всех структур школы; экспертный анализ положения дел во всех ключевых подсистемах школы.

СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САОМОПРЕДЕЛЕНИЯ


Задачи и направления работы школы I этап
Этап подготовки школы к переходу на новую модель 1997-98 у.г.
II этап
Этап реализации новой модели 1998/99 2002/03 у.г.
III этап
Этап обобщения
Результатов новой модели
2003/04 у.г.
1. Организация среды социокультурного самоопределения ребенка
1.1. создание культурной среды обучения
  1. определение нереализованного культурного потенциала процесса обучения
  2. совершенствование личностно-ориентированного подхода в обучении
  3. реализация ХКК ГОС в начальной школе
  1. обогащение содержания образования культурным компонентом (спецкурсы, предметы школьного компонента)
  2. использование культуроемких технологий и многообразия качественных средств дисциплин гуманитарного и естественного циклов
  3. развитие культурной среды активной учебной деятельности учащихся, их самообразования
  4. реализация ХКК ГОС
  1. совершенствование культурной среды обучения и самообразования
  2. анализ и обобщение результатов работы по созданию культурной среды обучения
1.2. создание социокультурной среды детской и подростковой самодеятельности, дополнительного образования, личностного общения взрослых и детей
  1. определение нереализованного культурного потенциала пространства внеурочной деятельности
  2. создание общего коммуникативно-игрового пространства школы
  3. подготовка учащихся к позиции субъекта реализации новой модели школы
  1. развитие системы школьного самоуправления
  2. создание и развитие общего познавательно-коммуникативно-игрового пространства школы
  3. создание и совершенствование деятельности детских общественных объединений
  4. развитие системы межпоколенных культурных связей в школьном сообществе
  1. совершенствование культурной среды общения взрослых и детей
  2. анализ и обобщение результатов работы по развитию внеурочной деятельности
1.3. развитие предметной культурной среды школы См.2.6. материально-техническое обеспечение См.2.6. См 2.6
1.4.совершенствование культурной среды семьи
  1. подготовка родителей ко взаимодействию со школой в условиях реализации новой модели
  2. помощь родителям в совершенствовании культурной среды семьи
1. разработка и реализация целевой программы взаимодействия педагогов и родителей по совершенствованию культурной среды семьи и школы 1. анализ и обобщение результатов работы по совершенствованию культурной среды семьи
1.5. обеспечение ребенку помощи в самосовершенствовании культурной среды зоны саморазвития личности
  1. формирование ориентационного поля самоопределения ребенка в педагогическом процессе
  2. совершенствование программ и методики преподавания предметов Практическое самопознание и Уроки игры и творчества
  3. усиление субъективного компонента содержания образования как средства саморазвития личности
  1. развитие ориентационного поля самоопределения
  2. совершенствование программ и методики преподавания предметов школьного компонента
  3. разработка и реализация модели социально-психологической службы школы
1. анализ и обобщение результатов работы по совершенствованию культурной среды саморазвития ребенка
2. Обеспечение педагогического процесса, ориентированного
на развитие у ребенка способности к социокультурному самоопределению
2.1. совершенствование педагогического управления
  1. аттестация администрации школы
  2. повышение управленческой компетентности руководителей и педагогов школы в области современных подходов к управлению
  3. приведение организационной структуры школы в соответствие с новыми функциями
  1. повышение управленческой компетентности руководителей и педагогов школы в области современных технологий управления
  2. совершенствование функций педагогического управления
  3. совершенствование организационной структуры управления
  1. совершенствование системы педагогического управления
  2. анализ и обобщение результатов деятельности школы за 7 лет
2.2. программное обеспечение
  1. разработка программ предметов школьного компонента: Психология делового общения, Практическое самопознание (5-6 кл.), Экология, Культура деловой речи (11 кл), Психология человеческой эффективности
  2. разработка системы классных часов История русского этикета (5 кл.), народные праздники и семейные традиции (6 кл.)
  1. реализация и совершенствование программ предметов школьного компонента
  2. разработка и реализация программ деятельности детских общественных объединений
  3. разработка и реализация локальных целевых программ деятельности классных руководителей
1. обобщение и распространение опыта разработки и реализации программ
2.3. научно-методическое сопровождение
  1. разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
  2. разработка программы выявления, формирования, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта
  1. реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов школы
  2. повышение исследовательской культуры педагогов
  1. анализ и обобщение результатов реализации программ повышения профессиональной компетентности педагогов и работы с эффективным педагогическим опытом.
  2. систематизация и публикация материалов научно-методической работы.
2.4. информационное обеспечение
  1. входная диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы
  2. обеспечение информацией о теоретических наработках в области изучаемой проблемы
  3. обеспечение информацией о существующих образцах педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы в новой модели
  1. текущая диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы
  2. обеспечение информацией о теоретических наработках и образцах практических решений изучаемой проблемы
  3. обеспечение информацией о результатах текущей диагностики с целью коррекции хода ОЭР
  1. итоговая диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы.
  2. анализ и обобщение результатов итоговой диагностики, выводы о результативности ОЭР, условиях развития способности к эффективному социокультурному самоопределению
2.5. кадровое обеспечение
  1. принятие на работу организатора в среднем звене, социального педагога, психолога, логопеда, преподавателя Практического самопознания
  2. создание ориентационного поля педагогического коллектива как системы личностных и системных ценностных ориентаций
  3. использование аттестации педагогических кадров как механизма повышения компетентности педагогов в области проблемы социокультурного самоопределения
  1. обеспечение условий для самоопределения педагогов в ориентационном поле, его понимания, принятия и опредмечивания в собственной деятельности
  2. создание условий, обеспечивающих саморазвитие педагогов, их субъектную позицию в педагогическом процессе
  1. совершенствование условий, способствующих саморазвитию педагогов и обеспечивающих им субъектную позицию в педагогическом процессе.
  2. анализ работы по кадровому обеспечению ОЭР
2.6. материально-техническое обеспечение
  1. Обновление художественно-эстетического оформления школы
  1. приобретение персонального компьютера
  2. приобретение множительной техники
  3. Обновление художественно-эстетического оформления школы
  4. капитальный ремонт отопительной системы
5. капитальный ремонт спортзала
  1. Обновление художественно-эстетического оформления школы
<

p>

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ I ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


Задачи и направления работы школы I этап
Этап подготовки школы к переходу на новую модель 1997-98 у.г.
1. Организация среды социокультурного самоопределения ребенка
1.1. Создание культурной среды обучения 1.1.1.Определение нереализованного культурного потенциала процесса обучения
        1. Определение критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы школы
        2. Осуществление диагностических процедур с помощью полученного инструментария
        3. Анализ и осмысление результатов исследования, выводы о наличии нереализованного культурного потенциала педагогической системы школы
      1. Совершенствование личностно-ориентированного подхода в обучении
        1. Отработка задачного подхода к конструированию личностно-ориентированного содержания предмета
        2. Совершенствование технологий личностно-ориентированного обучения
        3. Диагностика педагогических затруднений в реализации личностно-ориентированного подхода
      2. Реализация ХКК ГОС в начальной школе
1.2. Создание социокультурной среды детской и подростковой самодеятельности, дополнительного образования, личностного общения взрослых и детей
      1. Определение нереализованного культурного потенциала пространства внеурочной деятельности
1.2.1.1. см 1.1.1.1. 1.1.1.3
      1. Создание общего коммуникативно-игрового пространства школы
1.2.2.1. Разработка и реализация модели общешкольной игры Мельница, обеспечивающей возможности самоопределения и самореализации каждому школьнику
      1. Подготовка учащихся к позиции субъекта реализации новой модели школы
        1. Обсуждение и осмысление органами ученического самоуправления, детскими коллективами целей и перспектив развития школы, идей и ценностей, положенных в основу ее деятельности
        2. Расширение полномочий и сфер деятельности органов школьного ученического самоуправления
        3. Совершенствование организационной структуры ученического самоуправления
1.3. Развитие предметной культурной среды школы См.2.6. Материально-техническое обеспечение
1.4.Совершенствование культурной среды семьи
      1. Подготовка родителей ко взаимодействию со школой в условиях реализации новой модели
        1. Обсуждение и осмысление родителями целей и перспектив развития школы, целей и ценностей, положенных в основу ее деятельности
        2. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведении юбилея школы
      2. Помощь родителям в совершенствовании культурной среды семьи
        1. Разработка программы лектория для родителей Культурная среда семьи
        2. Определение дня информации и консультаций, разработка программы психологических, социальных и юридических консультаций для родителей
1.5. Обеспечение ребенку помощи в самосовершенствовании культурной среды зоны саморазвития личности
      1. Формирование ориентационного поля самоопределения ребенка в педагогическом процессе
        1. Обучение педагогов по вопросам ценностных ориентаций, структуры ориентационного поля, способов его формирования, критериев диагностики.
        2. Формирование педагогами и ученическим активом ориентационного поля ученического коллектива
        3. Разработка системы моральных и материальных стимулов успешной деятельности учащихся школы
      2. Совершенствование программ и методики преподавания предметов Практическое самопознание и Уроки игры и творчества
        1. Обновление содержания предметов школьного компонента с целью расширения материала, вооружающего ученика средствами социокультурного самоопределения и самосовершенствования
1.5.3. Усиление субъективного компонента содержания образования как средства саморазвития личности
2. Обеспечение педагогического процесса, ориентированного на развитие у ребенка способности к социокультурному самоопределению
2.1. Совершенствование педагогического управления
      1. Аттестация администрации школы
      2. Повышение управленческой компетентности руководителей и педагогов школы в области современных подходов к управлению
      3. Приведение организационной структуры школы в соответствие с новыми функциями
        1. Уточнение схемы организационной структуры в связи с инновационным процессом
        2. Составление органиграммы с учетом обновляющейся деятельности руководства
        3. Обеспечение новой организационной структуры нормативной базой. Разработка соответствующих локальных нормативных актов
2.2. Программное обеспечение
      1. Разработка программ предметов школьного компонента:
2.2.1.1. Психология делового общения,
2.2.1.2. Практическое самопознание (5-6 кл.),
2.2.1.3 Экология,
2.2.1.4.Культура деловой речи (11 кл),
2.2.1.5. Психология человеческой эффективности (11 кл)
      1. Разработка системы классных часов
2.2.2.1. История русского этикета (5 кл.),
2.2.2.2. Народные праздники и семейные традиции (6 кл.)
2.3. Научно-методическое сопровождение
      1. Разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов на 7 лет
      2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов в области проблемы социокультурного самоопределения
      3. Демонстрация технологии освоения новшеств
      4. обеспечение педагогов необходимой и достаточной информацией о сущности социокультурного самоопределения, педагогических условиях развития этой способности, эффективном педагогическом опыте, его носителях.
      5. Диагностика педагогических затруднений
      6. Разработка программы выявления, формирования, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта
2.4. Информационное обеспечение
      1. Входная диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы; обеспечение педагогов информацией о выводах по результатам диагностики
      2. Обеспечение педагогов информацией о теоретических наработках в области изучаемой проблемы
      3. Обеспечение информацией о существующих образцах педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы в новой модели
2.5. Кадровое обеспечение
      1. Принятие на работу организатора в среднем звене, социального педагога, психолога, логопеда, преподавателя Практического самопознания
      2. Создание ориентационного поля педагогического коллектива как системы личностных и системных ценностных ориентаций
        1. Обсуждение и принятие целей развития школы, идей и ценностей, положенных в основу его деятельности (ориентиры-ценности, ориентиры-цели)
        2. Разработка системы материальных и моральных стимулов успешной деятельности педагогов школы (ориентиры-стимулы)
        3. См.2.3.6. (ориентиры-опыт)
        4. См. 2.3.1. (ориентиры-знания)
        5. Разработка положения и проведения праздника педагогической славы Звездный час
        6. использование аттестации педагогических кадров как механизма повышения компетентности педагогов в области проблемы социокультурного самоопределения
2.6.Материально-техническое обеспечение 2.6.1. Приобретение множительной техники
2.6.2. Приобретение персонального компьютера
2.6.3. Обновление художественно-эстетического оформления школы




Содержание раздела