d9e5a92d

Инновационная инфраструктура

Вынужденные участвовать в проекте, люди саботируют проект, имитируя действия по требуемым правилам, строя отписки, а на самом деле действуют так, как им кажется более правильным или более простым.

  • Сочетание всех трех предыдущих видов имитаций нечестности одних в связи с глупостью других и безответственностью третьих.

II. Инновационная инфраструктура.


Управление инновационным процессом предполагает создание благоприятной среды для протекания этого процесса, для деятельности его субъектов то есть формирование специальной поддерживающей инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура это субъекты, структуры и организации, выполняющие функции обслуживания и содействия инновационным процессам.
Инновационная инфраструктура включает в себя два компонента:
а) технопарковые структуры (инкубаторы; виртуальные инкубаторы; технопарки; технополисы и др.);
б) информационно-технологические системы (базы научной, технической, юридической и экономической информации и другие базы данных).
Инкубаторы многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.
Виртуальные инкубаторы (инкубаторы без стен) организации, оказывающие услуги инновационным фирмам с помощью новых информационных технологий в дистанционном режиме.
Технопарк научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних инновационных фирм-клиентов (Зеленоградский научно-технологический парк, научно-технологический парк Сосновый бор Пермского государственного технического университета и др.).
Технополис (наукоград, город мозгов) крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты а также жилые районы, оснащенные культурной и рекриационной инфраструктурой (Пущино, Дубня, Обнинск, Новосибирский Академгородок и др.).
В области образования инновационная инфраструктура практически неразвита. В определенной степени роль инкубаторов выполняют институты и центры развития образования, в Хабаровском крае созданы советы по управлению краевыми экспериментальными площадками.

Услуги по сопровождению инновационных процессов в образовательных учреждениях могут выполнять институты повышения квалификации, отдельные ученые педагогических университетов, сотрудники методических служб.
Информационно-технологические системы (базы данных) в образовании также еще оставляют желать лучшего. Однако развитие Интернет-технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности.

Уже сейчас существуют методические хранилища, базы передового педагогического опыта, образовательные порталы, которые оказывают существенную информационную поддержку инновационных процессов в образовании.

III. Регулятивная инновационная деятельность.


Регулятивная инновационная деятельность деятельность по поддержанию и развитию связей между различными видами, элементами, компонентами инновационной деятельности.
Высшая форма регулятивной инновационной деятельности выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью.
Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: государственном, региональном, на уровне отдельного учреждения.
Виды государственного регулирования
инновационных процессов:

  1. Организационное регулирование: поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы; государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности; стимулирование инновационной деятельности; информационная поддержка; содействие развитию международного сотрудничества в этой сфере; защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
  2. Экономическое регулирование: развитие рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовестной конкуренции; проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложений на рынке инноваций; создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности; поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке.
  3. Финансовое регулирование: проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов; создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере.
  4. Правовое регулирование: установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; гарантия охраны их прав и интересов, в том числе прав на интеллектуальную собственность.


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ.


Понятие развитие, соотношение развития и функционирования. Понятие о развитии образовательных систем. Когда необходимо развитие. Методика проблемно-ориентированного анализа.

Определение актуальности выявленной проблемы. Дерево проблем.

Понятие и признаки цели. Постановка целей развития и целей функционирования. Дерево задач. Методика оценки целей функционирования и развития системы образования.

Отношение проблемы возможные способы их решения. Оценка и выбор инновационных идей.

Методика оценки инновационных идей.
Разработка программы развития образовательного учреждения. Органиграмма разработки и реализации программы развития образовательного учреждения.

Способы разделения труда в развивающейся образовательной системе.
Понятия развития и функционирования
Развитие процесс и результат необратимых, направленных и закономерных изменений. Свойства необратимости, направленности и закономерности отличают развитие от других видов изменений.
Педагогическая система является системой открытой и сложноорганизованной. Любая открытая система во взаимодействии со средой и при сопротивлении воздействиям среды развивается в сторону уменьшения энтропии меры дезорганизации системы.

Процесс развития можно рассматривать как единство и борьбу двух противоположностей организации и дезорганизации. То есть любая система является развивающейся уже потому, что она система.

При этом развитие может быть связано с повышением уровня организации системы путем накопления изменений прогресс; воспроизводством одних и тех же структур и процессов, мелкими локальными усовершенствованиями, позволяющими удерживать один и тот же уровень организации системы - стагнация; упрощением структуры, функций, ведущим к понижению уровня организации системы регресс.
В обыденном сознании принято чаще всего под развитием понимать лишь один его тип прогрессивное развитие. Именно в этом смысле мы и будем далее употреблять этот термин.
Понятие функционирование в обыденном сознании часто противостоит развитию и соотносится со стагнацией, застоем, то есть удержанием системы на одном уровне организации путем воспроизведения сложившихся структур, связей, форм и коррекцией всех отклонений от традиции. На самом деле это не так.
Любое развивающееся образовательное учреждение после перехода в результате прогрессивных изменений (инноваций) на новый уровень организации естественно входит в стадию плоскостного развития функционирования, когда нововведения отрабатываются, доводятся до привычной нормы, рутинизируются; оттачиваются процессы и технологии, родившиеся на предыдущих этапах развития, осуществляется стабильное функционирование в заданном режиме, накапливается потенциал для дальнейшего прогресса. В этом смысле функционирование является заключительным этапом цикла развития.
Если же функционирование рассматривается как самостоятельная форма существования системы, а не один из этапов ее развития, тогда педагогическая система теряет способность противостоять тенденциям дезинтеграции, накапливаются негативные изменения, стабильность системы может быть избыточной, что приводит к регрессу.
Развитие необходимо тогда,
- когда прежние результаты работы не удовлетворяют потребителей и субъектов деятельности;
- когда есть возможность достичь лучших результатов;
- когда есть возможность достичь тех же результатов лучшими средствами.
Методы управления развитием образовательных систем

  1. Проблемно-ориентированный анализ.
  2. Постановка целей развития.
  3. Метод установления отношения проблемы возможные способы их решения.
  4. Методика оценки инновационных идей.
  5. Построение органиграммы разработки и реализации программы развития образовательного учреждения.
  6. Метод разделения труда в развивающейся образовательной системе.

Охарактеризуем коротко эти методы.
Проблемно-ориентированный анализ (по Н.В.Немовой3) сопоставление реальной системы, то есть системы, созданной для решения определенной проблемы, с системой, которая обоснованно для этого требуется путем последовательного сравнения реальных и требуемых результатов; технологий их получения; качества использования этих технологий исполнителями; ресурсов, нужных для эффективного использования технологий; управления этими ресурсами и самим процессом решения проблемы и в выявлении тех недостатков в имеющейся системе, которые послужили причинами неудовлетворительных результатов образования.
Проблемно-ориентированный анализ начинается с выявления проблем.
Проблема рассогласование между реальной и желаемой системами.
Признаки проблемы: недостаток в результате работы системы; неясность причин его появления; неясность способов его устранения.
Причины возникновения проблем: пересмотр требований к результатам образования; обнаружение несоответствия реальных результатов образования предъявляемым к ним требованиям. Несоответствие реальных результатов требуемым означает, что имеющаяся система не в состоянии их обеспечить, так как это новые результаты, или так как созданная система имеет недостатки, которые препятствуют их получению.
Не все выявленные проблемы могут и должны быть решены при развитии системы. Необходимо определить актуальность проблемы.
Степени актуальности проблемы:
а) уже не проблема - рассогласование с требуемыми результатами незначительное; в организации имеются средства для решения проблемы;
б) актуальная проблема - рассогласование с требуемыми результатами значительное; объективно есть средства для решения проблемы, но пока их нет в организации;
в) еще не проблема - рассогласование с требуемыми результатами значительное; объективных средств для решения проблемы недостаточно или они отсутствуют вообще.
Следует помнить афоризм из менеджерского фольклора: Если мы не можем решить проблему, значит, это не наша проблема.
После определения ключевой проблемы рекомендуется составить дерево проблем: проблема I порядка - проблемы II порядка - проблемы III порядка. При этом проблемами второго порядка станут причины проблемы первого порядка, а проблемами третьего порядка станут причины проблем второго порядка.

Правильно составленная декомпозиция проблемы указывает пути ее решения: правильно сформулированная проблема 50% ее решения; если вы не можете сформулировать проблему, вы сами являетесь частью проблемы.
Постановка целей развития.
Цель образ будущей системы, соотнесенный с потребностью и возможностью ее реализации; конкретный, охарактеризованный качественно. А где можно, то и корректно количественно образ желаемого результата, который можно реально достичь к определенному времени (по В.С.Лазареву, М.М.Поташнику4).
Признаки цели: желаемый результат (мечта, намерение, прожект) становится целью, если в содержательном отношении максимально соответствует потребностям и обладает побудительной силой для субъекта деятельности; если есть возможности для его получения; если определены сроки для его получения; если он задан операционально, то есть таким образом, что его достижение можно измерить или хотя бы обнаружить.
Дерево целей можно получить двумя способами:
- путем декомпозиции главной цели развития системы: цель I порядка - цели II порядка - цели III порядка;
- путем простого переворачивания, то есть переформулирования дерева проблем в категориях цели.
Метод установления отношения проблемы возможные способы их решения (по В.С.Лазареву5).
Методика оценки инновационных идей.
(по В.С.Лазареву6)
1. Актуальность новшества.
Разные проблемы могут быть актуальными в разной степени. Поэтому для получения в последующем интегральной оценки новшества следует оценить актуальность проблемы по одиннадцатибалльной шкале (0 малоактуальна 10 наиболее актуальна).
2. Потенциальная полезность новшества.
Оценка полезного эффекта нововведения зависит от:

  • Инновационного потенциала новшества степени потенциально возможного решения проблемы (степени уменьшения несоответствия между тем, что есть, и тем, что должно быть);
  • Надежности получения ожидаемого полезного эффекта вероятности получения ожидаемого результата;
  • Перспективности новшества продолжительности сохранения полезного результата его освоения.

Если по одиннадцатибалльной шкале (0 очень низкий 10 очень высокий) оценить каждый показатель потенциальной полезности новшества: инновационный потенциал, надежность и перспективность, то общую оценку полезности можно определить по формуле:
ИП х Н х П
ПП = ----------------- ,
1000
где:
ПП оценка потенциальной полезности новшества;
ИП оценка инновационного потенциала;
Н оценка надежности;
П оценка перспективности.
Максимальная оценка потенциальной полезности равна 1.
3. Реализуемость новшества
Оценка реализуемости новшества. Каждое из условий оценивается по одиннадцатибалльной шкале от 0 до 10.

  1. временные возможности
  2. кадровые возможности.
  3. материально-технические возможности
  4. программно-методические возможности
  5. финансовые возможности
  6. нормативно-правовые возможности
  7. психологическая готовность
  8. организационная готовность

Общая оценка реализуемости новшества определяется путем суммирования оценок по всем восьми показателям и деления этой суммы на 80. Так же, как и в случае оценки полезности новшества, максимальное значение оценки его реализуемости равно 1.
4. Интегральная оценка новшества и принятие решения.
Общая оценка привлекательности новшества может быть получена исходя из оценок актуальности, потенциальной полезности и реализуемости путем их перемножения. При этом максимальное значение привлекательности будет равно 10.
Методика построения органиграммы разработки и реализации программы развития образовательного учреждения (по Н.В.Немовой7).

Решаемые задачи Директор Научно-методический совет Зам.директора по УВР Зам директора по ВР Психолог Руководители МО
1. З, С, Э П, Э С, К И
2.
3.
4.

З формулирует задание
С создает структурные единицы и определяет их состав
И исполняет работу
К - контролирует ход работ
О отчитывается о ходе и результатах работы
Э оценивает результаты работы
П принимает решение
Метод разделения труда в развивающейся образовательной системе (по Н.В.Немовой8).

Способы разделения труда в развивающейся образовательной системе Ограничения по целесообразности применения способов разделения труда
исполнительского управленческого
Распределение новых задач между органами имеющейся структуры Совмещение выполнения функций управления процессами функционирования и развития одними органами Рационально, если:
  1. делегирование новой деятельности не ведет к перегрузке
  2. для создания новых органов нет финансовых и кадровых ресурсов
  3. осуществляется системное развитие всех направлений деятельности
  4. есть определенная целесообразность в том, чтобы функции управления объектом осуществлялись одним, а не разными органами.
Разделение новых задач между новыми постоянно действующими органами управления Создание специальных органов по управлению процессами развития Рационально, если:
  1. новые задачи носят стратегический характер
  2. делегирование новых задач органам существующей структуры ведет к существенным перегрузкам
  3. новые задачи требуют постоянного внимания, больших усилий и высокой квалификации кадров
  4. временные объединения нельзя создать из-за большой перегрузки кадров основной работой
Делегирование новых задач новым временным органам: рабочим, целевым и проектным группам, при сохранении прежней структуры, обеспечивающей стабильное функционирование Делегирование функций по управлению процессами развития руководителям временных объединений Рационально, если:
  1. новые задачи носят временный характер (проблемы);
  2. в организации есть специалисты, которые в состоянии эффективно решить новые задачи, но все они работают в разных структурных подразделениях;
  3. работа временных объединений не принесет ущерба основной работе и не приведет к перегрузкам;
  4. есть необходимость в расширении круга профессионального общения для узких специалистов
Смешанный вариант Смешанный вариант Наличие совокупности условий, характерных для всех трех вариантов

Разработка программы развития образовательного учреждения
Программа развития образовательного учреждения разрабатывается и представляется в разных логиках. Поэтому мы представляем вниманию читателя обе эти логики: методологический алгоритм разработки инновационного проекта (крупные проекты и называются программами) в этой логике следует выстраивать работу внутри педагогического коллектива при разработке программы; и структуру программы развития - в этой логике должен быть выстроен пакет документов, который и будет содержать программу развития образовательного учреждения.

Примеры всех этих документов представлены во второй части учебно-методического комплекта в дидактических материалах к курсу Инновационный менеджмент.
Методологический алгоритм разработки инновационного проекта:

  1. Определение новых критериев состояния педагогической системы.
  2. Анализ педагогической системы по этим критериям.
  3. Формулировка проблем и их членение на подпроблемы.
  4. Поиск образцов решения проблем в практике.
  5. Поиск теоретических ответов.
  6. Проектирование собственных решений.
  7. Сборка технологии конструирование новой технологии достижения желаемого состояния педагогической системы из образцов решений, теоретических ответов и собственных находок.
  8. Экспертиза новшества.
  9. Освоение новой терминологии.
  10. Предупреждение возможностей лженоваций или имитации инновационной деятельности.

Структура программы развития образовательного учреждения:

  1. Титульный лист программы: название программы, для какого образовательного учреждения разработана, кем разработана, на какой период рассчитана, где утверждена, финансирование программы.
  2. Информационно-аналитическая справка, которая содержит анализ деятельности образовательного учреждения, проведенный с точки зрения новых критериев, определенных для этой образовательной системы авторами программы. Кроме того, в справке содержится фактическая информация о готовности образовательного учреждения к реализации новой программы: имеющихся ресурсах, о существующем научно-методическом и другом заделах.
  3. Концепция развития образовательного учреждения. Концепция означает совокупность идей. То есть в данном документе содержится описание идей, на которых будет основано дальнейшее развитие образовательного учреждения, описание образов выпускника и педагога, в целом образовательной системы. Структура концепции развития:

а) актуальность тех идей, которые лягут в основу концепции развития (актуальность для самого образовательного учреждения, для педагогической практики и, возможно, науки, для общества);
б) теоретическое обоснование основных идей;
в) цели и задачи программы, здесь же могут быть описаны образы выпускника и педагога данной образовательной системы;
г) основные принципы реализации программы;
д) новая модель образовательной системы (может быть представлена схемой, таблицей и т.п.), а может быть просто словесной см. следующий пункт;
е) основные направления реализации программы (описание новой модели образовательной системы);
ж) ожидаемые результаты реализации программы должен быть четко представлен не только перечень ожидаемых результатов, но и критерии, ко которым будет определяться степень достижения результатов, и показатели этих критериев, и методики их диагностики. Кроме того, следует помнить, что помимо результатов (изменений в ребенке, в состоянии образовательной системы) в итоге развития образовательного учреждения образуются еще и продукты: методические материалы, описывающие опыт деятельности образовательного учреждения и делающие возможным его дальнейшее распространение.

Их тоже неплохо было бы предусмотреть в этой части концепции развития.
4. Стратегия перехода к новой модели образовательного учреждения то есть схема или обобщенный план реализации программы развития по этапам.
5. План первого этапа реализации программы развития.
Если же инновационный процесс в образовательном учреждении начинается с инновационного поиска, например, с опытно-экспериментальной работы, то разрабатывается не программа развития, а, соответственно, программа опытно-экспериментальной работы. Ее структура будет несколько иной.
Структура программы опытно-экспериментальной работы:

  1. Титульный лист программы: название программы, суть инициативы то есть краткая характеристика эксперимента; для какого образовательного учреждения разработана, кем разработана, на какой период рассчитана, где утверждена, финансирование программы.
  2. Информационно-аналитическая справка, которая содержит фактическую информацию о готовности образовательного учреждения к опытно-экспериментальной работе: имеющихся ресурсах, о существующем научно-методическом и другом заделах.
  3. Концепция опытно-экспериментальной работы. То есть в данном документе содержится описание идей, на которых будет выстраиваться опытно-экспериментальная работа. Структура концепции ОЭР:

а) актуальность тех идей, которые лягут в основу концепции ОЭР (актуальность для самого образовательного учреждения, для педагогической практики и, возможно, науки, для общества);
б) формулировка проблемы;
в) цели и задачи программы;
г) гипотеза эксперимента, то есть предположение, при каких условиях могут быть достигнуты новые цели и задачи;
д) теоретическое обоснование основных идей, основные принципы реализации программы;
е) этапы эксперимента с характеристикой деятельности образовательного учреждения на каждом этапе;
ж) ожидаемые результаты эксперимента, их критерии, показатели, методики диагностики.
З) продукты эксперимента: методические материалы, описывающие опыт деятельности образовательного учреждения и делающие возможным его дальнейшее распространение
4. План первого этапа опытно-экспериментальной работы.



Содержание раздела