d9e5a92d

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Успехи системы образования, основанной на этих идеях, во многом неоспоримы. Однако изменения, происходящие в современной культуре, делают традиционную схему образования несоответствующей той реальности, в которой живет современный человек.
Образование и культура, по оценкам культурологов, сегодня далеко разошлись, и обучение (в соответствующих формах) вовсе не ведет за собой культурное развитие. Образование предельно рационализировано и вербализовано, из него выхолощен аффективно-эмоциональный заряд детства, что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида, как считает философ А.В.Толстых.

К этому же мнению приходит Л.П.Буева, утверждая, что до сих пор понятие образованный человек остается синонимом информированного человека и расходится с понятием культурный человек. Явление образованщины привело к тому, что функционально-профессиональные знания разошлись с гуманистическими ценностями и человек стал опасен для самого себя.
Новую ситуацию в мире и в образовании в том числе характеризуют неопределенность и ориентация на будущее. Ситуация социальных перемен имеет принципиально неопределимые параметры, и человек, живущий в ситуации, в которой отсутствуют готовые решения, должен уметь не только к ней приспосабливаться, сколько активно ее осваивать, самоопределяться в ней, находить решения, принимать их и нести за них ответственность.
Ориентация на будущее современной реальности обусловлена тем, что традиционная префигуративная культура (М.Мид), ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, сменяется конфигуративным и даже постфигуративным типом культурной организации, ориентированной на будущее, когда опыт отцов лишь частично полезен детям, а детям уже тоже есть чему поучить отцов.
При этом рушится мир устоявшихся ценностей в области образования и воспитания. Акцент на формирование у ребенка некоторой суммы знаний, умений и навыков сегодня не адекватен структуре современного детства и психологическим особенностям нынешних детей. Становится очевидным, что применение знаний не определяется автоматически самими знаниями (их наличием и объемом), а является творческой задачей, решаемой каждый раз в неповторимой ситуации.

Из вышесказанного следует, что образование, ориентированное на традиционные для прошедшего периода цели, противоречит набирающим силу тенденциям общественного развития, ориентированного другими целями.
Анализ современных тенденций общественного развития дает возможность обнаружить новый социальный заказ как своего рода веление времени. Начинают востребоваться люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, способные работать более, чем в одной профессиональной позиции, любознательные, пытливые, стремящиеся выяснить, что происходит, и оказать влияние на происходящее, способные сохранять самообладание в условиях неопределенности (вплоть до полного беспорядка и абсолютной неясности), способные, не имея навыка в какой-то пожизненной специальности, вместе с тем обладать опытом в нескольких областях, способные перемещать идеи из одной области в другую.

Другими словами, в грядущем устройстве мира будут вознаграждаться прежде всего индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее (А.В.Толстых).
Новый социальный заказ связан с изменением ключевых ценностей культуры, новым их наполнением и предполагает переосмысление целевых ориентиров образования, его общественно значимых функций, так как образование рассматривается как относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры.
Традиционная функция образования - социализация , посредством которой общество как бы воспроизводит самое себя. Образование как одна из форм социализации - средство встроить человека в общее для всех жизненное пространство; процесс приобщения человека к общему и должному (О.С.Газман).
Другая задача и функция образования - индивидуализация или саморазвитие как помощь человеку в личностном самоопределении и самодвижении, обеспечение условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других, помогающих ему встать в практическое и творческое отношение к самому себе, своей индивидуальной жизнедеятельности во всем многообразии и уникальности ее проявлений.
Наконец, факт разрушения старой культурной ситуации одновременно является и свидетельством рождения новой культуры. При этом задачей образования становится воспитание не только пользователей и не только массовой культуры, но и сотворцов новой культурной ситуации, то есть инкультурация - как введение ребенка в мир человеческой культуры, помощь ему в определении собственного способа вхождения в культуру. Функция инкультурации в образовании определяется следующим образом:


  1. обеспечение взаимодействия и коммуникации между подрастающим поколением и сообществами, между ребенком и взрослым;
  2. поддержка в формировании и саморазвитии личностной культуры ребенка;
  3. обеспечение развития человека как субъекта культуры;
  4. создание культуросообразных условий для сохранения и наследования посредством образования гуманистических и демократических ценностей различных сообществ, для формирования личности как носителя этих ценностей;
  5. участие в создании новых культурных форм и образцов, что предполагает понимание образования как творческой (в том числе и альтернативной) деятельности (Н.Б.Крылова).

Процесс социализации привычен для школы, освоен ею. Сегодня мы осмысляем новое гуманистическое качество этого процесса, его современную культурную интерпретацию.
Над задачами индивидуализации и саморазвития школа 74 г. Хабаровска работала на протяжении четырех предыдущих лет (опытно-экспериментальная работа по проблеме саморазвития личности ребенка в педагогическом процессе). Определены пути решения этих задач в педагогическом процессе, сделаны выходы на создание индивидуальных (авторских) личностно ориентированных пед.технологий.

Поиск путей, форм и средств реализации задач саморазвития ребенка в пед.процессе, отработка найденных технологических решений будет продолжаться, но уже в контексте органического синтеза всех трех задач: социализации, индивидуализации, инкультурации.
Такие ценностные и целевые ориентиры позволили нам обозначить перспективу дальнейшего развития нашей школы: ШКОЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
Предполагается, что школа в период создания модели образовательного учреждения социокультурного самоопределения будет работать в режиме эксперимента, поскольку:
а) вопрос о технологиях личностно ориентированного, культуросообразного воспитания остается еще во многом исследовательским из-за отсутствия или недостатка практической интерпретации идей современной философии, культурологии, психологии, педагогики, поэтому речь не может идти о внедрении каких-либо готовых решений данных задач в школьную практику. Говорить приходится о разработке этих технологий, о создании на основе исследования процессов развития личности в современной культурной ситуации различного рода дидактических и методических материалов и их экспериментальной апробации.
б) в настоящее время в России существует несколько школ, работающих в области, связанной с обозначенной проблемой (Москва, Новгород). Однако специфические условия нашей школы, о которых пойдет речь ниже, не позволяют просто воспользоваться уже имеющимся опытом решения проблемы самоопределения.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Данная школа создана в 1957 году, размещается в небольшом трехэтажном здании. Школа рассчитана на 350 учеников, однако в настоящее время в ней занимается 763 ребенка.
Школа находится на окраине Хабаровска, на границе военного гарнизона и частного сектора, растянувшегося на шесть автобусных остановок и относящегося к микрорайону школы. В микрорайоне еще две новых больших школы, поэтому объяснимо желание родителей отдавать детей в образовательные учреждения, имеющие более современные помещения для учебы и внеурочной деятельности.

В этой связи основной контингент учащихся школы жители частного сектора окраины Хабаровска и двух пригородных сел Краснореченское и Рощино. Местоположение школы определяет совокупность тех проблем, с которыми ей приходится сталкиваться: большая ротация педагогических кадров, значительную часть которых составляют жены военнослужащих; очень разнородный по уровню обеспеченности, культурного и интеллектуального развития коллектив детей; низкий культурный потенциал окружающей среды и др.

У наших учеников изначально более низкие стартовые социальные, культурные, материальные и интеллектуальные возможности, чем у учащихся соседних школ. Поиск педагогического коллектива, собственно, и направлен на компенсацию этого разрыва.
Администрация: директор школы - ЛОМАЧЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА,
58 лет, стаж работы - 35 лет, стаж работы в этой школе директором 28 лет, директор высшей категории, учитель высшей категории, Отличник просвещения, Ветеран труда.
Зам.директора по УВР - ТРИФОНОВА ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА,
61 лет, стаж работы 41 год, стаж работы в этой школе завучем 28 лет, завуч высшей категории, учитель высшей категории, Отличник просвещения, Ветеран труда.
Зам.директора по УВР - ВИННИК ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА,
51 год, стаж работы -35 лет, стаж работы в этой школе завучем - 21 год, завуч высшей категории, учитель высшей категории, Отличник просвещения.
Зам.директора по воспитательной работе - АРСЕНОВА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА, 48 лет, стаж работы 27 лет, стаж работы в этой школе заместителем директора по воспитательной работе - 9 лет, зам.директора по воспитательной работе высшей категории, учитель высшей категории, Отличник просвещения.
Зам.директора по научно-методической работе - КУЗНЕЦОВА АЛЛА ГЕННАДЬЕВНА, 38 лет, стаж работы 16 лет, стаж работы в этой школе (ст.п/вожатая, организатор воспитательной работы, зам.директора по научно-методической работе) - 14 лет, кандидат педагогических наук, зам.директора по научно-методической работе высшей категории, Отличник просвещения.
Численность учащихся 763
Число смен с указанием классов по сменам: 1 смена - 1АБ, 2АВ, 3А, 8АБВ, 9АБВ, 10АБ,11АБ.
2смена - 1В, 2Б, 3БВ, 5АБВГ, 6АБВ, 7АБ
Число классов по ступеням образования: 1 ступень - 9, II ступень - 15,
III ступень - 4. Итого - 28 класса.
Количество учителей: 52 , в том числе:
имеющих высшее образование - 40, среднее специальное -12
имеющих высшую квалификационную категорию 11, I к/к - 17, II к/к - 16,
11 разряд - 1, 10 разряд - 2, 9 разряд - 2, 8 разряд - 3.
Кандидат педагогических наук - 1, Соросовский стипендиат - 1, аспирант - 1.
Имеющих почетные звания: Отличник просвещения - 6
Ветеран труда - 7
мужчин - 5, женщин - 47,
имеющих стаж работы до 5-ти лет - 10, 5-10 лет - 9, 10-15 лет - 5, 15-20 лет -4, 20-25 лет - 9, более 25 - 15.
Средний возраст педагогов - 36 лет
Режим школы - шестидневка.
Продолжительность уроков по классам 1-11 кл - 40 минут.
Состояние материально-технической базы:
спортзал - 1
спортплощадка -1
стадион -1
актовый зал (число мест) - нет
киноустановки - 4
столовая (число мест) - 50
телевизор - 6
видеомагнитофон - 1
музыкальный центр - 1
магнитофон - 4
количество и оснащенность кабинетов - 14 аттестованных кабинетов и
2 мастерские (обслуживающего и технического труда)
Фонд библиотеки : худ. литературы - 9491
справочной - 42
научно-популярной - 1075
методической - 914
учебники - 8974 экземпляра.
Медицинский кабинет.
Характеристика внеурочной воспитательной работы:
кружки спортивные - 11
художественные - 6
музыкальные - 2
технического творчества - 2
кройки и шитья - 2
Школа 74 ведет опытно-экспериментальную работу в течение ряда лет. Первый этап экспериментальной работы был связан с разработкой проблемы саморазвития личности ребенка в педагогическом процессе (1993/94 1998/99 учебные годы).

Второй этап, на котором школа находится сейчас, сохраняет определенную преемственность с первым и посвящен поиску решений проблемы развития у учащихся способностей к социокультурному самоопределению (1999/2000 - 2003/2004 уч.гг).

ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА


Замысел проекта школы социокультурного самоопределения выстраивается на следующих ценностных основаниях:

  1. человек как субъект воспитания:
  2. культура как среда, растящая и питающая личность;
  3. творчество как способ существования человека в культуре;
  4. общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности как культурное ядро содержания образования.

Основой замысла проекта движения к новой модели, основным ценностным ориентиром в деятельности педагогического коллектива является образ выпускника школы социокультурного самоопределения.
Наш выпускник - гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и на общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе и к окружающим, в позитивной Я-концепции и готовности к осознанному целенаправленному самосовершенствованию.
Успешная адаптация личности выпускника обеспечивается ее общекультурным развитием; достаточно высоким уровнем ее коммуникативной культуры. Такая личность обладает эмоциональной сферой, сформированной в соответствии с этнокультурными традициями и общечеловеческими ценностями, отличается творческим характером мышления, обнаруживающимся в коммуникативно целесообразной, индивидуально окрашенной речи, в творческой осмысленной стратегической деятельности.
Уточнение ценностных и целевых ориентиров движения школы, осмысление нового для нас образа нашего выпускника влечет за собой пересмотр образа профессиональной компетентности педагога, способного воспитать такого человека. Функция культурного развития человека, которое призвано обеспечить образование, имеет большое значение для определения культурных смыслов и специфики педагогической деятельности.

Педагогическая культура сегодня уже не сводится к культуре педагогического общения и профессиональной технологии. Современный педагог - это субъект культуры, самообразовывающийся и саморазвивающийся, человек, активно культивирующий у себя, благодаря рефлексии, свою индивидуальность, творческий потенциал и профессиональное мастерство, стремящийся занимать авторскую позицию в личной и профессиональной сферах, способный к расширению и преодолению пределов нормативной деятельности.
Общие представления о ценностных основаниях позволяют сформулировать ЦЕЛЬ деятельности школы: создание условий для эффективного самоопределения ребенка в социокультурном пространстве.
Предположения о совокупности оптимальных условий, которые могут быть созданы в педагогическом процессе для обеспечения эффективного самоопределения ребенка в социокультурном пространстве, содержатся в ГИПОТЕЗЕ исследования:
Педагогический процесс школы может стать фактором развития у ребенка способности к успешному социокультурному самоопределению, если в школе будут созданы условия для развития у детей способности к самоопределению и будет целенаправленно организована культурная среда, создающая многообразие зон развития и ситуацию их культурного выбора, что предполагает свободу ситуативного, социального и культурного самоопределения ребенка.
Цель и гипотеза опытно-экспериментальной работы позволяют выдвинуть две группы ЗАДАЧ, решение которых позволит обеспечить эффективное самоопределение ребенка в социокультурном пространстве.

  1. Развитие у учащихся способности к самоопределению:
  1. Создание условий для актуализации у детей потребности в самоопределении.
  2. Вооружение учащихся инструментами, способами, приемами самоопределения.
  3. Обеспечение возможности реальных актов самоопределения и приобретения позитивного опыта самостоятельного выбора ценностей, целей и средств собственной деятельности.

II. Создание социокультурного пространства самоопределения:
1.Создание культурной среды обучения и преподавания с помощью культуроемких технологий и многообразия качественных средств различных дисциплин гуманитарного и естественного знания, а также культурного компонента содержания всех учебных предметов.

  1. Создание культурной среды детской и подростковой самодеятельности, дополнительного образования, художественной жизни школы, среды личностного общения взрослых и детей.
  2. Развитие предметной культурной среды школы, в том числе дизайн-среды, среды художественного оформления.
  3. Совершенствование культурной среды семьи.
  4. Обеспечение ребенку помощи в самосовершенствовании культурной среды зоны саморазвития личности, внутреннего культурного пространства.
  5. Приведение системы управления в соответствие с обоснованными задачами и функциями школы.

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ деятельности школы социокультурного самоопределения:


1.Идея культуросообразности выражает тесную взаимосвязь между воспитанием и развитием ребенка как субъекта культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, национальные и региональные ценности, а отношение к ребенку - строиться, исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации (Е.В.Бондаревская).

Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.
Реализация идеи культуросообразности предполагает переход от культуры полезности, оправдывающей прагматический подход к человеку, его оценивание, осуждение и т.п., к культуре достоинства, свято чтящей ценности индивидуальности, развития, творчества, понимающей и прощающей человека (по А.Г.Асмолову).
2. Идея выбора. Осознанный выбор ценностей, целей и средств своей деятельности является сущностью самоопределения, поэтому предоставление ребенку возможностей выбора в самых различных ситуациях играет роль важнейшего условия для актуализации потребности и развития навыков самоопределения. А организация рефлексии оснований и последствий выборов станет инструментом постепенного перехода к более высоким пространствам самоопределения (от ситуативного через социальное, культурное к экзистенциальному) и овладению все более сложным типом жизненной активности (по В.К.Зарецкому, Р.Г.Каменскому)

  1. Идея саморазвития. Основной целью, механизмом и результатом педагогического процесса является собственная активность личности, включение ее в этот процесс в качестве субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъективных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии, критичности, креативности и др. Соответственно педагогическое управление развитием ребенка осуществляется в формах педагогической помощи и поддержки, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.
  2. Идея творчества как способа развития человека; как способности к преодолению и расширению пределов нормативной деятельности; как формы реализации субъективности личности.
  3. Идея игры как свободной деятельности, востребующей личностные функции человека, создающей особое творческое, эвристическое, партнерское состояние деятельности.
  4. Идея успеха как важнейшего условия формирования позитивной Я-концепции личности, фактора, обеспечивающего восхождение по лестнице личных достижений каждому субъекту педагогического процесса.

ЭТАПЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Этап Сроки Прогнозируемые педагогические результаты Прогнозируемые научно-методические
продукты
Переходный 1999-2000 уч.год Теоретическая, методическая и психологическая готовность педагогов к реализации идей эксперимента. Субъектная позиция учащихся по отношению к идеям и методам эксперимента. Готовность родителей к обновлению способов взаимодействия с детьми и школой. Модель содержания образования школы социокультурного самоопределения (уровни: от учебного плана до учебно-методического материала). Микроисследования по проблеме эксперимента.
Этап реализации новой модели 2000-2001 - 2002-2003 уч.годы Повышение эффективности социальной интеграции учащихся, развитие способности к самоопределению, расширение общей культуры, развитие креативности, повышение степени интеллектуального развития. Алгоритмы конструирования календарно-тематического плана и плана урока на основе личностно ориентированного, мыследеятельностного, задачного, феноменологического и интегративно-гуманитарного подходов. Календарно-тематические планы и планы-конспекты открытых уроков, сконструированные на этой основе. Видеотека уроков школы социокультурного самоопределения. Обобщенная модель конструирования индивидуальной воспитательной технологии на основе современных подходов. Образовательные программы по предметам школьного компонента. Контрольно-диагностические задания для стимулирования и диагностики интеллектуального развития
Этап обобщения итогов 2003-04 уч.год Развитие способности к эффективному социокультурному самоопределению по все более высоким нормам. Отчет по итогам опытно-экспериментальной работы, публикации, выступления на конференциях и семинарах, методические рекомендации.

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


В основу педагогического процесса школы социокультурного самоопределения положен личностно ориентированный подход. Личностно ориентированное образование - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей (Е.В.Бондаревская).

Принципиальное отличие личностно ориентированного образования от других подходов подчеркнутая ориентация на развитие тех сторон человеческой личности, которые составляют специфичность человека, то есть способностей строить самого себя и свою судьбу, быть причиняющей силой своей жизни и истории, того, что в гуманитарной психологии называют субъективностью, самостью и т.п.
Именно развитая субъективность лежит в основе способности к осознанному эффективному самоопределению человека в различных пространствах ситуативном, культурном, социальном, экзистенциальном. В этой связи основным условием развития способности к самоопределению становится развитие субъективности личности: широкой общей культуры и способности к ее самостоятельному обогащению, ценностного самопознания и постижения мира, рефлексивности, креативности, критичности, вненаходимости и т.п.
Субъективности нельзя научить, она запускается, реализуется, упражняется и развивается только в тех ситуациях, где она востребуется. Именно поэтому основным педагогическим инструментом для нас становится методика виртуальной субъективности: создание ситуаций, востребующих к жизни субъективность ребенка. Поскольку основной меткой таких ситуаций является субъектная позиция ребенка, ревизия под таким углом зрения существующих педагогических методик и технологий позволяет определить веер педагогических средств, адекватных поставленным задачам: технологии, основанные на выборе, договоре, проектные технологии, диалоговые и дискурсивные, исследовательские и эвристические, технологии творческой деятельности, классных собраний, имитационных игр и т.д.

Кроме того, такой подход становится инструментом для проектирования индивидуальных педагогических технологий развития способности к самоопределению.



Содержание раздела