d9e5a92d

Специальные организационные структуры в инновационной деятельности

Так в американской фирме "Monitor and Control Devision " проектные отделы располагаются полукругом вокруг производственных участков. Традиционно же все проектные и технологические подразделения располагают в административном здании рядом с плановыми, бухгалтерскими, снабженческими и сбытовыми подразделениями.
5- й этап. Организация рабочего места
Рабочее место научного работника и проектировщика является элементарной частью структуры организации.
В современном менеджменте понятие рабочее место является комплексным и включает следующие составляющие:
- трудовая деятельность, выполняемая на данном рабочем месте;
- зона трудовой деятельности (рабочее пространство).
Проектирование и организация рабочего места начинается с анализа
трудовой деятельности по следующим направлениям:
- административное;
- профессиональное;
- психологическое.
При административном анализе рабочего места определяется положение работника в структуре и системе управления предприятия, его взаимоотношения с другими подразделениями и сотрудниками, его права, обязанности и ответственность, график и режим работы. Административная составляющая рабочего места определяется такими документами, как Должностная инструкция, Контракт, Распорядок рабочего дня.
При профессиональном анализе рабочего места определяется совокупность его функций и задач (см. этап 3), профессиональные связи в общей технологической цепочке с другими сотрудниками и подразделениями. Кроме того, в профессиональную составляющую входит система требований к тем качествам человека, которые обеспечивают выполнение этих функций и задач: пол, возраст, здоровье, образование, практические навыки, опыт, квалификация, специализация работника.
Рабочими документами, отражающими профессиональную составляющую рабочего места являются Должностная инструкция (функции и задачи), Профессиограмма, документы, содержащие описание рабочих процессов.
При психологическом анализе РМ определяются требования к психологическим, психофизиологическим, социальным, культурным и другим качествам человека. При этом необходимо выделить главные и второстепенные требования, а также характеристики, которые могут привести к отрицательным результатам (нежелательные).

Основным документом при этом является Психограмма. Следует отметить, что профессиональные качества работника во многом проистекают из его психологических качеств.

Таким образом некоторые психологические качества могут быть включены в профессиограмму или это может быть один объединенный документ.
Вторая составляющая системы рабочее место - рабочее пространство.
Рабочее пространство - это часть производственного помещения, оснащенная необходимыми средствами труда (оборудованием и оргтехникой) и обеспечивающая необходимые физиологические и экологические условия труда. Основанием для построения рабочего пространства являются трудовые функции, процессы, выполняемые на данном рабочем месте; тип и общая организация производства; характер труда.

Таким образом, рабочие места являются специализированными по профессиям.
Так, рабочее место исследователя входит в состав стационарной или передвижной лаборатории и включает экспериментальное оборудование, рабочие столы, оснащенные такими средствами труда, как ЭВМ, средства измерения, другие приборы (паяльники, лабораторная посуда и т.д.), документация для фиксации результатов исследований - лабораторные журналы, формуляры, акты и т.п., оборудование для подготовки рабочих процессов - мойки, сжатый воздух, пар и т.д.
Рабочее место проектировщика включает рабочий стол, чертежный прибор, канцелярские принадлежности, стеллажи для хранения необходимой документации. Обязательным современным оборудованием рабочего места проектировщика является ЭВМ, принтер, графопостроитель, сканер, ксерокс.

Причем ЭВМ, оснащенная соответствующими программными средствами разработки, обработки и хранения информации, позволяет перейти к автоматизированному рабочему месту (АРМ) проектировщика.
Как рабочее место исследователя, так и проектировщика должно быть обеспечено соответствующим освещением, оборудованием для кондиционирования воздуха.
Площади, отведенные под рабочие места, должны обеспечивать необходимую комфортность труда. Так, по рекомендациям специалистов, требуемая для научного работника и проектировщика площадь составляет не менее 5 кв. м. при высоте помещения не менее 3.2. кв. м. При объеме помещения, где на одного работника приходится менее 20 куб. м., должна быть предусмотрена принудительная вентиляция.

Уровень шума не должен превышать 85 дБ, но благоприятным для творческой деятельности считается уровень шума не более 50 дБ. Уровень освещения на рабочем столе лампами дневного света должен быть равен 750 - 800 л, включая 500 л от местного источника света.

Специальные организационные структуры в инновационной деятельности



Интрапренерство как вид инновационной деятельности
Интрапренерство - это организация внутрифирменных рискованных предприятий. Этот неологизм образован из двух слов -
"антрепренерство" - предпринимательство и "интра" - внутренний. Интрапренерство является разновидностью венчурного
предпринимательства.
Цель интрапренерства - стимулирование творческой инновационнопредпринимательской деятельности на внутрифирменном уровне. В случае успеха интрапренерства инновация переносится на всю фирму в целом.
Характерные черты интрапренерства:
- свобода в распоряжении финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами;
- самостоятельный выход на рынок;
- принятие на себя части риска;
- распоряжение частью прибыли от удачной реализации проекта.
Ключевое лицо - интрапренер, то есть предприниматель, действующий внутри корпорации как владелец собственной малой фирмы. В случае успеха инновационной деятельности и распространения инновации на всю корпорацию интрапренер получает возможность должностного роста.

Это является для него дополнительным стимулом.
Некоторые корпорации разрешают выпускать интрапренерам собственные акции и распространять их внутри корпорации. Купившие эти акции работники, таким образом, берут на себя часть риска и имеют право на часть дохода проекта в случае его удачи.
Внутрифирменные инновационные предприятия (на Западе такое предприятие носит название start-up) являются привлекательными и для инвесторов, так как, во-первых, им гарантируется то, что их инвестиции будут использованы целенаправленно, во-вторых, они ожидают получение большей прибыли.
Венчурные фирмы
Малые фирмы, работающие в основном в наукоемких отраслях: производство программного обеспечения, электронное и точное машиностроение, биотехнологии, химия, лекарственные препараты, относятся к фирмам - новаторам и фирмам - пионерам, используют в своей деятельности венчурный капитал.
Результатом деятельности венчурных фирм стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, ксерография, кинескоп, турбореактивный двигатель и многое другое.
Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры, которые отличаются очень высокой целевой активностью, высокой компетентностью и профессионализмом.
В некоторых случаях венчурные фирмы создаются как временные проектные структуры.
Фирмы спин-офф
Фирмы спин-офф это малые инновационные фирмы, которые организуются с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений, полученных в ходе выполнения крупных негражданских проектов - военных, космических.
В отличие от венчурных фирм здесь большую роль играет государственный сектор, который служит не только отправной точкой при организации таких фирм, но и оказывает значительную финансовую, организационную, информационную помощь.
Следует отметить, что по оценке организации экономического сотрудничества и развития в настоящее время на долю малых фирм в промышленно развитых странах приходится 10-20 % всех новшеств, хотя доля их в расходах на инновации составляет 4- 5 %.
В целом более 50 % из инновационных малых предприятий занимаются проектированием новой техники, 40 % - разработкой
программных средств. Каждое четвертое малое инновационное предприятие осуществляет консультирование в области научнотехнической деятельности.
В 1995 - 1996 гг. в отрасли Наука и научное обслуживание в России функционировало соответственно 48 и 46 малых инновационных предприятий. Их доля в общем объеме выполненных работ составляла 39,2 и 38,8 %.
Инжиниринговые фирмы
Инжиниринговые фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками с одной стороны, и между разработками и производством - с другой.
Инжиниринговая деятельность связана:
- с экспертизой и оценкой объектов промышленной интеллектуальной собственности - изобретений, промышленных образцов, ноу-хау с точки зрения их практической реализуемости, коммерческой эффективности;
- с созданием инновационных проектов, направленных на промышленную реализацию научно-технических новшеств;
- с организацией производственных процессов на предприятии, внедряющем новшество.
Инжиниринговые фирмы осуществляют, как консалтинг по вышеперечисленным направлениям, так и выполняют практическую работу.
Бизнес- инкубаторы
Цель функционирования бизнес-инкубаторов - обеспечение эффективной инкубации (выращивания) предпринимателей, создание малых фирм.
Каждый клиент бизнес-инкубатора проходит в своем развитии ряд стадий:
- собеседование;
- тестирование;
- оценку инновационного замысла или бизнес-проекта;
- консультирование и/или составление бизнес-проекта и других документов;
- начало работ по бизнес-проекту;
- освоение бизнес-проекта;
- выход из инкубатора.
Срок пребывания клиента в бизнес-инкубаторе - от 1 до 2,5 лет.
Существует две формы участия в бизнес-инкубаторе -действительная и ассоциативная. Вторая форма в отличие от первой предусматривает свободное пользование всеми предоставляемыми инкубатором услугами без размещения фирмы непосредственно на территории бизнес-инкубатора.
Юридической основой взаимоотношений бизнес-инкубатора и его членов является договор, определяющий права и обязанности сторон, финансовые отношения, сроки пребывания клиента в бизнес-инкубаторе. За каждую услугу клиенту выписывается чек. После выхода из бизнес-инкубатора в течение 1,5 - 2 лет финансовая задолженность должна быть погашена.

Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены отчисления из прибыли в пользу бизнес-инкубатора (как правило, не более 5 %), который предприниматель выплачивает в течение 3 - 5 лет после выхода.
В России сложились три основных модели бизнес-инкубаторов.
Первый тип сформировался при технопарках, где они функционируют как основное ядро. Такие бизнес-инкубаторы действуют на базе наукоемкого производства, высоких технологий.
Второй тип бизнес-инкубаторов ориентирован на предпринимателей, связанных в основном с производством товаров народного потребления, с оказанием различных ремонтных и сервисных услуг.
Третий тип - региональные бизнес-инкубаторы, созданные для решения хозяйственных проблем с учетом региональных приоритетов. Большая роль в их деятельности отводится решению социальных проблем.
Технопарк
Технопарк - инновационная организация, главной целью которой является превращение результатов научно-технических работ в новые конкурентоспособные товары и услуги, резкое сокращение инновационного цикла от идеи до товара. Эта цель достигается за счет "инкубации" - выращивания малых и средних инновационных фирм на базе какого-либо вуза или научного учреждения. Для достижения главной цели технопарк решает следующие основные задачи:
- организационное, правовое, информационное, экономическое консультирование и содействие развитию малых инновационных фирм;
- организация служб коллективного пользования для маркетинговой, рекламной, издательской, внешнеэкономической деятельности, лицензирования, сертификации, патентования;
- поиск источников финансирования;
- создание совместных предприятий в различных областях инновационной деятельности;
- проведение выставок, семинаров, конференций;
- подготовка и переподготовка специалистов;
- реализация торговой и посреднической деятельности.
Недостатки и опасности такого вида организации инновационной
деятельности:
- опасность превращения технопарка в инкубатор "отходов" вузовской и отраслевой науки;
- опасность превращения технопарка в региональный торговый дом, в случае если будут отсутствовать другие источники финансирования, кроме коммерческих;
- опасность потери управляемости в случае разрастания технопарка.
В России технопарки образуются с 1990 г. По данным 1996 г. их было более 60. Все образовались без государственного вклада и без налоговых льгот. В состав этих технопарков входило более 780 малых инновационных фирм. Работали 10 тыс. человек.

Произведено 710 видов наукоемкой продукции. Реализовано 850 инновационных проектов.

Объем инновационной деятельности оценивается в 32 млрд руб., в том числе 6,5 млрд приходится на внешнеэкономические операции.
Японский вариант технопарков - технополисы
Технополисы создаются только решениями центральной власти. Правительственная программа развития технополисов была принята в 1983 г. При этом учитывались не только научно-технические и экономические аспекты, но и территориальное расположение, и площадь.

Программа предусматривает ряд налоговых льгот, субсидии.
Финансирование технополиса осуществляется следующим образом: 50 % средств на функционирование технополиса выделяется через местную префектуру, 30 % поступает из регионального бюджета, 10 % выделяет правительство, 10 % поступает от ассоциаций, корпораций, частных лиц.
Научно-финансово промышленные группы (НФПГ)
Основной целью создания НФПГ являются интеграция и активизация интеллектуальных, информационных, материальнотехнических и финансовых ресурсов для развития научно-технического потенциала региона и страны в целом.
Участниками НФПГ могут быть:
- научные и научно-образовательные учреждения;
- финансовые группы, банки;
- региональная администрация;
- промышленные предприятия.
Задачи НФПГ:
- конкурсный отбор инновационных проектов;
- вложение реальных инвестиций в наиболее перспективные инновационные проекты;
- организация совместной производственной и коммерческой деятельности участников НФПГ;
- создание новых рабочих мест, как важнейшая социальная задача;
- финансирование НИОКР.
Принципы работы НФПГ:
- добровольное объединение исполнителей проекта и интеграция их ресурсов на взаимовыгодной основе;
- программно-целевая деятельность;
- многоканальное финансирование проектов;
- максимальная экономическая эффективность.

Координация инновационной деятельности

Особенностью инновационной деятельности является ее значительное разнообразие. Как отмечает американский экономист Джеймс Братт: "Инновационный процесс - единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, управление, предпринимательство".
Таким образом, при разработке реализации инновационного процесса принимают участие работники различных специальностей, квалификации, культуры. Этим и определяется сложность координации инновационной деятельности.
По некоторым оценкам, доля рабочего времени в цикле создания образца новой техники не превышает 20-25 %. Остальное время уходит на согласование и увязку, разрешение возникающих проблем. Таким образом, повышение эффективности координации приводит к снижению длительности инновационного цикла и к повышению доходности инновации.
Существует три "переломных" точки в инновационном процессе, где необходима эффективная координация - переход от науки к проектированию, переход от проектирования к производству нового продукта и переход от производства к сбыту.
Кроме того, в инновационной деятельности предприятия необходимо скоординировать работу участников двух неграничащих между собою фаз - фазы разработки и фазы сбыта, то есть разработчиков с одной стороны и менеджеров по сбыту - с другой. Это связано с тем, что представления о том, какой должен быть инновационный продукт разработчика и менеджера по сбыту чаще всего не совпадают.

Особенно это касается радикальных инноваций, необходимость и преимущество которых менеджеры по сбыту не могут воспринять и оценить.
Это утверждение подтверждается результатами опроса 175 руководителей НИОКР, проходивших повышение квалификации в Бредфордском университете. Отвечая на вопрос: Что вы считаете главным препятствием для нововведений в вашей компании?, 72% опрошенных отметили характер взаимоотношений с подразделениями маркетинга и сбыта.

Аналогичные опросы, проводимые среди руководителей подразделений маркетинга, обучавшихся там же, показали, что их деятельность ориентирована в первую очередь на потребителей, то есть вне компании.
Общая схема критических переломных точек, где необходима эффективная координация, представлена на рис.4.12.
Можно выделить следующие методы координации:
- создание специальных координирующих структур - советов, комитетов, в которые входят представители подразделений, принимающих участие на разных фазах инновационного процесса;
- создание системы референтов и консультантов;
- полная доступность рабочей информации. Создание системы отчетов, то есть документов, отражающих результаты работы подразделений в установленных "контрольных точках". Доступность, открытость этих отчетов для менеджеров и ведущих специалистов всех подразделений;
- высокая интенсивность плановых коммуникаций;
- поощрение высшим руководством неплановых неформальных коммуникаций;
- стажировки и ротация. Например, конструктор может некоторое время поработать в службах сбыта и маркетинга;
- участие персонала в завершении или начале смежной фазы. Например, представители производственных цехов (представители фазы производства) участвуют в изготовлении опытных образцов нового изделия (фаза НИОКР) или представители опытноконструкторского бюро (представители фазы НИОКР) участвуют во внедрении нового изделия в цехах серийного производства;
- трансферт передового опыта;
- обучение смежным профессиям.

Контроль в инновационной деятельности

Контроль в инновационной деятельности приобретает особое значение в связи с высокими рисками.
Перед началом инновационной деятельности на этапе предварительного контроля определяются количественные и качественные показатели всех видов имеющихся у предприятия ресурсов, необходимых для осуществления инновационного проекта, а также стандарты и нормы будущей деятельности.
Оценка и анализ полученной информации должны дать ответы на вопросы - возможно ли начать инновационный процесс, какие дополнительные ресурсы необходимы, сможет ли организация обеспечить необходимое качество проектных работ.
В ходе текущей деятельности очень важен стратегический контроль над расходованием ресурсов (учет затрат) путем сопоставления запланированных затрат с фактическими. Перерасход ресурсов частое явление для инновационной деятельности, в некоторых случаях это приводит к значительному недополучению запланированной прибыли.
Кроме того, в ходе текущей деятельности за счет обратной связи осуществляется оценка совпадений ожидаемых результатов с реальными. И если при простом воспроизводственном процессе в случае несовпадений ожиданий и реальности обычно производят корректировку текущей деятельности, то при инновационном процессе часто приходится корректировать ранее принятые нормы и стандарты.
Следующей особенностью контроля инновационного процесса является его всесторонний критический анализ результатов, включающий обсуждение всех возникающих проблем. Результатом такого критического анализа может быть существенное изменение направления проектных работ или даже их полное прекращение.
Для обеспечения всестороннего критического анализа результатов необходимо хорошо отлаженное информационное обеспечение руководства о результатах инновационной деятельности, иногда вплоть до мелочей. Как показывает практика, в инновационном процессе мелочный просчет может сыграть роль "слабого звена" и вызвать цепную реакцию, ведущую к краху всей системы.
При текущем контроле осуществляется оценка трех аспектов реализации проекта:
- Время - проект должен быть выполнен в установленные сроки.
- Стоимость - должен быть выдержан бюджет проекта.
- Качество - должны быть выдержаны установленные характеристики проекта.
Еще одна особенность контроля в инновационной деятельности заключается в том, что особое значение имеет контроль на стыках фаз инновационного процесса при передаче результатов с одной фазы на другую. При этом каждая фаза инновационного процесса начинается с предварительного контроля и заканчивается итоговым контролем (рис. 4.13).

Для осуществления итогового контроля организуется приемная комиссия, в которую должны входить представители от обеих фаз -передающей и принимающей. Например, при передаче проектной
документации в производство обязательно должен быть организован контроль документации с участием в нем представителей цехов.
Контроль на стыках фаз (или как еще говорят в контрольных точках) должен быть комплексным - финансовый контроль, технический контроль, контроль соблюдения сроков, контроль документации
Общий итоговый контроль результатов проекта завершается сдачей проекта заказчику и закрытием договора.
При итоговом контроле, как правило, проводятся испытания с целью оценки достижения установленных в договоре (в техническом задании) технико-экономических показателей разработки. В случае если эти условия не соблюдаются, то выявляются расхождения, их причины и разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных расхождений.
При итоговом контроле также осуществляется проверка финансовой отчетности, которая относится к отчетности заказчика и организаций-исполнителей.
Проверка финансовой отчетности включает: проверку выписки счета-фактуры на весь объем завершенных работ, согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами; проверку наличия документации по изменениям; контроль суммы удержании, произведенных заказчиком.



Рис. 4.13. Схема видов контроля инновационного проекта
Проверка финансовой отчетности исполнителя включает: проверку платежей поставщикам и соисполнителям; соответствие суммы заказов
закупкам по накладным поставщиков; поиск просроченных платежей поставщику; подтверждение соответствующих удержаний.
Еще одним элементом итогового контроля при сдаче инновационного объекта заказчику может быть паспортизация. Для ее осуществления заказчику предъявляются соответствующие документы, характеризующие качество материалов, процессов, самой продукции.

Управление персоналом в инновационной деятельности

Состав персонала

Специфическими для инновационной деятельности по сравнению с традиционной являются такие группы работников, как:
- научный руководящий персонал;
- научные работники;
- научно-технический и научно-вспомогательный персонал;
- технические специалисты - разработчики по различным профессиям и специальностям (конструкторы, технологи, программисты, электрики и т.д.).
В номенклатуру должностей научных работников входят: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник.
Научные работники классифицируются по специальностям, соответствующим 23 отраслям науки - физико-математические, химические, экономические, технические и т.д.
Распределение научных работников по уровню квалификации образует квалификационную структуру. В качестве показателей квалификации используются официальные ученые степени - кандидат наук, доктор наук и звания - доцент, профессор, член-корреспондент РАН и т.п.).
В последние годы в российской статистике науки выделяют персонал, занятый НИР.



Содержание раздела