d9e5a92d

Рынок капитала (инвестиций)

Оно выходит из строя порой через несколько лет эксплуатации изделия совершенно неожиданно для всех, в том числе и для его разработчиков.
В связи с этим следует отметить, что особенностью российской наукоемкой продукции по сравнению с зарубежной является ее низкая цена при достаточно хорошей надежности. Так, например, стоимость нашего оборудования для большинства видов промышленности составляет 30 % от стоимости западного, а качество не намного хуже.

Конкурентоспособность российской инновационной продукции определяет также ее хорошая ремонтопригодность, в частности за счет оригинальных и простых конструкторских решений.

Рынок капитала (инвестиций)

Основными факторами развития рынка капитала являются:
- макроэкономическая политика;
- объем приватизации;
- налоговая политика;
- развитие финансового сектора;
- рыночное ценообразование;
- информационные технологии;
- законодательство.
Теоретически отечественные предприятия могут использовать следующие источники финансирования:
- федеральный и региональный бюджет;
- участие в инвестиционных конкурсах Минэкономики РФ и отраслевых министерств;
- льготные государственные кредиты;
- конверсионные кредиты для научно-технических и
производственных предприятий оборонного комплекса;
- финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т.д.) в виде банковских кредитов, заемных средств, выручаемых от размещения на фондовых рынках ценных бумаг предприятия;
- иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
- средства национальных и зарубежных научных фондов;
- частные накопления физических лиц;
- собственные средства предприятия (самофинансирование) из фонда развития фирмы, из накопленного амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений, из собственного капитала предприятия, помещенного в уставной фонд (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
Существуют и другие источники финансирования, например, такие как коммерческий кредит поставщиков сырья и ресурсов, лизинг оборудования, получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки).
В США фундаментальная наука более чем на 80% финансируется государством. НИОКР же на 70 - 85% финансируются частным сектором.
В России по закону доля науки в расходах бюджета должна составлять 4%. Фактически же она составляла: 1997 г. - 2,88 %, 1998 г. - 2,23 %, 1999 г. - 2,02 %, 2000 г. - 1,85 %.
Группировка финансовых ресурсов в зависимости от их вида и источника формирования представлена на рис. 3.5.



Рис. 3.5. Группировка финансовых ресурсов инновационной деятельности предприятия
В настоящее время в России государственные источники финансирования резко сокращаются. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также научные работы федерального значения некоммерческого характера и работы, связанные с национальной безопасностью. Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе. Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

Кроме того, постановлением правительства от 26.08.95 г. 827 был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который финансирует инновационные проекты на возвратной основе. В постановлении Правительства о создании этого фонда говорится, что финансовые средства, предназначенные для фонда, будут выделяться отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5 % от государственных централизованных капитальных вложений.
Большое значение в настоящее время придается инновационному финансированию за счет привлечения негосударственных источников. К таким фондам относятся Российский фонд технологического развития (РФТР) и фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФСМП).

Средства РФТР образуются из 1,5 % отчислений от себестоимости реализованной продукции промышленных предприятий в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.
Тем не менее, вопросы финансирования остаются основной проблемой российской инновационной деятельности. Зачастую инвестирование научных организаций происходит из-за рубежа.

Так Новосибирский институт ядерной физики СО РАН три четверти бюджета формирует за счет продажи ускорителей зарубежным фирмам.


В области инвестиционной поддержки научных достижений значительный опыт накоплен в США. В этой стране специальный государственный орган на первом этапе организует отбор перспективных научных разработок, требующих доводки для внедрения в производство. Авторы каждого проекта, победившего в конкурсе, получают для продолжения исследований 65 тыс. долл.

На следующем этапе через год с учетом полученных результатов проводится повторный конкурсный отбор более узкого круга разработок и для их завершения выделяется по 120 тыс. долл. На третьем этапе государство оказывает помощь в привлечении частных структур для реализации лучших научных достижений в производстве.

В итоге инновационный цикл значительно ускоряется.
Об уровне инвестиций в науку США говорит такой факт - одна только корпорация General Motors в 1997 г. израсходовала больше чем такие страны как Нидерланды, Швеция, Австралия.
В инновационной деятельности большое значение имеют следующие виды инвестиций:
1. ) по времени - долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится три - пять лет и более.
2. ) по объекту вложения - инвестиции в физические активы и в нематериальные активы.
Инвестиции в физические активы (реальные инвестиции) - это финансовые вложения в здания и сооружения, новое оборудование, машины со сроком службы более одного года.
Инвестиции в нематериальные активы - это приобретение патентов, лицензий, товарных знаков, обучение персонала.
Реальные инвестиции по степени доходности можно разделить на две группы - пассивные и активные.
Пассивные инвестиции обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей фирмы за счет замены изношенного оборудования, подготовки нового персонала, взамен уволившихся сотрудников и т.д.
Инвестиции в инновации являются активными инвестициями, так как обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми уровнями за счет внедрения инноваций.
Большое значение в инновационной деятельности имеют венчурные инвестиции. Название венчурный происходит от английского venture -рискованное предприятие или начинание.
История возникновения венчурного бизнеса такова. К 60-м г. в США заметно снизилась эффективность НИОКР. Свыше 90% НИОКР поглощали крупные исследовательские организации, а инноваций они создавали значительно меньше, чем мелкие фирмы и независимые изобретатели.

Причиной этого были консерватизм, бюрократизм фирм -гигантов, их громоздкость и "неповоротливость ". Официальные исследования Национального научного фонда США показали, что мелким инновационным бизнесом создавалось в 24 раза больше нововведений, чем крупным в расчете на каждый затраченный доллар. С этого времени государство начинает поддерживать малый инновационный (рисковый, венчурный) бизнес.
Первый венчурный фонд, сформированный американским инвестором Артуром Роком в 1961 г., был размером всего 5 миллионов. Результаты работы венчурного фонда оказались ошеломляющими: Рок, израсходовав всего три миллиона, через непродолжительное время вернул вкладчикам фонда почти девяносто.
Успехи венчурного бизнеса впечатляющи - "Ксерокс", "Полароид", "Интел ", "Эплл компьютерс " - примеры наиболее успешных венчур.
Один из основателей института венчурного инвестирования американец Том Перкинс вспоминал: Деньги, которые мы делали, на самом деле являлись побочным продуктом, ... нами двигало желание создавать успешные компании, находящиеся на острие удара, развивающие изумительные новые технологии, которым предстояло перевернуть мир.
В настоящее время малый инновационный бизнес в высокотехнологичных отраслях США (до 500 чел.) охватывает 24 % занятых в этой сфере, увеличивая занятость на 8,3 % ежегодно по сравнению с 3,5 % в крупных фирмах.
Пионером венчурной индустрии в Европе стала Великобритания -старейший и наиболее мощный мировой финансовый центр. В 1979 году общий объем венчурных инвестиций в этой стране составлял всего 20 миллионов английских фунтов, а уже через 8 лет, в 1987 году, эта сумма составила 6 миллиардов фунтов. За истекшее десятилетие венчурный бизнес в Европе аккумулировал 46 миллиардов ECU долгосрочного капитала, и в настоящее время количество проинвестированных частных компаний составляет около двухсот тысяч.

В 1996 году в этом инвестиционном бизнесе трудилось более 3.000 профессиональных менеджеров и инвесторов. В 20 странах Европы насчитывалось 500 венчурных фондов и компаний.

Рекордным для Европы стал именно этот год. Объем инвестиций достиг отметки 6,8 миллиардов ECU. Суммарный объем капиталов новых фондов, влившихся в венчурный бизнес в этом году, составил 7,9 миллиардов ECU, что почти в два раза превысило уровень 1995 г.
Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРД). Региональные Венчурные Фонды (РВФ), число которых составляет 10, были образованы в 10 различных регионах России. Одновременно с ЕБРД другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами.

В 1997 году 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в Санкт-Петербурге. По данным Financial Times, на сентябрь 1997 г. в России действовали 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $1,6 млрд.

Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей.
Институт венчурного предпринимательства состоит из двух компонентов - венчурного капитала и венчурных фирм. Венчурный капитал представляет собой личные или корпоративные финансовые ресурсы внешних инвесторов, которые пожелали принять на себя ответственность за высокую степень инновационного риска в обмен на высокие доходы. Финансовые ресурсы внешних инвесторов сливаются в венчурный фонд.

Основатель венчурного фонда - венчурный капиталист является посредником между коллективными инвесторами и венчурной фирмой.
Обычно западные инвесторы ожидают увеличения своего капитала за срок 3 - 5 лет в 6 - 7 раз против первоначальных затрат. В США в настоящее время существует около 700 венчурных фондов.
Венчурные фирмы заняты созданием инноваций. Они подают заявки и предоставляют бизнес-планы в венчурные фонды.

Окончательное решение о вложении инвестиций в ту или иную венчурную фирму принимает инвестиционный комитет, представляющий интересы инвесторов.
Венчурные инвесторы могут принимать участие в управлении венчурной фирмой, это дает им возможность контролировать денежные потоки инновационного процесса и исключить возможность нецелевого использования вложенных средств.
Венчурный капитал в корне отличается от бюджетного финансирования и банковского кредитования. Суть его - финансирование не организаций, а их идей и людей - носителей этих идей.

Финансовые ресурсы вкладываются в инновационный проект беспроцентно, а прибыль образуется за счет реализации проекта. Причем эта прибыль может в несколько раз превосходить банковский процент.

Венчурные инвестиции могут быть как в портфельной форме - путем покупки и продажи акций фирм-новаторов, фирм-пионеров, так и в форме реальных инвестиций в конкретный инновационный проект.
Инвестор не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового), за исключением финансового. Все перечисленные риски несет на себе венчурная фирма и ее менеджеры.

При этом, еще одним предпочтением венчурного инвестора является принадлежность контрольного пакета менеджерам фирмы. Имея у себя контрольный пакет, они сохраняют все стимулы для активного участия в развитии бизнеса.

Если венчурная фирма, в период нахождения в ней в качестве совладельца и партнера венчурного инвестора добивается успеха, то есть если ее стоимость в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз по сравнению с первоначальной, до инвестиций, риски обеих сторон оказываются оправданными и все получают соответствующее вознаграждение. Если же фирма не оправдывает ожидание венчурного инвестора, то он может полностью потерять свои деньги (в том случае, когда фирма объявляет себя банкротом), либо, в лучшем случае, вернуть вложенные средства, не получив никакой прибыли.
Несколько слов следует сказать о соотношении инвестиций по фазам инновационного процесса.
Г.М. Добров предложил рациональные соотношения стоимостных затрат между фазами инновационного процесса, имеющие квадратичные зависимости от фазы к фазе:
- фундаментальная наука - 2 0;
- прикладная наука - 2 2;
- разработка - 2 4;
- освоение в производстве - 2 8.
Аналитические исследования структуры затрат на инновационную деятельность в США, ЕС, Японии показывают, что затраты на фундаментальную науку составляют в два раза меньше, чем на прикладную. И затраты на прикладную науку - в два раза меньше, чем на внедрение в производство.

Государственная политика в инновационной деятельности

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала.

Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.
Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза Фундаментальная наука. Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль.

Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:
- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны. В зарубежных странах до 90 % экономического роста
достигается за счет научно-технического прогресса, тогда как в России - менее 5 %. (в 1990 эта доля доходила до 65 %);
- обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
- повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
- укрепление безопасности и обороноспособности страны;
- улучшение экологической обстановки;
- сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные
цели, являются:
- свобода научного и научно-технического творчества;
- правовая охрана интеллектуальной собственности;
- интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития. Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии: в отличие от европейских стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.
- стимулирование деловой активности в научной и научнотехнической деятельности;
- развитие международного научного сотрудничества.
В 1979 г. конгресс США принял Национальный акт о научнотехнических инновациях", в котором говорилось, что научно-технические инновации - центральный вопрос экономического, экологического и социального процветания США. Инновационная стратегия была призвана уменьшить торговый дефицит, выиграть конкуренцию на мировом рынке, стабилизировать курс доллара. В ФРГ также на государственном уровне было подтверждено, что инновации являются основным средством борьбы со всеми социальными болезнями.

В 40-50 гг. стратегическое направление на инновации было характерно для отдельных фирм, в 70-80 гг. - становится экономической политикой целых наций, государственной политикой развитых стран.
В конце 80-х годов на Западе получила развитие концепция критических технологий. Критические технологии - приоритетные направления, имеющие наибольшее влияние на социально-экономическое развитие страны. К ним, например, относятся - атомная энергетика, информационно-телекоммуникационные системы, генная инженерия, технологии глубокой переработки горно-рудного и техногенного сырья.

Эти научные направления пользуются наибольшей поддержкой государства.
В России на государственном уровне в 1995 г. были также определены приоритетные направления научно-технического развития страны: информатизация (телекоммуникация, электроника,
информационные технологии), энергетика, природные ресурсы и их глубокая переработка, биотехнологии, новые материалы и химические продукт, транспорт.
При обеспечении поддержки инновационной деятельности государства различных стран придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:
- стратегия активного вмешательства;
- стратегия децентрализованного регулирования;
- смешанная стратегия.
Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).
Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).
В России в области государственной поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом по следующим причинам:
- провал политики конверсии военного производства привел к значительному сокращению военной инновационной деятельности при
отсутствии значительного наращивания на оборонных предприятиях инновационной деятельности по продуктам гражданского назначения;
- невозможность найти применения своим изобретениям и "ноу хау", низкий уровень жизни привел к массовому явлению "утечки мозгов" за границу.
- невыделение государством средств на патентование изобретений, приводит к снижению поданых заявок на патенты. В то же время в СССР доходы от продажи лицензий составляли порядка 500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 -5 млн долл.
- отсутствие продуманной налоговой политики, стимулирующей инновационную деятельность предприятий, является причиной низкой инновационной активности предприятий;
- постепенное снижение активности фундаментальной и прикладной науки.
Тем не менее, государство в тяжелых условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для поддержки научнотехнической и инновационной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок установлены масштабы государственного финансирования НИОКР гражданского назначения в размере 3 % расходов федерального бюджета. Постановлением РФ от 26 января 1995 г. осуществляется государственная поддержка ведущих научных школ РФ путем предоставления безвозмездных целевых субсидий (грантов).

В 1995 г. таким образом были поддержаны около 54 тыс. ученых РФ.
Государство применяет и некоторые меры косвенного регулирования инновационной деятельности через налоговые льготы, через ускоренную амортизацию основных фондов. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей.
В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:
- Отдел науки и образования аппарата президента.
- Совет по научно-технической политике при Президенте РФ.
- Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию.
- Комитет Госдумы по образованию, культуре, науке.
- Департамент науки, образования и высоких технологий в аппарате правительства РФ.
- Миннауки РФ.
Управление научно-технической деятельностью государство
осуществляет через государственные и федеральные научно-технические
программы. Например, в РАН сформировано 18 программ фундаментальных исследований, направленных на изучение проблем общей физики и астрономии, ядерной физики, энергетики и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные фазы инновационного процесса. Раскройте их содержание, отметьте особенности.
2. С чем связано включение в инновационный процесс таких фаз, как маркетинг и инвестирование? В каких случаях включаются фазы потребление (эксплуатация) и ликвидация инновации?

Приведите примеры.
3. Назовите три рынка инновационной деятельности и раскройте их взаимосвязь.
4. Опишите рынок интеллектуального продукта: основной субъект рынка, виды интеллектуальной собственности.
5. Раскройте содержание понятий открытие и изобретение. Какие виды изобретений вам известны?

Что не считается изобретением?
6. Какие документы охраняют приоритет автора на открытие и изобретение? Выделите особенности этих документов.
7. Что такое полезная модель? В чем отличие полезной модели от изобретения?

Как закрепляется право собственности на полезную модель?
8. Что такое промышленный образец и ноу-хау, товарный знак (знак обслуживания)?
9. С использованием какой формы осуществляется торговля на рынке интеллектуального продукта? Кто является посредниками между продавцом и покупателем?
10. Назовите виды лицензий.

Укажите их особенности.
11. Какие существуют основные виды оплаты на рынке интеллектуальной собственности?
12. В состав каких активов предприятия входят объекты интеллектуальной собственности?

Как производится их оценка и учитывается износ?
13. Что понимается под рынком инноваций?

Назовите факторы успеха на данном рынке.
14. Какие виды рисков характерны для рынка инноваций?

В чем их особенности?
15.Что является товаром на рынке капитала? Назовите основные факторы развития этого рынка.
16.Перечислите основные источники инвестирования инновационной деятельности. Оцените возможность их использования производственными предприятиями в современной российской экономике.
17. Что представляет собой венчурное инвестирование?

Существует ли оно в настоящее время в России?
18. Почему инновационная деятельность нуждается в государственной поддержке?

К какой фазе это относится более всего?
19. Какие цели преследует государство, оказывая поддержку
фундаментальной и прикладной науке? Какие принципы оно при этом использует?



Содержание раздела