d9e5a92d

Философия и психология проектирования

Ценность метода аналогии в том, что позволяет переносить знания, полученные об одном объекте на другой.
В основе аналогии лежит сравнение. Но сравнение это также самостоятельный метод.

Он устанавливает не только сходство, но и различие объектов, явлений, процессов. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще объектам, а это, в свою очередь, позволяет установить закономерности и законы.
Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям:
- сравниваемые объекты должны иметь определенную объективную общность - общая сущность, общие законы, структуры, общее функционирование и развитие и т. д.;
- сравнение должно производиться по существенным свойствам.
Для наиболее эффективного использования метода сравнения имеет
первостепенное значение понимание того, что сравниваемые свойства находятся в движении и развитии. Это позволяет выявить качественные изменения, появление новых существенных свойств, закономерностей их развития.
Измерение в отличие от сравнения является более точным методом исследований. Измерение - есть процедура определения количественного значения свойств исследуемого объекта.

Важнейшим показателем качества измерения является его точность, которая главным образом определяется возможностями измерительных приборов. Для измерения также важен учет движения объекта в координатах - время, пространство, развитие.
Классификация - важный теоретический метод исследования, который позволяет из множества данных выделить отдельные классы по различным основаниям:
- по наличию и отсутствию каких-либо признаков;
- по видоизменению признака.
Особым вариантом классификации является типология. Типология -группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом.
Разновидностью классификации является стратификация. Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном явлении, то есть зависимостей особого рода.

Например, в исследовании качества управления предприятия такими стратами могут быть его внешняя и внутренняя среда, технические средства, человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.
Описание - специфический метод получения эмпирикотеоретического знания. Его сущность - в систематизации данных, полученных в результате исследования.

Данные при этом формализуются, то есть выражаются на языке определенной науки в форме таблиц, схем, графиков, функциональных зависимостей и других обозначений.
Общий процесс экспериментального исследования с помощью системы общенаучных методов представлен на рис. 6.2.



Рис. 6.2. Система общенаучных методов
Кроме общих методов научного исследования существуют специфические методы, которые присущи той или иной предметной области - биологии, химии, технике, экономике и т.д.

Философия и психология проектирования

Результаты научных исследований должны дать материал для проектирования. Под проектированием понимается процесс составления описания, необходимого для создания еще не существующего объекта.
Основными метапроцедурами проектирования являются - принятие проектного решения, преобразование и отображение модели объекта.
Под проектным решением понимается промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для рассмотрения и определения дальнейшего направления проектирования или его окончания.
Проектирование - это сложнейший вид интеллектуальной деятельности человека, являющейся сочетанием науки и искусства. С точки зрения науки проектирование опирается на обобщенные и систематизированные знания.

Но оно также неразрывно связано с творчеством, вдохновением и поиском нестандартных решений. При этом историческое развитие методов проектирования в той или иной предметной области приводит к освоению и формализации действий,
считавшихся творческими, но неизбежно раскрываются новые горизонты и новые неисследованные области, и возникают новые задачи, требующие творческого подхода.
Проектирование можно рассматривать как субъективную форму отражения объективного мира, направленного в будущее. Здесь важны такие категории как субъект и объект проектирования; познавательный образ; ощущение, восприятие, представление, воображение и интуиция; целеполагание; ценность и потребность.
Субъектом проектирования может являться отдельный человек, коллектив, искусственный интеллект. В любом случае субъект является системой, выполняющей комплекс работ от постановки целей до конечной разработки модели объекта проектирования в различном виде - знаковом, графическом, компьютерном, материально-вещественном.
Объект проектирования в отличие от объекта познания еще не существует, однако он воспринимается субъектом как реальный, динамичный и развивающийся. Это происходит через систему познавательных образов.


Познавательные образы формируются благодаря таким элементам чувственного познания человека, как ощущение, восприятие и представление.
Ощущение - отражение мозгом человека свойств, предметов или явлений объективного мира, действующих на его органы чувств.
Восприятие - отражение мозгом человека предметов и явлений в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в настоящее время. Путем восприятия формируется первичный образ предмета или явления.
Представление - вторичный образ предмета или явления, который в данный момент времени не действует на органы чувств. Представления -это следы прошлого восприятия.
Для создания познавательного образа необходимо не только чувственное, но и рациональное познание, использующее абстрактное мышление - индукцию, дедукцию, анализ, синтез, композицию, декомпозицию и т.д. Благодаря им формируются новые вторичные образы, существующие только в сознании человека.

Здесь важнейшей становится такая способность человека, как воображение, то есть формирование наглядных образов ненаблюдаемых явлений. Воображаемым образам присущи метафорность, многозначность.

Они содержат большой смысловой материал в свернутом виде.
Особенность воображения в отличие от логического мышления в том, что оно позволяет видеть целое раньше частей. На основе этого возможен переход к интуитивному решению, когда внезапно и бессознательно проявляется целостный образ объекта, содержащий нужное решение, отвечающее поставленным целям. Интуитивный синтез объекта позволяет опустить многие звенья логического размышления.

Кроме того, он обязательно содержит чувственную составляющую. Одним из проявлений чувственной интуиции оказывается способность человека к эмпатии, к вживанию в роль проектируемого объекта.
Интуитивное прозрение во многом определяется ранее поставленными целями и принятыми ценностями, которые сознательно и подсознательно определяют направления поиска и формирования проектных решений. Цели и ценности впрямую связаны с потребностями, которые и обуславливают начало проектных работ и определяют цели проектирования, варианты проектных решений и выбор окончательного решения.

Управление творческими процессами

Классификация методов творческого мышления

Знание общенаучных, эвристических методов мышления, методов активизации творчества необходимо менеджеру по двум причинам. Во-первых, менеджер по инновациям управляет творческими коллективами ученых и разработчиков.

Во-вторых, сам характер деятельности менеджера требует применения вышеперечисленных методов.
В настоящее время существует множество различных приемов и методов, так или иначе организующих творческий процесс. Определяющим фактором в выборе конкретных методов является уровень решаемой проблемы, тип инновации по степени радикальности. Модификационные инновации заключаются в основном в целевом приспособлении, рекомбинации, рационализации изделий или процессов и, соответственно, могут решаться методами, основанными на операциях логического мышления. Но, к сожалению, на практике чаще всего, как показывает статистика, они решаются методом проб и ошибок, который был выделен в умственной деятельности человека американскими психологами-бихевиористами.

Однако если на низших уровнях преобразований и нововведений число проб и ошибок, согласно статистическим данным, необходимых для принятия правильных решений, измеряется десятками и сотнями, то на последующих уровнях, которые соответствуют изобретениям и открытиям, их может быть тысячи, десятки тысяч и миллионы от уровня к уровню. В связи с этим возможно либо каким-нибудь образом стимулировать процесс создания всевозможных новых решений (проб), либо научиться различными способами выделять из множества всех вариантов подмножество наиболее верных.
Системный подход к творческим процессам позволяет
классифицировать эвристические методы по различным признакам:
1. По признаку количество - качество" (интенсивные -экстенсивные методы):
- методы генерации количества вариантов всевозможных решений;
- методы, позволяющие на первых же этапах творческой деятельности определить направления, ведущие к правильному решению.
2. По степени формализации:
- неформализованные эвристические приемы и методы, состоящие из набора эвристик;
- частично формализованные приемы и методы, часть операций в которых описана в виде алгоритмов;
- полностью формализованные приемы и методы - алгоритмы.
3. По степени использования левого или правого полушария:
- рационально-логические;
- иррационально-интуитивные.

Общая технология творческого процесса

Процессный подход в менеджменте позволяет разработать общую технологию творческого процесса вне зависимости от предметной области исследования и проектирования:
1. Подготовительный этап:
- формирование творческой рабочей группы;
- определение: объектов исследования; проблем; целей, задач, условий; критериев решения задач, достижения целей.
2. Исследовательский этап:
- поиск и сбор данных, фактов;
- их измерение, предварительная оценка по критерию
релевантности информации;
- их идентификация, систематизация, классификация, описание;
- постоянный пересмотр в ходе сбора и анализа информации проблем, целей и задач.
3. Аналитический этап:
- углубленный анализ, детальное системное изучение свойств, функций объекта исследования, отношений его элементов;
- описание фактов на естественном, математическом, специальном языке, в виде таблиц и матриц (матрицы элементов, матрицы функций, таблиц диагностики недостатков, противоречий, конфликтов);
- выявление шаблонов, штампов, барьеров,
ограничивающих направление поиска решений;
- выбор эвристических методов, позволяющих ускорить
творческий процесс;
4. Творческий этап:
- применение общенаучных и логических методов (аналогии, анализа и синтеза, композиции, декомпозиции, абстрагирования, конкретизация и т.д.), методов активизации творчества для генерации новых знаний вначале в виде идей, затем в более проработанном виде;
- оценка новых знаний, приводящая либо к выявлению верного решения, либо к фрустации - разочарованию. Фрустация - важный фактор на данной стадии процесса, она позволяет сузить поле возможных направлений, хотя психологически истощает человека;
- создание базы данных по найденным решениям проблемы.
5. Этап инкубации. В случае если проблема остается нерешенной и постоянные разочарования, при обнаружении ложных направлений поиска, угнетают или полностью останавливают творческий процесс, то переходят к этапу инкубации. Проблема оставляется в подсознании, в то время как человек занимается другими делами.

За это время слабеют эмоциональное напряжение и торможение новым идеям, подсознание же продолжает процесс поиска решений и зачастую внезапно всплывает новое решение - наступает момент инсайта " - озарения.
6. Принятие окончательного решения. Устанавливаются критерии
(технические, экономические, социальные, психологические,
экологические, юридические, демографические, организационные и т.д.) выбора оптимального решения из множества имеющихся. Проводится системный анализ всех имеющихся вариантов решений и выбирается оптимальное.
На аналитическом этапе решения проблем очень важно выделить психологические барьеры (стереотипы, шаблоны, буфера), сужающие направления поиска до тривиальных решений или до тупиков:
- фиксированность на терминах, сохраняющих в условиях проблемы старое содержание, от которого необходимо оторваться;
- фиксированность на функциях, когда за объектом закрепляется определенная функция, что мешает взглянуть на объект по-новому;
- механизм повышенной оценки одних объектов, явлений, решений, вследствие традиции или, потому что ранее они приводили к
удаче, и недооценки других объектов, явлений, решений, которые могут оказаться определяющими в данной проблемной ситуации;
- одностороннее рассмотрение проблемы, исключающее все возможные аспекты как в решаемой предметной области, так и в смежной с ней. Так, проблема, определенная как техническая, может решаться организационными методами и наоборот.

Приемы и методы мышления

Многообразие методов мышления позволяет творческому работнику, будь то ученый или проектировщик, получать хорошие результаты. Проблема состоит в умении пользоваться этими методами, целенаправленно применять их на разных фазах творческого процесса.
Рационально-логические эвристические методы мышления
Логические мыслительные операции, которые полностью находятся в сфере нашего сознания, являются базой для построения многих эвристических методов творчества. Основным энергетическим ресурсом элементарных мыслительных операций являются такие черты психики человека, как внимание и степень фиксированности внимания -сосредоточение.

Материал для элементарных мыслительных процессов предоставляет непосредственное наблюдение и ощущения, а также память в виде представлений.
К методам логического мышления относятся:
1. Дедукция - выведение следствия из одного или нескольких утверждений (посылок), переход от общего к частному.
Примеры дедукции:
- Одиссей размышляет, проезжая мимо острова сирен: Всякий, кто услышит пение этих птиц, неизбежно погибает. Мы будем находиться на таком расстоянии от острова, что пение будет хорошо слышно.

Следовательно, нашему кораблю грозит опасность...
- Все металлы электропроводны. Гелий не электропроводен - он не металл.
Другими словами существует некоторое множество с определенными признаками. Операция дедукции определяет - входит или нет объект мышления в данное множество по тем или иным признакам.
2. Индукция на основе частных (конкретных) утверждений построение общих умозаключений от частного к общему, от фактов, наблюдений - к общим выводам.
Пример индукции - Земля вращается вокруг Солнца по эллипсу; Меркурий, Марс, Венера, Юпитер ... Вывод - все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по эллипсам.
Существенным в этих операциях является то, что нельзя полностью отождествлять дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию -с переходом от частного к общему. Дедукция - это логический переход от одной истины к другой, индукция - переход от достоверного знания (от фактов) к вероятному. Дедукция играет особую роль в обоснованности утверждений: если рассматриваемое положение логически следует из уже установленных положений, оно обоснованно и приемлемо в той же мере, что и последние.

Это - собственно логический способ обоснования утверждений, использующий чистое рассуждение и не требующий обращения к наблюдению, интуиции и тд. Индукция - основа нашего знания.

Она не гарантирует его истинности и обоснованности, но она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым рождает в той или иной степени достоверные знания.
3. Анализ - процесс мысленного разделения объекта на части.
4. Синтез - процесс воссоединения целого из частей.
Анализ и синтез представляют единство противоположностей. В практике менеджера эти методы мышления занимают особое место, так как особенно часто ему приходится заниматься деструктуризацией и реструктуризацией - разделением исследуемого объекта (процесса, проблемы, информации) на части и воссоединением принципиально, качественно нового объекта из этих частей.

На основе анализа и синтеза получаются новые знания, новые объекты. Анализ и синтез позволяют отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому, классифицировать предметы и явления.
5. Методы сравнения и аналогии также используются для генерации нового. Ценность аналогии, как отмечалось выше, в том, что позволяет переносить знания, полученные об одном объекте, на другой объект с той или иной степенью вероятности.

Большое значение в творческом процессе имеет аналогия отношений, способная установить неограниченное число признаков сходства между самыми отдаленными областями. При умелом управлении такая аналогия может стать приемом образования абсолютно новых идей.

Однако умозаключение по аналогии не дает достоверных знаний.
6. Обобщение - это определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.
7. Абстрагирование - это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и явлений, выделение некоторых свойств, интересующих ученого. Ярким примером абстрактного объекта является идеальный газ, который используется как модель газа в физике, термодинамике и т.д.
7. Воображение также является методом мышления, как уже отмечалось выше. Но его трудно отнести к рациональным или иррациональным методам.

Так выделяют три вида воображения: логическое (выводит будущее из настоящего путем вышеописанных методов логического мышления); критическое (ищет в объектах исследования несовершенство); творческое (рождает принципиально новые объекты, не имеющие прообразов в реальности).
Вторую группу рационально-логических методов составляют методы диалектического мышления. Во-первых, диалектическое мышление рассматривает исследуемый объект системно, то есть со всех его сторон, во взаимосвязи всех его частей.

Во-вторых, при таком рассмотрении необходимо учитывать изменения, происходящие в объекте, его развитие. В-третьих, в объекте необходимо выявить несоответствия, противоположности и противоречия в функционировании и развитии. Более того, согласно диалектике, очень важно в творческом процессе понимание единства и борьбы противоположностей, их взаимных превращений. Это позволяет познавать явления во времени, видеть тенденции перехода положительного в отрицательное, стимула в тормоз; дает возможность прогнозировать события.

Диалектическое мышление -основа многих алгоритмических методов творчества.
Эвристические методы
К иррациональным эвристическим методам относится, прежде всего, интуиция. Если вышеперечисленные рациональные методы мышления поддаются описанию, алгоритмизации и, следовательно, управлению, то интуиция - нет. Интуицию определяют как прямое усмотрение истины, решения поставленной проблемы без всякого рассуждения и доказательства. Интуиция находится в сфере подсознания, для нее характерны неосознанность, неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность.

Результатом интуитивного творческого акта является озарение - инсайт, дающее мгновенный ответ.
Аргентинский философ М. Бунге: Интуиция - это коллекция хлама, куда мы сваливаем все интеллектуальные механизмы, о которых не знаем, как их точно проанализировать или даже назвать, либо такие, название или наименование которых нас не интересует.
Французский математик и философ А. Пуанкаре: Посредством логики доказывают, посредством интуиции изобретают.
Хотя нередко интуицию противопоставляют логике, инсайт невозможен без предварительного накопления фактов и их анализа - и подсознанию нужен рабочий материал. Интуитивное решение требует проверки логикой, зачастую оно не является достоверным.
Существует ряд способов, которые стимулируют интуицию:
- групповой способ - мозговой штурм, который выделяется как самостоятельный;
- способ инкубации, при котором внимание переключается на другую сферу деятельности на некоторое, порой весьма значительное время;
- персональный способ, который состоит в том, что перед сном формулируется проблема, утром же при первых признаках пробуждения, пока еще сознание не овладело полностью мозгом, внимание возвращается к данной проблеме, возможна интуитивная подсказка ее решения;
- развитие воображения, которое в свою очередь стимулирует интуицию.
К эвристическим методам относят также методы активизации творчества, которые включают:
1. Метод мозгового штурма. Был предложен А. Осборном (США) в 40-х гг.

Создаются две группы людей, в первую включаются люди различных специальностей, способные генерировать идеи, во вторую -склонные к критическому анализу.
Определяются проблема и правила генерирования идей:
- любая критика и вынесение суждения по высказанной идее не допускаются;
- активность каждого участника в генерировании идей;
- свобода высказывания мыслей при объявлении идеи;
- желательно, чтобы идеи одного подхватывались другими;
- регламент высказывания идеи - одна минута.
- общая продолжительность штурма - около одного часа.
Все высказывания стенографируются или записываются на магнитофон. При поиске решений данным методом рекомендуется, чтобы члены группы не были лично заинтересованы в результатах решений.

При этом они не обязаны быть специалистами по данной проблеме, но должны иметь общее представление.
Данный метод является неформализованным, он увеличивает число вариантов решений (проб и ошибок), стимулирует интуицию людей и, кроме того, благодаря принципу синергизма происходит умножение не только количества, но и качества решений.
2. Метод синектики. Предложен американским ученым У. Гордоном, который приступил к исследованиям в области творческих процессов в 1944 г. в Гарвардском университете, наблюдая за группами работающих над решениями проблем.

В 1960 г. он основал компанию Синектикс Инкорпорэйтед, работа которой была основана на применении разработанных им приемов активизации творчества.
В основу метода синектики положен мозговой штурм, но штурм ведется группой профессионалов, которые постоянно накапливают опыт решения задач данным способом. Основное отличие метода синектики от метода мозгового штурма заключается в использовании четырех стимулирующих приемов, основанных на аналогии:
- прямая аналогия - анализ путей решения задачи, похожей на данную, в других областях;
- личная аналогия (эмпатия) - попытка войти в образ данного объекта и оценка ситуации с этой точки зрения;
- символическая аналогия - краткое лингвистическое определение сути задачи (обычно из двух слов), то есть это поэтический отклик на проблему - сжатый, образный, противоречивый, эмоциональный. Цель - обнаружить неясность, противоречие, разрушить психологический барьер;
Примеры: прочность - принудительная целостность, пламя -видимая теплота, храповой механизм - надежная прерывистость.
- фантастическая аналогия - решение задачи фантастическим методом.
Данный метод является также не формализованным, он предлагает лишь набор эвристик и стимулирует групповую динамику, направленную на количество и качество решений. Метод, кроме того, требует специального обучения участников и наличия ведущего - опытного специалиста в области синектики.
3. Метод Дельфи. Был разработан сотрудниками американской фирмы Рэнд корпорейшн О. Холмером, Т. Гордоном и др. Цель метода -получить согласованную информацию высокой степени достоверности от группы экспертов.

В отличие от метода мозгового штурма участники не взаимодействуют друг с другом, прямые дискуссии заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов. Это делается с целью устранения взаимовлияния, конформизма, конфликтов и неприязни.

Считается, что метод Дельфи наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по отдельным ее составляющим.
Технология проведения экспертизы по методу Дельфи:
- формирование постоянной рабочей группы, обеспечивающей сбор и обобщение мнений экспертов;
- выбор необходимого для исследования количества и состава экспертов;
- составление анкеты, в которой указывается не сама проблема, но относящиеся к ней основные и вспомогательные вопросы;
- проведение опросов экспертов по определенной методике и с использованием специальных бланков;
- обобщение экспертных заключений и выдача рекомендаций по исследуемой проблеме.
Методика проведения опросов имеет следующие особенности:
- вопросы формулируются таким образом, что ответы на них давались в количественной форме, обычно как рейтинг представленных вариантов;
- после первой статистической обработки ответов экспертов получаются обобщенные ответы, которые объединяются в три группы -по 25 % самых высоких и самых низких оценок и 50 % средних оценок. Эти результаты рассылаются каждому эксперту для повторного рассмотрения и уточнения заключения, особенно по оценкам, выходящим за величину принятого 50 %-го размаха, если эксперт сочтет это необходимым.

Обычно на практике достаточно трех этапов получения хорошо согласованных оценок экспертов.
4. Морфологический анализ. Предложен швейцарским ученым Цвикки.

Он основан на логических операциях анализа и синтеза, является частично формализованным и увеличивает число возможных решений.
Согласно данному методу:
- формулируется цель, например, - создать новую конструкцию изделия;
- проводится анализ объекта проектирования и выделяются несколько его функциональных подсистем (используется логическая операция И);
- для каждой из функциональных подсистем определяются варианты ее исполнения (используется логическая операция ИЛИ);
- составляется таблица, в строках которой находятся варианты исполнения функциональных подсистем объекта проектирования, а столбец Варианты решения представляет собой конструктивные решения объекта, как комбинации вариантов исполнения.
- проводятся анализ и оценка вариантов решений.
Если в объекте выделены три функциональных подсистемы, по которым проводится анализ, и каждая подсистема имеет два исполнения, то общее число возможных вариантов решений равно 2x2x2 = 8. Часть из них уже известны, часть нежелательны, а некоторые являются новыми.
На практике число вариантов решений может достигать сотни тысяч комбинаций. В этом случае для создания таких комбинаций и их предварительного отбора по тем или иным критериям используют специальное программное обеспечение.
5. Ассоциативные методы. Являются простыми и в некоторых случаях весьма эффективными.

К таким методам относятся методы каталога (Ф. Кунце), фокальных объектов (Ч.

Вайтинг), гирлянд случайностей и ассоциаций (Г.Я. Буш).

Например, при использовании метода фокальных объектов к проектируемому объекту добавляются свойства каких-то случайных объектов.
6. Метод контрольных вопросов. Является достаточно простым, доступным и широко применяется в Европе и Америке, где по разным видам деятельности составляются экспертами перечни вопросов в виде алгоритмов или как множество случайных вопросов.

Цель - обеспечить наиболее полный обзор проблемы и возможных путей ее решения, дать алгоритм решения проблемы, помочь обойти стереотипы, дать возможность взглянуть на проблему по другому.
7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Вышеперечисленные методы с успехом применяются в менеджменте, в науке и технике.

ТРИЗ же является методом, разработанным для решения технических задач. Это полностью формализованный метод, который еще называется Алгоритм решения изобретательских задач.

Он был разработан советским изобретателем и писателем Генрихом Альтшуллером в шестидесятых годах.
Основные черты ТРИЗ заключаются в следующем:
- строгое использование законов развития технических систем, что позволяет резко сократить число направлений поиска;
- системный анализ технического объекта-системы;
- создание идеального образа проектируемый технической системы как главной цели поиска;
- выявление противоречий в технической системе, как источник ее развития и совершенствования;
- наличие обширной базы данных об изобретательских приемах и методах разрешения противоречий, выявленных путем анализа больших массивов современной патентной информации;
- наличие средств и приемов активизации воображения и преодоления психической инерции (развитие творческого воображения).
По своей структуре ТРИЗ представляет собой программу последовательной обработки изобретательских задач. Решение задач начинают с определения идеального конечного результата.

Законы развития технических систем заложены в самой структуре программы или отражены в виде определенных операторов. С помощью этих операторов при решении изобретательских задач шаг за шагом выявляется техническое противоречие и определяется та часть технической системы, к которой она относится.

После этого применяются операторы, изменяющие выделенную часть системы и позволяющие устранить техническое противоречие путем перевода его в физическое противоречие и применения типовых приемов устранения физических противоречий. Приведем некоторые из них.
Приемы дробления и объединения (частей или операций). Например, пневматическая шина, состоящая из двенадцати независимых секций для повышения надежности.

Или наоборот, объединение двух шин в одном колесе также для повышения надежности.
Прием вынесения. При этом от объекта отделяется мешающая часть (свойство) или, наоборот, нужная часть (свойство).

Например, для отпугивания птиц от аэродромов воспроизводится с помощью магнитофона крик испуганной птицы.
Прием инверсии. При этом вместо действия используется противодействие.

Например, для испытания самолетов в аэродинамической трубе подается воздух, сам самолет неподвижен.
Прием универсальности. Объект выполняет разные функции, вследствие чего отпадает необходимость в других объектах.

Например, танкер, оборудованный нефтеперегонной установкой выполняет одновременно две функции - транспортирование и нефтеперегонка.
Прием самообслуживания. Объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции. Например, самозатачивающееся лезвие, у которого два слоя металла - мягкий и твердый.

Мягкий слой изнашивается быстрее, поэтому толщина лезвия остается постоянной.
8. Функционально-стоимостной анализ (ФСА).
Данный метод основывается на системном анализе. Является формализованным.

В настоящее время он нашел широкое распространение, особенно в связи с разработкой поддерживающих его программных средств.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

66. Опишите работу ученого, направленную на получение новых знаний.
67. Представьте основные методы научных исследований.
68.Опишите сущность такого умственного вида деятельности как проектирование.
69. Выделите основные группы методов, которые используются в творческих процессах.
70. Опишите общий алгоритм творческого процесса.
71. Какие логические мыслительные операции используют ученые, исследователи, творческие работники в своей деятельности?
72.Опишите основные эвристические методы творческой работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быков В.П. Методика проектирования объектов новой техники: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1990.
2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации - М.: Информационно - издательский дом Филинъ, 1997.
3. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989.
4. Григорьев Д.В., Григорьев В.С. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность - Пенза: Приволжский Дом знаний, 1996.
5. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие /под ред.П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э.

Миндели. - М.: Изд.Дом Цисн, 1998.
6. Инновационный менеджмент: Учебник для Вузов/ С. Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин, В.И. Кузнецов, А.В.

Бандурин, Н.Д. Ильенкова, В.С. Пудич, С. А. Смирнов; Под ред. С.Д.

Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
7. Ипатов М.И. Экономика, организация и планирование технической подготовки производства: Учеб. пособие для студентов маш. приборостороит. спец. вузов. / М.И. Ипатов, О.Г.

Туровец - М.: Высш. шк., 1987.
8. Крутов В.И. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов/ В.И. Крутов, И.М.

Грушко, В.В. Попов и др.; Под. ред. В.И. Крутова, В.В.

Попова. - М. Высш. шк, 1989.
9. Липсиц И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. / И.В. Липсиц, В.В.

Косов - М.: Издательство БЕК, 1996.
10. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ./Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф.

Пузыня. - М.: Экономика, 1989.
11. Хонгрен Ч.Т., Форстер Дж.

Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ./ Под ред. Я. Соколова. М.: Финансы и статистика,
1995.
12. Шумпетер Й. Теория экономического развития.

М.: Прогресс, 1982.
13. Яковлев А.П. Функционально-экономический анализ при рационализации и оценке новшеств: Монография /А.П.

Яковлев, В.И. Шишкин - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998.
190



Содержание раздела