d9e5a92d

ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЛЕМИКИ

Спор без целостной, единой темы со времен древних греков называется логомахией. (Можно считать это еще одной и весьма популярной разновидностью полемики). Логомахии противостоит содержательная (тематическая) полемика, которая, в свою очередь, подразделяется на научную, философскую, политическую, религиозную и пр.
Четкость формулировки темы и (плюс) строгость соблюдения процессуальных норм относят полемику к ее высшему, самому качественному разряду. Такая полемика может быть названа дискуссией.
Таким образом, ДИСКУССИЯ это тематическая и корректная по форме полемика. Тема зафиксирована не слишком четко, регламент нарушается СПОР.

Регламент не просто нарушается, а грубо попирается, чтобы побольнее, пообиднее уколоть соперника, оскорбить его и унизить СВАРА, самый низкий сорт полемики.

ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ ПОЛЕМИКИ

Мешающий работе разнобой, неразбериха в терминологии.
Нечеткость границ области аргументации, степень достоверности используемой информации, допустимость применения ее в качестве оснований аргументации.
Сомнительность опубликованных умозаключений и рассуждений, хотя бы из-за противоречащих здравому смыслу выводов.
Осознанность реальной проблемы и потребность изыскать средства ее преодоления.
Названы реальные причины возникновения полемики. Все они последовательно связаны с логическими, текстовыми компонентами спора.

Соответственно и цели полемики могут быть определены для каждого ее структурного элемента.
Полемика (дискуссия) ведется с целью наведения порядка в терминологическом аппарате.
Для определения круга аргументов, пригодных в деле подтверждения или, наоборот, опровержения выдвинутого тезиса; для установления степени достоверности аргументов.
Полемика призвана установить приемлемость умозаключений, ранг их логической корректности: отбросить софизмы.
Цель полемики достичь истины.
Древние под диалектикой понимали высшее философское искусство достижения истины в беседе, в полемике. Вот почему так редко в споре рождается истина. Спорить все горазды, а вот проявлять искусство, да к тому же философское, да из всех сортов высшее...

Не всегда получается, не каждому дано! Причины (и цели) полемики могут быть последовательно доопределены для каждого структурного компонента, к какому бы ярусу он ни относился. Для личностных составляющих причины и цели могут быть сформулированы так:
Для Я полемики:
внутренняя потребность вступить в поединок, невозможность снести, смолчать: желание продемонстрировать свои полемические возможности, поразит!) своим остроумием и эрудицией, самовыразиться, потренироваться в быстроте интеллектуальной реакции и в остроумии.
Для ТЫ полемики:
наличие разногласий, необходимость найти общий знаменатель отношений: желание убедить, переубедить ТЕБЯ, навязать собственную точку зрения, сделать своим сторонником, победить в словесном поединке. С сожалением добавим к названным совсем уже неблагородные цели: оскорбить, унизить, втоптать в грязь, словесно уничтожить.

Прискорбно, но реальные споры с такими низменными, хотя и ясно сознательными целями отнюдь не редкость.
Для АУДИТОРИИ:
причиной, вызвавшей полемику, могут оказаться клановые, партийные интересы, потребность завоевать массы, привлечь их на свою сторону. Давно осознано, что публичный спор это поединок не между пастырями, а за паству. О цели полемики на аудиторию можно сказать просто. Аудитория бывает двух родов: (невмешивающаяся) публика и (горячие) болельщики, готовые поддержать и даже подсказать.

Поэтому цель приаудиторной полемики такова: преврати публику в своих болельщиков.
Дискуссия может быть обязательным пунктом длительного социально значимого мероприятия. В таком случае запись протокола, соблюдение регламента приобретает самостоятельную ценность.

Дискуссия входит в сценарий защиты диссертации и нередко происходит именно потому (по причине), что включена в план единого действия. Цель? Оставить знак, след соблюдения требуемых процессуальных норм.

В кризисной, политически или экономически сложной ситуация противоборства сторон само появление третьего лица, вызвавшегося и достойного быть АРБИТРОМ, веская причина перейти к переговорам, к обмену словесными, а не танковыми ударами. Полемика, прямо ориентированная на третью сторону на судью, предполагает, что он, объективный и справедливый, разрешит сложившуюся неблагоприятную ситуацию, скажет, кто ближе к истине и кто чем должен поступиться ради благостного, взаимоприемлемого мира.

ТИПЫ ПОЛЕМИКИ

Было показано, что причины и цели полемики можно соотнести с каждым из выделенных элементов ее структуры. Эти элементы относятся к разным ярусам, к различным проекциям полемики. А проекций таких три.



Это обстоятельство позволяет выделить три обобщенных типа полемики.
Во-первых, это познавательная полемика, так или иначе ориентированная на логический, текстовой уровень. Познавательную полемику можно также назвать логической или диалектической (в смысле высшего философского искусства достижения истины).
Во-вторых, деловая полемика, направленная на достижение и фиксацию некоторого определенного, социально весомого результата. Таким результатом может быть коммюнике, договор, акт экспертизы, протокол совещания, соглашение, приговор.

Важно, что в этом акте должна быть отмечена общая цель взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир, устраивающее все стороны соглашение.
Другие важные названия этого типа полемики: дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская.
В третьих, это игровой (спортивный) тип полемики. Для него характерно, что на первый план выступают личностные мотивы.

Такая полемика подобна спортивному поединку, где достижение субъективных целей оказывается важнее истины и согласия. Такой тип диалога можно назвать эристическим.

Древние противопоставляли эристику диалектике, видя в ней умение, технику (может быть, все-таки искусство) добиваться в словесной дуэли личных целей и прежде всего (спортивной) победы над соперником.

ТЕОРИЯ ПОЛЕМИКИ

Не научность и тем менее наукообразность теории полемики желательны. Ощущается потребность в удобном, обозримом справочнике, содержащем сумму полезных и реализуемых советов по практическому ведению спора. Нечто подобное шахматной теории.

Разбор типовых приемов достижения целей, а также преднамеренных или случайных ошибок и ловушек, встречающихся в реальном процессе полемики.
Теория полемики должна содержать свод правил, своеобразный кодекс, соблюдение пунктов которого способствует повышению культуры спора. Представляется, что можно выделить четыре класса императивов, располагая их по степени общности. Для удобства сразу назовем все четыре уровня:
1. Общие принципы (любого) диалога.
2. Общие принципы полемики.
3. Принципы ведения стратегии полемики определенного типа.
4. Тактика полемики, характерная для каждого из типов.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛЕМИКИ

Уважение к собеседнику, терпимость к его мнению, соблюдение процессуальных норм, лояльность публики требования, общие для любого вида диалога. Верны они и для полемики, но не характеристичны для нее. Теперь мы приступаем к принципам нового уровня, специфичным именно для полемического диалога.

Эти требования в меньшей степени относятся к беседе, дебатам, совещаниям или вовсе не применимы к ним.
С другой стороны, общие принципы полемики верны для любого ее типа. Вот они: принцип демократизма (по отношению к собеседнику), объективности (арбитров), тщательности (отбора слов и выражений), недопустимости (ложных аргументов), выдержки и хладнокровия (субъектов полемики).

ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА

Люди отличаются друг от друга по физическим, социальным параметрам. Неодинаковость людей не упраздняется в иных вариантах диалога.

На совещаниях, заседаниях стороны, представляющие приоритетные сферы, имеют преимущества. В явной или скрытой форме их голоса приравниваются двум, а то и трем голосам представителей периферийных областей и проблем. Признаки неравенства могут проявиться даже в беседе (например, беседе родителя и ребенка, учителя и ученика, руководителя и подчиненного. В таких беседах заранее определен участник, имеющий больше прав на последнее слово, на истинное суждение).

А диалог между офицером и солдатом вообще жестко регламентируется: приказ командира закон для подчиненного. Диалог заведомо не симметричен.
Полемика самый демократичный вид диалога. Вступившие в полемический диалог добровольно отрекаются от всех своих внешних по отношению к спору преимуществ. Знания и логика рассуждений.

Ничего больше! Не следует, просто запрещено в интеллектуальном соперничестве проявлять любой вариант неравноправия с собеседником.
Демократизм полемики, закрепленный в соответствующем императиве, требует, чтобы в ходе спора проявления реального неравноправия оппонентов ни при каких ситуациях не превращались в аргументы, не предъявлялись как неоплаченные и неоплатные долги.
Принцип демократизма нарушается любым из большого набора недопустимых приемов.
Приказ
Да что я с тобой спорю, иди и делай, как приказано.
К силе.
Еще одно твое слово, и я не сдержусь, так и врежу
К городовому.
Согласишься ли повторить свой довод при маме (учительнице, городовом, сотруднике компетентных органов...). Прием особенно часто используемый и действенный.
Чтение в сердцах.
Ты бы со мной давно согласился, но должность (мундир, партийная принадлежность, клановая солидарность) не дает. Говорящий знает не только тему, но и внутренний мир соперника.

Какое уж тут равенство.
К опыту.
Поживи (поезди, мир посмотри, поучись, помучайся) с мое, тогда я тебя слушать стану... Сколько раз мы это слышали?

Скольким сами говорили?
Нарушение демократизма в цельном образе представлено в одном из монологов М. М. Жванецкого:
Не слушать собеседника, а разглядывать его... В самый острый момент попросить документы... легко перейти на ты... сказать: А вот это не твоего собачьего ума дело.
От Иван Ивановича.
Знакомство, близость к авторитетному лицу может быть использована и реально используется для достижения собственных целей. Даже в споре.
Довод гусей.
Имеются в виду гуси из басни Крылова, гуси, в арсенале доводов которых предки Рим спасли. Отметим, что в басне Ивана Андреевича указан и контрприем:
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.
Довод волка.
Продемонстрирован в другой басне И. А. Крылова с моралью у сильного всегда бессильный виноват. Суть этого приема в словах: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Нарушение принципа демократизма в полемике пример проявления так называемой готтентотской морали, девизом которой могут быть слова: что позволено Юпитеру, не позволено быку.
Но эта древняя поговорка имеет дуал: что позволено быку, не позволено Юпитеру. Аналогично и для случая попрания требования демократизма.

Практически все приведенные приемы имеют вывернутые дуалы.
Приказ.
Вы, конечно, можете мне приказать, и какой уж тут спор, когда я жду от вас не возражений равного партнера, а окрика начальства.
К силе.
Ну, ударь меня, ударь, прояви свою силушку. У меня от страха перед твоей физической мощью все доводы испаряются....
К городовому.
Если бы я не боялся твоей цидульки, обращенной к третьему лицу, к цензору, к карающему органу, я бы тебе ответил. И так далее.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ АРБИТРОВ

Третья сторона, арбитры, нужны лишь в случае противоборства, соперничества. Поскольку именно этот признак является характеризующим для полемики, все, что регламентирует отношение к арбитрам в диалоге, собственность теории полемики.
Арбитры тоже люди. Они могут принимать непосредственное участие в полемике, требовать дополнительной информации, уточнять рассуждения...

Могут они и сохранять молчание на всем протяжении полемики (телевизионные дискуссии, арбитры которых сами телезрители. От их мнения зависит общий итог словесной дуэли, но в его ход телезрители по техническим причинам вмешаться не могут).
Важно другое. Должны существовать два типа принципов: те, что регламентируют отношение самих участников к арбитрам, и те, что обязательны для арбитров. Эти требования относятся к различным уровням. Действительно, отношение участников к арбитрам меняется в зависимости от типа полемики.

Зато поведение арбитров должно быть единым и определяться объективностью. Это обстоятельство и зафиксировано в соответствующем принципе.

Принцип объективности арбитров требует, чтобы люди, случайно или закономерно оказавшиеся в этой роли, руководствовались общими, определяющими целями полемического поединка.
Нарушение этого императива осуществляется с помощью многочисленных модификаций приема подыгрывание (подсуживание). Этот прием не только добавляет баллы одной из сторон, но подрывает уверенность в своих силах, понижает энтузиазм и боевой настрой противной стороны.

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ ОТБОРА СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

Это требование двуединое. Во-первых, следует старательно выбирать слова, чтобы они в максимальной степени соответствовали собственной мысли. Это нелегко.

В самых серьезных диалогах можно услышать я не точно выразился..., попробую поточнее сформулировать свою мысль.
У принципа тщательно выбирай слова есть и другая сторона. Ясно выраженная мысль должна быть правильно понята. Идеально выраженная мысль не найдет своего адресата, если собеседники говорят на разных языках.

Случай с иностранцами доведенная почти до абсурда, но, в сущности, реальная ситуация. Каждый из нас проживает собственную жизнь, в многочисленных важнейших деталях совпадающую с жизнью других людей, и все же неповторимую.

Со своим специфическим жизненным опытом, строем мыслей, ассоциативным багажом и грузом предрассудков. Любое слово, кроме общепринятого, зафиксированного в словарях значения, для каждого из нас сопрягается с другими словами и мыслями и порядке, свойственном только для нас.

У одного слово кирпич ассоциируется с процессом производства этого предмета, у другого с его геометрической формой, у третьего с химическими и физическими свойствами, четвертый, глядя на кирпич, задумывается об исторических судьбах людей и предметов...
Слова это ниточка связи между партнерами или преграда между ними?
Отвечая на этот вопрос, можно очень долго громоздить аргументы, сталкивать авторитеты. Формулировка принципа тщательно... освобождает от необходимости спорить об этом. По существу, наш принцип реализует мысль Л. Н. Толстого: Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы это общение стало возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывалось у всех соответствующее понятие.

Многие софизмы и уловки представляют собой в различной степени сложную игру словами, значениями слов.
Формулировка тщательно выбирай слова (и выражения) равно подходит к любому типу полемики, но и на самом этом выражении можно продемонстрировать богатство оттенков значений. Для каждого типа полемики единая формулировка приобретает специфический смысл. В рамках познавательной полемики это требование означает двойное соответствие: собственным и чужим мыслям.

Ясно и понятно вот как произносится принцип тщательности для случая логической полемики.
По форме, по звучанию принцип остается прежним и для коммерческой полемики. Однако смысл этого требования теперь иной. Выбор слов определяется желанием, чтобы слова эти имели взаимоприемлемые значения и не содержали обидного оттенка.

Следует, в частности, остерегаться называть своих оппонентов, гордящихся ортодоксией, буквальной трактовкой какой-либо идеологии, догматиками. Это может их огорчить.

Не следует называть их правительство администрацией, а тем более хунтой или кликой.
Короче, как говорил оратор и учитель ораторов Квинтилиан, ...надлежит избегать слов срамных, гнусных и подлых. За подлые почитаются те, которые не соответствуют достоинству вещей, о коих мы говорим, или лиц, перед коими говорим.
Таким образом для процессуальной (деловой) полемики принцип тщательно выбирай слова приобретает вид приемлемо и не обидно. И для эристического спора формулировка принципа неизменна. Зато снова его интерпретация меняется.

Теперь тщательность отбора слов сродни аккуратности пристрелки оружия. Каждое слово должно разить противника.

Слова должны быть точны, но не столько по значению, сколько по употреблению, по попаданию в цель.
Слова пригодны к этому употреблению. Как будто специально для этого они наделены замечательными свойствами омонимии и синонимии.
Отметим наиболее частые уловки, построенные на использовании грамматических свойств слова.
Омоним.
Ученье, конечно, свет, только скорости у них разные. Слово свет омоним: оптическое излучение, имеющее скорость около 300 000 км/с; и синоним таким словам, как благо, добро, могущество.
Указатель.
Я имею в виду вот тот... да нет, с другой стороны... нет не этот, а тот, что справа. Да не для тебя справа, а для меня, вот тот, тот, в другой стороне, от окна в другой.
Слова-указатели:
тот, этот, справа, я, ты, с противоположной стороны... не имеют определенного значения и в полемике могу! легко ввести в заблуждение.
Идиома.
Первый певун и говорун деревни лежит в тесном гробу, набравши в рот воды. Набравши в рот воды идиома, целостное выражение, имеющее единое значение молча.

Но в неправильном употреблении получается разговор об утопленнике.
Контекст.
Почему это в соседней комнате так громко кричат?
Там разговаривают с Харьковом.
Что же они по телефону не могут говорить? С Харьковом
разговаривают, конечно же, но телефону. А вот оказалось, что кому-то
это не ясно. Мол, разговаривают и разговаривают, как обычно, только уж очень громко.
Интонация.
Заходи, дорогой, именно тебя мы и поджидаем, с такими словами могут не только расцеловать, но и зарезать. Слова-то одни, но интонация может быть такой, что заходить не захочется.

Есть люди, которые каждую фразу закавычивают в сложную интонационную оболочку.
Таких людей трудно понять: то ли на самом деле так думают, то ли прямо наоборот. Прием интонация при неумеренном исполнении, а такое случается часто, может не то чтобы надоесть, но нервировать, раздражать собеседника.

Это одна из уловок, к которым нужно отнестись с особой осторожностью, чтобы не перейти границу дозволенного.
Все предыдущие и им подобные уловки так или иначе построены на многозначности слов и выражений. А вот уловка синонимия.
Наш высокий, красивый, сильный, дисциплинированный разведчик, конечно же, не чета этой смазливой дылде, вымуштрованному бугаине их шпиону. Многие предметы и явления имеют различные, подчас противоположно окрашенные названия: одобрительно-поощрительные или негативно-уничижительные.

Опытный полемист всегда заботится, чтобы в диалоге была задействована выгодная ему окраска явления.

ЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ НЕДОПУСТИМЫ

Основания доказательства должны быть истинными. Для аргументации и полемики требование ослабляется: аргументы не должны быть откровенно ложными. Требование это общее для дискуссии любого типа. Однако для каждого из типов свой оттенок смысла общего императива.

Партнеры, соавторы по познавательной полемике не станут сознательно подсовывать друг другу заведомо недоброкачественные аргументы. Добровольно устранят они и обнаруженное противоречие в классе оснований. Ими будет отброшен и круг в рассуждениях. Использование гипотез в логическом диалоге будет своевременно ограничено правилами фиксации, обратной связи и последовательной верификации.

Но и в самом высокоумном споре случайно могут встретиться ошибки, когда ранее доказанная теорема представляется в статусе аксиомы.
Уловка цитата. Положение, обоснованное крупным специалистом, классиком, отныне преподносится как незыблемая догма, независящая от меняющихся обстоятельств. Это один из самых часто используемых приемов превращения действенного, творческого учения в молитвенник.

За истину в познавательном споре может быть принята и какая-то проекция этой истины.
Полуистина. В качестве примера использования этого приема может подойти древняя притча о трех слепых мудрецах, выражающих свое су суждение о слоне. Первый из них, ощупав ногу слона, сравнил его самого с огромной колонной.

Другой, подержав в руках хобот, столь же правомерно уподобил слона змее чудовищных размеров, третий, в руках у коего был хвост слона, не согласился ни с первым, ни со вторым. Каждый говорил правду, по для зрячих очевидна неполнота этой правды.
Экстраполяция. Оказывается неправомерным приемом в случае, когда действительно установленная в пауке истина неосторожно широко трактуется и провозглашается доказанной для объектов иной, хотя и близкой природы, для которой научный вывод перестает быть законом.

Отдельно отметим, что поле аргументации в случае полемики любого типа отнюдь не совпадает со всем классом известных человечеству истин, как это имеет место в случае доказательства. Самый добросовестный полемист может по тем или иным причинам не знать, выпустить из виду какой-то вполне надежно удостоверенный вывод науки. С другой стороны, он в силу личного опыта может благожелательно отнестись к положению, истинность которого не доказана или сомнительна. Обобщая, можно сказать, что сфера акргументации полемики представляет собой теоретико-множественное пересечение областей аргументации всех участников.

Это положение особенно важно, когда речь заходит о коммерческой (деловой) полемике. То, что хорошо известно одному, может быть неизвестно другому или воспринимается им с сомнением, с сожалением. Соперник отнюдь не расположен считать предложенное говорящим положение истинным и использовать его в роли аргумента.

Тот, которого один из полемистов считает классиком, не является авторитетным для другого. Еще не зная формулировки мысли, оппонент склонен считать ее заведомо ложной. Статьи конституции одного государства положения, подобные аксиомам для его граждан, вовсе не обязательны, а то и сомнительны или даже смехотворны для супостата. Даже положения науки, признанные и отмеченные соответствующими поощрениями в одной стране, могут пребывать в науке другой страны в статусе подозрительной гипотезы.

В полемике принципиальных соперников круг аргументов сужается. Этот круг может быть потенциально равен нулю.

Поэтому сохраняющийся и понятный призыв ЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ НЕДОПУСТИМЫ в деловой (коммерческой) полемике приобретает обновленный смысл.
Настойчиво ищи положения, равноприемлемые заинтересованными сторонами.
Фиксируй все случаи совпадения класса аргументов.
Отмечай все факты, признаваемые сторонами.
Не навязывай противнику привычные для тебя положения, которые он не склонен признавать истинными.
А что можно сказать об аргументации в эристическом поединке, когда спор состязание умов? Тут допустимы проверочные (провокационные) приемы, интеллектуальные финты, требующие от соперника острой критичности мышления, быстрой реакции.



Содержание раздела