d9e5a92d

Общий объем международных перевозок


Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в этих регионах составляет 9590 тыс. км, по которым ежегодно перевозится 16 млрд т грузов. Однако доля международных автомобильных перевозок составляет лишь 5%.

Наиболее крупные международные автоперевозчики Volvo, Mersedes, Man, DAF.
В 1997 г. объем российского рынка международных перевозок составил 5 млрд долл., причем доля зарубежных перевозчиков была в несколько раз больше, чем российских (см. табл. 6.12).
Таблица 6.12
Доля российских перевозчиков в общем объеме международных перевозок

Показатели
1990 г.
1992 г.
1994 г.
1996 г.
1997 г.
Общий объем международных перевозок, млн т
2,0

2,6

6,37

13,0

18,9

Перевозки, выполняемые:





зарубежными перевозчиками
0,5
0,7
3,57
9,3
14,2
российскими перевозчиками
1,5
1,9
3,2
3,7
4,7

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. №61.

В Российской Федерации доля импортных грузов в объеме международных перевозок составляет 70%, экспортных 30%. Это создает преимущества для зарубежных конкурентов. Доля перевозок из третьих стран в экспортном направлении около 30%, в импортном 25%.
В 1997 г. в России международные автоперевозки осуществляли 2,5 тыс. фирм, причем российские фирмы почти полностью вытеснены с рынка перевозок. Между Россией и Турцией, например, их доля составляет всего лишь 5%. Подвижной состав автотранспортных фирм ряда стран, участвующих в международных перевозках, в Российской Федерации составил (в тыс. ед.): Польша 20, Болгария 20, Литва 12, Украина 11, Россия 10,8, Латвия 10, Словакия 5,5.

Средняя протяженность перевозимых грузов автотранспортом России 775 км, США 1290 км, ЕС 930 км при затратах 1 тыс. долл.
Неразвитость международных автомобильных перевозок в России не в последнюю очередь связана и с таким фактором, как налогообложение. Средний уровень налогов на один грузовой автомобиль в России в 10 раз выше, чем в странах ЕС, где налог составляет 800 ЭКЮ в год. То же самое можно сказать и о большегрузных автомобилях.

В ФРГ налог составляет 5134 ЭКЮ, Нидерландах 1970, Ирландии 1738, Дании 1406, Бельгии 1111, Люксембурге 779, Франции 751, Италии 485, Испании 452, Португалии 389, Греции 317 ЭКЮ.
Воздушный транспорт. Одним из особо развивающихся видов транспорта является воздушный транспорт. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. За 80-е гг. эта доля увеличилась более чем на 8%.

Общая протяженность воздушных трасс мира за последнее десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров в 1,6 раза, вдвое больше стал объем перевозимых грузов.
Российская Федерация является активным участником воздушных перевозок. С аэропортами России, открытыми для международных полетов, связаны иностранные компании из 72 стран. Но до 1995 г. объем как пассажирских, так и грузовых перевозок сокращался, и только в последнее время положение немного улучшилось, а грузооборот и пассажирооборот даже несколько возросли. Сфера действия авиатранспортных услуг ограничивается:
ремонтом и техническим обслуживанием самолетов;
продажей и маркетинговым обеспечением авиауслуг, использованием услуг компьютерных систем резервирования.
В России заключено 132 межправительственных соглашения, регламентирующих маршруты и объемы перевозок.
Трубопроводный транспорт это вид транспорта, наиболее динамично и успешно развивающийся практически во всех странах. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных владельцев выступают США и Россия.

Развитие данного вида транспорта связано с конкуренцией со всеми другими видами, к тому же он более дешев и удобен, что и придает ему динамичность.
Железнодорожный транспорт один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7 млрд т грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка неуклонно сокращается, что связано с достаточно жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Так, в Германии только за 90-е гг. он сократился на 1/3, а в Венгрии и Польше еще значительнее.



Общие же тенденции развития мирового транспорта показывают, что железнодорожный транспорт в целом сохранит свое значение, но существенных увеличений темпов его роста не ожидается. Те же тенденции характерны и для российского железнодорожного транспорта. С 1996 г. его доля снизилась в 3,7 раза.
Развитие транспортного рынка сталкивается со множеством проблем, связанных с тарифами, пошлинами, протекционистской политикой в отношении некоторых стран. В связи с этим уже с конца 80-х гг. многие страны стали проводить политику, способствующую либерализации перевозок. При этом в основу были положены приватизация и коммерциализация государственных предприятий, расширение сферы действия частного сектора в рамках функционирования как национальных транспортных предприятий, так и с иностранным участием. На современном этапе в большей степени характерны двусторонние соглашения по отдельным видам транспорта, используется принцип «свободной конкуренции» на коммерческой основе.

Такой режим обеспечивает свободу перевозок, защищает от дискриминации в отношении иностранного перевозчика, от несправедливой ценовой политики и преференциального режима для национальных перевозчиков.

6.2.7. Рынок страховых и банковских услуг


Значительное место среди мировых услуг занимают купля-продажа страховых и банковских услуг.
Страховые услуги это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развитием рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено наличием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот прежде всего подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов.

Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности занимает транспортное страхование морское, воздушное, сухопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхование транспорта и грузов каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых компаний.
Развитие туризма привело к появлению такого международного вида страхования, как личное страхование, без соответствующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхование жизни, страхование от несчастного случая любого гражданина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предоставлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.
Значительное место занимает продажа полисов по страхованию ответственности, в частности, страхование ответственности заемщика за невозврат кредита. Развитие международного кредитования привело к необходимости обеспечения данных кредитов, и одной из его форм стало страхование ответственности. Как правило, такие страховые услуги осуществляются в форме государственного страхования экспортных кредитов, поскольку государственное страхование осуществляется по низким ценам (1% стоимости застрахованной части контракта), что дает возможность получать в коммерческих банках льготные кредиты.

Достаточно известной и развитой страховой услугой выступает страхование ответственности автолюбителей, предоставляемой компаниями во всех странах, причем во многих из них эта услуга обязательна. Рынок страхования разнообразен и многолик.
В юридическом отношении любая международная страховая операция предполагает заключение договора страхования. Если участники такого договора находятся в разных странах, а также если объект страхования в момент заключения договора находился вне территории страны страхования, то подобная сделка считается международной.
К международным страховым операциям относят:
Прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой). Эти договора могут заключаться как непосредственно с головной компанией иностранного страховщика, так и через страховых посредников или брокеров. Как правило, такие операции осуществляются либо при отсутствии национального страхового рынка, либо по финансово-коммерческим соображениям (тарифы ниже, выше покрытие риска и т.д.), либо при юридическом или фактическом принуждении, например, в соответствии с договором купли-продажи или в силу обычаев торговли.
Прямые договора страхования. Они заключаются агентскими органами страховщика за границей. Агентские конторы или просто агенты могут быть зарегистрированы в любой стране и привлекать клиентов этих стран для страхования в зарубежной страховой компании.

Как правило, такие договоры широко используются в странах с неразвитым страховым рынком и при отсутствии определенных видов страхования, которые и предлагаются иностранной фирмой.
Институциональные формы операций (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компанией за границей, т.е. дочерними компаниями).



Содержание раздела