https://promzyfra.ru/         d9e5a92d

Мировой рынок инжиниринговых услуг


Ноу-хау позволяет передавать технические знания, практический опыт во всех аспектах человеческой деятельности, если он имеет коммерческую сущность и применим в производственном процессе и профессиональной практике. Ноу-хау может включать коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы, любую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности.
Продажа ноу-хау чаще всего осуществляется параллельно с заключением лицензионного соглашения. Она может предусматриваться в договорах о техническом сотрудничестве, об оказании консалтинговых и других услуг.
Рынок лицензий и патентов представлен в основном монополизированными фирмами, ТНК и МНК. Так, более 75% экспортных поступлений приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головной (материнской) компанией и филиалами (дочерними фирмами) ТНК.
Ведущее место на рынке лицензий и патентов принадлежит промышленнр развитым странам, на которые приходится 70% от среднего объема совокупной торговли. В целом оборот по лицензионной торговле составляет около 30 млрд долл. в год, но значимость этого рынка определяется тем, что стоимость продукции, выпускаемой в различных странах по иностранным лицензиям, определяется в 330400 млрд долл. ежегодно. Лидирующее положение на этом рынке принадлежит США, на которые приходится более 65% поступлений промышленно развитых стран от экспорта лицензий, а их доля в мировом экспорте 21%. Достаточно близки к США страны Западной Европы.

Доля ФРГ, например, в мировом экспорте лицензий составляет 13%, Великобритании 8%. Япония пока остается нетто-импортером лицензий и патентов, но ее доля в мировом экспорте достаточно большая 19% и имеет тенденцию к росту.
Современное состояние лицензионной торговли позволяет выделить некоторые группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:
Промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий США. Суммарные затраты на НИОКР в США превышают аналогичные затраты в Великобритании, Германии, Японии, Франции и Италии, вместе взятых. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований.
Промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий Великобритания и Швейцария. Торговля лицензиями в Швейцарии базируется на специализации в изготовлении высококачественной продукции для машиностроения, приборостроения, электротехники, на создании большого количества филиалов и дочерних компаний крупных фирм при относительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий.
Промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий Германия, Япония. Япония с 50-х гг. стала одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений.
Развивающиеся страны с импортно-экспортной ориентацией Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Экспорт в основном в соседние страны.
Развивающиеся страны с импортной направленностью Таиланд, Алжир, Панама. Они осуществляют закупку новых технологий преимущественно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов.
Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли наименее развитые страны.
К концу 90-х гг. положение на рынке несколько изменилось. По признанию Европейского патентного ведомства (ЕРО), стоимость патентования в Европе стала выше, чем в США или Японии, так как последние получают правительственные субсидии. Доля расходов по оплате услуг ЕРО в цене минимальна (15%), а самые высокие издержки (30%) связаны с переводом патента.

Это несколько уменьшило объемы торговли в отдельных отраслях. Однако несмотря на 58-кратное превышение стоимости европейских патентов число заявок в области микроэлектроники растет. Как свидетельствуют статистические данные, этот процесс происходит не столько за счет Японии и США, где стоимость патента не изменилась, сколько за счет европейских фирм. Особенно это касается «Siemens», число заявок от которого в 1997 г. по сравнению с 1993 г. возросло в три раза.

Хотя к началу 1998 г. наибольшее число патентов по микроэлектронике ЕРО выдало IBM (719 из 5711), Siemens быстро его догоняет 638 патентов. Toshiba 637 патентов. За ними следуют NES, SGS-Thomson, Canon, Philips, Motorolla. Согласно статистическим данным, с 1990 г. быстрее всего растет спрос на регистрацию патентов.



За 1994 1997 гг. их число возросло с 500 до 800. Всего же за 1997 г. ЕРО обработало 1,7 тыс. заявок, в том числе более 600 от США и 530 от Японии, 222 от ФРГ, 75 от Франции.
В развивающихся странах рынок лицензий и патентов менее развит, на него приходится лишь 20% мирового объема. Это связано с малой емкостью технологического рынка и низким уровнем развития данных стран.

6.2.3. Мировой рынок инжиниринговых услуг


Одной из составляющих мирового рынка услуг выступает инжиниринг. Инжиниринг это обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Это услуги интеллектуального характера, направленные на оптимизацию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.
Международная торговля инжиниринговыми услугами заключается в предоставлении одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и иных объектов.
Рынок инжиниринговых услуг получил свое развитие в конце 60-х гг. и развивался крайне неравномерно. В 6070 гг. отмечался рост экспорта инженерно-консультационных услуг из европейских стран, что было обусловлено реализацией международных программ помощи развивающимся странам. Спад в мировой экономике в 7080 гг. снизил спрос на этот вид услуг. Однако во второй половине 80-х гг. вновь наблюдался рост объема услуг, особенно в Центральной и Восточной Европе. С 1987 г. стали расширяться национальные рынки инженерно-консультационных услуг, а впоследствии и рынки инженерно-строительных услуг.

В развитии этих рынков определенную роль сыграло увеличение частных инвестиций. В 1997 г. на рынке был отмечен дальнейший подъём, чему способствовали устойчивые темпы общего экономического роста. Начавшийся валютно-финансовый кризис (в июле 1997 г.) не смог переломить этой тенденции, но заложил основу для ухудшения конъюнктуры в ближайшей перспективе.
На развитие рынка инжиниринговых услуг оказывают влияние три фактора:
объем государственных и частных инвестиций, что позволяет расширить строительство и ввод новых объектов, при проектировании которых могут понадобиться инжиниринговые услуги;
научно-технический прогресс, результаты которого неодинаковы в разных странах, что приводит к необходимости экспорта одними странами консультационных услуг, проектов из других стран;
наличие свободного капитала, размещаемого на рынке инжиниринговых услуг.
Особенностями рынка инжиниринговых услуг, как и рынка технологий в целом, является, во-первых, то, что результаты этой торговли воплощены не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материальный носитель, например, результатом предоставления услуги по проектированию объекта выступает его строительство, а материальным носителем (т.е. то, что продается) проектно-техническая документация. Услуги же по обучению специалистов, управлению процессом строительства не имеют материальных носителей. Во-вторых, такие услуги связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации, рассчитанных на промежуточное потребление материальных благ и услуг.

Услуги же производственного характера в состав инжиниринговых не входят. Например, проектные работы по созданию коммерческого банка, предприятия это инжиниринговые услуги, а сама работа в них к таким услугам не относится. В-третьих, объектом купли-продажи выступают услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче в среднем доступных научно-технических, производственных, коммерческих и прочих знаний и опыта.

Их стоимость определяется как среднеинтернациональная в отличие от стоимости знаний, содержащихся в лицензиях и ноу-хау.
Инжиниринговые услуги оказываются специальными инженерно-консультационными фирмами, а также промышленными и строительными компаниями. Как правило, для рынка этих услуг характерны и частные специализированные компании и крупные корпорации, хотя доля первых последние годы сокращается в результате серьезной конкуренции со стороны крупных компаний. Так, в 90-е гг. число фирм незначительно возросло, а число занятых на них сократилось, что свидетельствует о дальнейшей концентрации капитала.

Наибольшее количество инжиниринговых фирм находится в ФРГ и Австрии (3640 и 1325), где рынок представлен мелкими и средними компаниями со средним числом занятых 13 и 4 соответственно. Наиболее крупные компании сосредоточены в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Финляндия (см. табл. 6.7).
Таблица 6.7



Содержание раздела