d9e5a92d

Виды психологических механизмов защиты личности

М., МКЦ, 1997. 159 с. 164. Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов.

Киев: Наукова думка, 1991. 208 с.
165. Сластенин В. А. К вопросу о профессиограмме учителя. // Советская педагогика.

1973 5 С. 78 80.
166. Словарь практического психолога / Сост.

С. Ю. Головин Минск: Харвест, 1998. 800 с.
167. Смелзер Н. Социология М.: 1994. 688 с.
168. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений. -М.: МКЦ, 1990. 47 с.
169. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.

A. M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1984. 1600 с.
170. Сорокопуд Ю. В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного общего образования школьников: Диссертация кандидата педагогических наук.

Ставрополь, 2000. 185 с.
171. Сосин В. А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике запада. // Психологический журнал том 15. 5. 1994.

С. 131 141.
172. Сперанский В. И. Конфликтная ситуация и инцидент. // Социально-политический журнал. 1995.

5. С. 129-143.
173. Сперанский В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социально политический журнал. 1995.

4. С. 164-175.
174. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Оптимизация социальной деятельности.

М.: 1987. С. 249-250
175. Столяренко Л. Д. Основы психологии.

Издание третье, переработанное и дополненное. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов на Дону: Феникс, 1999 627 с.
176. Сушков И. Р. Самокатеризационная теория и групповые феномены // Психологический журнал Том 15. 1994.

1. С. 158 167.
177. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности.

М.: Издательство Международной, педагогической академии, 1994. 192 с.
178. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения.

М.: Наука, 1990. 158 с.
179. Фокин В. А. Динамическая модель конфликта // Вестник.

Московского университета. Серия 14.

Психология. 1996.

3. С. 42 50.
180. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.

М.: Просвещение, 1988. 206 с.
181. Фридман Л. М. Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса: Методическая разработка.

М., 1990. 60 с.
182. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте.

М.: 1980. 149 с.
183. Хащенко В. А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности. // Психологический журнал. Том 14.

1993. 3. С. 38 46.
184.Цукерман Г. А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М.: Новая школа, 1994. 160 с.
185. Чалдини Р. Психология влияния. / 3-е международное издание СПб.: Питер, 1999. 272 с.
186. Шакуров Р. Х., Аминев Б. С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. 1986.

6. С. 67 76.
187. Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном контексте. -М: Высшая школа, 1996. 218 с.
188. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.

М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
189. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.

Минск: Амалфея, 1996. 288 с.
190. Шибутани Т. Социальная психология. -М: 1969. 534 с.
191. Шипилов А. И. Социально психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Диссертация кандидата психологических наук.

М., 1993. 224 с.
192. Шкиль А. И. Социально психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива: Диссертация кандидата психологических наук.

Киев, 1990. 152 с.
193. Школа как воспитательная система: научно методические материалы в помощь руководителям школ и педагогам / Под ред. А. В. Гаврилина. -М.: НИИТ и ИЛ АПН, Рос. научно методический центр ВСШ, 1992.

62с.
194. Щербаков А. И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя // Советская педагогика.

1971. 9. С. 82 90.
195. Щукина Г. И. К вопросу о месте познавательного интереса в направленности школьника подростка / Ученые Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

Л., 1968. 341 с.
196. Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии воспитательного процесса.

М.: Педагогика, 1993. 140 с.
197. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.
198. Энциклопедия психологических тестов: Общение.

Лидерство. Межличностные отношения.

М.: ООО ACT, 1997. 157 с.
199. Юридическая конфликтология: Учебник.

М.: Высшая школа, 1995. 316с.
200. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки, теории инновационных, процессов в образовании.



М: ЦСПО РСФСР, 1991. 91 с.
201. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

С. 240-253.
202. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.

Л.: 1979. 197 с.
203. Ямбург Е. А. Педагогический ансамбль школы.

М.: Знание, 1987. 96 с.
204. Яноушек Я. Методологические проблемы анализа коммуникативного общения // Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976.

С. 39-46.
205. Социальная психология / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. / Под. ред. А. В. Петровского.

М.: 1987. 224 с.
206. Btichler Ch. Le devefeppesent das Interese de Penfant// Peur Fere nouvelle. -
1938. 142.

S. 312-314.
207. Cohen I. Psychologic-psychologisch betrachtet, 11.

Freiburg-Mnichov, 1963. S. 18-27.
208. Fabre Aurelien Pedajojie scientifique et education/ Par Aurelion Fabre. -Parise: Libr., Colin, 1978. 159 p.
209. Creativity and its cultivations / Andersons N. N. (ed) N. Y., 1959.
210. DeciE.

Intrinsic motivation. New York, 1975. 176 p.
211. Dictionary of psychology. J. D. Chaplin. -N.

Y. -1971. 537 p.
212. Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching / Wittrock M. C. (ed).

N. Y., 1986.

Приложения

Приложение 1 Виды психологических механизмов защиты личности


Механизмы защиты Содержание механизмов
Агрессия Реакция индивида в виде злобных нападок на того, кто дает нелестную ему оценку, что может поколебать представления индивида о себе
Вымещение Переориентация отрицательного импульса или неприятного чувства с одного объекта, недоступного для ответного действия, на другой, более досягаемый
Проекция Бессознательное приписывание другому лицу собственных негативных чувств, желаний, черт
Идеализация Формирование идеализированного представления личности о себе, о своем Я, непризнание своих ошибок, недостатков
Отрицание Отрицание причастности индивида к событию или возможному знанию о событии: я ничего об этом не знал, это не мое, мне так сказали, я ничего такого не говорил
Забывание или вытеснение Забывание того, что неприятно личности: образы и имена людей, общение с которыми ассоциируется с неприятными воспоминаниями по отношению к себе
Дискредитация Принижение источника информации, который дает отрицательную оценку личности, нарушающую сложившийся Я-образ: кто бы говорил, только не ты, а судьи кто?
Идентификация Отождествление себя с другим человеком, группой, как образцом поведения, форма подражания для облегчения своего поведения с окружающими
Конверсия (превращение) Превращение неприятной для индивида ситуации в шутку для сохранения его самолюбия, его Я; с юмором воспринимая сделанные замечания, создавшуюся ситуацию

Приложение 2. Содержательные блоки (методики М. Рокича)


Терминальные ценности Инструментальные ценности
Жизненно-конкретные: здоровье, интересная работа, наличие друзей, счастливая семейная жизнь Этические: честность, непримиримость к недостаткам, ответственность
Абстрактные: познание, развитие, творчество, свобода Межличностного общения: воспитанность, жизнерадостность, толерантность
Самореализации: интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная жизнь Индивидуалистические: высокие запросы, независимость, твердая воля
Личной жизни: здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь Конформистские: исполнительность, самоконтроль, ответственность
Индивидуалистические: здоровье, Альтруистические: терпимость,
развлечения, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе чуткость, воспитанность, жизнерадостность
Межличностного общения: наличие друзей, счастье других, счастливая жизнь Ценности самоутверждения: независимость, высокие запросы, непримиримость к недостаткам, твердая воля
Активные ценности: свобода, активная жизнь, эффективность, интересы Принятие других: терпимость, чуткость, широта взглядов
Пассивные: красота природы, познание, жизненная мудрость, уверенность в себе Интеллектуальные: образованность, рационализм, самоконтроль
Непосредственно-эмоциональные мироощущения: жизнерадостность, честность, чуткость

Приложение 3. Рекомендации по тактике обращения с сопротивлением подростков конструктивному урегулированию конфликта


Тактика Рекомендуется Плюсы Минусы
1 2 3 4
Передача адекватной информации о конфликте (мотивы, цели сторон) и путях его урегулирования При сопротивлении, основанном на отсутствии информации или на не точной информации и анализе, т. е., при неправильном его восприятии. Может помочь получить согласие на перемены со стороны подростков, когда их убедят Может потребовать много времени, если в этот процесс вовлечено много ребят
Привлечение подростков к принятию решений В ситуациях, где Педагоги не обладают всей необходимой информацией для разработки полной стратегии урегулирования и где ребята имеют значительные возможности для сопротивления Может помочь ребятам осознать необходимость конструктивного урегулирования конфликта, и их обязанности помочь этому; может интегрировать имеющуюся информацию для составления плана инноваций Может потребовать много времени и привести к ошибкам в процессе конструктивного урегулирования конфликта
Облегчение и поддержка Для случаев, когда имеешь дело с подростками, оказывающими сопротивление только из страха перед личными проблемами Оптимальная тактика для решения межличностных конфликтов Может отнять много времени, средств и все же оказаться неэффективной
Переговоры В ситуациях, где кто-то один или группа явно проигрывают при конструктивном урегулировании конфликта и где подростки имеют большие возможности оказывать сопротивление Может быть сравнительно легким способом избежать основного сопротивления Во многих случаях может быть слишком дорогой тактикой; может настроить других добиваться согласия уговорами
Кооптация [Кооптация предоставление лицу, оказывающему (или могущему оказывать) сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении [96, 537]] Для специфических ситуаций, в которых другая тактика связана со слишком большими расходами или вообще не осуществима Может помочь найти поддержку в процессе конструктивного урегулирования конфликта (но меньшую, чем участие членов группы в принятии решений) Может создать проблемы, если подростки распознают кооптацию
Маневрирование В ситуациях, где другая тактика будет неэффективной или слишком дорогой Может быть сравнительно быстро действующим и не дорогим решением проблемы сопротивления конструктивному урегулированию конфликта Педагог может лишиться какой-либо доли доверия к себе; может привести к появлению проблем
Принуждение Для ситуаций, где необходима быстрота и где педагог обладает значительной властью Может быстро пре одолеть любой вид сопротивления конструктивному урегулированию конфликта Рискованная; может создать у ребят озлобленное отношение к педагогу

Практическая значимость исследования: его материалы могут быть использованы при разработке факультативов по проблемам конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов, элективных курсов. Предложенный комплекс диагностических методик может быть положен в основу мониторинговых исследований уровня конфликтности учащихся в образовательных учреждений различного типа.

Материалы исследования могут быть использованы в системе переподготовки и повышении квалификации педагогических работников, при чтении специальных курсов по конфликтологии.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплексной совокупности
методов, соответствующих целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью объема выборки, использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.
На защиту выносятся:
1. Структурная и функциональная модели педагогического конфликта.
2. Механизм конструктивного урегулирования и разрешения конфликта в малой подростковой группе.
3. Система психолого-педагогических условий эффективного формирования опыта конструктивного разрешения конфликта в малой подростковой группе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей на конференциях различного уровня (г. Ставрополь, 1999; г. Ессентуки, 2000).

Кроме того основные положения и результаты исследования обсуждались на 43-й и 44-й научно практических конференциях Университетская наука региону, второй и третьей региональных научно-практических конференциях Эвристическое образование, на методологических семинарах, заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ, педсоветах и методических объединениях общеобразовательных школ г. Михайловска Ставропольского края, на курсах повышения квалификации работников образования, проходивших на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.
Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательную работу ряда школ, работающих в режиме эксперимента, в научно-методических рекомендациях, программах спецкурсов и факультативов.



Содержание раздела