d9e5a92d

Сущность, функции и структурные компоненты конфликта

Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов и др. На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в Советском Союзе являлась закрытой в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и у нас.

Западные специалисты, признавая учение Маркса как законченную теорию конфликта, считали невозможным построение бесклассового и бесконфликтного общества. В 1939 г. после XVIII съезда партии, провозгласившего социально-политическое единство советского общества, отечественные ученые пришли к выводу, что с исчезновением частной собственности исчезает и объективная база для классов, поэтому в Советском Союзе строилось бесконфликтное и бесклассовое общество. В начале 20-х годов конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практические правила поведения в реальных конфликтах. В 1924 1929 гг. ученые активно изучали трудовые конфликты в условиях НЭПа. В одной из первых работ П. О. Гриффина и М. И. Могилевского Трудовые конфликты и порядок их разрешения раскрыто разнообразие социальных противоречий этого периода, которое предопределило многообразие форм их разрешения.

Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права.

Однако изучение проблемы трудовых конфликтов в этот период широкого распространения не получило, а с 30-х годов прекратилось и вовсе.
Хотя к проблеме конфликта отечественные социологи вернулись во второй половине 60-х годов, исследований советских ученых по этой теме крайне мало, так как разработки в данной области не приветствовались властями, а работы зарубежных ученых практически не публиковались.
В настоящее время в условиях возросшего интереса к проблеме конфликтов резко увеличилось количество исследователей в различных областях знаний, занимающихся данным вопросом. При этом отечественные ученые [13, 56-57] выделили несколько направлений конфликтов:
1. Конфликты на производстве, в трудовых коллективах.
2. Этнополитические конфликты.
3. Критический анализ развиваемой на Западе социологии конфликта:
3.1. Критика социологических теорий конфликта поколений.
3.2. Критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капиталистическом обществе.
4. Социологические аспекты международных конфликтов.
5. Роль конфликта в семейно-брачных отношениях.
6. Конфликты и преступность в обществе.
Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность. На первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах урегулирования конфликтов.

Начались поиски эффективных методик, с помощью которых можно было бы предупреждать возникновение нежелательных конфликтов, снижать их остроту, приводить конфликтующие стороны к согласию.
Поскольку конфликты всегда связаны со столкновением интересов и взглядов людей, постольку в их зарождении, развитии и урегулировании огромную роль играет психологический фактор, естественно, что в разработку проблем урегулирования конфликтов активно включились психологи. С 60-х г. XX столетия резко возрастает число работ психологов по этой тематике.
Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление психология конфликта.
Если социология конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, то психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов [56; 58; 66; 84].
Психология конфликта развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Классические экспериментально психологические исследования группового поведения в конфликтной ситуации провел М. Шериф.

На игровых моделях различные варианты действий в конфликте изучались Д. Рапопортом, Р. Дозом, Л. Томпсоном и др. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж.

Симпсон и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются следующие [13, с. 62-63]:
- психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
- социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);


- этнологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Определенный интерес для нашего исследования представляет концепция человеческой конфликтности, основанная на теории психоанализа З. Фрейда. I Согласно его теории, появление и развитие внутриличностных конфликтов определяется столкновением внутри личности бессознательных психических сил, главной из которых является либидо (сексуальное влечение), и необходимости выжить во враждебной индивидууму социальной среде.

Запреты со стороны социальной среды, нанося душевную травму личности, подавляют энергию бессознательных влечений, которые прорываются по обходным путям в виде невротических симптомов. Солидаризируясь с З. Фрейдом, мы считаем важным обратить внимание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного.

Последователь З. Фрейда швейцарский психолог Карл-Густав Юнг основатель школы аналитической психологии выдвинул положение о существовании коллективного бессознательного. Предложенная ученым типология характеров личности, во многом объясняющая поведение личности в конфликте, использована в нашем исследовании.
В теории трансактного анализа американского психотерапевта Эрика Берна, который синтезировал идеи психоанализа и интеракционизма (Г. Мида), значимым представляется структура личности, которая включает в себя три компонента состояния: ребенок (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), родитель (тяготение к стереотипам, предрассудкам, поучению) и взрослый (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В процессе взаимодействия людей осуществляется трансакция.

В случае реализации непересекающейся трансакции обеспечиваются бесконфликтные отношения, а в случае возникновения пересекающейся трансакции процесс общения нарушается и может возникнуть конфликт [21; 22; 84].
В отечественной психологической литературе первая попытка систематизации конфликта и его направлений изложена в работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской [91]. Исходя из схемы анализа межличностного конфликта: организационный контекст совместная реализуемая деятельность целеполагание когнитивные процессы, учеными выделено четыре направления: организационное, деятельностное, мотивационное, когнитивное.

Что касается мотивационного и когнитивного, то в отечественной психологии они являются, несмотря на различия, подходами одного направления, которое можно назвать личностным. Личность в нем рассматривается как центральное звено конфликтного взаимодействия.
Как показывает исследование, в психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Ученые констатируют, что около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов, а внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций.

Психологическая характеристика конфликтов в малых, средних и больших группах и международных конфликтов представлена в 3 4% работ.
Около 5% работ носят методологический и общетеоретический характер [13; 101; 122].
Необходимо выделить еще одно направление исследования конфликтов в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений [11; 191; 192]:
- в педагогической деятельности; г в трудовых коллективах; I в научно-исследовательских коллективах; 1 в деятельности правоохранительных органов;
- в воинских коллективах;
- в спорте; I в среде осужденных;
- конфликтность семейно-брачных отношений.
В нашем исследовании приоритетным является изучение конфликта в педагогической деятельности.
В педагогике конфликты исследуются на разных возрастных этапах социализации личности [12; 57; 136]:
- в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и др.);
- в школьном возрасте (В. М. Афонькова, Л. С. Славина и др.);
- в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева и др.);
- в молодежных, студенческих группах (В. М. Басова, А. И. Шкиль и др.).
В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер, однако не прекращались. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.
На рубеже 80-х 90-х годов стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта.
Интерес к противоречиям в процессе воспитания начал формироваться в отечественной педагогике в 20 30-е годы. В педагогических трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.
Важным для нашего исследования представляется анализ причин конфликтов среди детей и позиция педагога по отношению к ним, изложенный в исследованиях Б. Т. Лихачева.
Интерес педагогов к конфликтам растет к середине 70-х годов, однако в последующие годы эта тенденция не получает развития.
В настоящее время основное внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов [136; 163]:
- конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривает конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец);
- сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах как между учителями, так и между директором образовательного учреждения и его подчиненными (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова);
- анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в звене учитель родитель (Ш. М. Дундуа);
- исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова).
В настоящее время возникла необходимость выделения отдельного направления, которое бы занималось изучением теории и практики педагогического конфликта. Педагогическая конфликтология, как область теоретического знания и прикладного значения, находится в стадии становления, когда основным условием ее формирования становится накопление массы конкретных знаний.

Согласно исследованиям отечественных ученых [65], педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться и восприниматься на практике во взаимосвязи с его последствиями.
Педагогический конфликт отдельный частный вопрос в системе воспитательного процесса, вырванный из крепкой связи его с другими вопросами чисто теоретическим путем, как бы предполагающим возможность его существования и разрешения автономным путем. Возможно это лишь теоретически, на практике же конфликты и конфликтные ситуации следует и удается разрешать и урегулировать только во взаимосвязи со всем воспитательным процессом.

Только разумный может предвидеть; только моральный может ориентироваться на интересы Другого; и лишь творческий созидает выход из создавшихся обстоятельств, поставивших людей на полюсные точки противоречия. Коль скоро в педагогическом конфликте участвует ребенок, сущностные человеческие качества которого находятся в становлении и формировании, педагог-психолог становится дополнительным и весьма сильным фактором развития перечисленных выше сущностных характеристик, предоставляя подростку, еще не умеющему видеть возможность научиться видеть Другого там, где стоят личные интересы, предлагая ему еще подвластному импульсу забегать мысленно вперед в ситуации взаимоотношений с людьми, вынуждая его еще подражателя в своем поведении искать неизвестное ему решение в острой ситуации, а значит, творить поведение [111; 169].
Таким образом, конфликт становится желательным и обязательным элементом жизни человека, тем более, если речь идет о жизни подрастающего и формирующегося человека. Незначительная часть исследователей, говоря о неотвратимости конфликта, добавляют положение о ценности конфликта в личностном становлении.

Строго говоря, конфликт вообще нельзя изъять из социальной действительности, он константа социума, поэтому речь вести надо даже не о желательности конфликта, а о том, чтобы выявить максимальное его влияние на формирование молодого человека.
В сложной и напряженной обстановке развития отношений современного общества, где создаются разные и сложные ситуации и расширяются возможности конфликта, возникает потребность в углублении исследований этого многомерного и многогранного явления общественной жизни. Не случайно конфликт стал предметом исследования разных сфер знания. При этом можно выделить следующие аспекты его анализа:
- философский, выявляющий роль, смысл и функции конфликта как момента диалектического развития;
- социологический, изучающий характер общественных отношений в случае предельного обострения противоречий классов, групп, общностей;
- психологический, концентрирующийся на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов;
- педагогический, акцентирующий внимание на процессе воздействия и взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на выявление и устранение причин и условий противоречий во взаимоотношениях учащихся между собой, между учениками и педагогами, между учениками и родителями и т. д., а также определяющий пути конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов в образовательных учреждениях.
Основными элементами анализа конфликтного взаимодействия является личность, ее деятельность, среда общения и в целом условия жизнедеятельности, где все уровни взаимодействия определены и заданы необходимостью личностных проявлений.
Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла, а именно так, в основном, пытаются управлять конфликтами сегодня руководители школ, педагоги, родители.

Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения, а для этого нужна помощь науки.
Для того, чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно педагог, должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными, занимающимися его исследованием, еще не позволила получить знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и управления сложными педагогическими конфликтами с учетом их современной специфики.

Нельзя не отметить и тот факт, что органы управления школой, педагоги оказались не в состоянии использовать те знания, которыми уже обладают представители науки.
Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов. Основы такой науки конфликтологии в России уже созданы.
Таким образом, конфликт как особое психолого-педагогическое явление практически неизбежен. Он результат и форма проявления постоянно возникающих противоречий в процессе воспитания и имеет глубокие корни в поисках добра и зла, черного и белого.

С неизбежностью возникает и необходимость снятия конфликта как явления, создающего эффект напряжения в отношениях участников педагогического процесса.
Успешность разрешения конфликта зависит как от уровня развития сознания конфликтующих сторон, характера и условий его развития, так и от правильной оценки и выбора путей разрешения.
Следовательно, нам необходимо не только научиться распознавать сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструктивную сторону конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия, но и научить этому подростков, т. е. сформировать у них опыт конструктивного разрешения конфликтов.
Одним из основных условий этого процесса является знание структурных, функциональных и сущностных характеристик конфликта.

Сущность, функции и структурные компоненты конфликта в малой подростковой группе.


Определим содержание, которое мы вкладываем в понятия конфликт, обозначив тем самым границы предметной области. Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко [54]. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.

Понятия конфликт и противоречие фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов; позиций, мнений или взглядов, оппонентов или субъектов взаимодействия.

Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо группы людей.
Впервые понятие конфликт вводится на рубеже XIX XX столетия в социологии. Конфликт рассматривается как неизбежное явление в общественной жизни, связанное со свойствами человеческой природы, в частности, с проявлением инстинкта агрессивности.
Несмотря на отдельные различия в трактовке, зарубежные психологи Г. Спенсер, М. Вебер, Р. Парк, Л. Козер, Д. Дарендорф, Т. Парсонс, Р. Мертон рассматривают конфликт как явление социально-психологическое и психологическое, имеющее конструктивные и деструктивные проявления.
Проанализированные работы отечественных ученых [66] дают основания рассматривать конфликт как:
- один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;
- сложное комплексное явление, имеющее вторичные социально-психологические аспекты;
- результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
- результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;
- реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;
- эскалация каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие;
- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, точек зрения в сознании отдельно взятого индивида;
- действия индивидов или групп людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями.
В своем исследовании мы определяем конфликт как взаимонаправленные, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями активные действия противоборствующих сторон с целью разрешения значимых противоречий.
Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта [9; 13; 32; 48; 50; 54; 69; 79; 190]:
1. Внутриличностный. В этом случае сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции.

В этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека.
2. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3. Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.
4. Межгрупповой. В этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. В рамках нашего исследования рассматриваются конфликты в малой подростковой группе. Это могут быть межличностные, межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой.

По нашему мнению, последний один из наиболее сложных видов конфликта, поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все негативные последствия конфликта по отношению к личности, реже к группе.
В характеристике конфликта, по мнению ученых, особое значение приобретают его основные составляющие. Разработанная нами схема конфликта дана на 1.
Практически все исследователи подчеркивают, что конфликт возникает между двумя или более сторонами, которые являются основными, или прямыми, участниками (субъектами, сторонами) конфликта. В нашем случае, в качестве сторон конфликта могут рассматриваться как личность, так и малая группа.

В связи с чем мы считаем целесообразным обратить внимание на их основные психолого-педагогические характеристики.
Поиск адекватных определений личности шел в мировой науке на всем протяжении последнего столетия. Сопоставлялась их содержательная ценность, выявлялись основные проявления личности в разнообразных видах деятельности, общении, уточнялась природа личности, детерминанты ее развития, становления и т. д. Личность рассматривалась с разных позиций, и каждый новый исследователь вносил в определение свои специфические оттенки в зависимости от того, чему придавал особую значимость: активности или установкам, мировоззрению или нравственным позициям, сознанию или подсознанию, личностному смыслу или целеполаганию.

Именно отсюда многообразие определений и подходов к личности [15; 2; 16; 23; 28; 55; 81; 110; 141; 177].
Энциклопедический словарь толкует это понятие следующим образом: Личность 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности [169, 718].
Важной для нашего исследования является идея представителей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса и др. об активности личности, ее стремлении к самореализации [184; 134; 202]. Человеческая личность представляется ими как уникальная, взаимодействующая с действительностью открытая система, как целостный объект. При этом

Структурная модель возникновения конфликта

центральным моментом в ней выступает устремленность в будущее к свободной реализации своих творческих потенций (Г. Олпорт, А. Маслоу), вера в себя и возможность достижения Я идеального (К.

Роджерс).
Обобщение различных психологических подходов к пониманию личности позволило выделить и обосновать те положения, которые представляют важность для нашего исследования.
Личность рассматривается нами как:
- социализированный индивид, вбирающий наиболее существенные социально значимые свойства;
- субъект персонализации;
- деятельное Я субъекта, как система планов, отношений, направленности, потребностей, смысловых образований;
- самоорганизующаяся система, объектом внимания и деятельности которой служит она сама, что проявляется в чувстве Я, способности к самопознанию, саморегуляции, самореализации и т. д.;
- система черт внешне проявляемых характеристик индивидуальности и
система личностных смыслов.
В. А. Шаповалов в монографии Высшее образование в социокультурном аспекте углубляет и уточняет наши представления о природе человека. Ученый подчеркивает необходимость более глубокого познания преподавателями природы человека и тех представлений, которые существуют в различных цивилизациях и культурах.



Содержание раздела