d9e5a92d

Результаты диагностики

- педагогический, акцентирующий внимание на процессе воздействия и взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на выявление и устранение причин и условий противоречий во взаимоотношениях учащихся между собой, между учениками и педагогами, между учениками и родителями и т. д., а также определяющий пути конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов в образовательных учреждениях.
Определяясь в своем исследовании с понятием конфликта, мы рассматриваем его как взаимонаправленные, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями активные действия противоборствующих сторон с целью разрешения значимых противоречий.
Выделение конкретных общенаучных ориентиров с самого начала исследования позволило направить теоретическую работу на совершенствование и преобразование воспитательной и образовательной практики. Такими ориентирами в исследовании явилось создание диагностических методик и проектирование моделей и механизмов, способствующих повышению уровня знаний о конфликте, его структуре, функциях, сущности и умений конструктивно его разрешать.
Одним из объектов проведенного исследования явилась проблема диагностики уровня конфликтной мотивации, знаний о конфликте и его структурно-содержательных компонентах, готовности к конструктивному его разрешению и т. п. Предложенная в диссертации система психолого-педагогической диагностики представляет собой непосредственный методический инструментарий для выявления причин конфликта и подготовки к его разрешению.
Результаты диагностики явились отправным пунктом научного проектирования, внедрения механизма конструктивного разрешения конфликтов.
Констатирующий этап эксперимента показал, что учащиеся нуждаются в организации деятельности по формированию у них опыта конструктивного разрешения конфликтов. Результативность формирования опыта во многом зависела от соблюдения ряда педагогических условий, а именно:
- создании комфортного психолого-педагогического климата в малой подростковой группе, предоставляющего широкие возможности для формирования опыта конструктивного разрешения конфликта;
- осуществлении системы мер по развитию у учащихся и педагогов мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди подростков;
- наполнении содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения;
- разработке механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди подростков, так и среди педагогов;
- системе психолого-педагогической диагностики подростков на каждом этапе разрешения конфликта;
- высоком уровне психолого-педагогической компетентности педагога.
Индивидуальное изучение уровня сформированности у школьников опыта конструктивного разрешения конфликтов на протяжении трехлетней опытно-экспериментальной деятельности позволили получить статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что реализация разработанного механизма разрешения конфликтов и использование совокупности сопровождающих его психолого-педагогических условий обеспечили выполнение поставленных задач исследования, что выразилось в значительных позитивных изменениях.
Отношения творческого сотрудничества, взаимоуважения и доверия интенсифицировали процесс мотивации, формирования у школьников способности и готовности к конструктивному разрешению и урегулированию конфликтов.
Следует также отметить, что эффективность процесса формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в различных видах деятельности и общения обусловлена тесной взаимосвязью и умелой методической реализацией педагогическим сообществом всех рассмотренных направлений организации этого процесса, методов, форм и средств.
Исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с процессом формирования у подростков опыта конструктивного разрешения конфликтов, и не претендует на полноту характеристик рассматриваемой проблемы, а является лишь одним из первых подходов к разработке важнейшей и актуальной проблемы формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов.
В ходе исследования встретились затруднения, связанные с недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью кдк проблемы педагогического конфликта, так и проблемы формирования у подростков опыта конструктивного разрешения конфликтов.
Предметом дальнейших поисков, на наш взгляд, могут выступать проблемы формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в других возрастных группах, в иных сферах жизнедеятельности. Кроме того


большой интерес представляет использование позитивных функций конфликта в процессе формирования личности.

Литература


1. Абрамов Ю. В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия. // Кентавр. -1994. 4. С. 158-160.
2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М: Наука, 1980. 335 с.
3. Авдуевская Е. П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. 1990. 3. С. 144 150
4. Агеев B. C. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. 1. С. 96 101
5. Александрова Е. В. Социально трудовые конфликты: пути решения. -М.: 1993. 187 с.
6. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М.: 1992. 173 с.
7. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1988.

5. С. 71-77.
8. Андреев А. А. Анализ конфликтных ситуаций как методика изучения установок в среде педагогического общения. / Профессионально-педагогические аспекты психологической культуры учителя: Межвузовский сборник научных трудов. Псков.

1990. С. 75 90.
9. Андреев В. И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. М.: Народное образование, 1995. 128 с.
10. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.

М.: Наука, 1994. 324 с.
11. Анцупов А. Я., Шипилов А. И Проблема конфликта. Аналитический указатель.

М.: Наука, 1992. 213 с.
12. Анцупов А. Я. Социально психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров.

М.: ГАВС, 1992. 262 с.
13. Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов ML: Юнити, 1999. 551 с.
14. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1.2.

М.: 1982. 234 с.
15. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности.

М.: Педагогика, 1981. С. 3 24.
16. Асмолов А. Г. Психология личности.

М.: Издательство МГУ, 1984. 367 с.
17. Байярд Р. Т., Райярд Д. Ваш беспокойный подросток. Руководство для отчаявшихся родителей.

М.: Семья и школа, 1995. 224 с.
18. Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. // Педагогика.

1992. 1, 2. С. 61 65.
19. Белухин Д. Н. Основы личностно ориентированной педагогики.

М.: Издательство Института практической психологии, 1996. 318 с.
20. Беляев А. В. Социально педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Монография.

Ставрополь: Издательство СГУ, 1997. 204 с.
21. Берне Р. Развитие Я концепции.

М.: Прогресс, 1966. 420 с.
22. Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия.

СПб.: 1992. 224 с.
23. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.

М.: Педагогика, 1989. 192 с.
24. Бодалев А. А. О формировании отношений // Советская педагогика. -1997.

8. С. 39-44.
25. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.

Л.: 1965. 123 с.
26. Бодалев А. А. Психология о личности. -М.: Издательство МГУ, 1988. 187 с.
27. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.

М: Издательство Международной педагогической академии, 1994. 212 с.
28. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возросте.

М.: 1968. 435 с.
29. Бойко В. В. Социально психологический климат коллектива и личность М.: Мысль, 1983. 207 с.
30. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995.

4. С. 29-36.
31. Борисова С. Е. Деловая игра как метод социально психологического тренинга // Вопросы психологии. -1999.

4. С. 52-57.
32. Бородкин Ф.М.

Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! Новосибирск: Наука, 1983. 140 с.
33. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей. / Изучение мотивации поведения детей и подростков.

М.: МГУ, 1972. 129 с.
34. Бухвалов В. А. Начальный курс педагогики сотрудничества.

Рига: Лиесма, 1996. 178 с.
35. Веснин В. Д. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.

М.: Юристъ, 1998. 395 с.
36. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.

Л.: 1970. 88 с.
37. Воспитательная система школы: проблемы управления. // Библиотека журнала Директор школы.

1997. 6. С. 110.
38. Воспитательная системы школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред.

В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.: 1997, Сентябрь. 112 с.
39. Выготский Л. С Педагогическая психология.

М.: Педагогика, 1991. 480 с.
40. Выготский Л. С. История развития высших психических функций Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 312 с.
41. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. -М.: Учпедгиз, 1959. 127 с.
42. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения.

М.: Педагогика, 1993. 182 с.
43. Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя.

М.: Новая школа, 1992. 114 с.
44. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.

М.: Педагогика, 1989. 160 с.
45. Гордин Л. Ю., В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев. Методика педагогического воздействия.

М.: Знание, 1967. 176 с.
46. Горовая В. И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Автореферат диссертации доктора, педагогических наук.

СПб., 1995. 44 с.
47. Гришина Н. В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты.

СПб.: Лениздат, 1992. 98 с.
48. Гришина Н. В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Диссертация кандидата психологических наук. -Л., 1978. 207 с.
49. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта: Диссертация доктора психологических наук.

СПб., 1995. 318 с.
50. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций.

М.: Издательство ЭКМОС,2000. 320 с.
51. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера.

М.: 1990. 384 с.
52. Даниэль Дэна Преодоление разногласий.

Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб: Институт личности, 1994. 139 с.
53. Демидова Л. Б. Бесконфликтные методы взаимодействия с безработными.

Учебно-методическое пособие. М.: Государственная служба занятости, 1995. 39 с.
54. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.

М.: 1993. 211 с.
55. Додонов Б. И. О системе личность // Вопросы психологии. 1984.

4. С. 19-24.
56. Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально политический журнал.

1997. 1. С. 19-21.
57. Донцов А. И. Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник МГУ Сер.

14 Психология. 1982.

4. С. 23 32.
58. Донцов А. И. Психология коллектива М.: Изд.

МГУ, 1984. 208 с.
59. Дятченко Л. Я., Ильяева И. А., Цыбренко Р. Я. Конфликты: многообразие пути и способы преодоления: [по материалом международной конференции Белгород май 1993]. // Социальные исследования. 1993. 11.

С. 153-156.
60. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под редакцией В. И. Панферова Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 280 с.
61. Жариков Е. С. Методика самооценки хозяйственного руководителя. -М.: АНХ при СМ СССР, 1983. 162 с.
62. Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета Психология. 1978.

1. С. 45-57.
63. Жуков Ю. Н. и др.

Диагностика и развитие компетентности в общении. -М.: 1990. 104 с.
64. Журавлев А. Л. Социальная психология личности и малых групп // Психологический журнал.

1993. 4. С. 4 15.
65. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. -М.: Роспедагенство, 1995. 184 с.
66. Заиченко Н. У. Структурно содержательные характеристики и психологические особенности конфликта. // Мир психологии. 1998.

4. С. 262-272.
67. Запрудский Ю. Г. Внутри конфликта. // Социологические исследования. -1993.

7. С. 48-55.
68. Захарова Ю. Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник Московского университета Сер.

14 Психология. -1991. 3. С. 11-17.
69. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии.: Курс лекций.

Ростов на Дону: Феникс, 1998. 480 с.
70. Зигерт В., Ланг Р. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем. / Науч. ред.

АЛ. Журавлева.

М: Экономика, 1990. 335 с.
71. Иванов В. И. Конфликтология: проблемы становления и развития. // Социально политический журнал.

1994. 7-8.

С. 50 62.
72. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.

М.: Педагогика, 1989. 87 с.
73. Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты.

СПб.: П. Ц. Эксперимент, 1997. 69 с.
74. Игнатьев А. А. Степанов Е. И. Как урегулировать конфликты в организациях: советы зарубежных конфликтологов отечественным менеджерам // Прикладная психология. 1998.

4. С. 16 24.
75. Ирхин Ю. В. Психология успеха.

М.: Просвещение, 1993. 104 с.
76. Кабалина В. И., Назимов А. К. Мнение о конфликте и конфликт мнений // Полис: политические исследования. 1991.

2. С. 116 126.
77. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки.

Теория образования / Избр. пед. соч. т. 3. М.: 1982. 606 с.
78. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии.

1993. 1. С. 13 23.
79. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие.

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
80. Коломенский Я. А. Межличностные отношения в классном коллективе и их изучение.

Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии Минск: 1980. С. 64 88.
170
81. Коменский А. Я., Локк Д., Руссо Ж. -Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.

М: Педагогика, 1989. 416 с.
82. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.

М.: Просвещение, 1989. 255 с.
83. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.

М.: Просвещение, 1980. 192 с.
84. Конфликтология / Под ред.

А. С. Кармина. Спб.: Издательство Лань, 1999. 448 с.
85. Концепция воспитания школьников в современных условиях / Под ред.

В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. А. Бодалева, З. А. Мальковой. М.: Новая школа, 1993. 78 с.
86. Корнелиус X. Феир Ш. Выиграть может каждый: [Практ. руководство по конфликтологии: [Фрагмент из книги австралийских психологов]]. // Наука и религия. 1993.

3. С. 52 53.
87. Косов Б. Б. Проблемы психологии восприятия М.: Высшая школа, 1971. 320 с.
88. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики.

Ростов на Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1994. 64 с.
89. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. -М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1994. 150 с.
90. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустация, конфликт, защита: [Фрагмент из книги Элементы психологии, изд. в Нью-Йорке: пер. с
англ.] //Вопросы психологиию. -1991. 11. с. 56-61.
91. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы.

М.: Издательство МГУ, 1991. 206 с.
92. Козлов Н. И. Как относится к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.

М.: 1992. 341 с.
93. Крогиус Н. В. Личность в конфликте.

Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976. 142 с.
94. Кроссворды для руководителя / Сост.

И. В. Липсиц. М.: Дело, 1992. 191 с.
95. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.

Книга для учителей и классных руководителей. М.:Просвещение, 1976. 303 с.
96. Крушельницкая О. У Вас конфликт с учителем: (Заметки школьного психолога). // Семья и школа. 1994.

11. С. 12-14.
97. Ксенчук Е., Киянова М. Технология успеха.

М.: 1993. 234 с.
98. Кудрявцев В. Н. Конфликт: что это такое? Пути развития и разрешения конфликта. // Наука в России.

1994. 2. С. 59 61.
99. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя.

Л.: Издательство ЛГУ, 1967. 182 с.
100. Лазовцева В. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками одноклассниками. // Вопросы психологии.

1986. К-С.

82 89.
101. Ламанов И. Межличностные конфликты во взаимоотношениях у суворовцев и способы их конструктивного разрешения: Диссертация кандидата психологических наук.

М., 1998. 212 с.
102. Лебедев А. Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. 1992.

6. С. 71 79.
103. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: Учебное.

Пособие. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.
104. Лебедева М. М. От конфликтного восприятия к согласию. // Полис: Политические исследования.

1996. 5. С. 163 167.
105. Левкович В. П., Кузницкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. Том 13. 1992.

6. С. 35-42.
172
106. Лентьев А. А. Психология общения: пособие для дополнительного образования 2-е издание исправленное, дополненное.

М.: Смысл, 1997.
- 365 с.
107. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.

Личность. М.: 1975, 304 с.
108. Ликсон Ч. Конфликт.

СПб: Питер Паблишинг, 1997. 160 с.
109. Личко А. Е. Психотерапии и акцентуации характера у подростков.

Л.: 1983. 123 с.
110. Личность в воспитательной системе школы / Под ред.

А. В. Гаврилина и Л. Н. Новиковой. Владимир: Знание, 1993. 87 с.
111. Лукашенок О. Н., Шуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. -М.: Издательство.

Российское педагогическое агенство, 1998.
- 80 с.
112. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс...

Ростов на Дону: 1991,224с.
113. Майерс Д. Социальная психология.

СПб.: Питер, 1997. 688 с.
114. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / Сост.

Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1998. 218 с.
115. Мастенорук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.

М.: ИНФРА-М, 1996. 256 с.
116. Межличностное восприятие в группе. / [Агеев B. C. Андреева Г. М. Жуков Ю. М. и др.], под редакцией Г. М. Андреевой, А. Д. Донцова М.: Издательство МГУ, 1981. 294 с.
117. Методическая работа в школе: организация и управление / Под ред.

М. М. Поташника. -М.: 1990. 140 с.
118. Миронова М. Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. // Вопросы психологии.

1998. 1. С. 44 45.
119. Митина Л. Н. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: 1994, 216 с.
120. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие.
- Новосибирск: 1991 г. 148 с.
Г/3
121. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика.

М.: Педагогика, 1989. 144 с.
122. Мягков Ю. И. Межличностные инновационные конфликты во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их конструктивного разрешения: Диссертация кандидата психологических наук, 1994. 227 с.
123. Мясищев В. А. Психология отношений.

М.: Издательство Института практической психологии, 1995. 356 с.
124. Мясищев В. Н. Личность и неврозы.

Л.: Издательство ЛГУ, 1960.
125. Немов Р. С Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах.

Книга 1 Общие основы психологии. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
126. Немов Р. С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива.

М.: 1984. 201 с.
127. Нечипоренко Л. А. Буржуазная социология конфликта. М.: Политиздат, 1982 142 с.
128. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод, пособие СПб: МАЛИ, 1993. 46 с.
129. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь,
1990. 191 с.
130. Обозов Н. Н., Щекин Г. Н. Психология работы с людьми.

Киев: Политиздат Украины, 1990. 203 с.
131. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение,
1991. 287 с.
132. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996.

1. С. 34 41.
133. Парыгин Б. Д. Социально психологический климат коллектива. М.: 1981, 190 с.
134. Педагогика / Под ред.

П. И. Пидкасистого. М.: Новая школа, 1995. 367 с.
174
135. Педагогическая диагностика в школе. / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломенский, И. И. Проконьев и др. / под редакцией А. И. Кочетова. -Минск: Народное просвещение, 1987. 223 с.
136. Первышева Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: Диссертация кандидата психологических наук.

М., 1989. 157 с.
137. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: 1988, 208 с.
138. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретическая методология.

Проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977.

С. 126-143.
139. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.

М.: 1982. 168 с.
140. Петровский А. В. Личность. Деятельность.

Коллектив. М.: Просвещение, 1982. 284 с.
141. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. // Вопросы психологии 1987.

1. С. 67 75.
142. Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА М, 1998. 528 с.
143. Петровский А. В., Туревский М. А. Размер группы как социально-психологическая проблема. // Вопросы психологии.

1979. 2. С. 36-46
144. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: второй том.

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 256 с.
145. Поликарпова А. И. Психолого-педагогические условия подготовки специалиста по социальной работе к деятельности в службе занятости населения: Диссертация кандидата педагогических наук.

Ставрополь., 2000. 181 с.
146. Понамарев Ю. П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ.

М.: Наука, 1991. 160 с.
175
147. Поршнева В. Ф. Социальная психология и история.

М.: Наука, 1979. 232 с.
148. Практическая психология образования / Под ред.

И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 1997. 528 с.
149. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост.

К. В. Сельчонок. Минск: Харвест, 1999. 624 с.
150. Психологический словарь / Под общей ред.

А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, М., 1990. 494 с.
151. Психология современного подростка / Под ред.

Д. И. Фельдштейна. М.: Мысль, 1989. 164 с.
152. Райгородский Д. Я. (редактор составитель) Практическая диагностика. Методики и тесты.

Учебное пособие. Самара: Издательский дом БАХРАХ М, 2000 672 с.
153. Реал А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии.

1997. 1. С. 45 54.
154. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Учебное пособие для ВУЗов СПб.: Питер, 1999 416 с.
155. Ребус Б. М. Психологические особенности детей подросткового возраста.

Лекции в помощь учителям и практическим психологам. Ставрополь: СГПИ, 1993. 59 с.
156. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования.

М.: 1998. 496 с.
157. Рыбакова М. Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя М.: Просвещение, 1991 127 с.
158. Самоукина Н. В. Психотехнические упражнения (для учителей). // Воспитание школьников.

1995. 1. С60 64.
159. Самоукина Н. В. Сценарные исследования в педагогической психологии. // Вопросы психологии.

1991. 2. С. 67 74.
160. Сегрева А. С., Арайза Н. Разрешение социального конфликта: личностно-центрированная модель [Ст. изд. Мексика]; пер. с англ. // Вопросы психологии. 1993.

5. С. 109 113.
161. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц.

М.: Экономика, 1991. 317 с.
162. СелевкоГ.

К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
163. Синеок В. В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Диссертация кандидата психологических наук.



Содержание раздела