d9e5a92d

Анализ динамики и методические основы процесса

- низкий уровень мотивационно-личностной готовности: не понимание личностью необходимости конструктивного разрешение конфликта, не желание понимать оппонентов.
Результаты диагностики мотивационно-личностной готовности приведены в таблице 7.
Таблица 7 Уровень мотивационно личностной готовности учащихся
(в % от общего количества учащихся классов)

классы Констатирующий этап Формирующий этап
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Экспериментальный 13,63 52 34,37 55,17 44,8
Контрольный 13,8 51,72 34,48 37,5 56.25 6,25

На формирующем этапе эксперимента уровень мотивационно-личностной готовности учащихся в экспериментальном классе вырос на 40 %, в контрольном на 23 %.
Уровень содержательной и деятельностной готовности у учащихся мы проверяли с помощью анкет, методики Драматизация конфликта, опросника Как ты поступаешь в конфликтной ситуации, мини-сочинения Конфликт-это....... (таблица 8). Уровень готовности определяется как высокий, средний,
низкий.
Таблица 8 Уровень содержательной и деятельностной готовности
(в % от общего количества учащихся классов)

Классы Констатирующий этап Формирующий этап
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Экспериментальный 3,4 26,9 69,7 20,1 70,2 9,7
Контрольный 3,5 26,4 70,1 6,8 58,2 35

Высокий уровень означает, что учащийся понимает необходимость и ценность знаний о конфликте, осознает свои возможности в его разрешении, предупреждении, способен управлять своим поведением в конфликте.
Средний уровень отличается пониманием значения знаний о конфликте, но не умением их применять в отношении самого себя и окружающих.
Низкий уровень характеризуется отсутствием у учащегося знаний о конфликте, его последствиях, неумением вести себя в конфликтных ситуациях.
На основе выделенных критериев и компонентов вышеперечисленных видов готовности можно определить следующие уровни готовности:
Низкий уровень отсутствие стремления к получению знаний, умений, навыков, сильная эмоциональная неуравновешенность, категорическое не желание идти на компромисс.
Средний уровень учащийся понимает важность проблемы и ее последствий, но не связывает их с собой; иногда занимает активную позицию.
Высокий уровень устойчивая ориентация на конструктивное разрешение конфликта, высокий уровень знаний и умений, навыков; способен принимать нестандартные решения по выходу из конфликта.
Результаты исследования удовлетворенности учащихся условиями для конструктивного разрешения конфликтов на констатирующем этапе следующие: в экспериментальном классе удовлетворены полностью 19 % учащихся, частично 58,5 %, не удовлетворены 22,5 %; соответственно в контрольном классе 15,5 %, 46,3%, 38,2 % от общего количества учащихся классов. Таким образом, условия, способствующие удовлетворению учащимися своих возможностей и потребностей в процессе конструктивного разрешения конфликтов нуждаются в значительном улучшении.
Интеграция деятельности педагогического коллектива и родителей по формированию опыта конструктивного разрешения конфликтов у подростков выражена слабо, что характеризуется отсутствием видения общих целей, нескоординированностью действий, несформированностью знаний о способах формирования опыта у учащихся конструктивного разрешения конфликтов и т. п.
Эффективность проводимой воспитательной деятельности по формированию знаний о конфликте и возможных способах его разрешения зависит не только от личностных качеств учащихся, но и от знаний, умений, навыков их педагогов. Мы выделили три уровня психолого-педагогической
компетентности педагога в вопросе конструктивного урегулирования педагогических конфликтов (таблица 9): высокий, средний, низкий (см. п. 1.3).
Таблица 9
Уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросе конструктивного урегулирования педагогических конфликтов
(в % от общего количества педагогов)

Классы Констатирующий этап Формирующий этап
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Экспериментальный 14,3 26,4 59,3 31,2 58,0 10,8
Контрольный 14.2 27,0 58,8 20,1 34,6 45,3

Резюмируя все вышеизложенное, подводя итоги, анализируя полученные в ходе диагностического этапа результаты, отметим следующее, не зная причин возникновения, сущности, структуры, функций конфликта и без создания механизма конструктивного разрешения невозможно сформировать у подростков опыт конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов.
Следовательно, возникает необходимость проектирования и использования на практике механизма разрешения конфликтов, который:
- обеспечит стабилизацию и интеграцию внутригрупповых отношений, снизит социальное напряжение;
- создаст благоприятный социально-психологический климат в ученическом коллективе;


- даст базовую подготовку учащимся в оснащении их теоретическими знаниями и практическими умениями конструктивного разрешения конфликтов;
- поможет школьникам познать себя, изучить свои интересы, склонности, возможности, потребности и выработать умения управлять своим поведением;

Анализ динамики и методические основы процесса формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов у подростков.


В процессе опытно экспериментальной работы нами были выявлены и обоснованы педагогические условия формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов.
В связи с этим очень важно определиться в значение категории условие.
С точки зрения конфликтологии нам представляется неправомерно сводить условия только к обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, т. к. разрешение конфликта это процесс, представляющий собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и влияния, возможного и должного.
Под условием в данном случае мы понимаем нечто самостоятельно существующее, трансформирующееся в деятельности, являющееся совокупностью всех субъективно-значимых реализованных условий.
Анализ результатов эксперимента и практическая работа по внедрению в педагогическую практику механизма конструктивного разрешения конфликтов позволил сделать вывод о том, что для формирования опыта конструктивного разрешения и урегулирования конфликтов необходимо наличие следующих педагогических условий:
- создание комфортного психолого-педагогического климата в школьном коллективе;
- осуществление системы мер по развитию у учащихся мотивации к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов среди подростков;
- наполнение содержания подготовки учащихся и педагогов специальными знаниями о сущности, структуре, функциях конфликта и механизмах его конструктивного разрешения;
- разработка механизма, системы методов, формирующих умения и навыки конструктивного урегулирования конфликтов как среди подростков, так и среди педагогов;
- системная психолого-педагогическая диагностика подростков на каждом этапе разрешения конфликта;
- высокий уровень психолого-педагогической компетентности педагогов. На основании вышеизложенного были поставлены следующие задачи:
- создание комфортного психолого-педагогического климата в школьном коллективе;
- мотивирование учащихся и педагогов на конструктивное урегулирование и разрешение конфликтов среди подростков;
повышение у учащихся уровня знаний, умений и навыков о конфликтах и путях их разрешения;
- внедрение механизма конструктивного разрешения и урегулирования конфликта,
- диагностика подростков на каждом этапе работы по формированию
опыта конструктивного разрешения конфликтов;
повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Опыт, на наш взгляд, можно приобрести в результате практической деятельности, практика же базируется на теории, и, чтобы избежать ошибок, необходима качественная проверка полученных знаний и умений. Исходя из этого, процесс формирования опыта состоит из трех блоков:
- подготовка к разрешению конфликтов;
- практическая деятельность по разрешению конфликтов;
- диагностика полученных знаний и умений.
Процесс подготовки к разрешению конфликтов мы разделили на три составные части:
- на начальном этапе решались задачи мотивационно-личностного характера: создание психологических условий, влияющих на процесс формирования у подростков ценностных установок, достижение стимулирующее-мотивационных целей, связанных с овладением знаниями о конфликте и умением их применять;
- на промежуточном этапе реализации экспериментальной методики реализовывались задачи содержательного и деятельностного характера: овладение системой теоретических знаний по разрешению и урегулированию конфликта, формирование готовности у учащихся к разрешению и урегулированию конфликтов;
- завершающий этап реализации методической системы готовности в эксперименте был связан с решением задачи рефлексивно оценочного характера, выявления уровня готовности учащихся к разрешению и урегулированию конфликтов.
Методика реализации компонента контрольно-оценочная деятельность позволила накопить материал для оценки предложенной системы формирования готовности к разрешению и урегулированию конфликта.
Для выявления уровня знаний о конфликте и способах его урегулирования и разрешения нами применялись следующие диагностирующие задания: Описать структурные компоненты конфликта, Рассказать о двойственном характере функции конфликта, Осветить влияние конфликтов на основных участников.
В формировании опыта конструктивного разрешения конфликта у учащихся важное значение имел курс, состоящий из трех частей: Теоретические основы конфликтологии, Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия, Теория и практика разрешения конфликта. В содержание данных курсов вошли темы, раскрывающие особенности
конфликта и его конструктивного разрешения. Программа курса составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Кроме того, были даны рекомендации учителям предметникам по включению знаний теории и практики конфликтов в учебные курсы истории, литературы, биологии, географии и других дисциплин.
Так, совместно с преподавателями была разработана и проведена серия диспутов, дискуссий, бесед, лекций по истории на темы: Роль личности политического деятеля в условиях конфликта и кризиса, Место и роль этнических конфликтов в истории XX века, Исторические корни этнических конфликтов на Северном Кавказе; по литературе на темы: Истинные и мнимые ценности глазами литературных героев, Персонажи литературных произведение русской классики XIX века как конфликтные личности, Быть или не быть? (Мой выход из проблемной жизненной ситуации); по географии: Геополитическое положение Ставропольского края и возрастание его роли в этнических процессах на Северном Кавказе, Этнотерриториальный конфликт, Влияние вооруженных конфликтов на экономику стран и регионов; по биологии: Конфликты среди животных, Типичные внутривидовые конфликты у животных.
Целью курса Теоретические основы конфликтологии являлось теоретико-практическое ознакомление учащихся с проблемами конфликта. Нами были определены следующие задачи курса:
- ознакомить учащихся с основными предпосылками формирования конфликтологических идей;
- сформировать отношение к конфликту не только как к отрицательному явлению, но и как к позитивному процессу;
- создать установку на овладение теоретическими знаниями о конфликтах и условиях их возникновения.
Программа курса рассчитана на 36 часов, из которых 18 часов отводится практическим занятиям.
Содержание факультативного курса Теоретические основы конфликтологии представлено в таблице 14.
Таблица 14
Содержание учебного курса Теоретические основы конфликтологии

Название темы Содержание программного материала
Предмет, цели, задачи курса. Роль конфликтов в повседневной жизни, в жизни общества. Сущность конфликта, его предмет. Конфликтология как наука, ее основные цели и задачи.
Учащимся предлагается сочинение на тему: Что я знаю о конфликте
Конфликтные ситуации в жизнедеятельности человека Трудные ситуации: в деятельности, во взаимоотношениях внутриличностного плана. Как возникают конфликты.
Игра Правила бесконфликтного общения
Поведение человека в трудных ситуациях Понятие психологическая устойчивость и конфликтоустойчивость. Оптимальное поведение личности в трудных ситуациях, от чего оно зависит?
Тестирование: Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилберга. Обсуждение результатов тестирования.
Проблема класс ификации конфликта Основные виды конфликтов.
Игра Выяви вид конфликта.
Причины возникновения конфликтов Объективный фактор возникновения конфликтов. Необходимость выявлять причины конфликта. Основные факторы возникновения конфликтов.
Игра В чем причина конфликта.
Причины возникновения конфликтов в семье, между родителями и детьми Рассказ об основных причинах возникновения подобных видов конфликтов. Возможные способы устранения, причины.
Дискуссия Как избежать конфликтов с родителями
Личностные причины конфликтов Стратегии поведения в конфликте, причины, по которым личность выбирает данное направление.
Тестирование по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, обсуждение результатов тестирования.
Объективные составляющие конфликта Стороны конфликта (основные участники, группы поддержки, другие участники). Предмет и объект конфликта; среда, в которой он происходит.
Обсуждение объективных составляющих семейных конфликтов.
Психологические составляющие конфликта Мотивы сторон в конфликте. Особенности восприятия конфликтной ситуации. Установки.
Тестирование с использованием методики диагностики коммуникативных установок В. В. Бойко, обсуждение результатов тестирования. Опрос о мотивах учащихся в разрешении конфликта.
Двойственный характер функции конфликта Положительные и отрицательные функции конфликтов. Влияние конфликтов на основных участников, социальное окружение.
Разбор предложенного учащимся конфликта. Его положительные и отрицательные моменты.
Динамика конфликтов Основные периоды и этапы в развитии конфликта.
Упражнение Выдели этапы.
Эскалация конфликта Признаки, характеризующие эскалацию. Этапы эскалации.
Дискуссия на тему: Как избежать эскалации конфликта.
Динамика различных видов конфликта. Отличительные особенности динамики различных видов конфликтов. Наиболее значимые этапы их развития.
Дискуссия на тему: Зависимость развития конфликта от личностных особенностей участвующих в нем сторон .
Информационный подход к изучению и регулированию конфликтов Проблемы потери и искажения информации при общении оппонентов.
Тестирование с использованием методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, обсуждение результатов тестирования. Обсуждение проблемы искажения информации при общении конфликтующих сторон.
Внутриличностные конфликты Подходы к пониманию внутриличностных конфликтов, основные их виды.
Диагностика внутриличностных конфликтов в классе.
Межличностный конфликт Особенности межличностных конфликтов. Их возникновение в различных сферах человеческого взаимодействия.
Диагностика межличностных конфликтов в ученическом коллективе.
Конфликты в условиях учебной деятельности Конфликт между учителем и учеником, учеником и родителями, учеником и учеником.
Дискуссия на тему Как избежать конфликтов в школе
Итоговое занятие Обсуждение проблемы изучения конфликтов.
Мини-сочинение Чему я научился.

Факультативный курс Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия предлагался учащимся на втором году эксперимента. В целом, данный курс призван обеспечить адекватное понимание конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия, активное усвоение теоретических знаний и практических умений в конфликтах различных видов, освоение методов, способных предотвратить или минимизировать последствия конфликтов в повседневной жизни.

Продолжительность курса также составляет 36 часов, из которых 18 отводится на практические занятия.
Завершающим этапом в данной программе являлся курс Теория и практика разрешения конфликта. Курс состоял из 36 часов практических занятий.

На этом этапе мы посчитали необходимым использовать методику, которая позволяет получать теоретические знания путем решения практических задач.
В подтверждение результативности факультативного курса приведем несколько выдержек из мини сочинений:
Очень нравились ролевые игры. Многое, на что я решился, играя, никогда не сделал бы в жизни.

Теперь я точно знаю, как мне нельзя себя вести со сверстниками (Игорь Б.).
Мы не умели слушать друг друга. Играя, споря, беседуя, мы научились не перебивать товарищей, понимать суть сказанного, научились смотреть на себя глазами других, что пригодится нам в жизни (Женя А.).
С помощью тестов я узнала о себе то, чего не знала раньше. Узнала о своих недостатках, о своих хороших качествах.

Недостатки теперь постараюсь исправить, а лучшие качества развивать, чтобы из меня получился хороший человек (Лена Р.).
Мы с мамой не ссоримся как раньше. Я ей рассказал о наших играх и теперь, когда у нас возникает конфликт, мы с ней меняемся местами, она старается думать, как я, а я, как она, нам стало намного легче найти общий язык (Алеша 3.).
Курс, который мы изучили, дал мне много ценной и полезной информации, снабдил необходимым материалом для размышлений о себе. Я поверил в свои силы (Саша Г.).
Наш класс стал намного дружнее. У нас нет ребят, с которыми никто не дружит, у нас все имеют право голоса.

Если мы спорим, то это не перерастает в конфликт, мы научились слушать друг друга (Лена К.).
При изучении теоретической части спецкурса, в целях создания и поддержания высокой познавательной активности учащихся нами была разработана система мониторинга знаний. В начале занятий учащимся предлагалось ответить на тестовые вопросы и сообщалось, что на эти же вопросы им предстоит ответить после изучения материала в рамках спецкурса и сравнить достигнутые результаты. Анализ знаний показал более высокую динамику роста знаний в процессе обучения, сопровождающегося организационным поэтапным контролем основанным на заранее сообщенных
тестовых вопросах.
Основные методы активного обучения, применяемые в данном курсе, представлены на 7.

Методы активного обучения конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов

Методы обучения в эксперименте отражают внутреннюю сторону воспитательного процесса, внешнюю же сторону отражает форма обучения.
Исходя из того, что форма обучения это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса воспитания, основной формой экспериментальной работы является коллективное, индивидуальное воспитание и самовоспитание.
Готовность к конструктивному урегулированию и разрешению конфликта в малой подростковой группе выразилась в следующих действиях и поступках учащихся:
- подавляющее большинство готово реализовать себя в качестве добросовестных субъектов взаимодействия, способных осознанно и мотивированно относиться к процессу разрешения и урегулирования конфликта, о чем свидетельствуют приведенные выше результаты исследования;
- активно включаются в практическую и творческую деятельность по разрешению и урегулированию конфликтов, проявляя при этом инициативу, творчество, изобретательность, т. е. готовы реализовать себя как конфликтоустойчивые личности;
- в общении с окружающими проявляют доброжелательность, эмпатию, толерантность, что положительно влияет на межличностные отношения в коллективе и психологический микроклимат, т. е. готовы реализовать себя как товарищи, друзья, помощники, равноправные члены коллектива;
- проявляют позитивное отношение к себе, уверенность в собственных силах, в успехе, самостоятельно организовывают деятельность и общение, несут за них ответственность.
Рассмотрим подробнее основные методы и методики, которые использовались нами в процессе работы и позволили провести диагностику знаний о конфликте и умений их разрешать.
Особо следует остановиться на методике организации коллективных творческих дел (КТД), которая являлась важным фактором формирования взаимоотношений учащихся, восстановления послеконфликтных отношений, мотивирования (процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации) подростков на конструктивное разрешение конфликтов и т. д.
Проблеме использования КТД в развитии личности и ее взаимоотношений в коллективе школьников посвятили многочисленные
исследования современные отечественные ученые и педагоги-практики (И. П. Иванов, В. А. Караковский, В. М. Трапезников, Г. П. Щедровицкий, С. Д. Поляков, В. СДудченко, В. П. Бедерханова, А. В. Мудрик, С. А. Шмаков).
КТД это способ организации яркой, исполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство [196, 3-4].
КТД в нашем исследовании сфера педагогического изобретательства, поле импровизации, вольного проявления, в котором участвуют дети. Главное для нас, чтобы учащиеся нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью человеческого общения, содружеством, сотворчеством, обогатили свой жизненный опыт.
В КТД сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателя со школьниками.
В основу творческих дел нами положено два подхода деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательный, трудовой, художественный, спортивный, общественный и свободного общения, а второй органичного сочетания всех видов деятельности, их влияния в едином процессе [132].

Воспитательное дело одновременно содержит в себе различные влияния: интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое и др.
Любое дело проходит ряд этапов. Нами выделен следующий алгоритм организации и проведения КТД: поиск - целеполагание- прогнозирование и планирование- организация и подготовка - реализация дела - анализ достигнутых результатов (аналитико-рефлексивная деятельность).
Личностно-развивающее содержание КТД состояло в переходе от близких к средним, а затем далеким целевым перспективам. Одной из конечных воспитательных целей КТД в нашем исследовании выступает формирование у подростков опыта конструктивного разрешения конфликтов. Как показывают результаты анкетирования и бесед, главным мотивом
деятельности учащихся в КТД являлось стремление школьников к поиску оптимального решения поставленных задач.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности нами сформулирован ряд рекомендаций, соблюдение которых облегчает путь к запланированным результатам.
1. Учет важнейших идей методики КТД коллективное творчество, деятельность на пользу и радость людям, коллективный анализ, демократические товарищеские отношения взрослых и детей.
2. Совместное осмысление и принятие педагогом и воспитанниками конкретных задач дела, планирование, подготовка, осуществление и анализ дела.
3. Проектирование КТД на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор динамичных дел, где нужно приложить усилия.



Содержание раздела