d9e5a92d

Сущность и эволюция этнополитических конфликтов

Национальный вопрос остается сложной
внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы).
В мире насчитывается более 5000 этносов, из которых 269 составляют свыше одного миллиона человек, 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств. В России насчитывается более тысячи этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей.

Каждый добивается удовлетворения своих интересов, как минимум, - свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность.

Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.
Этнос (греч. ethnos - племя, народ) - устойчивая группа людей, обладающих общностью происхождения (крови), истории, языка и культуры.
Нация (лат. natio -племя, народ) - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности крови), культуры, совместного проживания и коммуникации (экономических, политических и др.). В структуре нации соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компонентов.
Формирование наций приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. В этом смысле нация и государство - понятия близкие. Этнос, созревающий в нацию, создает и государства.

Как правило, это не обособленный этнос, а группа этносов, сложившихся в единую нацию. Любая нация полиэтнична.

Поэтому основополагающий принцип государственного устройства абсолютного большинства стран мира таков, что нация понимается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может.
Национальные отношения - это отношения между субъектами национально-этнического развития ( нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающимися в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Главный вопрос в национальных отношениях, с одной стороны, это вопрос равноправия или подчинения, вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов, это вопрос о неравенстве уровней экономического и культурного развития между нациями. С другой - это вопрос об отношениях между нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе, о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сосуществования и добрососедства, прогресса нации на основе равноправия, суверенности и демократизма.
В 70-е-90-е годы в мировой общественнополитической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных социальных форм этносов - племен, народностей, наций. Это связано с тем, что этнические процессы проявляются повсюду в мире. Они обусловлены утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно. Следует также отметить, что всплеск этнического сознания у народов, живущих в постиндустриальном обществе, вызван неосознанным сопротивлением невелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции и национальной самобытности.

Быстро растут национальное самосознание и национализм. Ученые назвали этот феномен этническим ренессансом, этническим
парадоксом современности.
Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна.

Небольшое изменение акцентов позволяет зачастую незаметно преодолеть эту грань, и вызревает благоприятное для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
В конфликтологии под этнополитическими конфликтами понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.


Свойства этнополитического измерения
современного конфликта заключаются в том, что конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет разную продолжительность.

Именно в этот период и происходит формирование собственно этнополитического потенциала конфликта, а также осознание национального статуса его участников, сопоставление ими своего статуса со статусом других национальных общностей и формирование отношения к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов.

Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.

Сущность и эволюция этнополитических конфликтов

В научной литературе существует два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.
Первый - социологический. Причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Второй - политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.

В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам. Анализируется социальнопсихологические механизмы этнополитических конфликтов.
При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э. Блэк полагает, что неравномерные протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национальногосударственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождают конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан - с другой.

По утверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигает концепцию внутреннего колониализма, в которой обосновывает триадную модель возникновения этнополитической напряженности:
1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации;
2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центропериферийных взаимоотношений угнетения;
3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на внутренний колониализм Центра.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшимся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и д.
В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальностей как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям.

Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать политизацию этнической солидарности (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроечный период.
Ситуационные источники этнополитических конфликтов:
1) внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти или неожиданного исчезновения внешней угрозы;
2) историческое наследие межэтнических
отношений;
3) внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;
4) экономическая ситуация;
5) уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.

З.Типология этнополитических конфликтов на

территории бывшего СССР
Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам:
- территориальные конфликты, часто связанные с
воссоединением раздробленных этносов: их источник -внутриполитический, нередко и вооруженные,
столкновения между правительством и национальноосвободительным движением или сепаратистской группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);
- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);
- конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);
- конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территорий соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а 40-е годы перешли к РСФСР);
- конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (это прежде всего -проблема Крыма, а в потенции территориальные урегулирования в Закавказье и в Средней Азии);
- конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);
- конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социальнополитического превосходства коренной (титульной) нации данного государства или национальногосударственного образования над другими народами;
- конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;
- конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.
При анализе этнополитических конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения этнополитических конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
- Оперативные решения, связанные с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации боевиков, на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационноразъяснительной работы и др.).
- Тактические решения, направленные на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе и экономического давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса.
- Стратегические решения, ориентированный на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социальнопсихологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией.

Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.
Без разрешения существующих и упреждения новых конфликтов политико-правовыми средствами невозможно успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение демократии во всех сферах жизни и максимальной интеграции СНГ.

Тема10 . Насилие в конфликтах План:

1. Насилие: определение и сущность.
2. Основные причины насильственного поведения. Цели и мотивы поведения
3. Типология насилия.
4. Насилие: российская специфика.
5. Механизмы ограничения применения насилия в конфликтах.
6. Ненасильственное поведение.

Насилие: определение и сущность

Одной из наиболее актуальных тем в конфликтологии является проблема насилия. В основе насилия лежат стремления одних людей к господству и доминированию над другими, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть.
Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на порабощение и уничтожение одних индивидов и социальных групп другими Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.
Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. 20 век побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия.

Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн. человек, а в различного рода локальных конфликтах -еще около 30 млн. человек. Десятками миллионов исчисляются жертвы преступлений против личности.
Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная ситуация наблюдается в современном российском обществе.

В последние годы в нашей стране насилие стало универсальным средством разрешения любых социальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.
Следствием насилия могут быть физические и психические травмы (побои, увечья, убийства, горе, страх, унижение достоинства, стрессы и т.д.).
В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических имморальных травм. В широком - под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический,
идеологический и др.), наносимый человеку или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Основные причины насильственного поведения

Сегодня в этой области существуют по крайней мере четыре направления: биогенетическое
(этологическое), психологическое, экологическое и социальное.
Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер).

Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобритенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц).
Психологическое направление объясняет
человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, "необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя" (З. Фрейд).
Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности "необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы".
Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями,
существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.
Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеются несколько объяснений, которые можно свести к двум основным: психологическому и социальному.
По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуются через действия психических механизмов. В психике человека содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое - биофильство - выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе - никрофильство - в страсти к разрушению и уничтожению.

Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида.
Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или к насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой происходит социализация личности.
В обществе или социальной общности, где культивируется жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста "впитывают" навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ребенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи.
Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию потенциальной
агрессивности, настороженности, опасений и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором формирования авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей).

Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.

Цели и мотивы насилия

Цель является мысленным, идеальным предвосхищением результата деятельности. Поэтому она непосредственно связана с сознанием человека.

Индивид или социальная общность, намечая определенную цель, как правило, в деталях разрабатывают стратегию и тактику ее достижения.
Мотив - причина, побуждающая человека к действию. В нем могут преобладать биологические и психологические свойства индивида или социальной группы (потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и т.д.). Мотив - внутренний стимулятор постановки и достижения цели. Например, потенциальный преступник, движимый чувством голода, намечает ограбление магазина.

В ходе ограбления, застигнутый врасплох невольным свидетелем и находясь в состоянии стресса, он совершает убийство. Чтобы скрыть следы преступления, поджигает магазин.
Таким образом, в данном примере мотивы и цели обусловливают друг друга, переходят из одного состояния в другое. Случайное убийство во время ограбления (мотив сокрытия преступления) в дальнейшем может стать самоцелью, на достижение которой преступник уже идет вполне осознанно.
Преступниками и насильниками не рождаются, ими становятся в процессе социализации и взаимодействия людей друг с другом. Мотивом совершения насилия может любая неудовлетворенная потребность.

Голодный ребенок отнимает булочку у соседнего мальчишки; безработный, чтобы прокормить свою семью, совершает ограбление; чтобы убить свободное время и как-то развлечься, подростки истязают своего сверстника.
Неудовлетворенными потребностями далеко не исчерпываются все мотивы насилия. Для бытовых преступлений наиболее характерными являются следующие мотивы:
- личная неприязнь;
- мотив ревности;
-мотив мести.
На межличностном и групповом уровне можно выделить следующие мотивы насилия и жестокости:
- импульсивная жестокость как непосредственная реакция на ситуацию, обусловленная эмоциональной несдержанностью (например, неадекватная реакция на действия потерпевшего);
- инструментальная жестокость, используемая как средство достижения преступной цели (грабеж, изнасилование, устранение конкурента и т. д.);
- вынужденная жестокость как результат подчинения требованиям определенного субъекта,
например, лидера группы, стремящегося создать
обстановку круговой поруки;
- жестокость как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе;
- жестокость как основной мотив и цель преступного поведения, обусловленная социальнопсихологическими свойствами личности, для которой насилие является не способом достижения цели, а самоцелью.
Последний вид мотивации насилии является одним из самых опасных. На межличностном и групповом уровне он порождает феномен Джека Потрошителя или Чикатилы, а на уровне государственных структур - Нерона, Дракулы, Гитлера, Сталина и др.
Насилие широко используется как средство власти. Само понятие власть предполагает насилие (принуждение). Но если на уровне межличностных и групповых отношений наиболее распространенной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное.

При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические - к структурному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым (естественным) элементом культуры. Для этого используются различные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимулирование, манипулирование и др.

Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются гражданская война и геноцид против собственного народа.
Главной целью политического насилия является власть, обладание которой дает возможность распоряжаться людьми, ресурсами и легально применять насилие.

Типология насилия

Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно квалифицировать насилие по видам причиняемого ущерба (физическое, психическое и др.); по формам воздействия (убийства, террор, изнасилование и т.д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (межличностные, групповые и др.).

Одним словом, насилие в конфликтах имеет столь же многообразную типологию, как и сами конфликты.
Однако для исследования проблемы более продуктивным является иной подход к классификации насилия. В основе его лежит разграничение насилия на два основных вида: прямое насилие и структурное и насилие, предложенное норвежским социологом Д. Галтунгом (см. табл.).
Прямое насилие - непосредственное воздействие субъекта на объект (убийства, телесные повреждения, изгнание, задержание и т. д.).
Структурное и насилие - создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в обществе). Автор этого термина Д. Галтунг, что структурное насилие в современном обществе является ничуть не менее распространенным и значимым, чем традиционное физическое насилие. Сам феномен структурного насилия он описывает следующими положениями:
1) структурное насилие является естественным феноменом, потому что между социальными группами существуют определенные различия, прежде всего в позициях власти, которые отражаются в структуре социального взаимодействия;



Содержание раздела