d9e5a92d

Понятие и особенности политического конфликта

постановка единых целей, формирование общих ценностей: этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации; эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества; 4) система поощрения: установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников.
Управление конфликтным противостоянием включает и межличностные способы преодоления конфликтов. Различают следующие основные стратегии поведения в конфликтной ситуации:
1) настойчивость (принуждение): тот, кто
придерживается данной стратегии пытается заставить других принять свою точку зрения во что бы то ни стало (его не интересуют мнения и интересы других). Он либо игнорирует цену в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над последствиями. Чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия, тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении стабильных взаимоотношений.

Данный стиль может быть использован и эффективен в ситуации, угрожающей существованию организации. Недостатками такой стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений;
2) уход (уклонение): человек, придерживающийся этой стратегии стремится уйти от конфликта. Это уместно, если предмет разногласий имеет для человека незначительную ценность, если ситуация может разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они могут появиться;
3) приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия признается рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с другой стороной, когда при тактическом выигрыше не гарантирован и стратегический выигрыш. Однако, данная стратегия становится доминирующей, то скорее всего руководство подчиненными не сможет быть эффективным;
4) компромисс - данный стиль характерен принятием точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется преимущественно за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях ценится высоко, так как уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт.

Но через некоторое время могут появится и дисфункциональные последствия (например, неудовлетворенность половинчатыми решениями). В данном случае конфликт может возникнуть вновь в измененной форме, так как породившая его проблема была решена не до конца;
5) сотрудничество (решение проблемы) - это стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - неизбежный результат того, что у людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и сообща найти приемлемый для всех выход.

В данной ситуации идет поиск устраивающего всех решения проблемы.

Тема 8. Политический конфликт и политический кризис План:


1) Понятие и особенности политического конфликта.
2) Типы политических конфликтов.
3) Международный политический конфликт.
4) Понятие и типология политических кризисов.
5) Кризисы политического развития.

Понятие и особенности политического конфликта

В обществе всегда существуют взаимодействия людей, включающие в себя как сотрудничество, так и конкурентность. Наиболее драматичные и острые формы конкурентные взаимодействия приобретают в политическом пространстве, где развертываются многообразные властные отношения, представляющие собой отношения господства и подчинения.
Политический конфликт - это один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений (борьба за власть и властные отношения)
Политический конфликт - это один из видов социального конфликта, который представляет собой проявление и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ.
Отсюда, основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Основной целью и первейшей задачей участников политического конфликта является удержание и завоевание власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что именно в 20 в., самом конфликтно насыщенном за всю историю человечества столетии, произошло более 80 революций, сотни гражданских и региональных войн, две мировые войны, унесшие сотни миллионов человеческих жизней.



Такова ужасающая цена, которую человечество было вынуждено уплатить за стремление одних групп, партий, движений, стран получить власть над другими.
И потому именно борьба за власть и властные полномочия является одной из особенностей политического конфликта. Власть в обществе - это одно из действенных средств управления другими людьми и достижения своих целей и потому она обладает большой притягательной силой
Другая особенность политического конфликта состоит в том, что он затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов и общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта всегда выступают от имени определенной социальной общности.

Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и таким образом становятся субъектами политического конфликта. Следовательно, политический конфликт - это всегда организованный,
институциональный конфликт.
К особенностям политического конфликта можно отнести также его ценностный аспект, который имеет идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации.

Идентификации и мобилизации субъектов и сторонников политического конфликта.
Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей.

В многочисленных своих обличиях - в виде деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния - политика может обнаруживаться внутри любой общественной группы. Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером,
способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; включенностью, или проникающей способностью, т. е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями,
отношениями и сферами).
Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет
политических конфликтов.
Противоречие между политически обществом как целостной системой и неравенством, включенных в нее индивидов и групп, выраженных и иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

Типы политических конфликтов

Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода
преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является торг по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг размеров налогов, объема
социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, т.к. здесь всегда можно найти компромиссное решении ( как это, та и то).
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как свобода, равенство, терпимость труднодостижим, если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты -ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации.

Предмет таких конфликтов -отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей.

Это частичные конфликты.
Субъектами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают, с одной стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политические активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы.

Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.
Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источников частичного - противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов.

Первые разделяют общество на две основные противоположные силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам игры плюрализма.
Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.
Режимные внутриполитические конфликты: целью одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.
Легитимные внутриполитические конфликты: часть государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

Международный политический конфликт

Субъектами международного политического конфликта являются отдельные государства, группы государств, объединенные в союзы, коалиции, либо представляющие их организации, подобные, скажем, ООН, или общественно-политические организации типа
Социалистического Интернационала, профсоюзных альянсов и др., или наконец, каких-то идеологополитических или религиозных движений. Сфера их зарождения и действия - те или иные страны, международные политические отношения, а не взаимодействия субъектов в рамках одной политической системы (различных ее носителей - слоев, партий и т. д.).
Международный конфликт возникает в любом случае, когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя при этом или вообще не принимая во внимание иные интересы. Сфера возможных видов противоположных политических интересов, являющихся объектом конфликта, весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государства и т. д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных.

Экономические отношения между странами, будь то отношения сотрудничества или конкуренции, взаимопомощи или экспансии, приобретают опосредованно политический характер, т.е. влияют на политику через материальные, информационноидеологические и прочие важные для политических отношений факторы.
Специфика субъектов, причин международных конфликтов обусловливает формы и механизмы их возникновения, развития и разрешения. В числе первоначальных форм проявления -
междугосударственные споры, дипломатические акции. Развитие конфликта связано с формированием противоборствующих сторон, зачастую в виде блоков, коалиций и прочих сообща действующих групп, государств и других политических организаций.

В ряду форм проявления международных конфликтов и их разрешения -политические переговоры: двусторонние и многосторонние с привлечением посредников, в виде международных конференций и др.
В настоящее время в международной практике предотвращения и разрешения конфликтов к противоборствующим сторонам широко применяются политические и экономические санкции международного сообщества (ООН), региональных объединений государств (Совет Европы, Организация Африканского Единства и др.). Решение о применении санкции в ООН принимаются Советом Безопасности (в этом случае они носят обязательный характер) или Генеральной Ассамблеей, которая только рекомендует эту меру. Санкции осуществляются в виде эмбарго на поставки нефтепродуктов и др. необходимых товаров для стран, участвующих в конфликтах, а также запрета на предоставление им оружия, замораживая капиталов, принадлежащих данным странам и т.д. И как крайняя мера - применение вооруженной силы со стороны международного сообщества, если конфликт перерастает в военное противостояние, как это случилось, например, в бывшей Югославии.

Принуждение к преодолению насильственного конфликта более мощной международной силой, не требующее согласия всех задействованных в конфликтах сторон, - входит в число мер ООН по подержанию мира.
Политический конфликт рано или поздно находит свое разрешение. Оно может быть весьма различным по своим итогам, но три главных формы разрешения политического конфликта таковы:
1) интеграция с соперником;
2) кооперация с соперником;
3) подавление соперника.

Функции политических конфликтов

Общество переходного периода, к которому, в частности, можно отнести и российское общество, - это общество, для которого характерны нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов. Зыбкое, изменчивое равновесие политических сил, неопределенность результатов их соперничества создают сильнейшую нестабильность.

Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их предотвращения, локализации, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный характер. Свойственная этому обществу
недифференцированность политической сферы от социальной и экономической, а также от личных отношений приводит к тому, что любой конфликт -трудовой, этнический, социокультурный и др. -
приобретает политическое измерение, нередко вопреки намерениям его участников. Поэтому в нем резко расширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный, конфронтационный характер.

В силу этого в переходном обществе политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный, созидательный характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.
Все это обусловливает необходимость выявления и интерпретации функций политических конфликтов.
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, полифункционален, т. е. может выполнять как негативные, разрушительные, так и позитивные, созидательные функции.

Понятие и типология политических кризисов

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, в конфликтологии и политологии используется понятие политический кризис (греч. krisis -решение, поворотный пункт, исход).
Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политический кризис характеризуется
делегитимацией структур власти, отсутствием
взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).
Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно частое явление, выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку.

Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов.

Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

Кризисы политического развития

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис
политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.
Для поддержания легитимности власти используются различные средства: изменение
законодательства и механизма государственного управления в соответствии и новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения;
4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.
В этой связи следует отметить двоякое и противоречивое влияние информационной революции. С одной стороны, высокий образовательный уровень населения способствует быстрому, но в основном поверхностному приобщению к ценностям политической культуры участия.

С другой стороны, западная модель социального поведения, выражающееся в таких ценностях, как частная собственность, правовое государство, для значительной части населения является достаточно абстрактной, не усвоенной в процессе социализации, поскольку отсутствуют деятельностно - активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние.
Проблема идентификации решается двумя путями:
1) с помощью харизматических лидеров,
способных объединить национальную или
территориальную общность; при этом обычно используется радикальные средства политической мобилизации населения, что чревато насилием, несущим внутреннее отрицание целей политической модернизации;
2) путем осуществления государственной политики, нацеленной на создание механизма содействия людям в поисках идентичности, что предполагает отказ от идеологических решений и концентрацию усилий на профессиональном обучении, широком использовании опыта других стран, формирование благоприятных условий для социальной мобильности.
Решающими здесь оказываются два слоя. Первый из них - интеллигенция. Она вносит мутации в культуру, продуцирует инновации, способные открывать путь к новым цивилизационным завоеваниям. Второй слой -бюрократия.

Она способна обеспечить сохранность социальной наследственности, тех социальных структур, которые исторически сложились и которые составляют основу существующего образа жизни.
Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.
Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Тема 9 . Этнополитические конфликты План:

1) Природа этнополитического конфликта.
2) Сущность и эволюция этнополитических конфликтов.
3) Типология этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР.

Природа этнополитического конфликта

Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной не Европу, не Азию, не Африку.

Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия.



Содержание раздела