d9e5a92d

Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, семейная тревога, нервно-психическое напряжение и состояние вины.
Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни.

Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.
Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде всего действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате:
- создания для супруга ситуаций постоянного психологического
давления, трудного или даже безвыходного положения;
- создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств, удовлетворения потребностей;
- создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.
Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна, приступах ярости.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.
Предупреждение супружеских конфликтов. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков). Большинство из них сводится к следующему: Уважай себя, а тем более другого.

Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки, обиды и грехи, а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций.

Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).
Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя всегда и во всем правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму. Будь внимательным, умей слушать и слышать супруга.

Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, работай над своими недостатками. Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.
Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга.

Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.
Разрешение конфликтов между супругами. Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.
Одно из условий завершения конфликта любящих супругов не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует.

При аргументации своей позиции старат ься не проявлят ь неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других родителей, детей, друзей, соседей и знакомых.

Только от самих супругов зависит благополучие семьи.
Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.
Многим развод приносит избавление от враждебности, непризни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества.

Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервнопсихическим расстройствам.


Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми.

Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность.

Это создает для общества дополнительные трудности.

Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами.

Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтом на развитие детей (А.

Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми.

Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковская).
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют
гармоничный дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении
психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного Мы, способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды
дети становятся непослушными, капризными,
раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся трьованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
- кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
- кризис 67 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
- кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту 1214 лет);
- подростковый кризис 1517 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:
- оптимальный тип отношений родителей и детей;
- потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
- скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
- скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
- поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
- поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
- родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение С. Годник).
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми
подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологически особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции ВЗАИМОПОМОЩИ, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботим и увлечениям.
По мнению психологов (Д. Лешли, A. РОЯК, Т. ЮФЕРОВА, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:
всегда помнить об индивидуальности ребенка;
учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
стараться понять требования маленького ребенка;
помнить, что для перемен нужно время;
противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
проявлять постоянство по отношению к ребенку;
чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
одобрять разные варианты конструктивного поведения;
совместно искать выход путем перемены в ситуации;
уменьшать число нельзя и увеличивать число можно;
ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их
справедливость и необходимость;
дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
логически разъяснять возможности негативных последствий;
расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
использовать положительный пример других детей и родителей;
учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Психологическое консультирование конфликтных семей

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.
Основные задачи психологического
консультирования: индивидуальные и групповые
консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения
психологических знаний или разрешения конфликтов; выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций; оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни; обучение методам саморегуляции психического состояния.
Семейное консультирование рассматривается как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы (С.

Кратохвил).
Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями.
1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супркгам возможности восстановления их отношений.
2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов. Значительная часть обращающихся за психологической помощью это молодые люди, недавно поженившиеся.

Для них коррекция психологической несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу.

Эффективность их психологического консультирования незначительна.
Еще одна группа консультируемых люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.
3. Повышенная агрессивность консультируемого но отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений.

Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.
4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного
поведения супругов значительно усложняет положение консультиру емых и работу психолога-консультанта (В. Смехов).
Этапы психологического консультирования.
Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью это начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный, описательный, динамический, генетический и прогностический уровни (3. Тысячная).

Для диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику анализа конфликтной ситуации МАКС (В. Смехов).

Она представляет собой свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного из его участников. Эффективное использование методики возможно после установления
психотерапевтического контакта.
Вторым этапом консультирования конфликтных семей является восстановление супружеских отношений. Успешность перехода завиисит от снижения психической напряженности консультируемого.

Иногда в супружеском конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства, безысходности, жалости к себе. Важно стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации.
При нормализации супружеских отношений важно:
не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости);
не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки
включить консультанта в качестве союзника в конфликте;
с самого начала стремиться к расширению понимания супругами
конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента;
терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции, восстановлению супружеских отношений;
уважительно относиться к нормам и ценностям, которые принимаются или отстаиваются супругами;
не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение самим;
соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов.
Психологу-консультанту не всегда удается нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью. Р. Мэй подчеркивает
необходимость психологу-консультанту развивать в себе то,что А. Адлер назвал мужеством несовершенства, т.е. умение мужественно принимать неудачу.

Тема 7. Организационно-управленческий конфликт

План:
1) Понятие и разновидности организационноуправленческого конфликта.
2) Специфика проявления организационноуправленческого конфликта.
3) Управление организационно-управленческим конфликтом.

Понятие и разновидности организационноуправленческого конфликта

Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.
Различают: 1) Конфликт, связанный с
распределением статусов и власти. Первое вытекает из несоответствия количества статусов высокого ранга наличным или потенциальным притязаниям членов организации.

Второе объясняется двумя обстоятельствами. В организации создается иерархия должностей и соответственно имеет место делегирование власти от высшее стоящих звеньев в руководстве к нижестоящим. А всякая власть, в том числе и делегированная, имеет тенденцию к саморасширению границ применения; отсюда столкновение ее субъекта с вышестоящим.

Вместе с тем иерархичность построения организации и управления внутренне порождают одностороннюю ответственность низших звеньев перед высшими, что приводит к административному произволу и т.д. 2) Конфликт,
порождаемый проявлением разнообразных дисфункций в организации, обусловленных как объективными, так и субъективными обстоятельствами. В числе объективных -ситуация социального изменения.

Организация функционирует в определенных условиях - внутренних и внешних (социальная и политическая среда). Они не остаются постоянно неизменными. Возникающие изменения нарушают устоявшийся способ функционирования, происходит определенная
дезорганизация системы. Социальная дезорганизация -неотъемлемая часть процесса социального изменения. 3) Конфликт, обусловленный неадекватным разделением труда между членами организации и соответственно неадекватной ролевой структурой коллектива.

Он вытекает из ошибочной стратегии и тактики подбора и расстановки кадров. 4) Конфликт, возникающий на базе нарушения
формальных и неформальных норм, правил игры. Любая норма предполагает возможность отклонения от нее в реальном поведении.

Противоречие между нормой как идеальной моделью, образцом поведения и ее фактической реализацией становится конфликтом в случае отклоняющегося поведения. Причины конфликта многообразны. В их числе личностные - одни из главных. Атмосфера безличности устанавливает границы допустимого отклонения от образцов поведения, а личностные мотивы нарушают эти границы.

5) Нарушение норм и связанный с этим конфликт заложен во многом в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации. 6) Объективным законом функционирования организации является внутренняя ее интеграция, сплочение членов в единое целое.

Конфликт между системой стимулов, направленных на повышение интеграции, и антистимулами указанного процесса - один из существенных видов в типологии конфликтов.

Специфика проявления организационноуправленческого конфликта

Для жизнедеятельности любого коллектива характерно постоянное возникновение и преодоление многочисленных коллизий в общении людей. Не все из них подпадают под определение конфликт и требуют определенной реакции со стороны руководства. О наличии конфликта можно судить по свойственным для конфликтной ситуации проявлениям, определенным признакам.

Общей формой проявления преимущественно объективных по своей природе конфликтов является дезорганизация - состояние, при котором групповые нормы, шаблоны коллективных действий в той или иной мере приходят в несоответствие с новыми потребностями. Начинается поиск новых процедур действий и обновления отдельных элементов функций. Обычно для этого состояния характерны противоречия по поводу способов действий в изменяющихся условиях. Формируются группы инициаторов изменений и их противников.

Актуализируется проблема взаимоотношения поколений в коллективе. Происходит смена неформальных лидеров, а в критической ситуации - и формальных носителей высшей для организации административной власти.
Таким образом, дезорганизация на субъективном уровне проявляется в виде нарушения согласованных действий членов группы, т.е. несогласия. Несогласие - это образ образовавшийся внутри организации первичной группы от предписанных шаблонов, норм поведения, это -неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, поскольку оспаривается их легитимность в изменяющейся ситуации.
Углубляющееся несогласие порождает
напряженность в организации - форму проявления более высокого этапа возникающего конфликта. Напряженность выступает в позитивном и негативном плане.

Позитивный аспект обнаруживает себя, в частности, в неудовлетворенности состоянием дел в организации, заведенным порядком, стилем руководства, в острой критике методов и результатов деятельности организации в целом или ее отдельных подразделений, выражающих осознание необходимости обновления деятельности организации и одновременно невозможности это сделать при данном ее состоянии. Такая напряженность стимулирует переход к реорганизации целевой группы с учетом новой ситуации. Негативная форма напряженности проявляется в девальвации норм и ценностей, на которых строится данная организация, ее дезинтеграция и формирование дисфункционального, кризисного состояния.

Конечный итог негативной напряженности -агония организации.
Конфронтация - членов организации -неотъемлемый элемент напряженности на высоком уровне развития и форма проявления внутреннего конфликта. Она приобретает разнообразные виды, в том числе - жесткой конкуренции на почве карьерных устремлений служащих, борьбы за влияние на центр административной власти и за определенные привилегии и др.

Наибольшую опасность для позитивной деятельности организации представляет конфронтация, ведущая к расколу организации, что связано с кристаллизацией частных интересов и подменой ими общих.

Управление организационно-управленческим конфликтом

К структурным методам управления организационно-управленческим конфликтом относится следующие: 1) четкая формулировка требований: разъяснение требований к результатам каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие
ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы; 2) использование координирующих механизмов: строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами конфликтных ситуаций, так как подчиненные знают, чьи распоряжения они должны выполнять; в некоторых организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых является увязка целей различных подразделений; 3)



Содержание раздела