d9e5a92d

История становления конфликтологии

управленческим целям. Соответственно следует различать и функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитическая и прогностическо-управленческая. Разработка фундаментальных теоретических проблем в конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания и механизмах общественных процессов.

Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетание с теорией позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методов управления им. Анализ конкретных конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения.

Тема 2. История становления конфликтологии

План:
1) Проблемы конфликтных отношений в трудах мыслителей древнего времени.
2) Исследования конфликтов в Средние века и в эпоху Возрождения.
3) Взгляды мыслителей на конфликт в Новое Время и эпоху Просвещения.
4) Конфликтологическая мысль в 19-начале 20 вв.

Проблемы конфликтных отношений в трудах мыслителей древнего времени

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее -социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликты, выделяя следующие периоды.
Древние времена. В этом периоде заслуживает внимания воззрения древнекитайских мыслителей.

Особое место среди них принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н.э.), одному из первых китайских философов. Его философские, в том числе конфликтологические, идеи развивались древними китайскими мыслителями на протяжении многих веков.

Взгляды на проблему конфликта мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них:
Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды. Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на благородных мужей, (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов (малых людей). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости.

Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей - выгода.
Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которой была впервые предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на проблему конфликт строились на основе философского учения о противоположностях, например, согласно Гераклиту ( около 520-460 гг до н.э.), является всеобщим и универсальным методом развития. По его словам, противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония (История
философии в кратком изложении. - М.: Мысль,1991.- С.81)
Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая оценку с точки зрения социальных последствий. Так, например, у Гераклита мы находим: Война-отец всего и всего царь.

Одними она определена быть богатыми, другим -простыми людьми, одних сделала рабами, других -свободными (Там же). В отличии от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну, Платон( около 427 - 347 г.г до н.э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло.
Аналогичной оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался и другой великий мыслитель Древней Греции - Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Он говорил: Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны....
Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зрения античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти и у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен.

Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, который указывал, что законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды.

Исследования конфликтов в Средние века и в эпоху Возрождения

Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположной и неразделимой сферах.



Эта противоположная и неразделимая история представляет собой вечную битву двух царств (градов) - божьего и земного. Во многом схожи с взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя Средневековья - Фомы Аквинского (1225-1274 гг.).

Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других.
Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира.

Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы той эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода - Николая Кузанского (1401-1464 гг.), Николая Коперника (1473-1574 гг.), Джордано Бруно (1548-1600 гг.) и Николо Макиавелли (1469-1527 гг.), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта.

Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.

Взгляды мыслителей на конфликт в Новое Время и эпоху Просвещения

Новое время и эпоха Просвещения. При анализе конфликтологических взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социальнокультурные условия и общественный уклад того времени. Прежде всего, это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительно культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и, в том числе, в изучении конфликтов.

Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (15611626 гг.), Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) Жан-Жака Руссо (1712-1626 гг.), Адама Смита (1723-1790 гг.) и другие. В частности, Бэкон один из первых применил системный подход в анализу причин социальных конфликтов.

Интересна в этом смысле концепция Гоббса о естественном состоянии общества как войне всех против всех.

Конфликтологическая мысль в 19-начале 20 вв.

Первая половина XIX века. На этом этапе развития конфликтологической мысли особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии - Иммануила Канта (1724-1804 гг.), Георга Гегеля (1770-1831 гг.), Людвига Фейербаха (18041872 гг.) и других. Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой половины XIX века, важно акцентировать внимание на их глубоких философских рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени. В частности, таковой являлась проблема войны и мира.

Интересными в этом смысле представляются идеи канта (О вечном мире), Гегеля (О войне как средстве нравственного очищения народов) и другие.
Вторая половина XIX - начало XX века. Обращаясь к указанному периоду эволюции конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как самостоятельной теории, которое обусловлено следующими факторами:
1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.
2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями - войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т.п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.
3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук -марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1798-1920 гг.)
Особо следует отметить работу немецкого теоретика Карла Клаузевица (1780-1918 гг.) О войне, а также работы Георга Зиммеля (1858-1918 гг.), Питирима Сорокина (1889-1968 гг.) в области социологии, работы Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.) и его учеников в области психологии.

Тема 3. Конфликт как социальное явление План:

1) Понятие социального конфликта.
2) Причины социального конфликта.
3) Типология конфликтов.
4) Динамика социального конфликта.

Понятие социального конфликта

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям. Согласно другому американскому автору К. Боулдингу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Р. Дарендорф под конфликтом понимает все структурно-произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп.
Американские социологи Р. Макк и Р. Снайдер описали следующие группы признаков, характерных для социального конфликта: 1) Необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон, причем стороны понимаются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы, классы, даже культуры. 2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников.

В перовом случае речь идет о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности; во втором - о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону.

4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а потому и приводят к столкновению друг с другом. 5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны.

Причины социального конфликта

Ответить на вопрос однозначно о корнях, причинах социальных конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального конфликта обусловлен своими
собственными причинами. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж,
идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.
Основными источниками конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями задает противоречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между
социальными слоями, группами, классами; 2) в
противостоянии между поколениями (в семьях, организациях); 3) в борьбе между этническими группами в обществе; 4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин; 5) в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т. д.
Для описания того или иного конфликта, необходимо знать: 1) характеристики конфликтующих
сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т. д.); 2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношения друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления об отношении к себе противоположной стороны, и главное, степень полярности их взглядов по системе хорошо-плохо и заслуживает доверия - не заслуживает доверия); 3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.); 4)
социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта); 5) заинтересованные стороны (их отношения к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики); 6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных или негативных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора - принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.). 7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, досрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон) (см.: Дойч М. Разрешение конфликта.

Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. - 1997. -1.- С.204-206).

Типология конфликтов

Согласно общей теории конфликтов К. Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций.
Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:
1) конфликты между индивидуумами;
2) пограничные конфликты между
изолированными в пространстве группами;
3) экологические конфликты между
пересекающимися в пространстве группами;
4) конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);
5) конфликты между гетерогенными
организациями (например, между государством и церковью);
6) конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);
7) конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);
8) конфликты между группой и организацией.
В общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.
Война: бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе и насильственных, средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат -получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ.

Спор: используются только мирные средства; цель - достижение согласия с другой стороной.
Конфликты различаются между собой: по легальности существования (открытые и латентные); по направленности развития (субъекты - цели); по скорости, по типам (когнитивные и мотивационные); по механизму их разрешения; по сложности и важности.
Когнитивными называются конфликты,
отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д.

Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссии ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.
В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов: а) радикальноконфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует; б) частично-конфликтными, когда, несмотря на столкновения, стороны имеют какой-либо общий интерес.
Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Р. Даль. По его мнению, конфликты подразделяются на:
1) биполярные (двусторонние) и мультиполярные
(многосторонние) - в зависимости от числа
противостоящих участников конфликта;
2) кумулятивные и перекрещивающиеся - в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;
3) конфликты, ведущие к поляризации и сегментации - в зависимости от степени или уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация - это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.
В зависимости от формы проявления условий и времени протекания выделяются различные типы конфликтов:
1. по длительности:
- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
- длительные (от нескольких часов до нескольких
суток);
-затяжные (бессрочные, для которых не находятся конструктивного решения);
2. по проявлению:
- скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);
- частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях участников);
-открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);
3. по организации:
- преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);
- нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);
-спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);
-инициативные (один из участников или одна из сторон выступает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).
В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов любая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствующему основанию (по субъектам, причинам, длительности протекания, организации, проявления и т.д.) к тому или иному типу. Сравнение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответственно, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликтов.
Субъектами социальных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций и институтов, конфликты, возникающие между
государствами, т. е. международные.
Противостоящие субъекты живут и борются в различных подсистемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытекает классификация конфликтов по критерию сфер жизнедеятельности общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, научные, управленческие. Их носителями могут быть любые из перечисленных субъектов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня.

Экономический конфликт - это конфликт прежде всего по поводу присвоения, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением. Социальный конфликт - по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различным благам и ресурсам.

Одной из разновидностей социального конфликта является этнический конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных групп. Политический конфликт -обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определенных социальных групп или большинства общества. Правовой конфликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юридических норм и правосознания. Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Идеологический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.

Динамика социального конфликта

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия,
непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная стадия.
Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить.

К таким ресурсам относятся материальные ценности, информация, власть, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.
Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению цели, степень его вины, силу и возможности противодействия. Этот момент предконфликтной стадии называется идентификацией.
Иногда причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребностей. Это ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта.

Случается, что ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.
2. Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется прежде всего наличием
инцидента, т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Действия, составляющие инцидент могут иметь как открытый, так и скрытый характер.
Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.
3. Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращаются конфликтное взаимодействие.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы.

Но наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта.



Содержание раздела