d9e5a92d

КОНФЛИКТ В КОМАНДЕ НА СТАДИИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Несмотря на существенный прогресс в области теории конфликта, появление новых парадигм и новых подходов к его разрешению, на уровне бытового сознания конфликт продолжает восприниматься как нечто негативное, обязательно портящее нервы людей и взаимоотношения между ними.
Руководителей организаций, менеджеров по персоналу можно назвать "пограничным звеном" в восприятии конфликта.
С одной стороны, эти люди, в силу специфики своей деятельности, вынуждены знакомиться с новейшими разработками в области конфликтологии. С другой стороны, это просто люди продукты многочисленных установок, социальных норм и взаимоотношений, следовательно, обладающие тем самым обыденным сознанием, о котором было сказано выше.
Именно поэтому, когда от руководителей звучит заказ на формирование команды (или команд) в организации, за ним часто стоит желание так организовать деятельность и общение сотрудников, чтобы конфликтов не возникало совсем или они были сведены до минимума. При таком подходе многих руководителей ждет разочарование, так как в команде, особенно на этапе становления, конфликтов избежать не удастся.
Во-первых, для любой команды характерна такая стадия жизненного цикла, как конфликтная стадия. Это период жизни команды, когда идет переосмысление первоначально установленных норм взаимодействия, окончательное согласование целей и ценностей команды и ее членов, а также перераспределение ролей лидерства.

Во-вторых, появление нового члена в команде также может вызвать конфликт, обусловленный вышеназванными причинами. В-третьих, неизбежность нахождения общего языка с людьми разных психологических типов в незрелых командах приводит к конфликту, который сами члены команды называют психологической несовместимостью. Особенно часто эту причину видят единственным основанием конфликтов неопытные руководители сразу после ознакомления с соционикой или другими психологическими теориями, особое внимание уделяющими разделению людей на различные психологические типы.

Однако, зачастую, за формулировкой "психологическая несовместимость" прячется неумение или нежелание членов группы понять и принять необходимость и полезность, с точки зрения эффективной командной работы, существования всех командных ролей, безусловную ценность каждого члена команды.
При наличии любого из вышеназванных конфликтов в группе ее лидер или консультант, работающий по формированию команды, прежде чем продолжать работу, должны вынести конфликт на обсуждение и совместно с членами команды выработать пути его решения.
При формировании команды необходимо учитывать, что велика вероятность возникновения нескольких типов конфликтов:
*Идеологический конфликт. Возникает, когда люди, собирающиеся работать в команде, имеют разные духовные ценности, жизненные принципы, убеждения. Поскольку ценностные ориентиры детерминируют всю деятельность человека, его взаимоотношения с другими людьми, такой конфликт временно может быть смягчен, если у каждого из участников в багаже ценностей имеется такая, как толерантность.

В принципе, случаи, когда в одной команде работали люди с различными ценностными ориентирами (например, пацифисты и милитаристы) известны, встречаются в практике. Но эффективной такая работа может быть только короткое время, в так называемых временных, или "пожарных", командах при условии, что предмет деятельности (основная цель) будет нейтрален по отношению к базовым ценностным ориентациям.
Можно по-разному относиться к идее изменения ценностей. У нее есть как сторонники, так и противники.

На наш взгляд, в период, когда общество в целом, организация или социальное окружение человека, сама его жизнедеятельность находятся в стабильном состоянии, пытаться насильно изменить ценностные ориентации не только пустое, но и вредное занятие. Естественно, речь идет о противоречащих друг другу, а не просто разных ценностях.

В периоды дестабилизации появляется естественный фон, на котором может произойти такая переориентация. Таким образом, только когда деятельность человека, сама его жизнь показывают несостоятельность прежних ценностей, возникают предпосылки для их смены. Но этого мало. Человек должен быть готов, духовно и физически к такой смене, ибо изменение ценностей неизбежно приведет к изменению всей его жизни, а не только трудовой деятельности.

Но и этого еще недостаточно. В моменты жизненного выбора человек может повернуться в сторону как местного отделения "Грин пис", так и районной бандитской группировки. Выбор зависит как от самого человека, так и от того, кто окажется с ним рядом в этот момент. На уровне организации, команды в этот период особенно важна роль лидера.



Лидеру команды необходимо четко осознавать процессы, происходящие с членами команды, не навязывая своих взглядов, в то же время не упустить момент, когда новые ценности можно будет сформировать и согласовать в команде. В случае, если не будет всех, описанных выше предпосылок, людям с противоположными ценностями лучше работать в разных командах. Чтобы сделать окончательный вывод, членам команды необходимо быть уверенными, что причина конфликтов именно противоположность ценностей. Дело в том, что данный тип конфликта может "маскироваться" под конфликты других типов.

Верно и обратное утверждение: конфликты других типов, не первый взгляд, могут быть похожи на конфликт ценностей.
*Конфликт интересов. Большинство групп существует только благодаря тому, что: а) успех, который может достигнуть группа, не может быть достигнут индивидуальными усилиями членов группы; и б) известные нужды отдельных индивидов могут быть удовлетворены только в группе. Группа сможет работать эффективно как команда только в той степени, в которой будут удовлетворены индивидуальные интересы ее членов, а также соблюден баланс между индивидуальными и командными интересами.

Выяснение индивидуальных интересов членов команды и их согласование является одной из первых задач, стоящих перед лидером на этапе формирования команды. Эта работа поможет избежать конфликта интересов на последующих этапах. Процедура согласования интересов может быть выработана командой самостоятельно, либо с помощью консультанта.

Она может видоизменяться в процессе развития команды. Необходимо, однако, соблюдать два основных требования к такой процедуре (как и ко всем процедурам командной работы), а именно: эта процедура должна приниматься всеми членами команды, не вызывать ни у кого отторжения.

А также процедура должна быть эффективна с точки зрения достижения результата. Это не должно быть действие ради действия, ради того, чтобы показать "демократичность" работы в группе.
*Конфликт ролей. Отдельные люди не смогут работать как команда, если они не несут никакой ответственности за принимаемые решения и работу своей группы, а вся ответственность ложится только на лидера. Успешное развитие команды может происходить, если функциональные (командные) роли распределены между всеми членами группы.

Александер выделяет два основных типа функциональных ролей: целевые роли и роли поддержки. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Эти роли необходимы для работы группы. Они включают в себя инициирование деятельности и обсуждений, сбор мнений, предоставление нужной информации.

Роли поддержки необходимы для сплочения группы и организации группового взаимодействия. Эти роли включают в себя обеспечение поощрений и участия в работе, выражения чувств группы, установления критериев работы группы и оценок этой работы. Всего исследователи выделяют восемь командных ролей. Каждая роль важна для командной деятельности, отсутствие хотя бы одной вызывает дисбаланс в команде.

Конфликт возникает тогда, когда член команды выполняет роль, не свойственную ему по психологическому складу, либо личным интересам. Лидеру команды необходимо помнить, что нет неспособных людей. Задача менеджера определить, к выполнению какой работы наиболее склонен человек, и помочь ему занять ту позицию, ту роль, в которой он будет наиболее эффективен и полезен команде.

Та же М. Белбин приводит в своей книге технологию определения ролевых позиций в команде.
Вторая разновидность ролевого конфликта возникает, когда люди не понимают, из-за чего тот или иной член команды вызывает напряжение у другого члена команды, либо, понимая причину разных взглядов разные роли, не признают ценность какой-либо из них. Задача команды и лидера здесь совместно определить то ценное, что привносит каждая роль и ее исполнитель в деятельность команды и выработать терпимость к отдельным психическим чертам, не совсем удобным для какого-либо другого члена команды.
? Конфликт неправильного использования ресурсов. Здесь под ресурсами понимается не только материально-техническое, денежное или временное обеспечение, но и, что особенно важно именно для команды, потенциал, энергия, знания, умения и навыки каждого из членов команды. Каждый член команды должен помнить, что не только его коллеги являются для него источником энергии и других ресурсов, но и он сам является для них тем же. Конфликт возникает, если забывается это золотое правило.

Особенно важной можно назвать совместную работу команды по балансировке энергий, которая поможет избежать таких явлений, как энергетический вампиризм, и, соответственно, немотивированных, на первый взгляд, раздражений, усталости, недовольства.
Необходимое условие для команды - работать эффективно, в том числе это относится и к использованию ресурсов. Данное условие выполнимо, когда каждый член команды имеет возможность внести свой вклад в работу, и каждая такая возможность обдумывается и учитывается командой. В зрелой команде ни один ее член не испытывает боязни выразить свое мнение, но в то же время оно должно быть аргументированным. Именно в команде проявляется максимальное использование способностей участников и саморегуляция личности.

Каждый член команды реалистично относится к работе и несет ответственность за принимаемые решения. Команда помогает полнее реализовать себя, а увлеченность общей задачей побуждает каждого члена находить скрытые резервы.

На выполнение последнего условия решающее влияние оказывает стиль управления, используемый лидером в команде.
Мы не рассматриваем как конфликт неизбежную разницу во мнениях, возникающую при обсуждении вопросов командной работы и принятии решений. По словам Майнера, когда группы подобраны таким образом, что в них входят либо очень похожие, либо очень разные люди, то группы с различными точками зрения вырабатывают больше качественных решений.

Множество точек зрения и восприятия перспектив приносит свои плоды. При эффективно организованной коммуникации наличие различных точек зрения не приводит к конфликтам, а наоборот, способствует выработке эффективных решений.
Критерием успешной работы команды является ее способность открыто признать наличие конфликта и сообща обсудить его причины и пути разрешения. Построение рабочих отношений должно учитывать специфику каждой личности и основываться на открытости и доверии.

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания, в которой только и существует возможность конструктивного разрешения конфликтов, является ключевым фактором командного формирования и развития.
Таким образом, можно сказать, что команда это не способ избежания конфликтов, а способ их конструктивного и взаимовыгодного разрешения. А технология командной работы может рассматриваться как одна из технологий решения конфликтов в организации.

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КОНЦА XIX СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ)

В условиях глубокого системного кризиса в современной России, являющегося следствием либеральных реформ, актуализируются потенциальные альтернативы развития экономической жизни общества, обостряется традиционная для нашей страны дискуссия между западниками и славянофилами (в нынешней терминологии - демократами и патриотами).
Основным фокусом этой полемики становится проблема основных путей модернизации российского общества, в том числе и его экономической сферы. В настоящее время ее функционирование и перспективы развития определяются рационализированным экономическим сознанием либерального типа, вовлекающим его субъекта в серьезные ошибки и заблуждения.

Поэтому экономический человек с его установкой на материальное обогащение любыми путями и средствами требует постоянного контроля со стороны нравственного человека. Подобное со-бытие между ними, возможно, заставит хозяйствующего субъекта прислушаться к предписаниям и установкам своего партнера, ассимилировать их в ткань своей культуры.
Актуальным становится обращение к методологии философии хозяйства (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Б.П.Вышеславцев), политической экономии как прикладной этики (С.Н.Булгаков, М.И.Туган-Барановский), в которых экономическая и духовная сферы общества рассматриваются в диалектическом единстве.
В концепции Н.Ф.Федорова с огромной силой проявилась потребность действования, активного вмешательства в жизнь. В этом смысле Федоров, пожалуй, солидаризируется лишь с К.Марксом, который стремился не объяснить, а изменить мир. Поэтому не последнее место в концепции общего дела занимают проблемы хозяйства.

Если последнее определить как процесс взаимодействия общества с природой с целью удовлетворения его членами потребностей в материальных благах, то выяснится, что трактовка Федоровым субъекта и объекта хозяйства окажется значительно шире, чем в современной философской, социологической и экономической науке. По его мнению, субъект хозяйствования не ограничивается современным обществом, а включает и ныне проживающих людей (сынов), и отцов, давно ушедших из жизни. Последние, после воскрешения, активно включаются в хозяйственную жизнь общества.

Иначе говоря, в субъекте у него все, равно как в объекте всё. Это значит, что Федоров не ограничивал хозяйственную деятельность сынов и отцов пределами земли. Она далеко выходит за пределы нашей планеты.

Эта идея в настоящее время не является такой фантастической, какой она была для современников русского космиста. В книге В.Н.Гурченко и Г.Ф.Шафранова-Куцева Россия - от экстремальности к устойчивости приводятся различные точки зрения о численности населения нашей планеты (от 1 до 50 млрд. человек), которую она может выдержать. Но если даже за основу взять пессимистический вариант (нынешнее население Земли), то уже сейчас требуется всерьез задуматься о федоровской идее превращения космического пространства в объект хозяйствования.

Сегодня нам уже известно, что к проблемам космической деятельности обращаются более чем в 130 странах планеты, а 17 из них располагают национальными космическими программами.
Не меньший интерес представляет федоровская трактовка цели хозяйства. Ей является метеорическая, планетарная и всеобщая космическая регуляция, позволяющая снять напряженность между субъектом и объектом хозяйствования. Потребовалось почти столетие, чтобы эта идея русского мыслителя была по-настоящему осмыслена и соответственно отразилась в системе социально-культурной детерминации экономической деятельности.

И действительно, лишь в последние десятилетия XX в. многовековый императив Экономика прежде и превыше всего! вынужденно меняется на непривычный для нас Экология прежде и превыше всего!. Это может означать только то, что федоровская идея метеорической регуляции (превращение природы из временного врага в друга вечного) встала в повестку дня на рубеже двух тысячелетий.

Взятое в скобки высказывание русского космиста можно рассматривать в качестве категорического императива экологической этики. Это значит, что отношение хозяйствующих субъектов к природе является одним из основных критериев их нравственности.

И здесь можно заметить, что наряду с ценностями экономического сознания Федоров в систему хозяйственной мотивации включал и ценности моральной формы общественного сознания.
В концептуальной логике русского космиста метеорический, планетарный, всеобщий космический типы регуляции оказываются, в конечном счете, подчиненными более высокой цели. Мы имеем в виду идею патрофикации, которая была воспринята Федоровым из Священного писания. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что он в системе мотивации хозяйственной деятельности наряду с ценностями экономической и моральной форм общественного сознания выделял и ее религиозную компоненту.

В качестве подтверждения этого тезиса можно сослаться на федоровское учение о внехрамовой литургии. Она, по его глубокому убеждению, должна объять все без исключения формы жизнедеятельности людей, подчиняя их делу воскрешения отцов.
В свете того, что мы теперь знаем о федоровской трактовке хозяйства и его целях, рассмотрим отношение русского мыслителя к промышленности и сельскому хозяйству. Подобно физиократам (Ф.Кенэ, М.Ривьер, Тюрго и др.), он отдавал предпочтение земледелию и отрицательно относился к промышленности.

Ибо производство мануфактурных игрушек, предметов роскоши, служащих удовлетворению интересов буржуазии, прихоти женщин, отвлекает сынов от решения проблемы патрофикации. Высказывая свое отношение к производству мануфактурных игрушек, или, что тоже, легкой промышленности, Федоров, во-первых, выражает свое негативное отношение к сформулированному К.Марксом закону возрастания потребностей и, во-вторых, предвосхищает появление в связке спрос-предложение обратной связи между ними.

Интерференция прямых и обратных связей между спросом и предложением является, на наш взгляд, сущностной характеристикой потребительского общества, в котором люди производят, чтобы потреблять, и потребляют, чтобы производить.
В последнее десятилетие в развитых капиталистических странах в рассматриваемой системе происходит усиление обратной связи. Подобная метаморфоза стала возможной благодаря рекламе и активизации деятельности кредитных учреждений. Рекламный бизнес уже не ограничивается кратким дискурсом вещи, но вторгается в субъективный мир потребителя, структурируя систему его потребностей таким образом, чтобы она соответствовала интересам фирм производителей. При этом ведущие специалисты соответствующих отраслей экономической социологии и психологии пытаются убедить обывателя в том, что делать из своей жизни удовольствие, тратя деньги на приобретение мануфактурных игрушек, нравственно, а не безнравственно.

Стоит отметить, что современные методы манипулирования сознанием потребителя вызывают оправданный протест у гуманистически мыслящих ученых. Ибо по степени негативного воздействия на психику людей они, например, по мнению Э.Фромма, гораздо опаснее, чем наркотики.

Однако, несмотря на подобные предостережения ведущих психологов на Западе, а сейчас уже и в России, в высших учебных заведениях создаются кафедры по рекламе, где готовят специалистов по манипулированию массовым сознанием потребителей.
Совершенно иное отношение у Федорова было к отраслям народного хозяйства, которые сейчас называют наукоемкими. Последние вместе с сельским хозяйством в соответствии с логикой общего дела в состоянии решить санитарный и продовольственный вопросы. Иначе говоря, наука и техника русским космистом не только не отрицались, но принимали статус богочеловеческого дела и, таким образом, вводились во внутрихрамовую литургию. Следовательно, можно констатировать дуализм в мировоззренческих установках русского космиста: с одной стороны, он славянофил, идеолог христианства, а с другой - позитивист, ориентированный во внешний мир и преувеличивающий роль науки и техники в общественном развитии.

Но все же попытка синтеза абсолютных ценностей со сциентизмом и технократизмом, несмотря на кажущуюся нелогичность, представляет, на наш взгляд, определенный интерес. В настоящее время нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что если наука и техника не будут подчинены общему делу, то они все в большей степени будут отрывать человека от природы и Бога.

А это, несомненно, приведет к росту энтропии в духовном бытии хозяйствующих субъектов.
Несмотря на указанные недостатки учения о всеобщем воскрешении, оно, безусловно, имеет важное методологическое значение для построения общей концепции развития современной России. Ибо теоретическая конструкция загадочного мыслителя отличается мировоззренческой и логической стройностью, в ней все стороны бытия (от метеорических процессов до самых интимных сторон жизни человека) можно сравнить с точками окружности, стремящимися по радиусу к ее центру, каковым является воскрешение отцов. Что касается общего дела применительно к современному человечеству, вошедшему в третье тысячелетие, то таковым, на наш взгляд, является коэволюция личности, общества и природы на основе идеологии минимума.

Последняя должна исключать рецидивы идеологии максимума, в одинаковой мере присущие доктрине коммунизма и либерализма.
Теоретико-методологический анализ социально-экономических идей В.С.Соловьева, к сожалению, обходится молчанием даже в трудах таких ведущих исследователей истории экономических учений и социологии, как Автономова, Рязанова, Весолова, Корицкого. Восстановить историческую справедливость, определить эвристический потенциал социально-экономической концепции Соловьева - таковы задачи этой части исследования.
Определяющими моментами представлений русского ученого об экономической жизни общества являются идеи об экономической необходимости, как части нравственной необходимости; соотношении механизма действия и использования экономических законов; примате труда над капиталом; нравственных аспектах отношений производства, обмена и распределения; взаимодействии общества и природы.
Что касается соотношения экономической и нравственной необходимости, то с точки зрения Соловьева, никакой необходимости, кроме нравственной, не существует. Нетрудно догадаться, что такое радикальное решение данного вопроса было направлено против редукционализма марксизма, в рамках которого нравственность рассматривалась как часть надстройки, возвышающейся над производственными отношениями (базисом).
Безусловный интерес для современной экономической теории и социологии представляет проблема соотношения механизма действия и использования экономических законов. Каким же образом ее решал Соловьев?

По его мнению, механизм использования экономических законов не действует с таким же постоянством и железной неотвратимостью, как механизм их действия, поскольку первый, как мы уже имели возможность об этом сказать, оказывается подчиненным нравственной необходимости. При этом, отступление от императивов действия законов, может произойти как на индивидуальном, так и на государственном уровне. Этот тезис аргументируется на примере, ни в какие научные ворота не влезающих нарушений требований закона действия спроса и предложения японским правительством.

Сторонников либерализма, как европейских стран, так и России удивляет отказ японцев от ввоза в страну американского риса, который в семь раз дешевле собственного. Показательно, что Вашингтон требует хотя бы открыть рынок для упомянутого товара.

Почему же США проявляют такую настойчивость в этом вопросе? Дело в том, что их руководство хорошо осознает, что, заставив японцев импортировать дешевый рис, оно, таким образом, уничтожит японскую деревню - основу национальной культуры и традиций, то есть фундамент экономического чуда.

Японцы также понимают это, а потому и стоят на страже интересов своих крестьян, введя пошлину на ввоз американского риса в размере 700 процентов. Приведенный пример, говоря словами Соловьева, доказывает, как железная необходимость экономического закона может оказаться хрупкою, как стекло.
В социально-экономической концепции Соловьева большое значение придается проблеме труда. Будучи религиозным ученым, он относился к труду как к заповеди Божией, которая состоит в воздействии человека на материальную природу в интересах ближних. С точки зрения такой трактовки труда, он высказал свое принципиальное несогласие с теорией французского экономиста Ф.Бастиа о натуральной солидарности.

Следует признать, что в постсоветской России она стала фактом не только специализированной, но и эмоционально-психологической сфер экономического сознания.



Содержание раздела