d9e5a92d

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ КОНФЛИКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Например, высказывания типа выбрала не ту профессию и теперь недовольна собой и работой, чувствуется острая нехватка опыта, то, что я делаю для меня не достаточно, все делаю автоматически, с повышенным состоянием тревожности и др. были выделены нами в подгруппу актуальный конфликт.
Подгруппа испытуемых, в которой конфликт недостаточно осознаваем, следовательно, нечетко вербализован, формировалась на основе следующих высказываний: Хочу получить второе высшее образование, в связи с замужеством работе уделяю меньше времени, почувствовал, что мне не хватает информации и др.
Испытуемые, у которых конфликт на вербальном уровне не выявляется, не обязательно его не переживают. Конфликт может не осознаваться людьми и до некоторых пор находиться в сферах бессознательного.

Для его выявления требуются другие методы, скорее психоаналитической направленности.
Дальнейшая углубленная психодиагностическая работа проводилась в первой и второй подгруппах (290 чел). Анализ типов и видов конфликтов профессионального самоопределения личности и частота их встречаемости осуществлялась в соответствии с введенным алгоритмом.

При составлении кодировочной инструкции, конфликты профессионального самоопределения личности были обозначены категорией В. Типы конфликтов составили подкатегорию первого порядка В1, виды - подкатегорию второго порядка В2. Большинство испытуемых переживают по два-три конфликта одновременно.

Выделение того или иного конфликта профессионального самоопределения в психобиографиях свидетельствует о значимости, ценности переживаний данного конфликта для личности. По мнению В. Г. Асеева, невозможно почувствовать подлинное значение для своей личности тех или иных событий до тех пор, пока они реально не войдут в бытие, не столкнутся с мотивами и не вызовут изменений в жизненных ситуациях.

Анализ психобиографий позволил определить наиболее значимые для испытуемых конфликты профессионального самоопределения.
Можно выделить и наглядно изобразить некоторые смысловые блоки. К таковым были отнесены типы конфликтов.

Нами было выделено 1013 высказываний, характеризующих четыре типа конфликтов профессионального самоопределения личности: мотивационно-потребностный, когнитивно-деятельностный, поведенческий, смысловой. Типы конфликтов профессионального самоопределения могут быть представлены видами конфликтов профессионального самоопределения, (см. таблицу 1 и диаграмму1).
Таблица 1. Распределение показателей частоты встречаемости конфликтов профессионального самоопределения личности, %.

В 11 Конфликт профессионального роста 19,84%
В 10 Конфликт выбора профессии 11,59%
В 12 Конфликт профессиональной карьеры 15,72%
В 20 Конфликт профессиональных экспектаций 6,40%
В 21 Конфликт неудовлетворенности содержанием и способами деятельности 6,91%
В 22 Статусно-ролевой конфликт 10,24%
В 30 Адаптационный конфликт 3,04%
В 31 Социально-ролевой конфликт 6,48%
В 32 Конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями 9,32%
В 40 Конфликт нереализованных возможностей 6,91%
В 41 Конфликт самонеприятия и безысходности 3,47%

Диаграмма 1. Распределение показателей частоты встречаемости конфликтов профессионального самоопределения личности, %.


По результатам исследования, мотивационно-потребностные конфликты оказались актуальными для большинства испытуемых -47,15 %. Конфликт профессионального роста переживают 19,84 % студентов-заочников. Профессиональная деятельность формирует потребность взрослого человека в знаниях. Противоречия между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, которые выдвигаются не только потребностями практики, но и самим человеком, приводят к внутриличностному конфликту. Если человек принимает решение о продолжении образования, значит, он стремится к конструктивному разрешению внутреннего конфликта, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на жизненную позицию личности, программу ее деятельности и перспективные планы.

Таким образом, подтверждается наше предположение о том, что решению поступить в ВУЗ, имея профессиональное образование, предшествовал конфликт профессионального самоопределения.
Конфликт профессиональной карьеры переживают 15,72% испытуемых. Достижение более высокого уровня в профессиональной деятельности, успех в ней влияют на профессиональные притязания. Процесс самосовершенствования психики человека стимулируется потребностью достичь чего-то большего, субъективным осознанием собственных возможностей этих достижений. Значимым оказался для испытуемых конфликт выбора профессии (11,59 %).

Объясняется это нестабильностью социально-экономической ситуации, которая вынуждает человека к поиску новых способов повышения конкурентоспособности.


Далее конфликты профессионального самоопределения распределились следующим образом.
Статусно-ролевой конфликт, как показало исследование, переживают 10,24% испытуемых. Привлекательность выполняемой профессиональной деятельности является не единственным фактором, влияющим на удовлетворенность человека трудом.

Если заработная плата за выполняемую работу не способна удовлетворить потребности человека, он испытывает фрустрацию и ищет способы разрешения конфликта. В некоторых случаях человека не устраивает престиж профессии в обществе, хотя содержание деятельности недовольства не вызывает.
Актуальным для человека по-прежнему остается конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями (9,32%).
Неспособность поддерживать конструктивные межличностные контакты создает внутреннюю напряженность, влияет на самочувствие человека и, в итоге, обуславливает стабильность/нестабильность профессиональной деятельности.
Другие типы и виды конфликтов профессионального самоопределения личности выражены незначительно:
*конфликт нереализованных возможностей - 6,91 %;
*конфликт неудовлетворенности содержанием и способами деятельности - 6,91%;
*конфликт профессиональных экспектаций - 6,48 %;
*конфликт самонепринятия и безысходности - 3,47 %;
*адаптационный конфликт - 3,04 %.
Данные конфликты оказались для испытуемых менее значимыми. Так, адаптационный конфликт (3,04 %) возникает в ситуации вхождения в коллектив. Средний стаж обследуемых составил 6,5 года, следовательно, процесс принятия групповых норм уже завершился.

Конфликт может возникнуть в случае выхода из декретного отпуска, перехода на новое место работы и т.д. Мы сохраняли качественно-количественный состав выборки на всех этапах исследования.

При анализе динамики конфликтов за три года пришли к выводу, что типы и виды конфликтов имеют близкие ранговые показатели на протяжении всего исследования. Таким образом, мы получили определенную картину представленности конфликтов профессионального самоопределения личности в выборочной совокупности и пришли к выводу, что выраженность типов и видов конфликтов профессионального самоопределения может быть обусловлена уровнем профессионализма, спецификой профессиональной деятельности, которой занимается человек, половозрастными характеристиками и другими факторами.

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ КОНФЛИКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Продолжая анализ проблемы конфликтов профессионального самоопределения личности, остановимся на факторах, обуславливающих конфликт.
Проблема детерминации психического развития является ключевой при рассмотрении развития личности. В настоящее время в науке существует обоснование представления о том, что протекающие события являются звеньями сложной цепи логических действий со строго детерминированными причинно-следственными связями.
Вопросы об общественной детерминации развития сознания человека были разработаны в русле культурно-исторической концепции развития высших психических функций (Л.С. Выготский), во введенном в методологию отечественной психологии положении о том, что сама природа человека продукт истории, в определении деятельности как основного способа и условия развития личности (Ф.В. Запорожец, А.Н.

Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Эти положения в дальнейшем были дополнены принципом единства деятельности и общественных отношений в развитии личности (Б.Г.

Ананьев, Б.Ф. Ломов), раскрытием роли общения в формировании и становлении сознания и личности индивида, положением о личности, как активном субъекте своего собственного развития (Л.И.

Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А.

Бодалев и другие).
Подробнее рассмотрим факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности.
Мы исходим из предположения, согласно которому конфликт является ядром кризисных явлений. Поэтому мы считаем правомерным рассмотрение объективных и субъективных факторов в качестве детерминант конфликтов профессионального самоопределения личности.
Движущей силой внутреннего конфликта являются противоречия. Когда противоречия осознаются, конфликт актуализируется.
Можно выделить несколько групп противоречий, которые возникают в результате взаимодействия личности и профессии.
1. Противоречивые представления о целях деятельности, когда человек что-то желает и что-то отвергает одновременно. Например, есть осознание того, что профессиональная деятельность, профессиональное развитие требуют перемен, но это пугает человека, так как связано с серьезной перестройкой и дополнительными нагрузками.
2. Противоречия между желаемым и возможным, когда сами устремления друг другу не противоречат, однако не могут быть реализованы одновременно. Например, конфликт женщины, разрывающейся между работой и семьей, точнее сказать, между профессиональными честолюбивыми устремлениями и семейными обязанностями.
3. Противоречия между достигнутым уровнем профессионального развития и требуемым. Например, содержание деятельности под влиянием внешних условий изменилось, требует освоения иных способов деятельности, а уровня знаний и профессиональных навыков недостаточно.
4. Противоречия между уровнем потребностей и уровнем достижений в профессиональной деятельности.
Субъективные и объективные факторы обуславливают развитие противоречий, следовательно, инициируют конфликт.
Вначале рассмотрим факторы, отнесенные нами к объективным. Новые социально-экономические требования активизируют личностные ресурсы человека, инициируют процесс самоанализа, самопознания, выбора путей профессионального саморазвития, самореализации, самосохранения.
Специалист начинает ощущать необходимость повышения конкурентоспособности на рынке труда. Внутреннее напряжение, связанное с нестабильностью и высокой динамичностью экономической ситуации приводит человека к конфликту профессионального самоопределения личности и заставляет быть готовым к смене рабочего места, профессии, специальности, либо целеустремленно искать работу.
Переход на новое место работы также является детерминантой конфликтов профессионального самоопределения. Человек должен привыкнуть к новым психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, найти свое место в структуре организации как специалист, способный решать задачи определенного класса, освоить организационную культуру, включиться в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.
Новая должность как фактор конфликтов профессионального самоопределения личности ставит перед человеком вопросы о возможности служебного продвижения, карьеры в организации, принятия участия в аттестации, для оценки собственной профессиональной компетенции.
Новые профессиональные требования могут быть обусловлены усложнением содержания профессиональной деятельности, изменением критериев оценки специалистов. Человек должен решить вопрос о возможности профессионального развития, найти новые способы выполнения профессиональной деятельности.
Изменение индивидуального стиля профессиональной деятельности, которое складывается под влиянием целей и условий труда, затрагивает интересы, установки человека, ломает привычное поведение. Способы выполнения профессиональной деятельности не являются застывшими.

Человек, не способный осознать необходимость самоизменения, саморазвития, чаще терпит неудачи в профессиональной деятельности. У него начинает вырабатываться безразличие к выполняемой работе.

Он механически реализует свои функции, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами, в его работе преобладают шаблоны и штампы.
Инновации и нововведения в профессиональной деятельности нередко вызывают тревогу и требуют от человека либо дополнительного обучения, либо переоценки содержания деятельности, которую человек выполнял. Формирование новой системы целей, новых планов сопряжено с определенными психологическими трудностями.

Разрушение профессиональных стереотипов процесс достаточно длительный. Конфликт профессионального самоопределения личности, обусловленный нововведениями в организации, в некоторых случаях может затянуться и перерасти в кризис.
Изменение организационной структуры заставляет человека переосмыслить свое место и роль в организации, понять новый механизм функционирования организации и управления ею. Если личность психологически ригидна, то осознание перемен затрудняется.
Организационная культура это образ жизни, мышления, поведения людей в организации, основа которого общность профессиональных и социальных целей и ценностей. Организационная культура является естественной, привычной средой для людей, работающих в одной организации, она формируется в процессе их совместной деятельности. Изменение организационной культуры влияет на представление сотрудников организации о ее миссии, целях, средствах их достижения, критериях их достижения, стратегии развития организации.

Изменение уклада жизни в организации детерминирует внутренние изменения человека и активизирует формирование новых отношений внутри организации.
Нередко конфликты профессионального самоопределения детерминируются недостатком/избытком профессиональной информации. Качественное обновление содержания профессиональной деятельности, динамика современной жизни заставляют человека постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Неспособность обрабатывать увеличивающийся поток профессиональной информации, приводят к неудовлетворенности собой, ощущению беспомощности и вынуждают человека искать новые способы усвоения информации.
Конфликты профессионального самоопределения личности бывают связаны с возрастными психофизиологическими изменениями: ухудшением состояния здоровья, профессиональной усталостью, синдромом эмоционального выгорания. Данные факторы влекут за собой снижение уровня работоспособности, апатию, переживание утраты, безысходности.

В некоторых случаях профессиональная усталость приводит к безразличию, профессиональному застою и стагнации.
Зачастую конфликты профессионального самоопределения личности инициируются случайными событиями и неблагоприятными обстоятельствами, к которым можно отнести потерю работы, переезд на новое место жительства, семейное неблагополучие и другое. Человек может натолкнуться на непреодолимые или труднопреодолимые преграды, что приводит к дезориентации деятельности и снижению ее эффективности.
Совокупность объективных факторов является активным производящим началом. Под их влиянием происходят изменения самосознания и внешние сложности становятся внутренними. Личность постоянно перерастает свой образ жизни и возникающие внутренние противоречия ставят перед человеком новые цели и задачи. Конфликты профессионального самоопределения личности носят внутриличностный характер.

Поэтому субъективные факторы возникновения конфликта являются ведущими по отношению к внешним.
Социально-профессиональная активность является одним из факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения личности. Человек погружается в профессиональную среду, приобретает профессиональный опыт, что приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Изменяются отношения к себе как к профессионалу. Осознание собственных возможностей усиливает процесс самопознания.

Нередко наращивание знания сопровождается возникновением психологического дискомфорта, дисбаланса от столкновения двух тенденций: тенденции к сохранению стабильности своей индивидуальности с определенной совокупностью знаний о себе и тенденции к развитию индивидуальности. В зависимости от степени зрелости личности, ее внутреннего мира конфликт может носить положительный, либо отрицательный характер.
Боязнь изменения привычной жизнедеятельности вызывает конфликт, в основе которого лежат противоречивые требования общества к личности и личности к себе. Если человек не способен прогнозировать будущее, то ему грозит потеря уважения со стороны окружающих, потеря себя.
Изменение профессиональных установок вынуждает переосмыслить цели и ценности профессиональной деятельности. Иногда возникает необходимость перестройки собственного сознания.

Острота протекания данного конфликта во многом обуславливается внутренней готовностью к преобразованиям.
Изменение уровня притязаний и самооценки связано с накоплением профессионального опыта. Специалист может высоко оценивать свою профессиональную компетентность и претендовать на более значимое место в иерархии должностей в организации.
Неудовлетворенность профессиональным статусом чаще вытекает из осознания значимости профессии обществу, ее возможности обеспечить человеку удовлетворение потребностей.
Неудовлетворенность уровнем зарплаты заставляет человека решать проблему выбора: то ли продолжать заниматься деятельностью, которая привлекательна, вызывает удовлетворение, но испытывать постоянные материальные затруднения, то ли искать другую, более материально выгодную работу и не задумываться над тем нравится работа или нет.
Потребность в самоуважении и самореализации выступает в качестве мощного источника развития профессионала. По мнению А. Маслоу человек имеет огромные потенции, но очень редко и неполно их реализует.

А. Маслоу твердо убежден в том, что практически каждый человек мог бы добиться в своей жизни большего, чем он достиг на самом деле. В каждом из нас, считает А.Маслоу, есть нереализованные или нераскрытые возможности, надо только их осознать(1).
Конфликты профессионального самоопределения личности могут инициироваться неготовностью к профессиональному самоопределению. Процесс профессионального самоопределения должен быть активным, самостоятельным и сознательным. Нередко профессиональный жизненный план подрастающего человека выстраивается за него окружающими.

В результате человек не реализует свое право на выбор профессии, не способен реалистически взглянуть на себя и конкретную жизненную ситуацию. Немаловажным при выборе профессии является вопрос о профпригодности.

В случае несоответствия психофизиологических качеств, требованиям профессии, может произойти потеря интереса к работе, учебе, что выступает в качестве самостоятельного фактора конфликта профессионального самоопределения личности.
Профессиональная деятельность неизбежно сопряжена с изменениями и в содержании труда, и в положении человека в сообществе профессионалов. В расцвете творческой деятельности работник наиболее мобилен и требователен к организации, в которой он работает. Он стремиться к успеху и желает знать перспективы служебного продвижения в данной организации, боится напрасно потратить время, затем уверенность в профессиональном росте снижается и возрастает чувство ограничений в карьере.

Человек начинает чувствовать, что больше не имеет смысла даже пытаться изменить ход вещей.
Напротив, неадекватная оценка своей компетенции (завышенная/заниженная) характеризуется ожиданием, энтузиазмом, верой в то, что все пройдет хорошо. Когда у человека возникает осознание углубляющегося разрыва между преувеличенными ожиданиями и желанием, с одной стороны, и реальными обстоятельствами - с другой стороны, его начинает посещать чувство беспокойства и тревоги. Может наступить период полный тревоги и нерешительности, вызванный растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось.

Нередко такое состояние возникает из-за ложных проблем и собственной нерешительности.
В случае изменения степени ответственности за выполняемую деятельность могут возникнуть сомнения в собственных способностях: Справлюсь ли? Принять ответственность за решение способна зрелая личность с оформленным самосознанием. Вместе с тем именно в молодости имеются проблемы с развитием самосознания, как отмечал Б.Г.

Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают по времени (гетерохрония). Самосознание (2), которое полвека назад уже развивалось к 17-19 годам, формируется в настоящее время к 23-25 годам.

Затягивающийся период учебы приводит некоторых молодых людей к безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей, не хотят нести ответственность за семью, профессиональное развитие и т.д.
Формирование образа Я осуществляется через идентификацию и порождает определенный механизм выделения себя, дистанцирование от других. Социально-психологический климат чрезвычайно важный параметр, влияющий на удовлетворенность человека профессиональной деятельностью. Разрушительные взаимоотношения между сотрудниками, неэффективное руководство организацией влияют на идентификацию сотрудника с организацией, определяют его принятие организационной культуры. Для российского работника естественно работать ради удовлетворения высших потребностей признания, уважения, причастности к успеху, в общении.

Пренебрежение данными факторами приводит к конфликту профессионального самоопределения личности.
Многообразие факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения личности, обусловлено многообразием жизненных и профессиональных сценариев. На протяжении всего сознательного профессионального развития человека неизбежно возникновение внутренних противоречий, обусловленных взаимодействием личности и профессии. Не обязательно конфликты происходят в переломные, кризисные моменты жизни человека. Но всегда связаны с назревшими в сознании трудностями, проблемами, которые ожидают своего выхода.

На всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных. Объективные факторы обуславливают действие субъективных факторов.

Субъективные факторы начинают играть доминирующую роль на определенной стадии профессионального развития. Человек, как правило, имеет сложную систему упорядоченных потребностей, ценностей, установок. Регламентация профессиональной жизни не имеет раз и навсегда заданного вектора.

Следовательно, в один и тот же момент профессионального становления, человек может переживать различные конфликты профессионального самоопределения личности.
Проведенный теоретический анализ факторов, инициирующих конфликты профессионального самоопределения личности, позволяет нам сделать следующие выводы:
?конфликты профессионального самоопределения личности детерминируются объективными и субъективными факторами;
*субъективные факторы играют доминирующую роль, поскольку конфликты профессионального самоопределения личности носят внутриличностный характер и обусловлены внутренними противоречиями;
*вариативность факторов обуславливает многообразие конфликтов профессионального самоопределения личности.
Одновременно человек может переживать несколько типов конфликтов.

Литература:


1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: МГУ, 1982.-С.108-118
2. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии, 1998.-2.- С.3-12.



Содержание раздела