d9e5a92d

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

который позволит предопределить направленность и тенденции развития конкретного политического конфликта.
В современной научной литературе анализ практического протекания конфликта проводится через рассмотрения основных стадий (этапов) его развития. Эта проблема по разному трактуется политологами. Хотя в принципе различия трактовок этапов политического конфликта фактически сводятся лишь к различию их количества, а суть - одна.

Кроме того, необходимо учитывать факт индивидуальной динамики и практической неповторяемости конфликтов. Поэтому, как определение содержания конфликта в целом, так и периодизация его развития - не раз и навсегда данная схема, а лишь теоретико-методологическое объяснение протекания конфликта, необходимое для лучшего его понимания в целях управления и прогнозирования его хода и исхода.
Согласно наиболее часто встречающейся точки зрения, которой и придерживаются авторы этого пособия, политический конфликт в своём развитии проходит три обязательных стадии: первая - стадия зарождения конфликта; вторая - стадия фактического применения силы
или стадия практических действий; третья - стадия урегулирования конфликта.
Кроме перечисленных стадий будет правомерным учитывать и период послеконфликтных отношений. Именно они в конечном итоге определяют прочность достигнутых во время урегулирования конфликта результатов.

Именно они проявляют разрешение или неразрешённость противоречия, приведшего в своё время к конфликту, а следовательно, возобновляемость или невозобновляемость конфликта, полное окончание или продолжение с возвратом к первой стадии.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА И ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВНУТРИ НИХ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ I стадия
(ланетная)
КОНФЛИКТА
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации на основе осознания наличия объективного противоречия.
2. Осознание хотя бы одним из субъектов:
¦своих интересов в создавшейся ситуации;
¦существования проблемных препятствий для удовлетворения своих интересов.
3. Осознание своих интересов и постановка соответствующих препятствий другой стороной.
4 Выделение сторонами приоритетных целей в будущей борьбе.
5. Разработка стратегии и тактики, средств и методов борьбы.
6. Поиск и привлечение союзников в предстояшей борьбе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ II стадия
(открытая)
ДЕЙСТВИЯ
1. Демонстрационное применение силы с целью запугивания противоположной стороны (возможно в одностороннем порядке).
2. Открытое двухстороннее применение силы, включая вооружённое насилие.
3. Кризис конфликта.
4. Послекризисный спад интенсивности конфликта, переходящий либо в третью стадию, либо в предыдущие действия или стадию.
УРЕГУЛИРОВАНИЕ: III стадия ЗАВЕРШЕНИЕ;
РАЗРЕШЕНИЕ
1. Осознание сторонами невозможности достижения своих целей насильственными методами.
2. Осознание наличия общих интересов, позволяющих достигнуть взаимоприемлемого компромисса.
3. Поиск и привлечение посредников (третьей стороны) для проведения будущих переговоров.
4. Мирные переговоры.
ПОСЛЕКОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТОРОН

Первая (латентная) стадия.


Особенность этой стадии - в её относительной
скрытости, внешней незамечаемоcти обществом, невлиятельности на общие процессы социально-политического развития. Во время неё зарождаются и формируются основные элементы содержания конфликта, но до практических действий дело ещё не доходит.

Если говорить образным языком и перефразируя К. Маркса, то это период беременности общества конфликтом.
Начинается первая стадия конфликта с осознания субъектами наличия противоречия. Обострение же этого противоречия, переход его к различию или даже противоположности вызывает политическую напряжённость - конкретную конфликтную ситуацию.
Зачастую политическая напряжённость возникает в результате довольно устойчивой и длительной ситуации неразрешения рассогласования между интересами, ожиданиями того или иного социального субъекта (или какой-то его части) и реальным их удовлетворением. Это, в свою очередь, ведёт к нарастанию психической усталости и раздражительности людей, что в дальнейшем ведёт к усилению состояния явного недовольства и агрессивности. В самом общем плане предпосылками напряжённости могут быть: когда субъект социально-политической жизни начинает явно осознавать расхождение между провозглашаемыми (в основном властвующими структурами или политическими лидерами) социальными ценностями, идеалами и реально достигнутым (достигаемым) положением; когда субъект политики начинает по мере развития ситуации осознавать, что дальнейшее удовлетворение его коренных социальных интересов по сравнению с функционирующей действительностью находится под реальной угрозой срыва или полной невозможности осуществления; когда первоначально даже незначительная часть субъектов политики уже не может реализовать свои интересы в новых социально-политических условиях общества, и они, независимо от глубинных, первоначальных причин сложившегося положения, начинают стихийную борьбу, порождая настроения всеобщего недовольства, страха, пессимизма, отчаяния; когда ошибки, просчеты, а иногда и


преступления со стороны властвующих структур на всех уровнях (необоснованное введение чрезвычайного положения, неправомерное или чрезмерное применение силовых методов и средств и др.) вызывают общее недовольство, а затем и острую социальную напряжённость, которая даже по прошествии времени может, накладываясь на другие беды, достичь своей кульминации.
распространение настроений неудовлетворённости существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни; утрата доверия к функционирующей власти, снижение авторитета власти и власти авторитета; массовое появление ощущения опасности, широкое хождение пессимистических оценок будущего, всевозможных слухов; б) в области конкретных действий: стихийный массовый ажиотаж, граничащий с паникой, проявляемый в повышенном спросе и чрезмерной скупке товаров и продуктов с целью создания запасов на чёрный день и т.п.; увеличение количества и интенсивности актов гражданского недовольства и
протеста - митингов, демонстраций, забастовок, а также увеличение масштабов вынужденной и добровольной миграции в другие регионы страны и эмиграции за границу; рост количества и активности различных общественно-политических формирований в борьбе за власть и за влияние в массах, особенно объединений экстремистского, сепаратистского и националистического толка; увеличение количества всевозможных публикаций и выступлений (особенно в негосударственных средствах массовой информации), пророчащих социальный взрыв, грядущие непомерные людские беды, конец света и т.п.
Согласно проведенных в 1993 - 1997 гг. социологических опросов от 55 % до 63 % респондентов оценивали политическую обстановку в России как напряженную, от 24 % до 37 % - как критическую, взрывоопасную;напряжение и раздражение испытовало от 31% до 43% опрошенных; до 35% отмечали, что теперь сложившуюся ситуацию уже невозможно, при этом лишь 13% опрошенных считали себя свободными в нвшем обществе. Напряжение политической обстановки наблюдается и в сегодняшней России, что вполне подтверждает приведённые выше теоретические предположения.

Недавняя (в 2000 г.) смена высшего руководства нашей страны в определённой мере снизила накал напряжения. Основная масса населения России сегодня находится в состоянии ожидания, хотя отсутствие со стороны новых государственных руководителей нашей страны реальных и общественно заметных дел по улучшению сложившегося за предыдущее десятилетие положения отнюдь не способствует развитию тенденции к снятию потенциала политической напряжённости .
Этот же потенциал наполнен вполне конкретным содержанием: полное несоответствие провозглашённых в начале 90-х гг. социально-экономических ориентиров развития России с ситуацией углубляющегося кризиса и угрозой потери уже достигнутого; углубление социальной поляризации общества, когда уже значительная часть населения страны не в состоянии обеспечить себе даже прожиточного минимума; явные просчёты и
ошибки высшего руководства страны, связанные не только со стратегической линией социально-экономического развития, но и с постоянно допускаемыми тактическими ошибками, находящимися порой на грани преступления, - необоснованные массированные боевые действия в Чечне, расстрел здания Верховного Совета и другое. Это не говоря уже о периодических манипуляциях со сменой кабинета министров, фактически периодических политических интригах, разыгрываемых в Государственной думе и т.д. Всё это, безусловно, отразилось на психическом состоянии большей части населения страны.

Дальнейшее же осознание отсутствия удовлетворяющих путей выхода из создавшейся обстановки углубляет их чувство бесперспективности, что фактически закономерно может привести к усилению политической напряжённости.
.
В это субъективное действие входит следующее.
Первое. Осознание и анализ своих интересов, являющихся основой дальнейшей борьбы.

Этот анализ может дать двоякий результат: осознание реально существующих, но ущемлённых противоположной стороной интересов, либо просто искажённых противоположной стороной в результате неправильного ими понимания. Впрочем, неправильное понимание своих интересов может быть допущено и самой анализирующей стороной.
Второе. Выявление реально существующих проблемных препятствий на пути удовлетворения своих интересов и соответствующий анализ этих препятствий для определения их адреса. Этот анализ может показать:

  • 1) что сложившаяся политическая напряжённость стала следствием объективных обстоятельств и не относится к позиции других субъектов, ранее подозреваемых в ущемлении интересов. В этом случае конфликт может быть исчерпан, фактически не начавшись;
  • 2) что политическая напряжённость сложилась в результате субъективных качеств самого ущемлённого, в соответствии с этим конфликт из внешнего может перерасти во внутренний;
  • 3) что сложившаяся политическая напряжённость действительно имеет внешнего виновника и он персонифицирован.

Соответствующие действия в случае реально сложившейся напряжённости производятся и противоположной стороной - потенциальным участником политического конфликта.
Следующим немаловажным действием латентной стадии конфликта является проведение противоборствующими сторонами анализа соотношения сил и средств, потенциала своих возможностей. Результаты этого анализа во многом определяют цели, методы, средства борьбы, возможные формы их осуществления, стратегию и тактику будущих конфликтных действий.
Большую значимость имеет объективность проведения данного анализа. Недооценка своих сил и возможностей может, с одной стороны, в дальнейшем способствовать более быстрому от намеченного срока достижению поставленных целей, а с другой - необоснованно увеличивает расходы, людские и материальные ресурсы. Переоценка же сил и возможностей может порой привести к непоправимым последствиям: в худшем случае - цели не будут достигнуты и переоценившая
свои силы и возможности сторона потерпит поражение; в лучшем случае неизбежны затягивание времени реализации целей и увеличение людских и материальных потерь.
Примером переоценки своих возможностей является позиция российских центральных властей в чеченской компании 1994 - 1996 гг. Это подтверждается хотя бы тем, что заявлению Министерства обороны РФ того времени возможности разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чечни силами одного парашютно - десантного полка предшествовало другое его же действие.

В мае 1992 г. согласно его шифрограмме было выделено 50% оружия, находящегося там в составе Военного округа. В результате в руках чеченского правительства оказалось более 90% находящегося там оружия Российской армии, что не могло быть неизвестным центральным властям.

Известно что экстремистские силы Чечни помимо офицально оставленног им оружия приобретают его за рубежом. . Процесс поиска и привлечения на свою сторону единомышленников зачастую продолжается и в ходе уже непосредственных конфликтных действий (на второй стадии).
. Нередко эффективно проведённыеи эти действия могут стать решающими в создавшейся конфликтной ситуации и даже свернуть её, подводя конфликт сразу к стадии урегулирования. Например, проведённые СССР в конце 70-х годов в пограничных с Китаем районах крупные военные учения (как сухопутных войск, так и ВМФ) умерили пыл китайской стороны, и китайское руководство после первых вооружённых акций против Вьетнама отказалось от дальнейших широкомасштабных военных действий.
Ответные действия второй стороны - это уже начало второй (открытой) стадии, характеризующейся оформленной определённостью позиций и целей сторон и практическими действиями друг против друга.
Первая стадия играет особую (если не сказать - решающую) роль в развитии конфликта. Основываясь на субъективно-рефлексивных и практических действиях по подготовке решающей (в практическом плане) стадии конфликта, именно она определяет дальнейший ход развития событий и выявляет возможные методы урегулирования конфликта - разрешения противоречия.

Необходимо отметить также, что значимость латентной стадии заключается и в том, что во время проходящих процессов рефлексии конфликта может быть достигнуто досрочное его урегулирование, основанное на осознании: отсутствия видимого противника; недостаточности имеющихся сил и средств для ведения борьбы; неблагоприятной общей общественно-политической ситуации и т.д.
Безусловно, подобное урегулирование конфликта зачастую носит временный характер. С накоплением сил и средств, с изменением внешней обстановки конфликт, как правило, возобновляется.
Вторая (открытая) стадия и есть, собственно говоря, конфликт, то есть когда он объективизируется и влияет в той или иной степени на жизнедеятельность общества. Стороны переходят к практическому применению силы.
Характерной чертой второй стадии развития конфликта является применение насилия как
специфического отношения между людьми, носящего принудительный характер и заставляющего принуждаемого действовать помимо его воли. Характеризуя роль насилия в конфликте А. Гусейнов отмечает: Насилие - не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены .
. Примечательно в этом отношении и высказывание И. Канта: Та же сила называется властью, если она может преодолеть сопротивление того, что само обладает силой .
Несмотря на то, что затронутые категории достаточно подробно исследованы в философской и социально-политической литературе, массовое сознание (психологический уровень общественного сознания) зачастую объединяет понятия конфликт (в контексте нашего рассуждения - вторую стадию развития конфликта) и грубая физическая сила, насилие. Подобную точку зрения можно проследить порой в публицистике, да и в некоторых научных трудах.

Поэтому обращение к базовым определениям силы, насилия, конфликта показывает нам, что конфликт - это действительно применение силы, насилия для принуждения противоположной стороны. Но при этом методы применения насилия и силовые средства могут быть разными. Их градация колеблется от запрета на публикацию какого-либо не
понравившегося властям публицистического материала до применения оружия массового поражения. Ну а раз так, то вторая стадия конфликта может протекать и с применением лишь мирного, невооружённого, но обязательно насильственного метода борьбы.
Это действие полностью отвечает сущности самой политики и политического конфликта - захват и удержание власти как основного предмета политических конфликтов. При этом под властью надо понимать не только особые полномочия первого лица государства, но и власть над той или иной социальной группой, чужой территорией и т.д.
Русский филосов И.А.Ильин, не отличавшийся в своем творчестве антигуманностью в работе О сопротивлении злу силою писал: Правители должны понимать, что если государственность начнет сводиться к шпионству за гражданами и к интриге, питая дух гражданской войны, то она погубит и общественную нравственность и будет уже не бороться со злом, а служить ему, но, понимая это, они не должны уничтожить ни тайную полиуию, ни дипломатию, ни контрразветку, ни аппарат подавления и войны: но только все эти функции должны быть в руках честных, совестлевых и религиозно мяслящих людей. Следующие действия второй стадии конфликта носят как вспомогательный, так и основной характер.

Их вспомогательность определяется подчинённостью основному действию, составными компонентами которого они могут быть. А статус основного они могут получить в связи с тем, что являются способами (действиями) влияния на власть, являющимися наряду с захватом и удержанием власти основой политического процесса.

К ним относятся: захват и подчинение субъекта; нанесение прямого физического ущерба; создание помех и причинение вреда; угрозы; оскорбительные действия; уговоры и др.
Сущность захвата и подчинения субъекта сводится в основном к ограничению свободы другого субъекта, осуществляемому посредством применения к нему власти. Средства осуществления этого действия различны: жёсткий контроль, введение чрезвычайного (военного) положения, установление диктатуры, колониальный захват, ограничение суверенитета, пленение и др.
Нанесение прямого физического ущерба подразумевает применение физического насилия и связано с сознательным выводом из строя людей и уничтожением (разрушением) материальных и других ценностей
противоборствующей стороны.
, с одной стороны, напрямую связано с предыдущими двумя действиями, так как захват и подчинение, нанесение физического ущерба обязательно сопровождается причинением вреда и созданием, таким образом, помех противоборствующей стороне при достижении ею цели. С другой же стороны, это действие подразумевает блокирование тех, кто помогает противнику, или нанесение ущерба предмету чужой заинтересованности в случае безобъектного конфликта.

Примером могут служить такие действия как: введение экономической блокады против государства, внутри которого нарушаются права человека, пресечение демонстрации с целью недопущения беспорядков, введение миротворческих сил для пресечения гражданской войны и т.д.
Одним из наиболее часто встречающихся действий являются угрозы, которые в определённой мере могут быть присущи и первой стадии развития конфликта в качестве средства на заключительном её этапе. Угрозы выражаются в намерении сделать то, что повредит интересам противоположной стороны, и, как абсолютно справедливо заметил американский обществовед Дж. Тадеши, они должны не только выражать подобные намерения, но и быть ориентированными на принуждение противника в содействии своим интересам и целям.

Другими словами, угрозы - это сообщение противоположной стороне о возможных вредных последствиях при невыполнении ею определённых условий. В политической практике это действие распространено в форме ультиматума, содержащего требования к противнику и обещания жёстких санкций в случае их невыполнения.
Нередко в практике политической борьбы применяются оскорбительные действия, пропагандистские выпады в адрес другого государства, политического режима, религиозного уклада, национальных и других социальных особенностей и т.п., то есть всё то, что принижает честь и достоинство, ценности и идеалы той или иной социальной группы (её части или объединения). Это действие особо характерно для жёстко идеологизированного общества (его части), всеми путями и способами старающегося не допустить выпадов в свою сторону и доказать несовершенство и даже вредность других идеологий и взглядов. Особое распространение оскорбительные действия получили в период холодной войны между противоположными социально-экономическими системами.

В ходе неё была развязана настоящая психологическая война, не сдерживающая самых крайних тонов и красок в описании противоположной системы. Вспомним хотя бы: звериный оскал империализма - с одной стороны, и обязательный образ русского человека в облике оскалившегося, агрессивного медведя - с другой.
И, наконец, уговоры, подразумевающие выдвижение условий, альтернативных требованиям противоположной стороны. Так же как и в случае с угрозами, уговоры должны не только выдвигать альтернативные условия, но и напрямую содействовать достижению поставленной конечной цели. В качестве примера этого действия на внутриполитической арене можно привести недавние события, связанные с перекрытием шахтёрами железнодорожных путей. В ходе их, наряду с экономическими, были выдвинуты и политические лозунги и требования.

Реакция центральных властей была таковой: мы вам выдадим заработную плату, а вы - снимаете все политические требования.
Уговоры как одно из действий практической стадии конфликта, присущи в то же время и другим его стадиям. В ходе первой стадии они могут использоваться на её заключительном этапе наряду с угрозами,
запугивающей демонстрацией силы и т.д. В ходе самой практической стадии может применяться с самого её начала в целях возможного исключения применения более жёстких силовых средств и одновременно на заключительных этапах, когда другие действия не привели к значительному успеху, а силы и средства - на исходе.

При этом уговоры содействуют затуханию конфликта и переходу его в третью, заключительную стадию - урегулирования. Одновременно с этим уговоры являются одним из основных средств переговорного процесса, относящегося уже к стадии урегулирования конфликта, которая будет подробнее рассмотрена далее.
Анализ практического воплощения раскрытых выше действий на второй стадии конфликта показывает, что их выбор и применение субъектами целиком и
её развития.
Анализ динамики развития второй стадии реально произошедших в истории конфликтов показывает, что к этому показателю, так же как и к другим, нельзя подходить догматически. Опять-таки всё зависит от сложившейся обстановки, от соотношения сил и средств, от остроты противоречия, приведшего к конфликту, и т.д.
Во многом динамика развития зависит от времени функционирования самого конфликта. Скоротечные конфликты, как правило, носят характер быстрого набирания мощности, вплоть до вооружённого насилия, спада напряжённости и перехода в третью завершающую стадию.

Примером такой динамики может служить развитие событий в войне между Ираком и Кувейтом (июль 1990 г. - февраль 1991 г.). Начавшись в середине июля мирными средствами (пропагандистские выпады С. Хусейна против Кувейта, приведение войск в боевую готовность и т.д.), конфликт быстро дошёл до применения вооружённого насилия с обеих сторон, привлечению к конфликту третьей стороны - войск ООН (операция Буря в пустыне) и спаду интенсивности с переходом в стадию урегулирования.
Длительные конфликты, если изобразить их графически, будут напоминать синусоидальную кривую, показывающую неоднократные всплески интенсивности и спады, вплоть до некоторого мирного состояния. Взять хотя бы вошедшую в историю под названием Столетняя войну между Англией и Францией (1337 - 1453 гг.). Она практически состояла из серии войн и прерывавших их мирных периодов развития конфликта. В ходе первой мировой-войны интенсивные наступательные и оборонительные действия войск сменялись длительными периодами затишья, доходившими вплоть до братания войск.

Недаром эти явления в дальнейшем получили название странной войны.
В любом случае на практике каждый конфликт имеет свою кривую динамики. Анализ её позволяет более правильно поставить диагноз конфликту и воздействовать на него с целью перевода в заключительную стадию.
. Некоторые конфликтологи выделяют эту форму протекания конфликта в отдельную стадию.



Содержание раздела