d9e5a92d

Политическое маневрирование

понимается деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы.
Определение категории предотвращение конфликта не вызывает особых разногласий в научном мире. В то же время существует определенное различие в определении этапа общественного развития, на котором должен заработать механизм предотвращения.

Суть этого различия заключается в следующем.
Если абстрагироваться до идеальной модели отдельного периода общественного развития, то его можно представить в виде четырех основных этапов: доконфронтационное, непротиворечивое развитие; этап зарождения и развития противоречия; конфронтация, состоящая из трех, проанализированных ранее, стадий конфликта; послеконфронтационное, вновь
непротиворечивое развитие и так далее по спирали. Так вот, существует точка зрения, что предотвращение конфликта должно наступить еще на втором этапе этой абстрактной модели, то есть путем снятия первопричины конфликта - противоречия.
, как уже подчеркивалось, непротиворечивого общества существовать не может, а это означает, что искусственно создать условия для бесконфликтного обшественного развития невозможно;

  • во-вторых, основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфронтационное решение осознаваемых субъектами политики проблем, возникающих в результате объективно существующих противоречий;
  • в-третьих, предотвращение прежде всего подразумевает возможность максимального снижения негативных функций потенциальных конфликтов;
  • в-четвертых, исходя из предыдущих особенностей, разработка основных направлений, конкретных методов предотвращения политических конфликтов сводится в основном к исключению применения вооруженного и в первую очередь военного насилия.
  • Исходя из этого, механизм предотвращения начинает работать на первой стадии конфликта, имея основной целью недопущение перерастания его в стадию практических действий. И в этом случае он действительно направлен на те общественные процессы, которые детерминируют конфликт или могут инициировать его дальнейшее углубление, то есть на противоречивые
    отношения субъектов общества.
    В связи с этим в зависимости от направленности предотвращающих действий различают частичное или полное предотвращение.
    Частичное предотвращение достигается при блокировании одной или нескольких (но не всех) причин зарождающегося конфликта, в результате чего достигается ограничение его негативного влияния на противоборствующие стороны и общественное развитие в целом. В данном случае возможно перерастание конфликта в стадию практических действий, но при этом исключается его интенсификация и применение крайних средств и методов борьбы. При этом, естественно, необходимо констатировать наличие общественно заметного конфликта, и в дальнейшем уже будет функционировать управленческий механизм урегулирования.
    . Впрочем, его рассуждения могут быть приняты, если учесть, что он опирается на концепцию предотвращения как действий субъектов политики, направленных на нейтрализацию причин потенциальных конфликтов (до 1-й стадии). Хотя и в данном случае не совсем понятно, почему потенциальный субъект конфликта не может сам быть субъектом его предотвращения.
    При анализе динамики развития конфликта было выяснено, что конфликт как таковой начинается с осознания хотя бы одним из субъектов наличия противоречия. Ситуация же в условиях глобального характера политического процесса, когда это противоречие осознается лишь третьей стороной, думается, нереальна. Это, наверное, возможно, но не в политической сфере, да и то на уровнях лишь межличностного или межгруппового конфликта. А раз так, то и субъект конфликта может стать субъектом предотвращения. Третья же сторона включается в процесс предотвращения в том случае, если ни одна из начинающих конфликтовать сторон не предпринимает подобных действий, либо как содействующая в этом сторона.
    Таким образом, при определении спектра детерминирующих конфликт факторов для упреждения его и притормаживания развития (с возможным применением насилия) разумное политическое руководство должно действовать последовательно, устраняя одну причину за другой. В частности, если недовольство, напряженность в социально-политических отношениях вызываются несправедливостью, допущенной к той или иной социальной группе (ущемление политических прав, ограничение национально-культурного самовыражения и др.), то необходима определенная компенсация со стороны государства за нанесенный урон и восстановление


    законных прав и свобод. Именно выявление степени несогласия между субъектами и активное вмешательство в процесс общественных отношений позволяет предупредить развитие конфликта на стадии его зарождения.
    В связи с этим важнейшим элементом алгоритма предотвращения конфликта является прогнозирование - составление образа конфликта с определением динамики его вероятного развития. Главным при этом выступает экстраполяция текущей ситуации на будущее состояние всей системы, в результате чего и строится модель возможного развития конфликтной ситуации.
    В ходе прогнозирования прежде всего определяется противоречие, обусловившее зарождение конфликтной ситуации. Это важнейший момент в ходе прогнозирования, так как точность определения противоречия позволяет достоверно выделить те аспекты общественной жизни, нейтрализация которых будет способствовать стабилизации обстановки и деэскалации конфликта. В дальнейшем необходимо выявление тенденций изменения ситуации в случае развития противоречия, либо блокирование его. Эта мыслительная операция предполагает описание совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также логики общественного процесса - объективной последовательности и взаимосвязи событий. Все это проводится с обязательным учетом норм
    так как на процесс его формирования влияет ряд трудно учитываемых в исследовании явлений прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы корректным ни был научный анализ событий и их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной ситуации.
    Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка предотвращения, инструмент, его обеспечивающий. Само же предотвращение осуществляется при помощи комплексной системы методов и средств. Среди них такие общие методы, как достижение консенсуса между общественными субъектами; сочетание интересов - подчинение неглавных интересов главным, временных - постоянным, текущих - перспективным; подавление отдельных элементов интересов; разведение противоречивых интересов и др. Метод заключается в перераспределении определенной части общественного продукта. Объем ее зависит от объективных размеров наличного общественного продукта; уровня социальной и политической напряженности, существующей в обществе в данный момент; гибкости, проявляемой той его частью, у которой изымается общественный продукт; степенью профессионализма политического руководства и др.
    Задача, преследуемая этим методом, заключается в уменьшении масштабов нищеты и пауперизма, смягчении социально-политических последствий стихийных бедствий, инфляции и др., нейтрализации, таким образом, массового недовольства населения, предотвращении его активных выступлений протеста. Этот метод - своеобразный выпускной клапан, которым спускается пар народного возмущения, чтобы уменьшить накал
    антиправительственных настроений и действий и восстановить, таким образом, политическую стабильность.
    Формы использования этого метода различны и зависят прежде всего от степени социально-экономического развития общества. В прошлом социальное маневрирование применялось в основном в виде одноразового предоставления материальных благ терпящему бедствие населению. Такие мероприятия принимали форму попечения, взаимопомощи и осуществлялись в значительной степени негосударственными институтами - местными сообществами, церковью, профсоюзами, отдельными лицами.
    Начиная с XIX в. принимаются первые государственные законы о бедных (например, принятие Закона о бедных и создание работных домов в викторианской Англии в 1834 г.), выводящие применение социального маневрирования на постоянную основу. В современных цивилизованных государствах создана целая система, называемая социальной политикой, включающая в себя и бесплатное медицинское обслуживание, и пенсионное обеспечение по старости и инвалидности, и индексационно-компенсационную нейтрализацию инфляции, и разветвленную социальную инфраструктуру и .т.д.
    Наряду с постоянными мероприятиями до сих пор используются и разовые акции. Примером может служить та же всеобщая ваучеризация, проведенная в нашей стране на рубеже 80 - 90-х гг. Был сделан вид, что все государственное имущество, незаконно взятое государством у народа, теперь раздается ему, причем равномерно: каждому, от новорожденного до умирающего, одинаковый кусок стоимостью 10 тыс. рублей. Не будем сейчас спорить и рассуждать о так называемых ценностях этого правительственного акта. О его подлинной сути сказал один из авторов этой акции и бывший премьер-министр России Е. Гайдар: Во всяком случае мы сможем потом сказать, что у всех были равные возможности!. Вместе с тем главная цель акции достигнута - на какое-то время основная масса населения, живущая и мыслящая, главным образом, в соответствии законам
    общественной психологии, поверила правительству и продлила, таким образом, срок его существования. Единовременные приемы социального маневрирования сейчас проявляются и в менее значительных акциях, типа выплаты всевозможных компенсаций, единовременных сумм, раздачи так называемой гуманитарной помощи, раздача подарков и денежных сумм в ходе предвыборных поездок президента (Б. Ельцин) и т.д.
    2. Политическое маневрирование
    Этот метод включает в себя широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнообразных интересов (в том числе противоречащих основным нормам функционирования политической власти и закономерностям системы) в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существующей политической власти.
    между противоборствующими силами, в той или иной мере отвечающего кратковременным или долговременным интересам обеих сторон. Оптимальным итогом такого компромисса считается достижение устойчивого консенсуса, не исключающего определенную конфронтацию сторон, но удерживающую ее в приемлемых пределах;
    б) подмена средств достижения цели - провозглашается цель, отвечающая интересам большинства населения страны или отдельного социального слоя, с которым правительство вошло в конфронтацию. Вместе с тем предлагаемые для достижения этого средства ни при каких условиях не обеспечат продвижения к декларируемой цели. Тем самым достигается выигрыш времени, используемый политической властью для применения других методов стабилизации системы;
    в) смена политического актера- в какой-то конкретный момент политическая сила, взявшая на себя обязанность добиться определенной цели и не реализовавшая ее, в определенной мере теряет общественный кредит доверия. Тогда в интересах сохранения власти того или иного социального слоя, предотвращения острых форм конфликта и стабилизации системы в целом производится политическая рокировка. Организация или конкретный лидер, потерявшие свою легитимность, уходят с политической авансцены. Их место занимает другая организация или лидер, провозглашающие обновленный репертуар, но добивающиеся того же результата. Пример - довольно распространенная во всем мире смена кабинета министров. Эта форма политического маневрирования была применена Б. Ельциным в период между первым и вторым турами голосования (июнь 1996 г.), когда были смещены с государственных постов непопулярные у основной массы россиян лидеры.
    Уязвимая сторона политического маневрирования временная ограниченность эффективности используемых методов. Необходимо также учитывать, что политическое маневрирование может быть использовано не только для предотвращения острых форм политических конфликтов, но и само, при определенных условиях, может спровоцировать конфликт.
    3. Политическое манипулирование
    В широком смысле слова под политическим манипулированием понимаются все действия политической власти, предпринимаемые ею для обеспечения предотвращения конфликтных ситуаций, своего стабильного функционирования. В то же время, говоря об этом методе, обычно имеют в виду целенаправленное воздействие на общественное сознание прежде всего через каналы массовых коммуникаций. Появление возможностей такого воздействия связано с возникновением многотиражной печати. Эти возможности, безусловно, расширились с появлением радио, телевидения, компьютерной
    техники и т.п. В соответствии с этим сегодня становление общественного сознания, политической ориентации людей, их политическое поведение, а значит, и ориентация на поддержку власти или конфронтацию с ней не могут быть адекватно восприняты без учета влияния, которое оказывают на них СМИ.
    Обычно газеты, радио, телевидение в подавляющем большинстве находятся в руках политических сил, господствующих в данном обществе. Поэтому их действия чаще всего ориентированы на стабилизацию (предотвращение конфликтных ситуаций) существующей политической системы, ее режима правления. Исключение составляют случаи, когда средства массовой коммуникации находятся в руках оппозиции, использующей их в целях дестабилизации существующего строя.
    В этом отношении далеко не всегда можно однозначно говорить о существовании полностью независимых средств массовой информации. В любом случае любое издание, теле- или радиопередача финансируются теми или иными социальными силами. Более того, различные СМИ, как правило, ориентированы на социальный слой, группу, являющихся основными покупателями их продукции, а следовательно, и на их политические интересы. Поэтому так называемая независимая информация всегда имеет окраску интересов издателя и основного потребителя, а вывеска независимая - опять-таки политическое манипулирование.
    4. Создание образа врага
    Сущность этого метода - перекладывание ответственности за нерешенные актуальные проблемы на другие политические силы (зачастую оппозиционные, а нередко и мифические) и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач. В частности, еще в недавние времена виновником неудач развития нашей страны являлся международный империализм, сейчас таковыми объявляются красно-коричневые, национал-патриоты и другие.
    Наряду со своей предотвращающей функцией создание образа врага несет, безусловно, и определенный заряд обострения конфликтной ситуации. Это особенно проявляется в случаях, когда при его использовании затрагивается национальная карта, то есть когда в качестве виновника всех бед выдвигается та или иная нация. Особая конфликтогенность этого политического шага проявляется в многонациональных странах, как, например, Россия. В частности, особенно в последнее время все чаще в качестве основных виновников наших социально-экономических спадов и политической нестабильности выдвигаются чеченская мафия и еврейское засилье.
    5. Интеграция контрэлиты
    Дестабилизация общественной системы в значительной мере способствует формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора общественного недовольства и одновременно могут стать авангардом антиправительственного конфронтационного движения. Такие контрэлиты чаще всего образуются в результате не до конца продуманной кадровой политики, приводящей к незамечанию, а порой и отбрасыванию нестандартно мыслящих людей. Не попав в состав политической элиты, они накапливаются на противоположном полюсе, одновременно развертывая антиправительственную активность.
    В соответствии с этим одной из функциональных задач действующей политической власти в целях предотвращения конфликтных ситуаций является предотвращение образования контрэлиты. Если же она все-таки появилась, то возникает задача ее интеграции в существующую систему власти. Такая интеграция проходит либо путем персонального (формального или неформального) включения в состав элиты, либо приобщения к осуществлению власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.
    В то же время нельзя ставить в один ряд понятия контрэлита и системная оппозиция. Конечные
    политические интересы контрэлиты не расходятся с властью. Оппозиция же ставит цель полной дестабилизации существующей системы и создание своей, отличной от существующей. Хотя не исключено и то, что представители контрэлиты могут перейти в полную оппозицию существующей политической власти.
    Вспомним один из недавних периодов развития нашей страны, когда М. Горбачев пытался сохранить ее социалистическую ориентацию. Его методы не получили полной поддержки у многих членов руководства того времени, в результате чего возникло даже несколько группировок контрэлит. Одну из них возглавил устраненный от дел Е. Лигачев, другую - также устраненный Б. Ельцин. В то время у контр элиты еще не было крайне противоположных конечных политических целей, они расходились лишь в методах достижения. И кто его знает, как бы повернулись дальнейшие события, если бы М. Горбачев вовремя интегрировал эту контрэлиту, во всяком случае не устранял бы полностью Б. Ельцина? Не дождавшись этого шага государственного лидера, Б. Ельцин примкнул к оппозиции и, более того, возглавил ее, а в дальнейшем завоевал политическую власть, устранив М. Горбачева.
    6. Силовое давление
    Формы применения силового давления колеблются от установления открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе (в том числе физического истребления его носителей) до применения косвенных методов давления при соблюдении норм современного правового порядка (объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т.п.).
    Наиболее эффективно этот метод применим в обществах с низкой политической активностью граждан, где определяющими для их жизненной ориентации являются консервативное мышление и установка на сохранение иерархических структур. В этих условиях силовое давление, если оно не выходит за пределы
    терпимого, принимается без особого сопротивления. В обществах высокой политической активности такое давление зачастую встречает серьезный отпор.
    . Такая помощь традиционно играла и играет до сих пор важную роль в отношениях США (в прошлом и СССР) с другими странами и на протяжении всего послевоенного периода является краеугольным камнем во внешней политике. Вместе с тем программа военной помощи, наряду с предотвращением потенциальных вооруженных конфликтов, преследует специфические цели: 1) развитие армий других стран в соответствии с политическими и военными целями страны-помощницы; 2) укрепление и расширение своего военного влияния; 3) увеличение военной зависимости государств за счет влияния доктринальных взглядов и стандартизации вооружений.
    п/п Регион Название организации
    1. Международная организация Организация Объединенных Наций
    2. Ближний Восток Лига Арабских Государств - ЛАГ
    3. Американский континент Организация Американских Государств - ОАГ
    4. Африка Организация Африканского Единства - ОАЕ
    5. Европа Совет Европы, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1994 года- Организация по безопасности и сотрудничеству)
    6. Евразия Содружество Независимых Государств

    По мере расширения масштабов военных действий участие войск другого государства во внутреннем вооруженном конфликте может увеличиваться за счет вовлечения все больших контингентов войск этой страны на сторону одной из воюющих сторон. Типичными примерами такого втягивания в военные действия в
    другой стране является война США в Юго-Восточной Азии в 60 - 70-е годы и война СССР в Афганистане.
    Описанные методы в той или иной степени присущи и предотвращению международных политических конфликтов. Вместе с тем присущая внешнеполитическим отношениям специфика позволяет в большей мере говорить о возможном создании условий, способствующих предотвращению прежде всего военных конфликтов, то есть определенных направлений действий государств и всего мирового сообщества по предотвращению международных политических конфликтов.
    Прежде чем приступить к анализу этих направлений, необходимо отметить, что в силу сложившейся современной военно-политической обстановки основным средством сегодняшнего реального предотвращения вооруженного насилия является военная сила. Более того, по мнению большинства обществоведов современности, относительное спокойствие в мире во второй половине XX века (отсутствие мировых войн, в то время как первая половина XX в. ознаменовалась двумя войнами мирового масштаба) стало возможным с появлением и распространением ядерного оружия, то есть благодаря ядерному сдерживанию.

    Однако социально-политическая жизнь этого же периода показала, что наличие в современном мире огромного количества ядерного и другого оружия массового поражения не в состоянии сдержать войны и вооруженные конфликты с применением обычного оружия, особенно региональные и внутренние. Более того, научно-технический прогресс дал обычному оружию такую мощь, которая по определенным показателям уже сегодня может быть сопоставима с оружием массового уничтожения. Боязнь последствий применения ядерного оружия отнюдь не стопроцентный гарант от его применения наиболее экстремистски настроенными силами или в результате технических сбоев.

    В связи с этим появилась необходимость поиска качественно иных путей предотвращения международных вооруженных конфликтов.
    Исходя из принципов демократического развития мира (равенство сторон и приоритет общечеловеческих ценностей, преодоление идеологии силы и господства в отношениях между людьми, странами, системами и др.), основными направлениями предотвращения военных политических конфликтов на современном этапе исторического развития могут быть следующие.
    Дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах и прежде всего хозяйственно-экономической, политической и культурной.
    Анализ современной социально-политической и экономической обстановки показал, что процесс интернационализации становится доминирующим в современных международных отношениях. Свидетельство этому - существующие уже десятилетия и создаваемые новые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия.

    Число транснациональных корпораций, по оценке известного норвежского политолога И. Гальтунга, в 2000 г. превысило 4 тыс. Научно-технический прогресс, вызвав невиданные перемены в сфере производства, одновременно в корне изменил его структуру, усилил интеграционные процессы, расширил потоки товаров, капиталов, услуг, информации, рабочей силы между государствами и регионами.
    Именно поэтому набирающий силу процесс экономической взаимозависимости государств на сегодняшний день во многом сдерживает нарушение складывающихся связей военными средствами. Думается, что ни одно цивилизованное государство современного мира, исходя из позиций собственной экономической выгоды, не прибегнет к массированной бомбардировке другого, если их экономическое развитие в значительной мере зависит друг от друга. Более того, в результате сложившегося положения можно с уверенностью констатировать, что если экономические отношения в свое время породили социальное насилие, то в современных условиях интернационализация экономических отношений,
    экономическая выгода всемерно создают условия, способствующие предотвращению конфликтов с применением разрушительной военной силы.
    Немаловажным аспектом решения рассматриваемой нами проблемы является и политическая интернационализация. Важнейшим правовым актом этого процесса стал Заключительный акт общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 33 государствами Европы, а также США и Канадой, в Хельсинки 1 августа 1975 г.



    Содержание раздела