d9e5a92d

8000 всевозможных политических договоров

История международных отношений зафиксировала заключение более 8000 всевозможных политических договоров, достигнутых в результате переговоров. Однако степень устойчивости их была довольно низкой: средний возраст жизни международного договора - не более 10 лет, хотя многие из них заключались на веки вечные.
В рамках конфликтных отношений выделяются переговоры, проводимые между сторонами в ходе мирно протекающего конфликта, а также переговоры, направленные на урегулирование вооружённого политического конфликта.
цели:

  • 1) переговоры в целях достижения перераспределительного соглашения. Такие переговоры проводятся в случае конфликтной ситуации, когда одна из сторон не удовлетворена ранее достигнутым соглашением и соответственно пытается изменить его в свою пользу за счёт других;
  • 2) переговоры в целях достижения нового соглашения. В данном случае обе стороны не удовлетворены положением, сложившимся в данной исторической ситуации на основе ранее достигнутых соглашений;
  • 3) переговоры, ориентированные на достижение косвенных результатов. Результатами таких переговоров может быть установление контактов, выявление точек зрения партнёров, оказание влияния на другие общественно-политические силы или общественное мнение в целях предотвращения конфликтных ситуаций. Подобные переговоры обычно называют политическими консультациями.

В рамках вооружённых конфликтных отношений мировая общественно-политическая литература выделяет два основных вида переговоров: неотложные мирные переговоры и углубленные переговоры.
Неотложные мирные переговоры с позиций аксиологической ориентации в первую очередь обусловливаются такими ценностями, как жизнь и здоровье людей. Этот вид переговоров, таким образом, становится
своего рода острой реакцией на необходимость прекращения гибели людей.
В этом случае до начала мирных переговоров необходима предварительная договорённость о прекращении огня. Для предотвращения стихийного возобновления боевых действий (вследствие возможной анархической неуправляемости вооружённых формирований) к обеим сторонам, как правило, высылаются независимые наблюдатели.

В их задачи входят: информация о соблюдении договорённости и виновниках её нарушения; определение порядка проведения строгих санкций по отношению к нарушителям договорённости; ведение пропаганды о прекращении огня среди вооружённых формирований.
При проведении самих переговоров самое важное - определить истинный интерес каждой из сторон в этом конфликте. Особенно это касается переговоров, урегулирующих конфликты, начинавшихся с нулевой суммой.

Их ход и исход ни в коем случае не должны ущемлять национальное и религиозное достоинства, общечеловеческие права и свободы.
При переговорном процессе в ходе конфликтов, в основе которых лежат территориальные притязания (особенно это касается международных вооружённых конфликтов), важно своевременное доведение до каждого политика, военачальника, солдата норм международного права, согласно которым любые территориальные изменения, являющиеся результатом военных действий, не признаются мировым сообществом. Это должно подтолкнуть их к осознанию бесполезности ведения боевых действий с риском для собственной жизни.
Прекращение огня ещё недостаточно для перехода к углубленным мирным переговорам. Необходимо восстановление в районе боевых действий всех систем жизнеобеспечения: поставок продовольствия, медицинского обслуживания, временного решения жилищного вопроса и т.д.

Спорная земля на время переговоров получает статус нейтральной.
Таким образом, переход к следующему этапу перегoворов - углубленным переговорам - возможен лишь после того, когда на спорных территориях снята непосредственная угроза безопасности людей, когда появляется определённый опыт сотрудничества и доверия между воюющими сторонами, а в их сознании утверждается возможность достижения компромисса.
Кроме этого, для углубленных мирных переговоров, как правило, необходимо складывание следующих условий: стороны, помимо противоположных интересов, имеют и осознают значимые общие интересы; стороны: читают возможным достижение определённого понимания и соглашения, которые для них более выгодны, чем другие альтернативы; стороны вступают в дискуссию о поисках взаимно удовлетворяющего решения.
и ограничение конфликтных действий. При реализации этих методов используются: отказ от предоставления экономической помощи в случае эскалации или
расширения конфликта; применение политических, экономических, юридических и других санкций к участникам конфликта; введение миротворческих вооружённых сил для разъединения противоборствующих сторон; осуществление военных операций и другие.


Всё это интенсивно применяется в ситуациях вооружённого конфликта, как правило, на первой (стабилизационной) фазе урегулирования с целью побудить конфликтующие стороны прекратить насилие. Но к этим методам нередко прибегают одновременно с посредничеством для того, чтобы заставить стороны более активно искать пути мирного решения.

Принудительные и ограничительные меры иногда применяются и после достижения договорённости с тем, чтобы обеспечить выполнение соглашений (например, в зоне конфликта остаются миротворческие силы).
(развитие по горизонтали) происходит зачастую за счёт увеличения количества участников или за счёт расширения предмета конфликта (появление новых предметов или углубление понимания предмета, из-за которого развязался конфликт). Эскалация конфликта (развитие по вертикали) подразумевает усиление интенсивности или враждебности действий сторон друг против друга. Под усилением интенсивности в данном случае подразумевается увеличение количества и частоты уже предпринимаемых действий друг против друга.

А усиление враждебности - это постепенный переход от уговоров и угроз к более эффективным действиям, вплоть до применения вооружённого насилия. Возможно и параллельное протекание этих процессов, ещё больше увеличивающее интенсивность его развития. (См.: Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии.

М.: Аспект Пресс, 1997. С.61 - 65.)
В свою очередь, тактические задачи выбираются в соответствии со стратегией управления конфликтом, определяемой складывающейся политической ситуацией.
В современной политической литературе выделяют следующие типы стратегии управления конфликтом:

  • - соперничающий - ведение конфликта с использованием наиболее острых форм противоборства, исключающее компромисс и подразумевающее навязывание противоположной стороне предпочтительного для себя решения;
  • - проблемно-решающий (корпоративный) - совместный поиск решения проблемы, которое удовлетворяло бы обе стороны. В отличие от соперничающего типа эта стратегия подразумевает наличие общих интересов и возможность достижения компромисса;
  • - уступающий - одностороннее снижение уровня своих требований, первоначально выносимых в качестве конечных целей конфликта;
  • - избегающий- физический или психологический уход из ситуации конфликта, подразумевающий уклонение одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации;
  • - бездействующий- пребывание в состоянии конфликта без каких-либо действий по его интенсификации или урегулированию.

Наряду с приведённой классификацией в общественно-политической литературе встречаются и другие подходы к дифференциации стратегического поведения субъектов конфликта. В частности, часто встречается классификация, которая ассоциирует конфликтные действия с поведением птиц (стратегия ястреба, стратегия голубя, стратегия страуса и т.д.).
методы действий конфликтующих сторон, выработанные и подтверждённые постоянной практикой их применения при урегулировании политических конфликтов. Среди них
методы избегания, откладывания, социального исключения и примирения. Все эти методы нельзя рассматривать как догму.

Это своеобразные направления, которые в конкретно-исторической ситуации могут иметь различные формы своего проявления.
Метод избегания, то есть уклонения одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны. Одна сторона не замечает присутствия другой. Последователи этого метода предпочитают не замечать даже предельно острые столкновения интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем могут решить спорные вопросы полюбовно.

Они признают существование конфликта, но это признание не является для них основанием для реальных действий.
Безусловно, этот метод не может привести к окончательному разрешению конфликта, так как основания, причины его в этом случае не устраняются. Обычно избегание применяется для оттягивания времени перехода конфликта из первой стадии в стадию практических действий, накопления сил, подбора других методов и форм достижения своих коренных целей или урегулирования конфликта.
Метод откладывания конфликта. Это своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций. Сдача на милость победителя - действие, довольно распространённое в практике политической борьбы на всех уровнях.

Наиболее распространённые формы этого метода - добровольный уход в подполье, развёртывание партизанской борьбы, организованная эмиграция и другие. Откладывание
зачастую используется в предвидении явного поражения и, как правило, бывает вынужденным, продиктованным неблагоприятно складывающимися обстоятельствами. Как и при избегании, здесь не может быть окончательного решения конфликта.

Сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации (внутренней и внешней) в её пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
Метод социального исключения, уничтожения (подавления) противника.Наиболее распространённая форма этого метода - вооружённое насилие, применяемое как во внутриполитической борьбе, так и на международной арене. Этот метод в наибольшей степени присущ соперничающему типу стратегии (стратегии ястреба), так как именно острые формы насилия соответствуют стремлению во что бы то ни стало победить противника, одержать безусловную победу над ним.
Другой формой социального исключения является законодательное (юридическое) запрещение, то есть когда одна из сторон вынуждена уйти с открытой арены политической борьбы в связи с постановкой её вне закона. Эта форма применима в том случае, когда одна из конфликтующих сторон обладает необходимой юридической силой, например, государство.

Этот метод применяется и третьей стороной, когда даже обе конфликтующие стороны могут быть поставлены вне закона. Запрещённая сторона (стороны) в этом случае, как правило, переходит к использованию метода откладывания и другому типу стратегии, например, к избегающему или уступающему.
Обе формы этого метода зачастую не являются средством разрешения конфликта, тем более если эти конфликты проходят не на межличностном, а на более широком уровне. Так, полный разгром нацизма в годы процесс проходит с участием третьей стороны.
Анализ норм управления политическим конфликтом проводится по двум направлениям: нормы, которыми руководствуются субъекты конфликта, и нормы третьей стороны. Вместе с тем при обоюдном направлении управления конфликтом на его урегулирование нормы как субъектов конфликта, так и третьей стороны могут совпадать.
Нормы управления политическим конфликтом подразделяются на формализованные и неформализованные. Впрочем, трудно говорить о каких-либо формализованных документах, регламентирующих, например, расширение или эскалацию конфликта.

В данном случае в большей степени действуют нормы военных наук, хотя решение на расширение или эскалацию в конечном итоге принимает политическое руководство.
Теоретической основой деятельности по управлению политическим конфликтом является совокупность базовых принципов, опирающихся на законы, изучаемые различными науками об управлении. Принципы управления являются методологическим инструментом, позволяющим субъекту управления сознательно и целеустремленно воздействовать на управляемую систему. Отражая законы диалектики, обобщающие опыт человеческой цивилизации, принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия на личность и оптимального управления любым социумом.

В этом смысле они служат руководством к управлению любой социальной системой, а политический вооружённый конфликт есть ни что иное, как сложная многофункциональная система социальных взаимосвязей между субъектами конфликта, характеризующаяся столкновением противоречивых интересов и целей в условиях острого политического противоборства.
Анализ неформализованных норм, являющихся едиными как для субъектов конфликта, так и для третьей стороны, по нашему мнению, необходимо осуществлять с точки зрения ценностного подхода, так как именно
система ценностей составляет смыслообразующую сферу общественной деятельности и соответственно всех социальных отношений. В этой сфере формируются основания выбора и конечные цели действия, связанные с философско-методологическими установками данного общества. Само по себе наличие системы ценностей, воплощаемой в культуре, - непременное условие стабильности каждого общества, а распад этой системы и есть не что иное, как кризисное состояние этого общества, несущее в себе гены конфликта. Такой распад, ведущий к разрушению, а порой и к потере ценностных ориентиров, непременно затрагивает и морально-этические нормы, регулирующие жизнедеятельность общества.

Как справедливо отмечает А.Г. Здравомыслов, если у людей не было бы общих представлений о добре и зле, то их совместная жизнь была бы просто невозможной.

Именно морально-этические нормы являются базисом переговорной культуры, лежащей в основании цивилизованного разрешения объективно возникающих в обществе противоречий. В свою очередь, степень развития этой культуры во многом определяет уровень конфликтогенности каждого конкретного общества.
Различные типологии реально существующих обществ и культур порождают дифференциацию функционирующих переговорных культур. В частности, различаются общества с относительно высоким уровнем согласия, в которых конфликтные ситуации разрешаются, как правило, переговорными методами, и поляризованные общества, для которых характерны высокий уровень конфликтного потенциала, наличие открытых форм конфликтов, нетипичность ведения переговорного процесса.

Причины этой дифференциации различны. В качестве таковых могут быть и длительные традиции, и господствующая в данный момент идеология, и функционирующая политика, и другие.
Причины возникновения поляризованных культур также различны. Чаще таковые возникают в разнородном обществе, в котором господствует идеология и политика, ориентированные на поддержание такой
разнородности. Именно такие культуры порождают лозунги типа Кто не с нами - тот против нас, Если враг не сдаётся - его уничтожают, Убей неверного и тому подобные.

Эти лозунги уже подтверждают, что в основе идеологии выживания какой-то части населения поляризованного общества лежит идея уничтожения (в лучшем случае нейтрализации) другой части этого общества. Крайний национализм, расизм, апартеид, геноцид, религиозный фундаментализм, революционный экстремизм - яркие проявления поляризованных обществ, свидетельствующие не только о низком уровне развития переговорной культуры, но и порой о полном её отсутствии.
политико-правовой точки зрения означает прекращение состояния войны, то есть восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями. Государства, как правило, восстанавливают прерванные войной юридические ограничения в отношении граждан (и юридических лиц),
которые в связи с войной рассматривались в качестве граждан вражеского государства, устраняют другие юридические последствия, вызванные состоянием войны.
Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий. Основные методы прекращения были проанализированы выше.

Вместе с тем согласно международно-правовым нормам к таковым относятся: перемирие и капитуляция.
Наиболее частым способом прекращения военных действий является перемирие. Оно может быть частным (на отдельном участке фронта) или общим(по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нём срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события.

При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но должны заранее предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной из сторон даёт право другой отказаться от него и возобновить военные действия.

Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН.
. В отличие от перемирия при капитуляции прекращение военных действий происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция
может быть простой, или обычной, местной(отдельной крепости, района) и общей. Она может быть безоговорочной, которая подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного.
В большинстве случаев ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Для юридического прекращения такого состояния государства прибегают к различным международно-правовым средствам и формам. Это может быть односторонний акт, являющийся результатом инициативы одной стороны.

Так, в 1951 г. Англия, Франция и США - каждая в отдельности - односторонне заявили о прекращении состояния войны с Германией. 25 января 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние войны между СССР и Германией.

Все ограничения в отношении германских граждан, возникшие в связи с войной, были отменены.
Прекращение состояния войны может быть результатом двусторонней декларации. Например, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию, согласно которой между ними прекращалось состояние войны и восстанавливались мир и добрососедские дружеские отношения, включая дипломатические и консульские отношения.
Специальной международно-правовой формой, предназначенной для прекращения состояния войны, является мирный договор. В нем наиболее полно и всесторонне решаются вопросы, связанные с восстановлением мирных отношений: территориальные вопросы, судьбы мирных жителей, вооружённых сил побежденного государства, военнопленных, возмещение ущерба (репараций), ответственность военных преступников.

На основе мирных договоров в 1947 г. их участниками было прекращено состояние войны с бывшими союзниками Германии - Финляндией, Италией, Румынией. Последняя черта под Второй мировой войной в Европе была подведена Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанным СССР,
США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ 12 сентября 1990 г. Этот договор содержит большинство положений, которые являются объектом мирных договоров.
Таким образом, политический конфликт, как и любой другой социальный процесс, регулируется. Длительность и интенсивность конфликта во многом зависят от способности субъектов конфликта оптимально управлять им. Оптимальное управление оказывает решающее значение на выполнение конфликтом позитивных социально-стабилизирующих функций. Но в любом случае конфликт при разрешении объективно возникающих противоречий обязательно имеет негативные социальные и психологические последствия, а зачастую ведет к разрушениям социальной инфраструктуры, гибели людей.

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск путей предотвращения политических конфликтов и их практическое применение.

Сноски


Под социальным управлением понимается воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования развития. См.: BouldingK.Conflict and Defense. N.-Y., 1962. P. 307-308.

Юридический конфликт: процедуры разрешения. Юридическая конфликтология. Ч.III / Отв. ред. В.Н.Куд рявцев.

М: РАН, 1995. С. 146.

Там же. Юридический конфликт: процедуры разрешения. Юридическая конфликтология. Ч.III / Отв. ред.

В.Н.Кудрявцев. М.: РАН, 1995.

С. 73. См., например: Boulding К.Conflict and Defense.N.-Y., 1962. P.307 - 308; AbcarianG., Palmer M.Society in conflict.

San Francisco, 1974. P.236 - 240; Kunne R.ConflictManagement in Maturo Rivalri // The Journal of conflict Resolution. 1989.

Vol. 33.

3; Dikcon W.Democracy and management of interstate conflict // The Journal of Conflict Resolution. 1993. Vol.37.

1 и др. Фельдман Д.М.Политология конфликта. Учеб. пособие.

М.: Издательский дом Стратегия, 1998. С. 139. См.: Швейцер П.Победа / Пер. с польского Л. Филимоновой. Мн.: СП Авест, 1995.

См.: Peacemaking. A guide to conflict resolution for individuals groops and nations / Ed. Stanford B. N.-Y., 1996. P. 17.

См.: Мастенбург В.Переговоры. Казань, 1993. С. 67 - 69. Фельдман Д.М.

Политология конфликта. Учеб. пособие. М.: Издательский дом Стратегия, 1998.

С. 161. См.: Reinfriend П., Schuite L.Das Ende aller Sicherheit? Die nukleare Herausforderung an Politic und Strategic. Regensburg, 1985.

S.5. Все политические переговоры подразделяются на переговоры в рамках конфликтных отношений и переговоры в рамках отношений сотрудничества.

См.: Лебедева М.М.Вам предстоят переговоры? М., 1993. С. 39. См., например: Розов Н.С.Конфликты в геополитике и ценностный подход к переговорам // Конфликты в условиях системных изменений в странах Восточной Европы.

М.: РАН, 1994. С. 31 - 37. Schellenberg J.A.The science of conflict. N.-Y.: Oxford, 1982.

См., например: Амелин В.Н. Социология политики.

М., 1992. С. 158 - 160. Здравомыслов А.Г.Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: АО Аспект Пресс, 1994.

С. 187. См.: Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1977.

С. 255. 205



Содержание раздела