d9e5a92d

Цыганов Ю. - Бреттон-Вудская система затянувшийся полет

В июле 1944 года в Бреттон Вудсе впервые было достигнуто международное соглашение о согласовании монетарной политики разных стран. Тогда представители 44 государств сделали попытку обеспечить стабильность мировой валютной системы.

Бреттон-Вудское соглашение в полной мере вступило в силу в 1946 году с созданием Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР, он же Всемирный Банк) и Международного Валютного Фонда (МВФ).
Мельбурн, Австралия, Юрий Цыганов сотрудник Исследовательского Центра Современной Европы Мельбурнского
специально для ЧД Университета, автор многочисленных публикаций по Восточной Азии и АТР

МЕХАНИЗМЫ БРЕТТОН-ВУДСА

Ключевым моментом Бреттон-Вудского соглашения была привязка международной монетарной политики к золотому стандарту. Участники соглашения договорились, что стоимость их валют будет колебаться в узких рамках вокруг стоимости золота. Однако не напрямую: курс валют стран-участниц был выражен в долларах, а курс доллара, в свою очередь, имел выражение в золоте.

В этой системе МВФ был призван решать проблемы временных дисбалансов в платежах. В таком виде Бреттон-Вудская система проработала 25 лет.
К моменту заключения соглашения США стали самой сильной страной мира, как в военном, так и экономическом плане. Вторая мировая война не затронула собственно территорию США, и они продолжали наращивать свою индустриальную мощь. Только в 1945 году промышленное производство выросло вдвое по сравнение с годовым приростом 1935-39 гг. Экономическое доминирование обеспечило США роль лидера в Бреттон Вудсе. В это время США владели 80% мировых золотых резервов.

Поэтому они пошли на использование золотого стандарта для организации международной валютной системы и для поощрения свободной торговли.
Выбор золота как стабилизатора системы был неслучаен. Еще и в 1957 году золотые резервы США в три раза превышали совокупные долларовые резервы иностранных центральных банков. Но в итоге стабилизирующий фактор оказался и слабым местом системы, поскольку в ней не учитывалась реальная цена золота: валютная привязка осуществлялась, исходя из цены в 35 долл.

США за унцию. В послевоенный период покупательная способность доллара значительно снизилась, сократился и золотой запас США.

Все эти факторы приговорили Бреттон-Вудское соглашение как эффективно работающую систему.
В 1971 году перед лицом тающих золотых запасов США изъяли доллар из золотого стандарта, тем самым фактически прекратив действие Бреттон-Вудского соглашения. То есть американское правительство односторонним действием аннулировало международное соглашение глобального значения: ведь основополагающая идея Бреттон Вудса заключалась в создании своего рода экономического ООН.

До заключения соглашения международная торговля испытывала трудности из-за различного рода барьеров, нормальной практикой было использование девальвации валюты для оказания влияния на импорт соседей и сокращения дефицита платежей. Это вело к хронической дефляции, безработице и сокращению объемов торговли.



Понимание этих проблем и подвигло многие страны к участию в столь масштабном соглашении, цель которого заключалась в сглаживании экономических конфликтов, причем признавались проблемы, возникающие из-за экономического неравенства.

ЖИЗНЬ...

Золотой стандарт доминировал в валютном обмене большую часть 19-го века. Золото обеспечивало фиксированный валютный курс для различных стран. Денежное предложение было ограничено золотыми резервами, а страны, не имевшие достаточных резервов, должны были занимать деньги для финансирования своего производства и инвестиционной деятельности.

Во времена золотого стандарта сумма положительных и отрицательных балансов в торговле в целом равнялась нулю, поскольку, в конечном итоге, счета подводились в золоте, а кредитование было весьма ограничено. Сегодня не золото, а доступ к кредитам определяет, сколько страна может потратить денег.

Если раньше экономическая мощь определялась золотыми резервами, то теперь она диктуется способностью страны осуществлять заимствования. Сегодня равновесие между плюсом и минусом в торговле существует лишь в теории, так как неравенство между двумя сторонами баланса финансируется за счет долга.

Курсы валют, привязанные к цене золота, позволяли поддерживать экономическую политику, базировавшуюся на производительности страны и на золотых резервах. Бреттон Вудс стал формализацией такой привязки валют через соглашение между ведущими экономическими державами мира.
На практике, в силу указанных выше причин, в международной валютной системе стал доминировать доллар США, и другие страны привязали свои валюты именно к доллару, а не к цене золота. Бреттон Вудс заменил золотой стандарт на долларовый.

Пока США сохраняли привязку доллара к золоту по цене 35 долл. за унцию, вся система была достаточно стабильной, поскольку таким образом был установлен и действовал псевдо-золотой стандарт.
В Бреттон Вудсе США стояли на позиции создания и поддержания ценовой стабильности вместо немедленного экономического роста. На МВФ была возложена задача урегулирования торговых дефицитов во избежание девальвации валют.

При вступлении в МВФ каждая страна получала квоту участия в международном объединении финансов, первоначально с бюджетом в 8,8 млрд долл. Дисбалансы между странами должны были регулироваться через заимствования.

Страна-участница получала право заимствования у МВФ, который фактически приобретал функции центрального банка.
При этом Бреттон-Вудское соглашение не содержало никаких положений о создании резервов. Участники полагали, что производство золота будет вполне достаточным для продолжения финансирования роста, а любые краткосрочные проблемы могли быть решены через систему кредитования.
Ожидая высокий спрос на кредиты в восстановительный период после войны, участники Бреттон Вудса также создали МБРР, в который страны-члены вложили 10 млрд долл. Однако немедленно после создания стало ясно, что МВФ и МБРР не соответствуют потребностям развития европейской экономики.

В этой связи и в целях развития рынков для наращивания американского экспорта, США выдвинули Программу Восстановления Европы (более известна как План Маршалла, по имени тогдашнего госсекретаря США), в рамках которой за период между 1948 и 1954 годом США выдали 16 западноевропейским странам 17 млрд долл. в виде грантов. В этот же период началась холодная война, и стала обостряться гонка вооружений.

Кстати, СССР подписал Бреттон-Вудское соглашение, но отказался от участия в МВФ. Тем самым, экономические реформы превратились в элемент борьбы между капитализмом и коммунизмом на мировой арене.

...И СМЕРТЬ ПСЕВДОЗОЛОТОГО СТАНДАРТА

Со временем для США становилось все сложнее поддерживать привязку доллара к золоту на уровне 35 долл. за унцию. Ведь золото продавалось на свободном рынке, и в результате возник конфликт между фиксированной ценой золота, применяемой центральными банками, и ценой золота на рынке.

Так, во время Кубинского кризиса рыночная цена золота выросла до 40 долл. за унцию.
В этой ситуации американское руководство стало склоняться к отказу от золотого стандарта. В конце 60-х годов США пытались ограничить отток золота из страны.

Но вскоре стало окончательно ясно, что поддержание золотого стандарта в Бреттон-Вудской конфигурации больше невозможно: надо было либо менять денежную систему, либо пересматривать сам золотой стандарт.
В Бреттон-Вудском соглашении отсутствовал эффективный механизм ограничения роста резервов, в качестве каковых рассматривались только золото и доллар США. Когда производство золота перестало соответствовать потребностям системы, долларовые резервы должны были расти, чтобы покрыть нехватку предложения золота.

Это вело к постоянному дефициту текущих счетов США. Кроме того, оказалось, что доллары держать выгоднее, так как на них можно зарабатывать процент.
Как показал в 1960 г. экономист Роберт Триф-фин, использование доллара в качестве резервной валюты само по себе ведет к регулярному дефициту платежного баланса США, что, в свою очередь, создает нестабильность для мировой финансовой системы. Если США ликвидируют дефицит платежного баланса, то мировая экономика лишится главного источника резервов; если они сохранят дефицит, то доллары будут поступать в мировую экономику, поддерживая рост, но дефициты в конечном итоге приведут к потере доверия к доллару, и вся система долларовой привязки валют рухнет.

Действительно, после 1958 года дефицит платежного баланса США стал резко расти.
В этот период МВФ ввело так называемые Специальные Права Заимствования (СДР) для использования в торговле между странами.
Тем самым Фонд намеревался создать псевдозолотую систему на бумаге, сняв давление на США, но сохраняя роль мирового центрального банка. СДР могли стать новой резервной единицей, не связанной с золотом или долларом и обеспечивающей ликвидность мировой финансовой системы, то есть стать чем-то вроде международной валюты. Но они не стали. СДР продолжают существовать, составляя лишь 1% незолотых резервов стран-членов МВФ. Они используются в очень ограниченном размере в транзакциях между МВФ и его членами.

Истощение золотого резерва США продолжалось до 1971 года. К этому времени США обладали лишь 22% золотого покрытия международных резервов.

Они оказались перед лицом выбора: прекратить дефицит или девальвировать доллар по отношению к золоту в соответствии с реальной ситуацией. Президент Ричард Никсон решил не делать ни того, ни другого, так как оба решения подрывали позиции доллара как резервной валюты.

Вместо этого он отказался от международных обязательств США обменивать доллары на золото. В результате, в феврале 1973 года мировые валюты перешли на так называемые плавающие курсы, а золото к концу 1974 г. выросло в цене с 35 долл. до 195 долл. за унцию.

ПОСЛЕ БРЕТТОН-ВУДСА

С выходом США из золотого стандарта Бреттон-Вудская система перестала существовать как эффективная централизованная денежная система. Бреттон Вудс пришел к коллапсу, в частности, из-за того, что экономическое развитие оказалось за пределами финансовых возможностей золотого стандарта.

Однако, как можно видеть сегодня, пост-Бреттон-Вудская система сталкивается с еще более сложными экономическими проблемами.
Прекращение функционирования системы фиксированных курсов в том числе было связано с масштабной интернационализацией капитала, которая имела место в конце 50-х начале 60-х годов. Дефицит платежного баланса США привел к концентрации долларов в Европе, что дало толчок росту рынка евродолларов. C 1964 по 1973 год этот рынок вырос в сопоставимом отношении с 20 млрд долл. до 305 млрд. Снижение важности американской экономики по отношению к европейской само по себе делало устаревшей установленную систему фиксированных курсов.

Рост потоков капитала привел к тому, что реальные и потенциальные движения валютных курсов стали гораздо масштабнее, более непредсказуемыми и менее контролируемыми. При наличии больших объемов капитала, доступных для спекулятивных операций, очевидные проблемы валютного курса обернулись кризисом. К 1973 году спекулянты предприняли атаки на все центральные банки, включая Федеральную Резервную Систему. Интернационализация капитала привела к фундаментальному дисбалансу валютной системы и усилила его.

И, не имея механизмов его разрешения, Бреттон-Вудская система развалилась. Развал Бреттон-Вудской системы создал условия для последовательного роста международного рынка капиталов. Сегодня подавляющее большинство операций с валютой связано с движением капитала.

В результате правительства вынуждены учитывать реакцию международных финансовых рынков на те или иные политические решения, поскольку они хотят избежать резких колебаний в потоках капитала и движении валютного курса. Таким образом, объем капитала, с одной стороны, создал чрезвычайно высокую подвижность валютных курсов, а с другой стороны, привел к появлению устойчивой тенденции к задабриванию международных инвесторов высокими ставками процента и консервативной экономической политикой.
Замены Бреттон Вудса на какую-либо новую систему не произошло. Вместо этого валюты наиболее развитых стран были отпущены в свободное плавание относительно друг друга, в то время как валюты развивающихся стран привязаны, как правило, к доллару. Единственным исключением среди определяемых рынком курсов валют развитых стран стала Европейская Монетарная Система.

С 1979 года она функционировала как ограниченная система привязки к немецкой марке и постепенно эволюционировала в сторону введения единой валюты.
Для развитых стран период после Бреттон Вудса стал периодом регулируемого плавания, когда стоимость валюты определяется, главным образом, рыночными силами, но центральные банки порой совершают интервенции. Принятие решений об осуществлении интервенций зависит от экономических и политических целей конкретной страны. Хотя вмешательство потенциально может привести к серьезным проблемам и конфликтам, в реальности основные проблемы вызваны рыночными движениями обменных курсов, особенно теми, что связаны с потоками капиталов и спекуляциями. Начиная с 1985 года, центральные банки Франции, Германии, Японии и США совместно работали над тем, чтобы повысить стабильность валютных рынков.

Хотя принятые ими меры не идут ни в какое сравнение с режимом фиксированных ставок, тем не менее они демонстрируют понимание того, что потоки капитала несут в себе и разрушительный потенциал.

БРЕТТОН-ВУДС-2?

В ноябре прошлого года главы правительств Группы 20 стран встретились в Вашингтоне, вызвав ожидания, что наконец будут проведены радикальные изменения в системе управления глобальной экономикой. Некоторые эксперты заговорили о новом Бреттон Вудсе, звучали призывы дать крупным растущим рыночным экономикам надлежащее место за столом переговоров и прекратить старую практику, когда несколько стран (G8) принимают решения, касающиеся всей мировой экономики.

Ноябрьская встреча дала набросок плана сотрудничества в поддержке глобального роста и борьбе с финансовым кризисом. Были признаны неоправданными надежды, что большие части мировой экономики могут избежать торможения. Однако уже спустя месяц предложенный план столкнулся с трудностями. Демонстрируя намерение избегать протекционизма, G20 выступила за заключение в ходе Доха-раунда переговоров по мировой торговле в рамках ВТО соглашения о 12-месячном моратории на новые протекционистские меры. Заключить соглашение не удалось, поскольку США и крупные растущие рыночные экономики, в первую очередь Индия, не отказались от своих прежних позиций.

Само пожелание отказаться от протекционизма приказало долго жить, когда Россия объявила о намерении поднять пошлины на автомобили. По этому же пути пошли Индия, Индонезия, Бразилия и Аргентина.

Проблема заключается в том, что G20 практически не имеет никаких стимулов для своих, а также визави из Китая, Японии и Южной Кореи, встречаются в Бангкоке 24-26 февраля с.г. Все члены Ассоциации поддержали инициативу по созданию АВФ, что совсем неудивительно в нынешней ситуации.

Региональный фонд должен прийти на смену существующей системе двусторонних валютных свопов, известной как Чианг-Майская инициатива. АСЕАН и ее три восточноазиатских партнера в октябре 2008 г. договорились о создании фонда для борьбы с кризисами, первоначально, с капиталом в 80 млрд долл.
Решение об АВФ может иметь далеко идущие последствия. По сути, Восточная Азия пытается создать собственную систему валютнофинансового регулирования в регионе. АВФ должен базироваться на принципах, отличных от тех, которыми руководствуется МВФ. Вполне возможно, что это шаг к новой архитектуре мировой валютной системы, в которой будут возможны альтернативные центры управления.

В АСЕАН входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины.



Содержание раздела