d9e5a92d

Психологические методы управления

1 2 3 4 5 6
Указ
пре-
зи-
ден
та
Принимаемый в соответствии с Конституцией нормативный акт регулирует общественно-правовые отношения при отсутствии закона или при остановке его действия. Источник права Пре
зидент
РФ
По
ста
нов-
ление
пра-
ви-
тель-
ства
Решает конкретные вопросы политических, общественных, экономических отношений и текущие задачи народного хозяйства. Источник права Пра-
ви-
тель-
ство
РФ
Рас-
поря-
же-ние
мини
стер
ства
Устанавливает общие правила по строительству и эксплуатации транспортной инфраструктуры, обеспечению безопасности и экологической защищенности от транспортной деятельности, лицензированию и сертификации Мин
транс
РФ
Рас-
поря-
же-
ние
де
пар
та-
мента
Решает организационные вопросы, устанавливает общие правила финансирования и управления дорожным хозяйством, утверждает и вводит в действие отраслевые нормативно-правовые и нормативнотехнические документы в сфере дорожного хозяйства Мин
транс
РФ
3 Стан
дарт
Устанавливает общие правила, характеристики, требования к строительным материалам, конструкциям, методы расчета, измерений и испытаний, действующие в нескольких отраслях и направленные на достижение высокого качества и надежности изделий, кон- Мин
строй
РФ
Мин
транс
РФ


струкций и сооружений, организацию безопасности движения и охрану окружающей среды. Устанавливает требования к геометрическим элементам дорог общего пользования, их содержанию и оборудованию для обеспечения безопасности движения. Обязательны для исполнения во всех строительных отраслях Российской Федерации
OCT Устанавливает общие правила, характеристики, методы расчета и испытаний, действующие в отрасли Автомобильные дороги. Устанавливает потребительские свойства дороги, стандарты на применяемые в дорожном строительстве дорожно-строительные материалы, конструкции и изделия, прочности, долговечности, качества и надежности дорожных конструкций, сооружений и изделий, методы их оценки и испытаний. Отражает достижения научно-технического прогресса и определяет технический уровень отрасли. Обязательны для исполнения в отрасли Мин
транс
РФ
4 Нор
мы
Феде
раль
ные
отрас
левые
нормы
Устанавливают общие правила, принципы и количественные характеристики, необходимые для управления отраслью, создания и приемки продукции, организации движения и оценки функционирования отрасли. Обязательны для исполнения в отрасли на всей территории страны Мин
транс
РФ


1 2 3 4 5 6
Реги
ональ
ные
отрас
левые
нормы
Разрабатываются вместо отдельных федеральных норм в связи с необходимостью учета грунтовогеологических, гидрологических и погодно-климатических условий региона. Действуют в пределах региона Реги
ональ
ные
органы
управ
ления
Мин
транс
РФ
Тех-
ни-
чес-
кие
усло
вия
Устанавливают технические требования к конструкциям и изделиям, изготавливаемым на предприятиях. Действуют в пределах предприятий Пред-
прия
тия
5 Мето
дичес
кие
доку
менты
Руко
вод
ства
Обобщают традиционные решения, последовательность их выработки и принятия. Необязательны к исполнению, имеют рекомендательный характер НИИ,
ВУЗы,
лабо
ратории
Федеральный дорожный департамент
Мето
дичес
кие
реко
мен
дации
Содержат рекомендации по решению конкретных вопросов управленческой, экономической, научной и производственной деятельности. Обобщают научные исследования и производственный опыт. Основной
носитель накопленного опыта функционирования всех подразделений отрасли. Необязательны к исполнению, имеют рекомендательный характер
НИИ,
ВУЗы
лабо
рато
рии
Типо
вые
реше
ния
Обобщают опыт управления, проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Направлены на унификацию конструкций и решений, применение автоматизации и снижение затрат в отрасли. Необязательны к исполнению, имеют рекомендательный характер Производствен -
ные
орга
низа
ции

Взаимосвязь Закона Об автомобильных дорогах Российской Федерации с законодательством Российской Федерации


пп
Наименование закона Основные положения, касающиеся автомобильных дорог, отражаемые в законе Примечания
1 2 3 4
1 Конституция Российской Федерации Гарантирует свободу пере движения граждан.
Определяет полномочия федеральных органов власти
2 Закон о транспорте Российской Федерации Определяет положения функционирования и управле ния единой транспортной сис темой страны, принципы ко ординации работы различных видов транспорта.
Определяет полномочия федеральных и территориаль ных органов власти по управ лению транспортом, включая принципы разделения собст венности, формирования за конодательно-правовой базы, нормирования, внешнеэконо мической деятельности, техни ческой, инвестиционной и тарифной политики.
Устанавливает основные направления государственной транспортной политики стра ны.
Определяет место автомо бильных дорог в составе еди ной транспортной политики страны.
Определяет принципы госу дарственного регулирования управления транспортом
Проект дорабатывается
<

p>

1 2 3 4
3 Закон о безопасности дорожного движения Определяет права и ответст венность граждан и должност ных лиц за соблюдением тре бований безопасности дорож ного движения.
Определяет компетенцию органов исполнительной вла сти различных уровней и сис тему их взаимодействия по обеспечению безопасности дорожного движения.
Определяет систему государ ственного регулирования во просов безопасности дорож ного движения.
Формирует основные требо вания к обеспечению безопас ности дорожного движения
Проект дорабатывается
4 Закон об инвестициях в Российской Федерации - Определяет основные положения инвестиционной деятельности Принят. Подлежит учету в дорожном законодательстве
5 Закон об иностранных инвестициях в Российско й Федерации Определяет основные поло жения инвестиционной дея тельности.
Предоставляет льготы ино странным инвестициям, вклю чая иностранные кредиты, направляемые на дорожные работы
Принят. Требует дополнений в части
налоговых
льгот
6 Закон о дорожных фондах Российской Федерации Определяет источники обра зования и использования до рожных фондов.
- Основные положения фи нансирования дорожных работ
Принят. Внесен новый проект закона, который рассматривается в Госдуме
7 Земельный Кодекс Российской Федерации Определяет основные положения отвода и резервирования земель под автомобильные дороги Рассматривается Госдумой


1 2 3 4
8 Закон о Федеральных землях Российской Федерации Определяет понятие феде ральных земель, включая зем ли, занимаемые федеральными автодорогами.
Определяет понятие земли, занимаемые федеральными автодорогами.
Определяет порядок отчуж дения и резервирования зе мель под федеральные авто до роги
Рассматривается Госдумой
9 Закон о плате за землю в
Российской
Федерации
- Освобождает от платы за землю Федеральные автомобильные дороги Принят
10 Таможенный Кодекс Российской Федерации Освобождает от таможенных пошлин ввозимую в Россию дорожную технику и оборудование (не производимые в России), комплектующие изделия и запасные части к ним Подготовлен; внесены предложения в
проект
11 Закон о налогообложении Освобождает работы по ре монту и содержанию автодорог от налога на добавленную стоимость.
Устанавливает льготное на логообложение прибыли дорожно-эксплуатационных ор ганизаций
Подготовлены предложения
12 Закон о собственности в
Российской
Федерации
Закрепляет в государствен ной собственности автомо бильные дороги общего поль зования и имущество, необхо димое для их содержания.
Разграничивает собствен ность на автомобильных до рогах между Российской Фе дерацией и субъектами феде рации (федеральные, террито риальные и муниципальные автодороги).
Определяет порядок переда чи собственности (из феде ральной в территориальную и наоборот)
Принят Закон о приватизации и программа приватизации


1 2 3 4
13 Закон о концессиях в Российской Федерации Закрепляет возможность передачи автомобильных дорог в концессию, определяет про цедуру передачи и условия.
Устанавливает требования по строительству инженерной инфраструктуры и автодорог при передаче в концессию месторождений
Готовится. Нужны предложения
14 Гражданский Кодекс Российской Федерации - Определяет административ ную ответственность должно стных и юридических лиц за выполнение правил содержа ния автомобильных дорог и целевое и эффективное ис пользование средств дорожных фондов, нарушений правил экологической безопасности.
Определяет административ ную ответственность граждан и юридических лиц за нанесен ный ущерб автомобильным дорогам или нарушение нор мальных условий движения и правил экологической безо пасности
Подготовлены предложения к проекту изменений и дополнений
15 Уголовный Кодекс Российской Федерации Устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нарушение правил экс плуатации автомобильных дорог, строительных норм и правил, норм проектирования, а также целевого и эффектив ного использования средств дорожных фондов и нанесен ный материальный ущерб.
Устанавливает уголовную ответственность граждан и должностных лиц за нанесен ный ущерб автомобильным дорогам и сооружениям на
них.
Устанавливает уголовную ответственность за перекрытие движения на автодорогах
Подготовлены предложения

Психологические методы управления


Анализ отечественной управленческой реальности свидетельствует о том, что многие проблемы, связанные с применением социально-психологических методов управления, являются следствием недостаточного понимания природы этих методов. Теоретическая неразработанность данной проблемы очень ярко проявилась в попытках классификации этих методов.

Остановимся на этом подробнее.
Если мы обратимся к справочникам по управлению, то найдем, что социально-психологические методы управления описаны достаточно туманно. В частности, с их помощью решаются вопросы:
1) формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей: способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной работы и социального развития коллектива;
2) установление и развитие социальных норм поведения, в том числе, путем поддержания хороших традиций;
3) введение системы социального регулирования, предполагающей тщательный учет реального взаимодействия социальных интересов. Социальное регулирование включает использование договоров, обязательств, установление порядка распределения каких-либо благ, очередности их получения;
4) социальное стимулирование создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или в достижении какой-либо цели. Особо важное значение имеет стимулирование повышения общеобразовательного уровня, культурного роста, морального и эстетического развития; удовлетворение культурных и социальных потребностей;
5) воспитательная работа;
6) создание и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы атмосферы целеустремленности, активности, требовательности, нетерпимости к нарушениям дисциплины [230, с. 104 105].
В этом перечне, как мы видим, содержатся указания на цели, которые достигаются посредством этих методов, но нет ответа на вопрос о том, как это делается. В тени остался вопрос о средствах, приемах, собственно методах достижения этих целей.
В попытке найти ответы на поставленные выше вопросы, обратимся к рассмотрению ряда классификаций социально-психологических методов управления.
Так, ряд авторов [231, 82, с. 386-387] выделяют в отдельные подклассы социальные и психологические методы управления. К социальным методам управления относятся:
1. Методы управления социально-массовыми процессами (миграция, движение кадров). Управление социально-массовыми процессами рекомендуется осуществлять за счет рационального размещения промышленных комплексов, установления промышленных приоритетов, целевой ориентации личных интересов.
2. Методы управления группами (интеграция усилий участников групп, ориентация на успешное выполнение производственных задач).
3. Создание условий для развития чувства ответственности, взаимопомощи и эталонов поведения, выбор методов управления группами (авторитарные, либеральные, демократические).
4. Методы управления внутригрупповыми процессами и явлениями (повышение социально-производственной активности, социально-исторической преемственности, управление ролевым поведением, совершенствование коммуникации, социальное регулирование, агитация и пропаганда).
5. Методы управления индивидуально-личностным поведением посредством внушения, команды, приказа, запрета, личного примера, создания обстановки, ориентирующей личность в нужном направлении.
Ляхов И.И., Горячев Г.Д. [І38, с. 20], раскрывая сущность методов управления групповыми процессами и явлениями, выделяют такие их подклассы:
а) Методы активации. К их числу относят почин и нова торство, обмен опытом, соревнование, моральное стимули рование, критику и самокритику, обещание, информирова ние о позитивных результатах выполнения плана.
б) Методы социального нормирования. Эти методы ставят своей целью упорядочение и гармонизацию социальных от ношений путем введения норм, управляющих поведением
отдельных людей, социальных групп и коллективов в различных ситуациях. К их числу относят традиции, обряды, использование атрибутов памятных традиций, подарки, фотоальбомы.

Сюда же включаются методы социальной профилактики общественное наблюдение за членами коллектива с социально-опасными тенденциями, предупреждение, поручительство. К методам социального нормирования относятся также методы дисциплинарной помощи, в том числе, обсуждение поступков на общем собрании и в общественных организациях, общественный выговор, наложение общественных санкций на очередность получения материальных благ и социального обеспечения.
в) Методы ролевых изменений, опирающиеся на измене
ние престижа роли, посредством введения униформы, зна
ков, а также путем изменения содержания роли.
г) Методы пропаганды и агитации.
К психологическим методам управления И.И. Ляхов и Г.Д. Горячев относят:
1) Социально-психологические методы.
2) Психологические методы мотивации.
3) Психологические методы гуманизации труда.
4) Психологические методы профессионального отбора и обучения.
К социально-психологическим методам эти авторы относят совершенствование коммуникации, информирования по актуальным для коллектива вопросам. Сущность психологических методов мотивирования авторами не раскрывается.

Внимание лишь фиксируется на необходимости изучения мотивации труда, использования соответствующих стимулов и опасности перемотивирова-ния в трудовом процессе. Гуманизация труда предполагает создание адекватных условий труда, борьбу с монотонней, использование закономерностей работоспособности [138, с. 37].
Рассматриваемое разграничение на социальные и психологические методы в предложенном варианте вызывает неко-’ торые вопросы. Действительно, методы управления внутри-групповыми процессами и явлениями, создание условий для развития чувства ответственности и, тем более, методы управления индивидуальноличностным поведением безусловно базируются на психологических закономерностях, относящихся как к сфере внутригруппового взаимодействия, так и к сфере индивидуального поведения.
Представляется адекватным использование основания для классификации социальных методов управления параметра сложности объекта воздействия. В связи с этим выделяются методы управления социально-массовыми процессами, методы управления группами, методы управления внут-ригрупповыми процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением. Однако из этого ряда выпадают методы, ориентированные на создание условий для развития чувства ответственности.

Совершенно отсутствует какая-либо логика в выделении собственно психологических методов управления.
Недочеты классификации во многом обусловлены сложностью использованных оснований. Определенным выходом из затруднений с выбором оснований для классификации будет их максимальное упрощение.

В связи с этим достаточно продуктивным оказывается введение А.Л. Журавлевым терминов опосредованные или косвенные и прямые социально-психологические методы руководства.
Прямые социально-психологические методы руководства используются в процессе непосредственного общения руководителя с коллективом и отдельными работниками и, как правило, на практике не требуют организации специальных условий для их применения. К прямым методам воздействия руководителя на руководимых относятся следующие: убеждение, принуждение или административное воление, внушение и требование поведения по образцу, основанного на подражании (когда есть прямое указание: делай, как...).
Косвенные (опосредованные) социальнопсихологические методы руководства характеризуются тем, что они опосредуются специальной организацией условий деятельности и поведения личности и коллектива. Эти методы не требуют обязательного непосредственного управленческого общения руководителя с руководимыми.

Они реализуются в более длительный промежуток времени и требуют от руководителя не только организации соответствующих условий для их исполнения, но, самое главное, включения и вовлечения руководимых в преобразования [70, с. 288289].
К опосредованным методам относят личный пример, ориентирующую ситуацию, использование
символов и ритуалов, изменение или сохранение ролевых элементов и т.д.
Как мы видим, в данной классификации акцент делается не на специфике задач, а на средствах, которые используются. Единственное, что требует уточнения, основание, в соответствии с которым к социальнопсихологическим методам было отнесено административное воление и требование. Это типичные организационно-распорядительные мето-
ды, или методы дисциплинарного воздействия, в зависимости от того, какая форма требований имеется в виду.
Иная, хотя также достаточно стройная, классификация психологических методов, основанная на выделении непере-секающихся целей воздействия, дана Филипповым А.В. Им выделяются диагностические, регулирующие, тонизирующие и развивающие методы.

Диагностические методы направлены на получение психологических сведений об объекте и субъекте управления. Регулирующие методы связаны с упорядочением, изменением определенных сторон сознания.

Тонизирующие методы связаны с влиянием на эмоционально-волевые особенности людей. Развивающие методы связаны с формированием новых образований психики, сознания [130].
Однако, разработка классификации этих методов управления сама по себе еще не обеспечивает повышения эффективности их применения. Даже в том случае, когда руководитель овладевает самой совершенной классификацией, для него за кадром остается технология использования этих методов. Во многих учебных пособиях по менеджменту содержатся указания на способы решения отдельных задач с использованием психологического воздействия.

Примером могут служить книги Карнеги. Вместе с тем, эти советы не могут обеспечить полноценную ориентировочную основу их применения.
Анализ использования психологического воздействия в различных сферах общественной практики показывает, что для формирования полноценной ориентировочной основы целесообразно разграничивать следующие понятия: средства воздействия, приемы воздействия, методы воздействия, технологии воздействия.
Средства воздействия представляют собой первооснову воздействия. К ним можно отнести вербальное и невербальное воздействие, регулирование уровня удовлетворения потребностей, вовлечение специальным образом в организованную деятельность.
Совокупность средств воздействия и алгоритм их сочетания, при помощи которого решается конкретная психологическая задача, обозначаются как прием воздействия.
Совокупность разнообразных приемов, решающих однотипные психологические задачи, образуют метод воздействия. Так, например, известно, что изменение побудительной функции мотива может быть достигнуто различными приемами.
Определенные социально-значимые результаты могут быть достигнуты только при решении нескольких психологических задач, рассматриваемых в контексте конкретных ситуаций. Обобщенный алгоритм этого результата обозначается как технология воздействия, например, технология медиации при разрешении конфликтов.
Вместе с тем, как мы уже указывали в разделе, посвященном функции регулирования, не все технологии воздействия могут быть отнесены к методам управления, например, канализация настроения хотя и ведет к снижению социальной напряженности в условиях конфликта или противоречий в организации, тем не менее по моральным соображениям не может быть признана как метод управления.
Повышение эффективности применения социальнопсихологических методов управления должно опираться на подготовку руководителей как на уровне овладения ими средствами воздействия, так и конкретными приемами, методами и технологиями. Они не только должны иметь представление о целях, которые достигаются с их помощью, но и осуществлять декомпозицию психологических задач, обеспечивающих их достижение, знать о разнообразии приемов их решения, уметь оценивать их с этической точки зрения.

Программа курса Психология управления


Курс Психология управления предназначен для слушателей, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, а также психологического консультирования в сфере управления персоналом.
Особенностью настоящего курса является его преимущественная ориентация на лиц, имеющих определенный запас общепсихологических знаний и представлений, но недостаточно знакомых с теорией управления. В связи с этим специально не обсуждаются общепсихологические аспекты таких феноменов, как потребности, мотивация, функциональные состояния, деятельность, стиль деятельности и т.д., в то время как определенная часть курса посвящена рассмотрению основных понятий и положений, связанных с феноменом организации (управления, управленческих функций, методов управления).

Последнее продиктовано необходимостью более полного профессиографического анализа деятельности руководителя и тех объективных условий, на фоне которых эта деятельность осуществляется.
Основная цель курса - формирование у слушателей системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, создания у них полной ориентировочной основы для исследования этого вида труда, раскрытие специфики использования психологического знания в структуре деятельности руководителя, формирование у слушателей навыков анализа психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности управления.
Курс рассчитан на 32 часа, форма занятий - лекционная. Курс апробирован на факультете психологии МГУ им.

М.В. Ломоносова, где он, в сочетании со спецпракти-кумом, предлагался студентам 3-го курса специализации Индустриальная психология.
Тема 1. Предмет психологии управления и место этой дисциплины в структуре наук об управлении. Психология управления как отрасль психологического знания.
Тема 2. Управленческая деятельность (психологическая характеристика). Современные представления об организации и управлении.

Содержательные характеристики управления.
Тема 3. Руководитель в организации. Руководитель как субъект четырех подсистем организации. Статусы и роли в
организации. Классификация индивидуальных стилей управленческой деятельности в зависимости от особенностей ориентации руководителей в отношений подсистем организации, w. Тема 4. Руководитель как субъект деятельности в формальной подструктуре организации.

Особенности линейного, функционального, штабного и матричного соподчинения в организации.



Содержание раздела