d9e5a92d

Матрица профессиографического исследования

1 2 3 4 5 6 7 8
И. Ситуации, возникающие в связи с особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальством:
1) при реагировании на кри тику вышестоящего руково дства;
2) при получении неопреде ленных и противоречивых указаний;
3) при получении распоря жений, с которыми принци пиально не согласен
К. Ситуации, возникающие в отношениях со смежными
подразделениями:
1) при несогласованности со смежными подразделениями в планах работы и их вы полнении;
2) при нечетком разграниче нии функций между подраз делениями;
3) при оказании помощи смежному подразделению
Л. Ситуации, возникающие при выполнении общественной работы:
1) при необходимости выкраивать время из очень напряженного графика;
2) при перегруженности общественной работой
М. Ситуации, возникающие при подготовке и проведении нововведения:
1) при необходимости учи тывать взгляды, предложе ния, в том числе и подчи ненных;
2) при необходимости от стаивать новшество при противодействии со стороны авторитетных лиц;
3) при вьщелении главного и второстепенного

Матрица профессиографического исследования


1. Описание перечня обязанностей исследуемых специалистов по нормативным документам и результатам диагностического собеседования
1.1 Название нормативного документа, время его издания.
1.2 Цель деятельности (что в итоге должно получиться).
1.3 Задачи деятельности специалиста или обязанности по нормативным документам (что должен делать?).
Для решения этих задач специалист должен:
собирать информацию..................................................
передавать информацию ............в том числе с помо
щью современных технических средств.
анализировать информацию..........................................
преобразовывать информацию (разрабатывать проекты, решения и т.п.)..................................................................
составлять документы...................................................
обмениваться информацией..........................................
устанавливать контакты со специалистами:
внутри организации.............................................
с внешними организациями..................................
осуществлять совместную деятельность со специалистами:
- внутри организации.............................................
- со специалистами внешних организаций..............
отстаивать свою точку зрения перед аудиторией.........
организовывать экспертные процедуры или участвовать в них:
внутри организации...........................................
с привлечением внешних специалистов............
1.4. Операциональная составляющая деятельности.
1.4.1. Описание выполняемых действий и используемых в связи с этим средств деятельности (например, сбор информации может осуществляться на основе имеющейся по конкретному вопросу нормативной документации, литературе или с помощью информационных систем, обработки входящей корреспонденции, публикаций в средствах массовой информации и т.п.).
1.4.2. Перечень конкретных навыков, умений, знаний, необходимых для выполнения работы:
- пользование информационными системами
- работа с использованием оргтехники
- умения, связанные с делопроизводством
- навыки делового общения.............................................
(дописать, что необходимо)
- знания документов (перечислить основные)
знание процедур (перечислить какие)
(дописать, что необходимо)
1.5. Организационные основы деятельности.
1.5.1. Режим работы......................................
1.5.2. Работа.................................................
в одном помещении или............................
в одном здании или
на разных территориях
1.5.3. Перед кем и за что отвечает.,
1.5.4. Имеются ли в подчинении исполнители (их количество)
1.5.5. Форма оплаты труда и материального поощрения..
1.5.6. Возможности вертикального и горизонтального
внутриорганизационного перемещения....................................
1.5.7. Необходимость профессионального совершенство
вания.......................................................................................
1.5.8. Степень самостоятельности в постановке произ
водных целей (самостоятельность в определении целей соб ственной деятельности): :...................................................
- сам определяет
- большей частью
- иногда
- никогда

1.5.9. Степень делегированное™ специалисту основных управленческих функций в общей структуре его деятельности.
Не имеет подобных пол- Час
тично
В полном объеме
Планирование собственной деятельности
Планирование работы коллектива
Организация собственной деятельности
Организация деятельности коллектива
Контроль результатов собственной деятельности
Контроль результатов деятельности других членов коллектива
Отсутствует незначительная высокая степень координированности собственной деятельности с дру-
<

/center>
1.5.10. Степень самостоятельности в принятии решений: в отношении всех проблем в рамках своей компетенции
в отношении большей части проблем иногда никогда
2. Требования к некоторым психическим процессам
Работа предполагает: ¦ частую смену:
видов деятельности объектов деятельности
¦ высокую концентрацию внимания
¦ темп деятельности (высокий, средний, низкий)
¦ деятельность в условиях неопределенности в отношении целей, задач, способов, средств их решения:
неопределенность повышена не более чем в других видах деятельности
¦ требует запоминания информации:
кратковременного долговременного в значительных средних
незначительных объемах
¦ оперативное воспроизведение информации:
по широкому кругу вопросов по ограниченному кругу вопросов по узкому кругу вопросов
¦ волевую регуляцию эмоционального состояния:
часто иногда редко
¦ деятельность при возможности санкций со стороны
партнеров по взаимодействию:
при наличии принципиальных противоречий
при возникновении даже незначительных трений
¦ типичные противоречия при взаимодействии по:
вертикали
горизонтали
- стандартизованность решаемых задач:
высокая средняя низкая
Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей выявляется:
- легко, быстро, сразу
- выявление затруднено
- имеет отдаленные последствия
Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей имеет, как правило:
- значительные социальные последствия
- ограниченные социальные последствия
- особых последствий не имеет
- как когда
Работа осуществляется в условиях, препятствующих концентрации внимания:
- часто
- редко
- никогда
Работа осуществляется в условиях, провоцирующих перевозбуждение :
- часто
- редко
- никогда
Профессиональные задачи осуществляются на фоне противодействия других людей:
- часто
- редко
- никогда
3. Профессиональная подготовка
3.1. Требования к уровню профессиональной подготовки
3.2. Формы профессиональной подготовки......................
3.3. Возможности и формы повышения квалифика
ции...........................................................................
Дополнительные замечания............................................

Структура должностных инструкций и словарь терминов, принятык при их составлении


1. Общие положения: цели и задачи деятельности, кому подчиняется специалист, какими нормативными документами руководствуется.
2. Обязанности: организовывать, планировать, контролировать, изучать, участвовать, обеспечивать разработку документов, составлять, определять политику или потребности, совершенствовать, анализировать, вести учет, внедрять, обеспечивать подготовку, способствовать, осуществлять подбор кадров, обеспечивать соблюдение, внедрять, выявлять, руководить, рассчитывать, анализировать, давать заключения; составлять отчеты, запросы, заявки; готовить задания, проводить инструктаж, принимать меры; обрабатывать и систематизировать данные.
3. Права: требовать от руководства, вносить предложения, докладывать, вносить изменения, отдавать распоряжения, приостанавливать осуществление чего-то, контролировать, не визировать, доказывать, представлять на рассмотрение, поручать, требовать, привлекать, участвовать, представлять, не допускать, обжаловать, докладывать, изымать, представлять подразделение, заменять, выступать, создавать, запрашивать, осуществлять связи, определять параметры чего-либо, менять нормативы, предусматривать резервы, перечислять средства; передавать, распределять, перераспределять ресурсы; осуществлять наблюдение за, принимать кого-либо или что-то, принимать меры, вести переписку, выявлять виновников, оценивать качество, осуществлять рекламацию или принимать рекламацию.

Тест Ценностные ориентации руководителя

Тест предназначен для получения дополнительных сведений об индивидуальной управленческой концепции руководителя. Может использоваться не только в диагностических целях, особенно при оценке кадрового резерва, но и в тренинговых процедурах.

Последнее оказывается особенно эффективным при работе с управленческими командами, когда групповое взаимодействие направлено на осознание общих групповых ориентации и индивидуальных ценностей и потенциальных ролей, а также предпосылок для формирования систем оценки партнеров по взаимодействию.
Инструкция: Вам предлагается оценить сравнительную значимость некоторых умений и способностей руководителей. Для этого, прочтя два описания, находящиеся под определенным номером, вычеркните в регистрационном бланке рядом с этим же номером букву (а или б), которая соответствует тому из них, которое, по Вашему мнению, является более важным для успешного выполнения Вашей работы.
(Отдельные описания будут повторяться неоднократно, но их сочетание в парах будет каждый раз иным.)
Стимульный материал

А Б
І. Умение находить решения в нестандартных ситуациях Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
2. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте
3.
Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач
3. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск


л Б
4. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Умение находить решения в нестандартных ситуациях
5. Способность нс придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте
6. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными Умение находить решения в нестандартных ситуациях
7. Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей Умение находить решения в нестандартных ситуациях
8. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит звдерб делу Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте
9. Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач Умение находить решения в нестандартных ситуациях
10. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными
11. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство Умение находить решения в нестандартных ситуациях
12. Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач
13. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
14. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте
15. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
16. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач


А Б
17. Способность отчетливо ви
деть обшую картину хозяйственной деятельности, шли на оправданный риск
Стремление вовремя внедрять
научно-технические новшества в производство
18. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач
19. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
20. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей
21. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения
22. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте Умение находитъ решения в нестандартных ситуациях
23. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других задач соответствует его способностям и потребностям Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач
24. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей
25. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение находить решения в нестандартных ситуациях
26. Способность не придерживаться буквы закона, сети это наносит ущерб делу Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач
27. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте


л Б
28. Умение правильно пользоваться своими правовыми ПОЛНОМОЧИЯМИ в отношениях с подчиненными Умение побуждать людей тру. литься с полной отдачей
29. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Умение находить решения в нестандартных ситуациях
30. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство Умение использовать правовые нормы при решении сложных
задач
31. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей
32. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения
33. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Умение побуждать людей трудиться с патной отдачей
34. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Умение использовать правовые нормы при решении сложных
задач
35. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ушерб делу Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей
36. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными
37. Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
38. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей
39. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач


А Б
40, Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство
: 4L Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей
і 42. Умение найти каждому чело; веку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
43. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство
44* Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск
45. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение находить решения в нестандартных ситуациях
46* Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство
47. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство
48. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения
49. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными
50. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство


А Б
51. Способность отчетливо видеть обшую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными
52. Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте Стремление вовремя внедрять научно-технические новшества в производство
53. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными
54. Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
55. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными
56. Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте
57. Умение правильно пользоваться своими правовыми полномочиями в отношениях с подчиненными Умение находить решения в нестандартных ситуациях
58. Способность нс придерживаться буквы закона, если это наносит ушерб делу Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
59. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение рассматривать каждую социальную, экономическую, техническую проблему в широком политическом контексте
60. Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск Умение оказывать воздействие на поведение сотрудников и на их внеслужебные отношения
6!. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Умение находить решения в нестандартных ситуациях


А Б
62. Умение побуждать людей трудиться с полной отдачей Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
63. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Способность отчетливо видеть общую картину хозяйственной деятельности, идти на оправданный риск
64. Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям Умение рассматривать каждую экономическую, политическую, техническую проблему в широком социальном контексте
65. Умение использовать правовые нормы при решении сложных задач Умение быстро реагировать на изменение хозяйственной ситуации
66. Способность не придерживаться буквы закона, если это наносит ущерб делу Умение найти каждому человеку место в трудовом коллективе, которое более других соответствует его способностям и потребностям
Регистрационный бланк
Іаб, 2аб, Заб, 4аб, 5аб, баб, 7аб, 8аб, 9аб, ІОаб,
Паб, 12аб, ІЗаб, 14аб, 15аб, 16аб, 17аб, 18аб, 19аб, 20аб.
2Іаб, 22аб, 23аб, 24аб, 25аб, 26аб, 27аб, 28аб, 29аб, ЗОаб,
31 аб, 32аб, ЗЗаб, 34аб, 35аб, Збаб, 37аб, 38аб, 39аб, 40аб,
41аб, 42аб, 43аб, 44аб, 45аб, 46аб, 47аб, 48аб, 49аб, 50аб,
51аб, 52аб, 53аб, 54аб, 55аб, 56аб, 57аб, 58аб, 59аб, 60аб,
6Іаб, 62аб, 63аб, 64аб, 65аб, ббаб.
КЛЮЧИ К ПАРНЫМ СРАВНЕНИЯМ
I. Стратегический уровень (установка на организацию как открытую систему)
1. Установка на политический анализ:
86, 146, 15а, 18а, 22а, 276, 31а, 36а, 52а, 566, 596.
2. Установка на макроэкономический анализ:
36, 13а, 17а, 20а, 25а, 27а, 39а, 446, 51а, 60а, 636,
3. Установка на анализ социальных процессов:
2а, 56, 10а, 14а, 21а, 29а, 33а, 44а, 46а, 54а, 646.
4. Инновационная установка:
1 Іа, 176, 24а, 30а, 37а, 406, 436, 466, 476, 506, 526.

II. Уровень задач

5. Креативность:
Іа, 46, 76, 96, 116, 226, 256, 296, 456, 576, 616.
6. Оперативность:
16, 66, 136, 156, 196, 376, 426, 546, 586, 626, 656.
7. Эффективность в управленческом взаимодействии:
7а, 12а, 206, 246, 286, 316, 336, 356, 386, 416, 62а.
11. Инструментальные отношения к правовым нормам:
За, 5а, 8а, 26а, 35а, 48а, 50а, 53а, 58а, 61а. 66а

III. Уровень средств

8. Установка на административно-распорядительные методы:
6а, 106, 16а, 28а, 366, 40а, 496, 516, 536, 556, 57а.
9. Установка на правовые нормы:
26, 9а, 126, 166, 186, 236, 266, 306, 346, 396, 65а.
10. Установка на социально-психологические методы
23а, 32а, 38а, 42а, 45а, 47а, 55а, 59а, 63а, 64а. 666.
12. Установка на методы неформальной организации:
4а, 19а, 216, 326, 34а, 41а, 43а, 486, 49а, 56а, 606.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Подсчет баллов по ключам.
2. Ранжирование шкал в зависимости от баллов: наименьший ранг у шкалы, имеющей наибольшее чисто баллов.
В целях ранжирования шкала Инструментальные отношения к правовым нормам оценивается, исходя из разницы (11 минус набранное количество баллов). Только в этом случае возможно включение ее в блок 2 для дальнейшей его интерпретации.

Разность является показателем противоположным инструментальному отношению к правовым нормам и свидетельствует о ценностном отношении к деятельности, осущестшіясмой в рамках существующих норм и нормативов.



Содержание раздела