d9e5a92d

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ


Когда после осенне-зимних потрясений нашей финансовой системы ЦБР ушел с рынка госбумаг и поднял ставку рефинансирования, это было хоть как-то объяснимо: он сохранял ресурсы для поддержки валютного курса. Из текста же рассматриваемого раздела “Заявления...” следует, что отныне ЦБР фактически покидает оба рынка - и валютный, и гособлигаций. Это, конечно, не означает, что курс рубля рухнет в ближайшие дни.

Но то, что он начнет скользить вниз ускоренными темпами, уже не вызывает сомнений.
Здесь, впрочем, следует отметить: некоторые ключевые положения анализируемого документа сформулированы столь туманно и противоречиво, что позволяют (особенно при неточностях перевода) давать практически любое толкование политики ЦБР в области обменного курса. Взять тезу, согласно коей “в случае давления на валютном рынке ЦБР воздержится от компенсации влияния продаж иностранной валюты, которую он мог бы предпринять в целях поддержания обменного курса, и позволит более жестким ликвидным условиям выразиться в более высокой процентной ставке”. При некотором желании это можно понять и как отказ ЦБР от своего компенсирующего влияния на рынок именно в случае избыточного предложения валюты. Однако в предшествующей фразе сообщалось, что ЦБР обязан проводить политику, направленную на увеличение уровня международных резервов, а невыкуп избыточного предложения валюты означает как раз отказ от них.

Похоже поэтому, что трактовка относительно ухода ЦБР от поддержки курса рубля ближе к истине.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.

Одной из наиболее острых и насущных проблем валютного регулирования и валютного контроля в РФ является отсутствие в действующих законодательных актах четкого и однозначного определения понятия экспорта и импорта работ и услуг.
Неурегулированность данного вопроса порождает определенные трудности при отнесении валютных операций, связанных с расчетами по такого рода сделкам, к разряду текущих либо капитальных. Это, в свою очередь, создает почву для различных трактовок и, следовательно, весьма затрудняет работу предприятий (как российских, так и зарубежных), банковских учреждений и государственных контролирующих органов. Дело в том, что, с одной стороны, в соответствии с п. 9а ст.

1 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” операции, связанные с переводами в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по импорту и экспорту работ и услуг на срок до 180 дней, являются текущими, и для их проведения не требуется разрешений ЦБ РФ (в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона). Действующие в настоящее время нормативные акты Банка России также разрешают проведение расчетов в иностранной валюте по экспортно-импортным операциям в области оказания услуг и выполнения работ.

С другой стороны, анализ действующего законодательства показывает, что в нем отсутствует четкая регламентация того, какая деятельность охватывается понятиями “услуги” и “работы”. В частности, Федеральный закон №157-ФЗ от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” определяет экспорт (импорт) как вывоз (ввоз) товаров, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них с (на) таможенной территории Российской Федерации за (из-за) границу без обязательства об обратном ввозе (вывозе). К сожалению, при этом не указано место получения работ и услуг: либо только вне территории РФ, либо на территории РФ и за ее пределами.

Так как в силу различия ведомственных функций и круга решаемых задач позиции контролирующих и регулирующих органов различны, в настоящее время существует несколько подходов к ответу на этот вопрос, а следовательно, к определению понятий экспорта и импорта услуг.
В действующих нормативных актах Банка России не дается определение данных понятий, так как их толкование не входит в компетенцию Банка России. Он наделен правом регулирования порядка расчетов. В настоящее время в Банке России такой порядок разрабатывается, и с его изданием отпадает целый ряд проблем, возникающих у участников внешнеэкономической деятельности и контролирующих органов.



Вместе с тем ввиду того, что точное определение экспорта и импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности затрагивает интересы государства в сферах регулирования внешнеэкономической деятельности, сбора налогов, валютной политики, необходимо конкретизировать эти понятия, данные в Законе Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”.

ИНСТИТУТ РЕЗИДЕНСТВА В МЕХАНИЗМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Действенность применения любой правовой нормы во многом детерминируется четкостью определения круга лиц, в отношении которых она подлежит применению. Именно поэтому в праве столь пристальное внимание уделяется вопросам субъектного состава регулируемых общественных отношений.
Не является в этом смысле исключением и валютное законодательство, которое располагает собственной, весьма отличной от используемых в других областях права, классификацией субъектов, применяемой исключительно для целей валютного регулирования и контроля.
Особенную важность, определяющую практически все основные права, обязанности и ограничения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере валютных правоотношений, имеет понятие резиденства.
В настоящее время юридическое содержание данного понятия регламентировано исключительно Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле “ (далее - ЗВРиВК).
Прежде всего следует отметить, что в действующем российском законодательстве, в том числе и в ЗВРиВК, отсутствует общетеоретическое определение “резидентов Российской Федерации”, замененное законодателем определением описательным.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗВРиВК в категорию резидентов входят:


  1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации.

  2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации.

  3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ.

  4. Дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами.

  5. Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в пунктах 2 и 3.


Отнесение в Законе о валютном регулировании данной группы хозяйствующих субъектов к числу резидентов не должно вводить в заблуждение относительно российских филиалов и представительств юридических лиц-резидентов. Очевидно, что таковые фактически не могут выступать в качестве самостоятельных субъектов валютных правоотношений, обладая правом действовать только от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом. В отличие от филиалов и представительств, иные структурные подразделения юридических лиц-резидентов могут действовать в качестве самостоятельных субъектов валютных правоотношений, располагая признанным фактическим правом совершать валютные операции от собственного имени.
Государственные и муниципальные образования могут рассматриваться в качестве общих субъектов валютных правоотношений, а представляющие их органы - в качестве специальных субъектов, посредством действий которых у общих субъектов возникают права и обязанности в сфере общественных отношений, регламентируемых валютным законодательством.
К нерезидентам в соответствии с российским законодательством (п. 6 ст. 1 ЗВРиВК) относятся:


  1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации.

  2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации.

  3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ.

  4. Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

  5. Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах 2 и 3.


Интересно отметить, что установленный Законом о валютном регулировании перечень нерезидентов лишь отчасти коррелирует с перечнем иностранных инвесторов, закрепленным Законом РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” от 4 июля 1991г., будучи значительно шире последнего. Так, в перечень иностранных инвесторов не входят иностранные предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами по законодательству страны официальной регистрации или местонахождения, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов. С другой стороны, остается невыясненным статус иностранных государств, которые не отнесены к числу нерезидентов, однако признаются иностранными инвесторами.
Такое положение порождает весьма существенную проблему, связанную с различием в правовом статусе и валютном режиме, установленном для иностранных предприятия - неюридических лиц, а также филиалов и представительств нерезидентов, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, поскольку первые, даже в случае осуществления ими инвестиционной деятельности на территории РФ, не могут быть признаны иностранными инвесторами и, следовательно, не могут претендовать на предоставление льготы по беспрепятственному переводу за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если это платежи получены в иностранной валюте (ст. 10 Закона об иностранных инвестициях).
Одновременно с вышеуказанной нормой действует и п. 3 ст. 8 ЗВРиВК, которым всем нерезидентам, независимо от наличия у них статуса иностранного инвестора, предоставлено право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ или приобретены в РФ путем покупки За валюту РФ в установленном Банком России порядке и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное правомочие, однако, не снимает заявленной проблемы, поскольку под действие оговорки об “иных случаях, предусмотренных законодательством РФ”, в случае перевода полученных в иностранной валюте платежей в связи с осуществленными инвестициями попадут лишь специальные субъекты, признаваемые иностранными инвесторами по действующему законодательству, кроме случаев, когда применительно к конкретному виду валютных правоотношений правовой статус всех нерезидентов будет нормативно уравнен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Из факторов, способных оказывать значительное влияние на курс доллара в ближайшее время, как представляется, основным будет прекращение действия 3-х месячного моратория от 17 августа. Председатель ЦБ В. Геращенко уже заявил, что его продления после 17 ноября не будет, и, следовательно, российские банки и другие субъекты валютного рынка будут вынуждены начать выплаты по корпоративным внешним займам, договорам “РЕПО”, форвардным контрактам и иным основаниям.
Да, большинство крупнейших российских банков неплатежеспособны и не способны оказать сколь-нибудь существенного давления на валютный рынок. Однако ситуация в банковской системе в целом не столь безнадежна, многие отечественные банки имеют возможность (и желание) осуществлять свои платежи в адрес нерезидентов, что способно оказать повышательное давление на валютный рынок.
Кроме того, необходимо учитывать и эмиссионные процессы в российской экономике. Так, уровень денежной эмиссии в 4-м квартале запланирован в размере 25 млрд. рублей, из которых 5 млрд. уже эмитированы. Этот факт также способен увеличить давление на валютном рынке и спровоцировать девальвацию национальной валюты.
Таким образом, совокупность факторов в целом не благоприятствует российскому рублю. Однако действия Центробанка, предпринимаемые в последнее время, снижают накал страстей на валютном рынке и, хочется надеяться, способны предотвратить обвал рубля. В значительной мере дальнейшая курсовая динамика будет определяться в середине ноября, после расчетной даты исполнения форвардных контрактов и отмены моратория.

Если Банку России в эти дни удастся удержать курс, то до конца года он будет стабилен и вряд ли превысит, как и предполагает ЦБ, уровень 17 20 рублей за доллар.

ЛИТЕРАТУРА.


  1. С. И. Лушин “О финансовой стабилизации” / “Финансы”, №10, 1998

  2. А. Величенков “Снова к сюжету “российская реформа по диктовку МВФ” / “РЭЖ”, №4, 1998

  3. А. В. Емелин, “Институт резидентства в механизме валютного регулирования” / “Деньги и кредит”, №9, 1998

  4. Т. М. Баранова, Ю. П. Адаменко, И. Н. Люкевич “Некоторые вопросы валютного регулирования и валютного контроля при проведении расчетов по экспорту, импорту работ и услуг” / “Деньги и кредит”, №10, 1998

  5. Интервью с председателем ЦБ РФ В. В. Геращенко / “Деньги и кредит”, №9, 1998

  6. В. Симонов, А. Кухарев “Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России” / “Вопросы экономики, №11, 1998




Содержание раздела