d9e5a92d

Уметь правильно одеваться.

Не начинайте сразу огрызаться, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы; покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным. Придерживайтесь принципа разумного эгоизма выполняя свои рабочие функции, не мешайте другим выполнять свои.
Работая в команде, не мешайте другим, не вмешивайтесь в процесс работы, не относящийся к Вашим должностным обязанностям. Не учите электрика устанавливать провода, если вы бухгалтер.

Уметь правильно одеваться.

По одежке встречают, по уму провожают. И хотя пословица подчеркивает, что главное есть ум, но встречают-то по одежке.

И от того, как выглядит работник, складывается впечатление о нем и в целом об учреждении. Самый главный принцип здесь - это то, что прежде всего каждый работник организации должен стремиться вписаться в окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент служащих своего уровня.
П.Карден Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и другими

Говорить и писать хорошим языком.

Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую.
Это означает, что все произносимое, а равно написанное менеджером и руководителем: будь то внутренние записки или любые письма, отправляемые за пределы организации кому бы то ни было -должно быть изложено хорошим языком, и все должно быть передано без ошибок. Умение четко выражать свою мысль обладает большим преимуществом.

Неумение же как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую.

Этические нормы организации и этика руководителя

Руководитель (менеджер) это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других это распределить между ними конкретные задания. От организаторских способностей менеджера зависит эффективность работы подчиненного ему подразделения и соответственно качество работы предприятия.

Если коллектив работает хорошо и качество его работы улучшается, то можно сделать вывод, что он работает под началом хорошего руководителя, который должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Но при этом не следует забывать, что ответственность за плохо выполненную или невыполненную работу несет руководитель данного подразделения как единоначальник. Эффективность организации работы обеспечивается, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты и доложены, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективной организации труда.
На авторитет менеджера и руководителя оказывает сильное влияние наличие высокой культуры общения, его внимательность, доступность изложения информации, умение создать товарищескую атмосферу доверия, вежливость и корректность, точность и ответственное отношение к данному слову.
Этические нормы в данном случае выступают в роли регулятора отношений в коллективе, который либо будет способствовать успешной деятельности организации по достижению её целей, либо будет создавать препятствия, вести к распаду организации.
Несомненно также, что любой руководитель должен быть до некоторой степени психологом, чтобы правильно сформулировать и донести до собеседника необходимую информацию, учитывая, что в процессе управленческой деятельности имеет место искажения смысла информации. Умение разбираться в людях одно из важных качеств сильного руководителя.

Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Руководителю нужно знать о своих подчинённых все, что может повлиять на процесс их работы и ее результаты.

Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т. е. добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей.
Люди, участвующие в процессе передачи и обработки информации, могут различаться по интеллекту, образованию, физическому и эмоциональному состоянию, что сказывается на понимании тех или иных сообщений.
Избежать обострения в отношениях между участниками информационного процесса руководителю помогут:

  • четкость и однозначность трактовок;
  • необходимые пояснения;
  • передача указаний без посредников;
  • контроль восприятия информации


ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ПОДЧИНЕННЫМИ Таблица 1

Вид отношений между руководителем и подчинёнными Поведение руководителя Содержание отношений между руководителем и подчинёнными
Автократ Демократ
Обратные связи Критикует Хвалит Подчинённые стремятся побыстрее узнать оценку своей работы от руководителя, который обязан вовремя и точно сделать это
Определенная доля свободы Приказывает Ставит цели Опираясь на глубокое изучение характера своих подчиненных, руководитель решает, какому работнику следует дать свободу действий, а какой должен
действовать по приказу
Отношение к работе Рассматривает усилия подчиненных как должное Хвалит за полученные результаты Руководитель, трезво оценивающий роль работы в жизни людей, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подчиненным четко определить место работы в их жизни
Ориентация на результаты
работы
Делает упор на сроки выполнения работы Делает упор на поощрение Хороший руководитель знает, как правильно оценить трудовые достижения подчиненного, принимая во внимание как сам результат, так и элемент трудового состязания в процессе труда
Повышен по службе Главное подчиненный должен все время быть на своем рабочем месте Стимулирует повышение эффективности и качества труда
подчиненного
Лучший путь сделать карьеру хорошо выполнять свои повседневные обязанности. Хороший руководитель намеками укажет на эту возможность тем, кто имеет на это шансы
Личное поведение Сугубо официальные отношения Демократизм общения Отношения между руководителем и подчиненными должны опираться на взаимность, но руководитель обязан относиться с предельным интересом и уважением ко всем подчиненным
<

p>

Культура речи среди правил общения с людьми играет особую роль. Она предполагает навыки и умение правильно сформулировать свои мысли, оптимальный темп речи, эмоциональную окраску слов, жестов, мимики.

Речь несвязная, невыразительная, содержащая штампы не способствует высокой эффективности общения, не убеждает людей, не запоминается. Недопустимым элементом речи руководителя является сквернословие. Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого нужно быть эрудированным человеком, умеющим убеждать, размышлять, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве. Нормы этичного поведения руководителя правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчинённым и внешнему окружению. В своём профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчинённых сотрудников (как, впрочем, и для сотрудников других подразделений, с которым связан вверенный руководителю отдел, а так же для внешних деловых партнёров).
Имея в виду личный пример, руководитель должен обладать следующими основными качествами:
организатор трудового процесса;
специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;
человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.
Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения служат способности и желание руководителя выполнять общие функции управления. К ним относятся: планирование, организация, стимулирование, регулирование, контроль.
представительской, т.е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т. п.);
мотивационной, т. е. функции проведения в подразделении эффективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т. п.;
консультативной, т. е. функции по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта помощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя содействовать сотрудникам.
Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста в своей области.
Руководителю следует знать и понимать, что разные люди будь то один человек или группа в разное время могут реагировать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т. п. Часто это происходит от того, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчинённые выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоуважение.
Общение начинается с формирования идеи, которая отражает наше представление о реальном мире. Реальный мир объективен и существует независимо от нашего сознания, однако его восприятие нами уникально и зависит от наших особенностей.
Различие восприятий вовсе не означает, что одно из них более объективно, чем другое. Каждый видит жизнь в своем свете.

Физик, воспринимая реальность, преимущественно извлекает логические и причинно-следственные связи. Лирик оттенки душевных переживаний.
Восприятие и картина мира зависят от образования, пола, культуры, душевного склада. Разные лица имеют разные картины реальности, что следует учитывать во время общения. Хороший руководитель служит для сотрудников примером высокопрофессионального поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельством того, как не надо руководить. Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным магнетизмом.

Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения.

Формы делового общения


Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения представляет собой коммуникативный процесс взаимного выражения психологического состояния и обмена информацией, то форма - это процесс взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Деловое общение возможно непосредственное (контактное) или опосредованное (косвенное). Формы непосредственного делового общения могут быть самыми различными: это беседы, собрания и производственные совещания, публичные выступления, приемы по служебным и личным вопросам, встречи для ответов на вопросы, переговоры, посещения цехов, предприятий и организаций.

  • Деловая беседа передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; стимулирование деловой активности и пр. Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.
  • Деловые переговоры основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.
  • Спор столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр.
  • Деловое совещание способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
  • Публичное выступление передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

К опосредованным формам коммуникации относят как письменные сообщения: деловые письма, распорядительные документы, так и телефонные переговоры. Следует заметить, что такая форма общения, как письменное сообщение, которое воспринимается только зрительно, менее эффективна, чем личный доклад, когда работает и зрение, и слух. Обусловлено это тем, что чем больше задействовано чувств в процессе получения информации, тем эффективнее процесс.

Вместе с тем, у письменного доклада есть свои достоинства: он позволяет менеджеру изучить представленные соображения в подробностях, равномернее распределить свое рабочее время. Удобен он тем, что здесь без спешки легче сформулировать и обосновать свою позицию. Что касается устного доклада, то он, будучи эмоционально окрашен, несет в себе больше информации. Противостояние непосредственного и опосредованного форм коммуникации неуместно.

Различные формы общения в большинстве своем невзаимосвязаны, и наиболее результативно их параллельное применение. Менеджеру необходимо сделать правильный выбор в целесообразности использования той или иной форм делового общения.

Управленческое общение

Характеризуя формы делового общения, необходимо выделить среди них такую достаточно специфическую форму, как управленческое общение.
Управленческое общение - общение с целью руководить людьми, т. е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении.
Функции управленческого общения:

  1. Отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать.
  2. Получить обратную (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания
  3. Дать оценку выполнения задания подчиненным.


Обратим внимание на то, что выдача менеджером распорядительной информации осуществляется наиболее чаще, чем оценка исполненного. От того, как отдается распоряжение, зависит и качество исполнительской деятельности. Важно здесь и то, что локальные конфликты, которые порой возникают между менеджером и подчиненным, носят не столько открытый, сколько скрытый характер и чаще происходят на первой стадии управленческого общения, т.е. при выдаче распорядительной информации. Ибо именно на этой стадии руководитель изменяет вид деятельности, действий, поведение другого.
Таким образом, управленческое общение - это не любое деловое общение, а его специфическая форма, связанная с управлением деятельностью подчиненных. Можно сделать следующее сравнение: Насколько Вы пользуетесь уважением в коллективе, настолько Вы и умеете общаться со своими коллегами по работе, с подчинёнными и руководителями.
Поэтому, оценивая вас с этой точки зрения, и с точки зрения коммуникабельности, можно судить о Ваших способностях к управленческому общению и умении вести деловую беседу.



Содержание раздела