d9e5a92d

Практика подбора управленческой "команды"

= формировать, проверять и использовать команду по особым правилам, о которых речь пойдет ниже; быть в ней лидером, поскольку существование оппозиционного лидера в команде слишком опасно; иметь в команде особый имидж, поощряющий и выделяющий именно данную группу лиц;
= поддерживать отношения легкой конфликтности между возможными конкурентами, чаще всего в среде опорных специалистов, формальных и неформальных оппозиционных лидеров, для чего необходимо быстро и точно менять имидж;
= постоянно поддерживать свой авторитет, во всяком случае, не уменьшать его, в обходе, в публичных выступлениях, на деловых переговорах, и так далее; для чего необходимо просто знать групповые мнения подчиненных;
= формировать мозговой центр управления, занимающийся вопросами стратегии, и иметь соответствующий имидж именно для работы с интеллектуалами;
= не реже раза в год испытывать организационные связи в группах на прочность, имитируя сложную ситуацию при своем отсутствии; лично поощрять отличившихся, поддерживать корпоративный дух коллектива, представительствовать, и так далее. Легко увидеть, что необходимость именно таких поведенческих актов накладывает ряд дополнительных ограничений па имидж руководителя, который, таким образом, включает в себя следующие, кик минимум, блоки:
- символы и стереотипы омассовления, права оценивать других по неясным для них критериям абстрактной системы власти, что лежит в основе известного феномена харизмы, иррационального оттенка авторитета руководителя;
- символы и стереотипы классического группового лидерства, так как, и противном случае, руководитель просто теряет свой статус;
- символы социальной конформности, признания фундаментальных правил игры группового общения;
- личные символы имиджа.
Системность объединения таких блоков, степень учета ситуации, личных качеств партнера по общению все это и есть степени свободы руководителя в построении имиджа и, в этом смысле, его индивидуальность, вариативность поведенческих выборов, ограничены. Такое, объективное существующее, ограничение не проходит даром и для психики руководителя.
Руководитель же имеет заметно меньше таких возможностей спрятаться в любое Мы, его имидж в центре внимания, и индивидуальность его подвергается потому сильным испытаниям. Видимо, все же права В. Л. Данилова, когда постулирует такую зависимость точно и грубо.

Я не хочу обманывать читателя, пишет она, развитие индивидуальности это не психологическая проблема [11].
Не случайно, скажем, одна из редких фобий руководителей полное отождествление, когда человек чувствует себя руководителем постоянно, даже дома, в одиночестве, на отдыхе, требуя от окружающих соответствующего обращения.
Поэтому кажутся наивными распространенные сейчас представления о том, что руководители есть абстрактные пассионарии, патологически тянущиеся к некоей абстрактной власти над людьми. Об этом свидетельствует, например, перечень наиболее абстрактных жалоб руководителей, который автор составил в ходе исследований из любопытства (1998-1999 гг., опрошено около 100 руководителей, критерием являлось наличие не менее 5 подчиненных, гг. Рязань, Владивосток, Тамбов):
- психологическое одиночество в рабочее время. Отметим, что, чем опытнее руководитель, тем чаще он приходит к выводу о нежелательности близких, интимных, отношений с подчиненными, что провоцирует зависть, слухи, конфликты в команде;
постоянное невротическое напряжение, связанное с жесткой необходимостью имиджа;
- плавное и неравноускоренное падение интереса к стратегическим вопросам из-за текучки и появления интеллектуальных конкурентов;
- психологическая усталостность от конкретных людей, особенно начальства;
- боязнь управленческой и психологической ошибки, потери работы, что часто ведет к неврозам.
Попробуем прокомментировать основные зависимости и тенденции формирования и использования имиджа руководителя на примере некоторых типичных управленческих ситуаций. Скажем, при параллельном опросе подчиненных и их руководителей выяснилась любопытная тенденция: последние ставили по уровню важности обход на 6-7 место в предложенном меню (12 вариантов: прием, представительство, обход, подбор команды и другое), тогда как подчиненные считают главным фактором оценки конкретного руководителя личное с ними общение, что прежде всего возможно на обходе (более 76% ответов).
Будем понимать под обходом одно из основных управленческих действий по контролю и регулированию жизни производства через личное общение руководителей с работниками на рабочих местах. В сущности, обход есть генеральная практика имиджа руководителя.



Между тем, когда автор просил руководителей назвать важнейшее для них управленческое действие (нестандартизированное интервью), лишь 20 % вообще вспомнили об обходе.
По наблюдениям автора, именно в обходе руководители чаще делают грубые психологические ошибки:
- встречаются на обходе с членами команды и, наоборот, избегают встреч с психологически трудными для них людьми;
- делают замечания подчиненным им руководителям в присутствии работников;
- обходят, без острой необходимости, все подразделения, без исключения;
- игнорируют факторы своего плохого самочувствия, раздраженности, и так далее.
Такие ошибки прямо показывают реальности практического использования имиджа людьми, которые по статусу обязаны быть профессионалами в этой области.
Не анализируя диалектику обхода с точки зрения технологии управленческих действий, что выходило бы за рамки разговора именно об имиджах, подчеркнем лишь особенности требований к структуре и функциям имиджа руководителя на обходе.
Во-первых, исходя из методологии мягкой волны практика обхода дает несколько морфем бытия имиджа:
- встреча-фрагмент, когда время беседы очень невелико, и цель применения имиджа вызвать симпатию к себе, или, по крайней мере, не ухудшить отношение к себе, путем обмена несколькими фразами. Здесь очень велика роль невербальных символов, которые должны вызвать у партнера ощущение открытости руководителя, его готовности к выслушиванию, помощи, развитию отношений;
- функционально-управленческая встреча, когда руководитель встречается с заранее намеченным кругом лиц для передачи информации или распоряжений;
- беседа, оформленная, как случайная. Подбор кандидатов для такой встречи идет заранее, из числа людей, наиболее нужных для руководителя, и, одновременно, психологически наиболее трудных.
Такая беседа есть важнейшее направление работы руководителя, поскольку его отношения с людьми важнейший фрагмент его благосостояния, так как хотя благосостояние и определяется как некоторое состояние человеческих чувств, оно может получить экономическое выражение и быть количественно измерено [16].
Быть готовым к таким беседам на обходе прямой долг опытного стремящегося иметь дневники имиджа для наиболее важных руководителей-членов команды, опорных специалистов, лидеров в микроколлективах. Такая готовность подразумевает умение терпеть недоброжелательность трудных людей, создавать постоянно упоминавшиеся фантомы общих целей, не допускать больших пауз в разговоре, знать болевые I точки партнеров, и так далее.
Все три вида ситуаций применения имиджа руководителя при обходе выражают, по мысли автора, необходимость проецирования общих законов организации власти па производстве па общение людей с разными социальными статусами и, следовательно, имиджей как стороны такого общения.
Такие зависимости легко отслеживаются и в особой области управления подборе и использовании команды руководителя.
Автору почти неизвестны, к сожалению, работы, фундаментально изучающие многосторонние и противоречивые проблемы команды. Примем рабочим определением команды внештатное, неофициальное подразделение, деятельность которого регламентируется только волей и целями руководителя, групповыми интересами и классическими эффектами группового поведения.
Существование таких подразделений, как правило, не афишируется, но на вопрос о мере необходимости ее в упоминавшихся исследованиях 73% руководителей со стажем до 3 лет отметили абсолютную полезность команды в управлении, со стажем от 3 до 10 лет около 80%, и почти 100% со стажем более 10 лет. Автор не раз был участником дискуссий о принципах подбора в команду.

Вариантов фундаментальных принципов такого рода немного: либо первым фильтром кандидатов (кадровый резерв) является компетентность (и тогда вероятны большие проблемы по части совместимости членов команды), либо симпатия, преданность руководителю (с вероятными проблемами с компетентностью). Исследуя более 30 кампаний подбора кадров в преуспевающие фирмы (система подбора старт), автор дипломного исследования пришел к выводу о соотношений симпатий руководителей к таким вариантом примерно 1:5.
Такая зависимость в подборе кадров команды отражена на 13, который, видимо, не требует особенных комментариев.

Практика подбора управленческой команды.

Думается, такое распределение не случайно. Команда не может иметь автономного лидера, она суть рычаг, способ совершенствования имиджа руководителя, чаще всего неизвестный реципиентам.

Недостаток идей и компетенции можно блокировать обучением или созданием параллельного мозгового центра интеллектуалов, не входящих в команду. Важность, приоритетность совершенствования имиджа руководителя отражена в распределении ролей в команде. Структура таких ролей подразумевает:
- -службу разведки, сбора информации, замыкающуюся, как правило, на кадровика, секретаршу или специально подобранного психолога (социолога), начальника отдела маркетинга;
- -службу генерации стратегических идей или связи с отдельным мозговым центром;
- -службы юридической экспертизы;
- -службу представительства и обеспечения деловых переговоров;
- -службы связи с государственными органами (крыша), а также несколько проверенных порученцев.
Более подробный разговор о феномене управленческой команды и других видах конкретных управленческих действий (деловые переговоры, особенно их современный вариант Гарвардского проекта, публичная речь, прием, планирование) выходит за пределы тематики раздела. Отметим лишь жесткие правила, установленные в ходе упоминавшихся опросов опытных руководителей: нельзя допускать параллельного лидерства, нельзя прощать утечки секретной информации, соблюдать в ней официальные статусы, надо выбрать открытый (тогда возможна высокая ротация кадров) или тайный (тогда падает эффективность использования) вариант ее бытия, и так далее.
Приведенных зависимостей, видимо, достаточно для общих выводов о роли управления в движении индивидуальных имиджей:
- управление подразумевает использование индивидуальных имиджей, и прежде всего имиджей руководителей, но не сводится к этому;
- общая система факторов воспроизводства имиджей лишь отчасти поддается управлению, корни управления и имиджей заметно отличаются;
- центральными и наиболее очевидными примерами использования имиджей в управлении является имидж и стиль управления руководителя, а также многие стороны конкретных управленческих действий;
- имиджи в системе управления достаточно пластичны, позволяя свободу воли человека;
- управление в целом выражает многовековой опыт приспособления общества вообще, и сферы его материального производства, в частности, к диалектике духовной жизни человека, и уже поэтому его эффективность может быть измерена лишь комплексно, вариантом чего является приводившийся в тексте метод треугольников Маслоу, и так далее.
Так или иначе, но, по представлениям автора, сам факт экономической детерминации человеческой жизни возможен только как готовность большинства людей к отчужденному совместному труду-готовности, показывающей важность управления как способа совместного бытия, но способа, который вовсе не отрицает известную мысль В. Шекспира: мы сделаны из того же вещества, что и наши сны.
Заключение.
Одной из печальных особенностей нашего времени стало все более частое употребление вопроса быть или казаться вместо вопроса стоит ли быть вообще. Умение психологически прятаться, мимикрировать, использовать ложные морфемы своей сути, чтобы достичь социального успехи стило общим местом выживания человеческой души в машинной цивилизации.

Такие процессы прямо провоцируют интерес к имиджа.
Рождение любого нового направления в движении науки связано, видимо, либо с тайной, темной логикой самой науки, либо с простой потребностью в таком направлении, что, по меткому замечанию Ф. Энгельса, движет науку быстрее десятка университетов.
О мощи общественной потребности в развитии имиджологии говорить не приходится: живя в граде земном, постоянно сталкиваясь с невеселым законом приоритетного саморазвертывания зла, что еще персы называли стрелой Аримана, мы вынуждены интересоваться имиджами, как простейшим способом психологической защиты, да еще дающим шанс на социальный успех.
Логика же науки значительно запутаннее. По мысли Т. Куна, вообще говоря, наука развивается парадигмами, когда познавательный потенциал фундаментальных открытий сначала развивается скачкообразно, а потом исчерпывается (парадигма Птолемея, Коперника, Ньютона). По представлениям автора настоящего дипломного исследования, фундаментальные представления об истине не накапливаются, а развиваются спиральными парадигмами, одновременно наследуя и отрицая предшествующие взгляды.

Кризисы, разрывы парадигм сопровождаются преувеличением роли математики, возникновением замкнутых псевдонаучных сект, мощными психологическими кризисами самих ученых, распространением мистики.
Становление имиджелогии потому является, видимо, как продолжением общих традиций социологического и социально-психологического знания, так и свидетельством статусного кризиса в естественных наук иначе трудно объяснить болезненную тягу к проблемам имиджа у астрологов, колдунов, экстрасенсов.
В условиях такого социального заказа многие ученые оказались людьми, любящими успех больше, чем исследования причин тяги людей к успеху, и ответили на такой заказ десятками достаточно сомнительных с точки зрения высокой науки прикладными рекомендациями о том, как завоевать расположение, узнать суть другого по его ладони, понравиться именно конкретному мужчине, а не святым отцам, и так далее.
Автор потому в данной работе предпринял попытку придать хоть какую-то упорядоченность теории среднего уровня, претендующей на понимание хотя бы некоторых фундаментальных свойств имиджа, которая, кажется, практически мало кого уже интересует. Об успехе такой попытки судить читателю работы, но, во всяком случае, без попыток такого рода имиджелогия просто не будет иметь ориентиров, отделяющих научные прикладные исследования от откровенных фальсификаций.

С этой целью в работе была принята логика восхождения от абстрактного, природы имиджей как способа существования духовной жизни общества, к конкретному, возможным социальным технологиям практического их конструирования.
Станут ли попытки формирования фундаментальных моделей природы имиджа магистральным направлением современной имиджелогии, покажет будущее
Реальных же направлений, по которым может пойти дальнейшее развитие имиджелогии, множество:
- уточнение и конкурентная борьба различных трактовок природы самого имиджа и его роли в жизни психики, социума и мира в целом;
- формирование конкретных теорий среднего уровня например, в изучении поколенческих имиджей, распределении качественных особенностей имиджей по половозрастным, расселенческим, демографическим признакам;
- учет психологии имиджей в нейропсихологии, социальной психологии, групповой психотерапии, и так далее;
- религию и уточнение психодиагностики, социологии межличностных коммуникаций, использование материалов имиджелогии и обучении, профилактике современных неврозов;
- развитие теорий нейролингвистического программирования как особого пограничного направления уже в самой имиджелогии;
- формирование целой индустрии имиджмейкерства, наработка систем банков компьютерных данных по психологии политической борьбы и эффективности ее конкретных приемов, и так далее.
Пока же можно с уверенностью отметить лишь одно практика современной имиджелогии показывает явно опережающее развитие коммерчески ориентированных и зачастую сомнительных и по методике и по трактовке результатов исследований. Став популярной во многом благодаря усилиям Д. Карнеги, имиджелогия до сих пор несет в себе отпечаток его несокрушимого, фатального прагматизма.
Думается, что движение исследовательской мысли по любому из таких направлений лимитируется неопределенностями в вопросе о сущностных характеристиках, атрибутах имиджа.
Напомним потому еще раз, для удобства читателя, и не прибегая уже к строгой системности и упорядочению логических последовательностей, наиболее важные теоретические ориентиры работы при описании генезиса и природы имиджей, не настаивая, естественно, на безальтернативности и окончательности принятых в работе гипотез.
Имиджи возникли, видимо, как особая сторона антропогенеза, выражающая одновременно и выгодность коллективизма, и боязнь экзистенциального одиночества, как смутного, фундаментального, неопредмеченного страха разума перед своей уникальностью в мире природы.
Иными словами, он возник, как духовная сторона объективно выгодного варианта социализации, показывающего диалектику формирования мотивации, неточного копирования стабильных образцов группового поведения, и особенно-поведения лидеров.
Согласно такой гипотезе, имиджи опредмечивают общее стремление людей к экономии психических сил и объяснений, блокированию тревожности, типичной для творческих состояний, к реализации врожденных миметических, актерских способностей-то есть стремление к стереотипизации, клишированию поведенческих реакций ради достижения социального успеха. Такое положение вещей отражается, разумеется, и в жизни групп, которые постоянно воспроизводят реальные стимулы описываемого социально-управленческого программирования, духовного клиширования поведения людей своими нормами и ритуалами.
Все формы социального общежития (ассоциации, группы, коллективы, социальные фрагменты, сословия) центрируют имиджи, фильтруют их по коду свой-чужой, стремятся закрепить привычку к имиджам в системе воспитания. Скажем, типичные детские эгоистические комплексы (анальный, оральный, Эдипов, и другие) основаны на выработке привычки следованию поведенческим образцам, учете простейших законов восприятия у другого, чтобы, использовать его в своих целях ради достижения успеха.
I Имиджи, как особые символьные морфемы социальной покорности, готовности принять групповые условия коммуникаций, выгодны уже потому, что позволяют быть психически защищенным, иметь символы принадлежности к группе, обещающей помощь и средства достижения стереотипных индивидуальных целей.
В них, таким образом, и согласно принятой гипотезе, пересекаются многие, но далеко не все, тенденции жизни психики и бытия социума, опосредованные ситуацией и мировоззрением, уровнем нравственности человека. Имидж естественен, он отражает опыт цивилизации, но не фатален, хотя блокировать его можно лишь фундаментальной нравственной работой; он выступает как бы равнодействующей процессов омассовления и личностного развития человека, которое трансформирует имидж, делает его ненужным.
Выбор между первым и вторым и определяет, видимо, актуальность затронутых в работе проблем, и будут ли разрабатываться приведенные возможные направления, или имиджелогия так и останется на задворках нашей науки покажет именно такой выбор, осуществленный в масштабе цивилизации. Пока первая тенденция определенно господствует, влияние массовидных эталонов поведения экспоненциально растет.
Сама структура имиджей показывает их роль, как особых коммуникаций, как закономерно повторяющихся цепей образов и символов социального поведения таковы отмечавшиеся в работе структурные блоки реклама, копия, призыв, жалоба. Эта система иерархизирована общей традицией духовной жизни общества, механизмами воспроизводства духовной власти лидеров, но опыт высокой духовности, опыт страданий и идеалов свободного творчества имиджи передают лишь негативно как символы их отрицания через клиишрование, стереотипизацию поведенческих выборов.

В этом смысле имиджи выражают духовный тыл общества, неистребимость социального усреднения колоссальной по масштабам человеческой психики, в том числе и чаще всего в виде откровенной агрессии филистерства, того духа капитализма, мощь и пошлость которого отмечал еще М. Вебер. Развитие, углубление такого положения вещей провоцируется политикой, системой масс-медиа, идеологией, традициями социального воспитания, все более мощной индустрией развлечений, рекламой, тогда как на другой чаше весов находится только вера, в том числе автора, в высокое предназначение человека.

Впрочем, ни такую веру, ни имиджи не стоит, видимо, мистизировать, придавать им вид каких-то совсем уж сакральных начал, поскольку, по меткой мысли Ф. Искандера, кто видит в небе ангелов, не видит в небе птиц.

Список использованной литературы.


  1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Политиздат, 1995 738 с.
  2. Аверьянов П. Я. Искусство задавать вопросы: заметки специалиста. М.: Сов. Россия, 1987. 219 с.
  3. Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений. М.. -МГУ, 1983. 138 с.
  4. Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие, Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
  5. Алексеев В. П. В поисках предков. М.: Сов. Россия, 1972. 204 с.
  6. Алексеев В. П. Становление человечества. М., Прогресс, 1984. 462 с.
  7. Алексеева В. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструктарий руководителю. М.: Технологическая школа бизнеса, 1997. 139 с.
  8. Американская социологическая мысль. / Под ред. Р. Мертона и др. М.: МГУ, 1994. 496 с.
  9. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997 432 с.
  10. Анциферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М.: Наука, 1974. 358 с.
  11. Аристотель. Сочинения. T. I. M.: Мысль, 1976. 550 с.
  12. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с
  13. Артемов В. А. Социальное время: проблемы изучения и использования. Новосибирск: Наука, 1987. 237 с.
  14. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.
  15. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 103 с,
  16. Ассаджиоли Р. Психосинтез: изложение принципов и руководство по технологии. М.: В. И., 1994. 280 с.
  17. Барнетт А. Род человеческий. М.: Мир, 1968. 1 25 с.
  18. Белаковский С. А. Методика и техника фокусного интервью. М.: Наука, 1993. 350 с.
  19. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 196 с.
  20. Бердяев Н. Эрос и личность. М.: Педагогика 1989. 246 с.
  21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют и игры. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  22. Бернс Р. Развитие Я концепции. М.: Прогресс. 1986. 420 с.
  23. Бестужев Лада И. В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений. М.: Наука 1993. 232 с
  24. Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни. СПб, 1998.
  25. Богомолов А. С. Буржуазная философия США XX века. М.: Мысль, 1974. 343 с.
  26. Бодалев А. А О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. 1994, 1, с. 122-127.
  27. Брудный А. А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. 64 с.
  28. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теорий изначальной индивидуальности в психодиагностике. // Вопросы психологии, 1994, 5, с. 5-12.
  29. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
  30. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических переживаний. М.: МГУ, 1984. 199 с.
  31. Вебер М. И. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 570 с.
  32. Великовский С. И. В скрытых лучах: групповой портрет с П. Элюаром. М.: Сов.писатель, 1987. 399 с.
  33. Зарайский Д. А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна, 1997 272 с.
  34. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М.: МГУ, 1990. 66с.
  35. Журавлев А. Л. Социальная психология личности о малых группах: некоторые итоги исследования. // Социологический журнал, 1993, 4, с. 4-16.
  36. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития психики. М.: МГУ, 1980. 157 с.
  37. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. / Под ред. Б. В. Егоровой-Гантмап. М.: Об-во Знание России, 1994. 265 с.
  38. История психологии. Период открытого кризиса /начало 10-х середина 20-х годов XX века/. Под ред. П. Я. Гальперина. А. Н. Ждана. М.: МГУ, 1992. 64 с.
  39. Как работают японские предприятия. Под ред. Я. Мендена и др. М.: Экономика, 1989. 262 с.
  40. Канамори X., Вада Д. Япония мировая экономическая держава. М.: Наука, 1986. 240 с.
  41. Карнеги Д. Напутствия и советы. М.: Книга, 1989. 127 с.
  42. Климова Т. В. Социальная идентификация. // Человек, 1995, 3, с. 26-36.\
  43. Князев Б. В. Социальная природа коллектива. М.: Знание, 1977. 39 с. 4 97.
  44. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. // Вопросы философии, 1994, 4-с. 110-127.
  45. Коломиец В. П. Становление индивидуальности: социальный аспект. М.: МГУ, 1993. 140 с.
  46. Корнилова Т. В. Диагностика личностных факторов принятого решения. // Вопросы психологии, 1994, 6, с. 94-110.
  47. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 583 с.
  48. Лефевр В. А. От психофизики к моделированию души, // Вопросы философии, 1990, 7, с. 25-35.
  49. Пономарев В. Л. Психология творчества. М.: Прогресс, 1976. 306 с.
  50. Принцип системности в психологических исследованиях. /Под ред. Заваташина Д. И. и др. М.: Наука, 1990. 184 с.
  51. Проблемы психодиагностики индивидуальных различий. / Под ред. Н. М. Нейсахова и др. Казань: Каз. ун-т, 1974. 241 с.
  52. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. В. Пузыря. М.: МГУ, 1987. 288 с.
  53. Результаты социологического опроса: Выборы мэра Тамбова. Тамбов, 1999.
  54. Русалов В. М. Пол и темперамент. // Социологический журнал, 1 993, 6, с. 55-56.
  55. Системный анализ механизмов поведения. Сб. науч. ст. Под ред. К. В. Судакова и др. М.: Наука 1979 360 с.
  56. Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. //Социс, 1994, 2, с. 13-23.
  57. Шерток Л. Непознанное в психике человека. Пер. с фр. Под ред. Ф. В. Бассина. М.: Правда 1982 301 с.
  58. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994. 320 с.
  59. Экспериментальная психология. Пер. с фр. Под ред. А. Н. Леонтьева М.: 1999.
  60. Etziont-Halevy E. Political manipulation and administrative power. A 4 comparative study. -L., Routledge Kegan Paul, 179. 190 p.
  61. Shaver R. Principles of Social Psychology. Winthrop Publishers Inc., Cambridge, Massachusetts, 1997.
  62. Stephan C. W., Stephan W. G. Two Social Psychologies. Wardworth Company, Belmont, California, 1990.
  63. NLP-The Wild Days 1972 1981 Terry McClendon Meta Publication 1989.


Содержание раздела