d9e5a92d

ПРИСУТСТВИЕ ОБСЕ В АЛБАНИИ


Особо активная работа ведется в местах с нерешенными проблемами беженцев и перемещенных лиц, касающимися собственности, места жительства, образования, амнистии. Наиболее важна было ее проведение в январе 1998г., когда правительство Хорватии восстановило власть в Дунайском регионе по истечению срока Переходной администрации ООН в Восточной Славонии, Бараньи и Восточном Сурмиуме (UNTAES). До этого ОБСЕ поддерживала работу UNTAES по развитию демократических институтов, процессов и механизмов на муниципальном, областном и государственном уровне.

После прекращения действия UNTAES ОБСЕ стала главной международной силой в Хорватии и расширила свою активность, взяв на себя обязательства по выполнению работы, ранее предпринимавшейся ООН.
После 15 октября 1998г., когда истек срок присутствия группы по поддержке полиции ООН, ОБСЕ взяла на себя роль наблюдателя за работой местной полиции в хорватском Дунайском регионе. Это первая подобная операция, предпринятая ОБСЕ.

1.4.ПРИСУТСТВИЕ ОБСЕ В АЛБАНИИ.
Решение о присутствии ОБСЕ в Албании было принято после начавшихся зимой 1997г. беспорядков в этой стране. Постоянный Совет принял постановление о создании «присутствия» 27 марта 1997г., работа была начата в Тиране 3 апреля того же года.
Присутствие было обеспечено для определения рамок, в соответствии с которыми другие заинтересованные международные организации могли бы сыграть свою роль в поддержке стабильности в Албании. Кроме того, Постоянный Совет специально направил представителей ОБСЕ (вместе с Советом Европы) для помощи албанскому правительству в демократизации, развитии независимой прессы, обеспечении уважения прав человека, подготовки и проведении выборов. Присутствие ОБСЕ наряду с другими миссиями внесло вклад в стабилизацию обстановки.

Оно помогло стране встать на путь демократизации, начав с попыток ассистировать и наблюдать за парламентскими выборами в июне и июле 1997г.
Позже присутствие обеспечило «гибкие рамки сотрудничества»12 международным представителям и албанскому правительству. Сотрудничество включало в себя гуманитарное и экономическое содействие, наблюдение за ходом парламентских процедур и содействие в выработке проекта Конституции. С сентября 1998г.

ОБСЕ вместе с Советом Европы возглавляет группу «Друзья Албании», которая объединяет страны и международные организации, оказывающие Албании финансовую, техническую и другую поддержку.
С началом обострения кризиса в соседнем Косово в 1998г. было принято решение о предоставлении присутствию ОБСЕ функции контроля за границей Албании и Югославии. Главное и несколько временных представительств были открыты в связи с этим в марте 1998г. Задачей является предоставление международному сообществу информации о ситуации на границе Албании и Косово.

1.5.МИССИИ ОБСЕ В КОСОВО, ВОЕВОДИНЕ И САНДЬЯКЕ.
Эти миссии были первыми развернутыми миссиями ОБСЕ. Миссия в Косово размещается в Приштине, миссия в Сандьяке в Нови Пазаре, миссия в Веводине - в Суботице. Все миссии ранее имели общий офис в Белграде.
Задачами миссий были поставлены: обеспечение диалога между представителями населения и общин в данных регионах, накопление информации о нарушениях прав человека, помощь в решении таких проблем, защита национальных меньшинств, свободные и демократические выборы. Это были первые попытки работы в данных сферах с помощью представительств на местах.
Мандаты миссий не были возобновлены югославским правительством в июне 1993г. Миссии были выведены, а их задачи взяла на себя наблюдательная группа в Вене. Несколько раз Постоянный Совет призывал правительство Югославии разрешить присутствие миссий (весной и летом 1998г.), но безрезультатно.

Что касается миссии в Косово, то присутствие ОБСЕ в данном регионе обеспечивает проверочная миссия ОБСЕ в Косово, насчитывающая 2000 человек.

2. БЫВШИЕ СОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ.
2.1.МИССИЯ ОБСЕ В ГРУЗИИ.
Она была создана в декабре 1992г. с целью обеспечения переговоров между сторонами конфликта в Грузии для достижения мирного политического урегулирования. Штаб-квартиры миссии находятся в Тбилиси, а с апреля 1997г. еще одно отделение было открыто в Цхинвали, южной Осетии. Персонал миссии насчитывает 18 человек.


По отношению к Грузии в целом задачами миссии являются обеспечение соблюдения прав человека и основных свобод, наблюдение за выборами и консультации по разработке новой конституции, обеспечение выполнения закона о гражданстве и создание независимой юриспруденции. Многие из этих целей уже достигнуты, часто через сотрудничество с Советом Европы, Верховным Комиссаром по делам национальных меньшинств и другими международными институтами. Также идет тесное сотрудничество с ООН и ее представительствами, неправительственными организациями. Миссия работает над урегулированием грузинско-осетинского конфликта, уменьшая разногласия между противниками и добиваясь политического согласования.

Работа ОБСЕ также связана с поиском пути определения политического статуса южной Осетии в составе Грузии. В дополнение к этому миссия следит за конфликтом в Абхазии. Ее роль в этом вопросе поддержана миротворческой активностью ООН в регионе.

2.2.ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБСЕ В ЧЕЧНЕ.
Решение о создании группы в Чечне было принято Постоянным Советом 11 апреля 1995г. после многочисленных консультаций и визитов в Грозный и Москву личного представителя председателя ОБСЕ. Группа приступила к выполнению своих обязательств 26 апреля. Она располагается в Грозном, насчитывает пять человек, но может быть увеличена до двенадцати (максимум).

Время ее пребывания в Чечне не ограничено.
Группа выполняет две основные функции - разрешение конфликта и послевоенная реабилитация. Во время войны она активно выполняла роль посредника между враждующими сторонами. Одной из первых целей миссии было обеспечение мирного разрешения конфликта и стабилизация ситуации в Чеченской республике на основе принципов территориальной целостности Российской Федерации и в соответствии с принципами ОБСЕ.

Группа также должна была обеспечивать соблюдение уважения к правам человека и основным свободам и фиксировать факты их нарушения, помогать в ускорении процесса построения демократических институтов, включая реставрацию местных органов власти, ассистировать в подготовке возможного нового конституционного соглашения, проводить и наблюдать за выборами, поддерживать создание механизмов, гарантирующих выполнение законов, обеспечение общественной безопасности и порядка.
Переговоры под эгидой ОБСЕ привели к подписанию 30 июля 1995г. Соглашения по военным вопросам, призывающего к немедленному прекращению военной вражды, освобождению пленных и выводу войск. Предполагалось, что выполнение соглашения будет обеспечиваться специальной наблюдательной комиссией, составленной из представителей ОБСЕ, России и Чечни. Однако выполнение соглашения было прервано последовавшими событиями, и вспомогательная группа оказалась в очаге военных действий.

Тем не менее, она осталась в Грозном, помогая в поисках пути мирного разрешения конфликта.
Глава группы, посол Швейцарии Тим Гулдиманн, предпринял огромные дипломатические усилия, сыгравшие свою роль в организации прямых переговоров между враждующими сторонами в мае 1996г. Вскоре после этого ОБСЕ участвовала в переговорах и подписании двух протоколов в Назрани, касающихся прекращения огня и остановки военных действий, мер по урегулированию вооруженного конфликта и образованию двух комиссий по розыску пропавших лиц и освобождению пленных. Эта работа была прервана боями в Грозном в августе 1996г., после чего группа выступила в качестве катализатора в процессе возобновления урегулирования между чеченскими и российскими властями.
Группа сыграла роль в организации президентских и парламентских выборов в Чечне в январе 1997г. После выборов она сосредоточила свои усилия на послевоенной реабилитации. Она включала в себя ускорение возвращения в Чечню организаций, оказывающих гуманитарную помощь, содействие в обмене пленными и захоронении трупов, наблюдение за соблюдением прав человека.

ОБСЕ также приняла участие в реконструкции экономики Чечни и ее инфраструктуры, проводила консультации для представителей местной власти.

2.3.ОБСЕ И НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ.
ОБСЕ учавствует в разрешении нагорно-карабахского конфликта с марта 1992г. 24 марта Совет Министров на внеочередном заседании в Хельсинки принял решение о созыве как можно скорее конференции под эгидой ОБСЕ для принятия решения по обеспечению мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном, начавшегося еще в 1988г. Предполагалось, что конференция пройдет в Минске, и в ней примут участие 11 стран - враждующие стороны (Армения и Азербайджан), Тройка ОБСЕ (на то время Чехословакия, Германия и Швеция), принимающая страна (Беларусь) и некоторые заинтересованные государства (Франция, Италия, Россия, Турция и США).

Конференция, однако, не была проведена из-за невозможности достижения согласия сторон, участвующих в конфликте. Предполагавшиеся участники, исключая Армению и Азербайджан, встречались в качестве так называемой «Минской группы», предпринимая попытки ускорить разрешение конфликта на основе резолюций Совета Безопасности ООН.



Содержание раздела