d9e5a92d

Отраслевая структура сельского хозяйства


Во-вторых, цена должна проходить проверку рынком на основе учета спроса, а на стадии производства следует определять лишь лимитные уровни. В-третьих, для достижения рыночного равновесия (что следует учитывать в ценообразовании) необходима балансировка товарных рынков с ресурсными. В-четвертых, структура оптовых и розничных цен должна быть приведена в нормальное состояние.

Использование до перехода к рынку межотраслевой модели сбалансированной системы оптовых цен как первого приближения к будущей системе рыночных цен, по рекомендации В. Леонтьева, позволило бы избежать резких экономических потрясений при переходе к нормальному рынку. Хотя рынок конкурирующих производителей может привести экономику к социально-экономическому равновесию, этот процесс будет затянут и чрезмерно расточителен из-за неправильно использованных ресурсов.
Универсальная, совершенная модель рыночного механизма, в том числе ценообразования, пока не изобретена. Но для выхода на мировой рынок предстоит решать проблему совершенствования системы цен, расчетов рыночных цен равновесия, эластичности, нахождения оптимального сочетания цен фиксированных, регулируемых и свободных, степени косвенного воздействия государства на цены.
Важнейшее значение в решении проблемы благосостояния имеют продовольственные программы (в социально-экономическом и экологическом плане). От решения проблемы оптимального питания зависит реализация генетического потенциала индивидов, социальных групп, наций.
Бедствия народа с низким уровнем дохода на душу населения и высокой смертностью вызывают самую серьезную тревогу. Преодоление такого положения неразрывно связано с созданием развитого продовольственного рынка страны, что связано с необходимостью повышения эффективности сельскохозяйственного производства, создания новых форм хозяйств, в том числе фермерских. Известно, что фермерские хозяйства наиболее приспособлены к росту отраслевой производительности труда, вырабатывают механизмы удешевления продукта, роста благосостояния потребителя, что важно в переходный период в условиях кризиса недопроизводства.
От обеспеченности продовольствием зависит политическая стабильность в обществе. В условиях социальной и политической напряженности переходного периода государство должно способствовать сохранению стабильных цен на родовольствие, субсидируя их. Об этом писал Дж. Гэлбрейт, приезжая в Россию в 1991 г. Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей инфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам, и поэтому в результате либерализации цены на сельскохозяйственную продукцию могут быть очень высокими.

Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения России ведет к росту доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие.
Оптимальный путь решения продовольственной проблемы видится в расширении инвестиций в сельское хозяйство, повышении урожайности сельскохозяйственных продуктов с уже обрабатываемых площадей, а также в совершенствовании системы распределения.
В целях решения продовольственной проблемы, например, Дж. Уорнок предполагает развитие как "движение к полной реализации человеческого потенциала всех индивидов, то есть осуществление эгалитарного идеала на уже достигнутом уровне материального производства".*

* Warnok J.W. The politics of hunger: the global food system. Toronto.

1987. P. 21.

Отраслевая структура сельского хозяйства меняется под воздействием индивидуализации спроса, развития потребностей и предпочтений индивида. Фермерский сектор испытывает сильное ценовое и организационно-экономическое давление конкуренции. Усиление качественных аспектов конкуренции в сфере переработки и сбыта способствует снижению отношения расходов на продовольственные товары к доходу, повышению качества продовольствия, удешевлению производства. Эта приспособленность фермерства на Западе является результатом концентрации в фермерском секторе массового производства относительно однородных продуктов.



В результате основные функции по снижению совокупных затрат в сельском хозяйстве выполняют именно фермерские хозяйства. С учетом сложившихся условий развитие фермерства в нашей стране представляется необходимым в период перехода к рыночной экономике.
При анализе данного вопроса особое внимание уделяют полезности продуктов сельского хозяйства, ориентирующегося на дифференцированное и постоянно меняющееся потребление индивидов. Игнорирование этих изменений в потреблении может привести к неверной оценке роли отдельных звеньев в удовлетворении потребностей индивида и общества в целом.
В условиях перехода к рынку, кризиса недопроизводства представляет несомненный интерес анализ спроса через косвенную функцию полезности, которая может быть использована для составления выпуклой программной модели с минимальным количеством значений косвенной функции полезности.*

* Collaborative Paper. (Luxemburg. Austria). 1983.

March. P. 1.

Проблема динамики спроса тесно сопряжена с эффективностью сельского хозяйства в условиях рыночных отношений. Спрос доминирует над межсекторным обменом, регулирует цены на продовольствие, что демонстрирует анализ динамических моделей общего рыночного равновесия. Рынок призван ликвидировать отсутствие права распоряжаться своим товаром, слабую координацию промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, их экономическую обособленность от потребителя, практическое отсутствие механизма, связывающего производство и потребление.
Одним из важнейших аспектов благосостояния индивида является его занятость в общественном производстве. При переходе к рынку так же, как и в рамках функционирования развитого рыночного механизма, неизбежна безработица. Но если общество ставит целью достижение целей индивидуального благосостояния, обеспечение эффективной и стабильной занятости должно являться одной из главных задач экономической политики.
Причина безработицы, по мнению Ф. Хайека, кроется в отклонении от равновесных цен и заработков, которые сложились бы в условиях стабильного рынка и стабильных денег. Безработица связана с несовпадением распределения факторов производства между отраслями и распределения спроса на продукцию этих отраслей, что вызвано искажением системы соотношений цен и заработков. Высокий и стабильный уровень занятости достигается созданием рынка, установлением соответствия спроса и предложения в каждом секторе экономики.
Особенности ситуации с занятостью в нашей стране заключаются в плюрализме форм собственности, вызванном низкой эффективностью использования ресурсов. Задача заключается в том, чтобы найти такие формы и границы связи индивида с частью общественного богатства, при которых он воздействовал бы на эффективность использования ресурсов. Для смягчения влияния спонтанных рыночных сил необходима монетарная и фискальная политика. Первая призвана регулировать спрос на рынке капиталов, обеспечить стабильность стоимости денег.

Цель второй заключается в ликвидации бюджетного дефицита.
Начальный этап перехода к рыночным отношениям определяет формирование новых, не всегда положительных тенденций в мобильности рынков труда, понижая интенсивность перераспределения рабочей силы на постоянную и временную работу. Вследствие кризисных явлений, спада производства и сокращения рабочих мест повышается вероятность устойчивой безработицы. Усиление несбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, ухудшение условий реализации права на труд и доходы связано с дальнейшим углублением различий и понижением уровня экономического благосостояния.

В связи с этим возникает проблема создания такой модели управления занятостью, которая сочетает эффективноM использование трудовых ресурсов с механизмом социальной защищенности населения. Это предполагает макрорегулирование структуры рабочих мест, максимальную свободу партнеров в выборе вида труда и места жительства.
Современное состояние экономики, возможность появления массовой безработицы выдвигает на первый план проблему сокращения предложения рабочей силы, пересмотра границ совокупного фонда рабочего времени, сокращение продолжительности рабочей недели, неполную занятость, гибкий режим рабочего времени (в развитых странах Запада численность работающих неполное рабочее время составляет 25-55%, у нас — 1%).
Главное — не допустить массовой безработицы, так как в России в условиях низкого уровня экономического благосостояния это будет социальным бедствием. Необходим массовый охват молодежи профессиональным образованием, что "позволит государству активно влиять на безработицу. Следует увеличить рабочие места в торговле, общественном питании, здравоохранении за счет строительства новых предприятий, расширять частный сектор в сфере услуг, стимулировать самозанятость.
В условиях перехода к смешанной рыночной экономике, где имеет место недостаточный совокупный спрос, следует стимулировать инвестиционную деятельность предприятий. Смысл инвестиций заключается не в гарантии полной занятости, а в создании возможностей. Мировая практика показывает, что для того, чтобы в условиях рынка предприятия функционировали в соответствии с мотивом прибыли, и в этих условиях была обеспечена долговременная занятость, ежегодные темпы роста дохода от капитала должны находиться на уровне 3—6%. Капитал при этом целесообразно расходовать: 1) на выплату социальных дивидендов всем членам общества; 2) на финансирование инвестиций, которые не под силу отдельным предприятиям.

В первую очередь это относится к развитию инфраструктуры, связанной с производством общественных благ.

Интересные записи



Содержание раздела